Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 03:12, реферат
Италия - развитая капиталистическая страна, расположенная в центре Средиземноморья, на юге Западной Европы и фокусирующая в себе не только многие типичные черты природы, хозяйственной, политической, культурной жизни, но и важнейшие проблемы обоих регионов. По уровню развития экономики относится к наиболее развитым странам.Современная Италия, хотя и не относится к числу великих держав, оказывающих решающее воздействие на ход мировых событий, все же по масштабам хозяйственной деятельности входит в семерку крупнейших капиталистических государств мира
1. Место Италии и ее транспорта в современном мировом хозяйстве .
2. Природные условия и природные ресурсы страны .
3. Развитие транспорта .
4. Общая характеристика хозяйства характеристика промышленности, характеристика сельского хозяйства
5. Хозяйственные связи Италии, осуществляющиеся через
речные и морские порты
6. Характеристика транспорта (современная ):
наземных видов и воздушного транспорта .
речного и морского .
характеристика портов .
7. Перспективы развития транспорта Италии и ее портов .
8. Схематические карты
физико-географических условий
транспортной сети и промышленности
9. Список использованной литературы .
Контейнеровозы
и контейнеро-трейлеровозы (ро-ро ).
На 1 июля 1083 г. в составе этой группы
было 6 судов общей валовой
Пассажирские, паромные
и другие грузопассажирские суда.
В торговом флоте Италии насчитывается
25 крупных пассажирских судов общей
валовой вместимостью 533,3 тыс. рег. тонн.
В составе этой группы 157 паромных
и других грузопассажирских судов общей
валовой вместимостью 337,8 тыс. рег. тонн,
которые в основном используются для обслуживания
внутренних перевозок, и лишь незначительная
их часть работает на ближних международных
линиях в зоне Средиземного моря.
Торговый флот
Италии пополнялся новыми судами преимущественно
итальянской постройки. Размещение заказов
за границей допускается лишь на отдельные
крупнотоннажные суда, для строительства
которых в Италии нет достаточного оборудования,
опыта и по другим причинам. По данным
на март 1983 г, Италия по тоннажу строившихся
судов для своего национального флота
занимала 5-е место (после Великобритании,
Либерии, Японии и Норвегии).
Хозяйство Италии.
Италия вступила
на путь капиталистического развития
позже, чем Великобритания и Франция,
- в конце XIX века, после политического
объединения, закончившегося в 1870 году.
Однако экономическое развитие страны,
тормозившееся сильными пережитками феодализма,
нищетой крестьянства, слабостью топливно-сырьевой
базы, шло медленно.
Накануне первой
мировой войны Италия оставалась отсталой
аграрной страной. Только Северная Италия
выделялась более высоким уровнем экономического
развития: здесь сложилась развитая промышленность,
более интенсивным было сельское хозяйство.
Несмотря на
экономическую слабость, итальянская
буржуазия приняла активное участие в
борьбе за передел мира. Политика гонки
вооружений дала толчок развитию тяжелой
промышленности. Большое развитие получили
новые отрасли- автомобильная, авиационная,
электротехническая, химическая( в частности,
производство искусственного шелка). Вторая
мировая война нанесла экономике Италии
большой ущерб. Тем не менее в послевоенный
период итальянская промышленность развивалась
довольно высокими темпами. Рост промышленного
производства в большей степени обусловлен
притоком иностранного капитала.
Италия по своему
экономическому положению занимает
промежуточное положение между
наиболее экономически развитыми капиталистическими
странами во главе с США и ФРГ
и странами со средним уровнем
развития производительных сил. По доле
в капиталистическом промышленном производстве
мира (5% в 1985 г.) она стоит на пятом месте
после США, Японии, ФРГ и Франции. Но по
размерам национального дохода на одного
жителя Италия уступает не только этим
странам, но и многим другим, превосходя
в Западной Европе лишь Грецию, Испанию
и Ирландию.
Так же как и
в других высокоразвитых странах, в
Италии промышленность является ведущей
сферой экономики, хотя в ней занята
меньшая часть экономически активного
населения, чем в интенсивно и непропорционально
растущей сфере услуг. Стоимость промышленной
продукции вчетверо превышает стоимость
продукции сельского хозяйства, в которое
ежегодно вкладывается в 5,5 раза меньше
капитала, чем в промышленность. Промышленные
изделия резко преобладают в итальянском
экспорте.
Значительная
часть национальных богатств Италии
находится в руках монополий,
11 из них входят в число крупнейших
концернов мира. Они господствуют
в химической и электротехнической
промышленности (“Монтэдисон”), в автомобильной
(ФИАТ), а также в резинотехнической (“Пирелли”).
В то же время
в стране существует великое множество
средних, мелких и мельчайших фирм,
главным образом в легкой и
пищевой промышленности, а также
в производстве бытовой электротехники,
оборудования для переработки синтетических
материалов, в некоторых подотраслях станкостроения.
Начиная с 70-х годов заметна тенденция
к сокращению крупных и повышению роли
мелких и средних фирм и предприятий.
Итальянское государство
активно и в различных формах
вмешивается в экономику страны : его специализированные
органы участвуют в акционерных обществах
в качестве держателей контрольного пакета
акций, создаются промышленные предприятия
в соответствии с различными государственными
программами. Государство стало крупнейшим
в стране предпринимателем. Особенно сильны
его позиции в энергетике, металлургии,
судостроении. Ему принадлежат многие
предприятия легкой промышленности. Национализированы
и крупнейшие банки. По темпам развития
государственный сектор превосходит развитие
итальянской экономики в целом. В современных
условиях вмешательство государства в
экономику не сводится к тому, чтобы помогать
отдельным монополистическим объединениям
развивать наименее прибыльные или требующие
особенно больших капиталовложений отрасли.
Основная цель государственного вмешательства
- обеспечить непрерывность процесса воспроизводства,
сохранить и укрепить капиталистическую
систему в стране.
Новой важной особенностью
развития государственно-
Правительство
Италии поощряет приток иностранного
капитала, который играет важную роль
в хозяйстве страны. Большая часть инвестиций
направлена в машиностроение, химию и
энергетику, значительная доля вкладывается
в сферу услуг. Преобладает капитал из
США, Франции, ФРГ, Великобритании, Швейцарии,
Лихтенштейна.
Многие стороны
хозяйственной жизни Италии определяются
ее участием в ЕЭС. Сформировавшаяся в
пределах ЕЭС специализация производства
заставила итальянскую экономику приспособиться
к новым условиям рынка и ускорила ее структурные
преобразования. В системе общего рынка
Италия выступает как страна-импортер
промышленной продукции (главным образом
машин и оборудования) и второстепенных
продуктов питания (фруктов, овощей, вина)
и в то же время как страна-импортер основных
продуктов питания и главных видов минерального
и сельскохозяйственного сырья для своей
промышленности.
Как и в других
странах, в Италии хозяйство развивается
стихийно и неравномерно. “Экономическое
чудо” 60-х годов, когда по темпам
индустриального развития Италия уступала
только Японии, оказалось недолговечным.
За ним последовал спад и затем жесточайший
энергетический и общеэкономический кризис
1973-1975гг. В 1982 г. хозяйство страны вновь
вошло в полосу кризиса: сокращается валовый
национальный продукт (-1,2% в 1983 г.), усиливается
инфляция, уменьшается объем внешней торговли,
уровень личного потребления населения,
растет безработица, стоимость жизни.
Загрузка мощностей промышленности- была
в 1983 г. самой низкой за весь послевоенный
период - 71%.
Начиная с кризисных
70-х годов в Италии распространилось
новое явление - так называемая скрытая
экономика: во многих отраслях в обход
коллективных договоров, налогового законодательства
и т.д. действуют нигде не зарегистрированные
предприятия. на них трудятся безработные,
женщины, заинтересованные в неполном
рабочем дне или надомной работе, учащиеся
и пенсионеры, нуждающиеся в дополнительном
заработке. Сохраняет всю свою остроту
вековая проблема непропорционального
развития отдельных частей страны, контраст
между уровнем экономического и социального
развития Северной и Южной Италии.
Общая характеристика
промышленности.
Общее состояние,
темпы и характер развития итальянской
экономики определяются ее важнейшей
сферой - промышленностью, на которую
приходится около 2/5 занятых в хозяйстве
и такая же доля национального
дохода. Италия выделяется крайне низкой
долей добывающей и высокой долей обрабатывающей
промышленности в числе занятых, основном
капитале и особенно в общей стоимости
промышленной продукции. Это объясняется
отсутствием в стране сколько-нибудь значительных
запасов наиболее важных полезных ископаемых.
Итальянская обрабатывающая
промышленность работает в основном
на импортном сырье. Преобладает
тяжелая индустрия, основная роль в
которой принадлежит
В результате происшедшей
в последние десятилетия
На ввозимой
морским путем нефти выросла самая
мощная в Западной Европе нефтеперерабатывающая
промышленность. Италия- один из крупнейших
экспортеров нефтепродуктов в Западной
Европе. Энергетический кризис заставил
искать пути экономии энергоресурсов
в целом и нефти в частности. В 80-х годах
суммарная мощность нефтеперерабатывающей
промышленности Италии сократилась с
206 млн.т. сырой нефти в год в 1980 г. до 150
млн.т. в 1983 г., несколько заводов было закрыто.
Жизненно важную
роль в хозяйстве страны играет электроэнергетика.
Установленная мощность электростанций
в сумме составляет 49.4 млн.кВт, из них 64,4%
приходится на тепловые электростанции,
32% - на ГЭС и ГАЭС, 2,6% - на атомные и 1% - на
геотермальные. Ежегодно в стране вырабатывается
180-190 млрд. кВт.ч электроэнергии. Большую
часть электроэнергии получают на тепловых
электростанциях, работающих главным
образом на мазуте, первое место им уступили
ГЭС, так как водные ресурсы почти полностью
исчерпаны. В последние годы в Италии предпочитают
строить гидроаккумуляционные станции.
Италия была пионером в строительстве
ГАЭС (1908 г.). Почти одновременно появились
и первые в мире геотермические электростанции
(1905 г). В 60-х годах Италия одна из первых
начала строить крупные АЭС. В стране действуют
4 АЭС общей мощностью 1,4 млн. кВт.
Зависимость от
импорта топлива и сырья очень
существенна в черной металлургии.
В 1986 г. в стране было выплавлено 10,3
млн.т. чугуна и около 22 млн.т. стали.
По выплавке стали Италия занимает
5-е место. Размещаются металлургические
заводы либо вблизи портов, либо тяготеют
к рынкам сбыта - крупным центрам машиностроения.
Именно в портовых центрах расположены
четыре крупнейших в стране комбината
полного цикла, принадлежащих государственному
объединению “Финсидер” (Генуя- Корнильяно,
Пьомбино, Неаполь-Баньоли и Таранто. Большинство
сталеплавильных и сталепрокатных заводов
сконцентрировано в старых индустриальных
городах Северо-Запада. В предгорьях Альп
и альпийских долинах размещаются электрометаллургические
предприятия. На мировой рынок итальянская
черная металлургия выходит главным образом
с тонкой холоднокатной сталью и стальными
трубами. По производству труб Италия
занимает 4-е место в мире. В последние
годы итальянская черная металлургия
испытывает значительные трудности в
своем развитии в связи с тем, что “Общий
рынок “ под давлением США решил ограничить
сталеплавильное производство в странах
“десятки”.
В производстве
цветных и легких металлов выделяются
те отрасли, которые лучше обеспечены
местными рудными запасами,- выплавка
алюминия, свинца, цинка и ртути.
В кризисные годы выплавка алюминия снизилась
с 274 тыс.т в 1986 до 194 тыс.т в 1988 г. Большинство
алюминиевых заводов расположено на богатом
электроэнергией Северо-Востоке.
Свинцово-цинковая
промышленность перерабатывает привозные
полиметаллические руды и местные. Энергоемкая
выплавка цинка размещается вблизи крупных
электростанций (в городах Порто-Маргере,
Монтепони, Порто-Весме, Кротоне). Свинцовоплавильные
заводы группируются в основном на Сардинии,
поблизости от месторождений полиметаллических
руд.
В последние
годы Италия уступила Испании мировое
первенство по производству ртути. Это
древнейшее производство было перестроено
в соответствии с экологическими
требованиями и на сегодняшний день
производится около 2 тыс.т. в год.
Используя богатые
залежи доломитов Италия вышла на одно
из первых мест в мире по производству
магния. В 1986 г. было добыто 85 тыс. т. магниевых
руд и выплавлено 7,8 тыс.т. магния.
Ведущая отрасль
итальянской промышленности - машиностроение.
В нем занято 2,2млн.человек, оно дает
1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности
и 2/5 итальянского экспорта. Италия- один
из крупнейших поставщиков автомобилей
на мировой рынок. По размерам производства
стоит на 5-м месте. Машиностроение отличается
высокой концентрацией производства и
капитала и находится в руках немногих
крупных объединений, выпускающих сложную
и разнообразную продукцию. Наиболее развито
экспортное машиностроение (производство
автомобилей, электровозов, вагонов, судостроение).
Большую часть автомобильного производства
монополизировал концерн ФИАТ - самая
мощная из частных фирм в Италии и одна
из крупнейших монополий мира. Заводы
концерна рассеяны по всей стране и выпускают
малолитражные и микролитражные легковые
автомобили, грузовики, автобусы, различные
двигатели, самолеты, суда, локомотивы,
тракторы, оборудование для метрополитена,
электростанций, аэропортов.
Немного места
в автомобильном производстве оставил
ФИАТ другим фирмам - “Феррари”, “Мазерати”,
“Лянча”, государственной компании
“Альфа-Ромео”. Почти все заводы расположены
в промышленных центрах Севера. Несколько
заводов выпускают мотоциклы и мотороллеры.
На одном из первых мест в мире стоит Италия
по выпуску велосипедов и мопедов.
В глубине веков
теряются истоки итальянского судостроения.
Развитие этой традиционной отрасли обусловлено
историческими причинами и географическими
условиями. В последние годы резко сократились
заказы на танкеры, требуется больше контейнеровозов,
судов смешанного типа, специализированных
судов для подводного бурения и подводных
исследований.