Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:59, курсовая работа
Цель работы –выявить пути повышения использования транзитного потенциала Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность транзитного потенциала;
рассмотреть структуру транзитного потенциала Республики Беларусь;
проанализировать динамику транзитных грузопотоков в Республике Беларусь и сопредельных государствах;
выявить направления развития транзитного потенциала страны.
- влияние конфигурации транспортных сетей на загрузку магистральных дорог.
1.2 Транзитный потенциал транспортной системы Республики Беларусь
Беларусь имеет исключительно выгодное географическое положение в трансъевропейской системе и является связующим и кратчайшим путем между Востоком и Западом. Этим обусловливается определяющая роль транспорта и связи в экономике республики.
Транспортный сектор, удельный вес которого в ВВП страны составляет 7,2 % (2011 г.) [4], обеспечивает значительные поступления в доходную часть бюджета за счет транзитных услуг, способствует развитию внутренней и внешней торговли и вносит вклад в платежный баланс страны, в котором по статье «услуги» имеетcя положительное сальдо [5].
Транспортные услуги осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным видами транспорта.
Ведущее положение в транспортной системе республики занимает железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт также имеет прочные позиции как в транспортной системе республики, так и на европейском рынке транспортных услуг.
Железнодорожный транспорт. Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги (БЖД) составляет 5,5 тыс. км. Наиболее значимые железнодорожные узлы – Минск, Молодечно, Орша, Барановичи, Гродно, Волковыск, Лида, Лунинец, Брест, Гомель, Жлобин, Калинковичи, Могилев, Осиповичи, Кричев, Витебск, Полоцк – обслуживают соответствующие центры республики, работая на 2–6 направлениях.
Благоприятные условия для
перевозки грузов и пассажиров создает
двухпутная электрифицированная
Основные транспортные потоки проходят в направлениях на восток – в Россию и страны Азиатского региона, на север – в порты Балтийского моря, на запад – в страны Европы и на юг – в страны Черноморского региона.
Пограничная инфраструктура
дороги на западных границах развита
с учетом того, что здесь стыкуются
железнодорожные линии с
Для обеспечения всего
комплекса транспортных услуг дорога
имеет на пограничных переходах
необходимые обустройства, способные
переработать всю номенклатуру перевозимых
грузов. Основные перегрузочные мощности
расположены в Брестском и
Гродненском железнодорожных
В системе грузового хозяйства магистрали ведущим является Брестский перегрузочный район, центральное место в нем отводится станции Брест – Северный. Здесь перегружаются различные грузы из вагонов западноевропейской колеи шириной 1435 мм в вагоны колеи шириной 1520 мм.
Особое внимание уделяется контейнерным перевозкам – как транзитным, так и экспортно-импортным, внутриреспубликанским. На станциях имеется более 20 контейнерных терминалов по переработке крупнотоннажных контейнеров, 7 из них (Барановичи-Центральные, Брест-Северный, Витебск, Колядичи (Минск), Лида, Пинск, Орша-Восточная) имеют обустройства для переработки не только 20-футовых, но и 40-футовых контейнеров, а также 19 терминалов по переработке среднетоннажных контейнеров.
Большое внимание уделяется
не только техническому оснащению терминалов,
но и совершенствованию
Дорога располагает большим
парком крупнотоннажных и
Белорусская железная дорога
активно сотрудничает с железными
дорогами России, Польши, Германии, Литвы
в реализации ряда проектов по организации
перевозок грузов специализированными
контейнерными и грузовыми
Одним из приоритетных направлений интеграции Белорусской железной дороги в общеевропейскую транспортную сеть является ее сотрудничество с международными транспортными организациями – Советом по железнодорожному транспорту государств СНГ и стран Балтии, Межправительственной организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международным Союзом железных дорог (МСЖД), Форумом Трейн Европ, Координационным советом по Транссибирским перевозкам.
С 1996 г. Беларусь является полноправным членом Европейской конференции министров транспорта. В республике созданы и успешно функционируют Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) и Белорусская ассоциация международных экспедиторов (БАМЭ).
Автомобильный транспорт играет важную роль в экономике республики.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в республике составляет более 85 тысяч километров, 74 тысячи из которых – дороги с твердым покрытием.
Перевозка пассажиров автобусами
по регулярным маршрутам в республике
в городском, пригородном и междугородном
сообщении осуществляется в основном
автотранспортными
За последние годы широкое
развитие получили транзитные перевозки
грузов через территорию Беларуси.
Они стали стратегически
Дорожное хозяйство. В Беларуси создана близкая к оптимальной разветвленная сеть автомобильных дорог, позволяющая обеспечивать непрерывную круглогодичную связь практически со всеми населенными пунктами. Протяженность сети дорог общего пользования составляет 83 тыс. км. Основную роль играют дороги республиканского значения (протяженность около 15,4 тыс. км), по которым перевозится более 70% всех грузов.
Республика Беларусь находится на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с Востоком, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Территорию Беларуси пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад – Восток) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IXБ.
Автомобильная дорога М-8/Е-95 граница Российской Федерации – Витебск – Гомель – граница Украины пересекает территорию республики с севера на юг, имеет протяженность 456 км и является участком Критского транспортного коридора IX, который соединяет Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию. Ответвление этого коридора IХБ Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда – Калининград имеет протяженность по территории Беларуси 468 км и обеспечивает выход из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда.
Важнейшим по значению объектом
дорожного строительства стала
реконструкция кольцевой дороги
вокруг Минска, которая является ответвлением
Критского транспортного
Автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест – Минск – граница Российской Федерации является участком Критского коридора II Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород, соединяющего Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Этот коридор определен Европейским союзом как высший приоритет среди Критских коридоров в связи с важным значением проходящих по нему торговых потоков между Востоком и Западом. Протяженность его по территории республики составляет 609 км.
Авиатранспорт. В Республике Беларусь имеется сеть аэропортов, из которых проложены авиатрассы в более чем 30 городов СНГ, а из главной воздушной гавани страны – международного аэропорта Минск-2 – выполняются рейсы в ряд городов Европы, Азии, Америки и Африки.
Крупнейшая национальная компания «Белавиа» с 1997 г. является членом Международной ассоциации авиаперевозчиков (ІATA). Она выполняет регулярные полеты в Австрию, Великобританию, Германию, Египет, Израиль, Ирландию, Италию, Кипр, Латвию, Польшу, Турцию, Чехию, Швецию и другие страны. Компания «Белавиа» интегрирована в современную структуру европейских авиаперевозок и имеет специальные коммерческие соглашения с 48 авиакомпаниями. Компания постепенно переходит на зарубежную авиатехнику, в большей степени отвечающую требованиям безопасности и экологичности. Это позволяет наращивать перевозку пассажиров.
Компания «Трансавиаэкспорт» специализируется на перевозках грузов в страны Европы, Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Водный транспорт является составной частью транспортного комплекса Республики Беларусь и обеспечивает перевозки грузов и пассажиров на внутренних водных путях (протяженность около 2 тыс. км) в приречные пункты, переработку грузов в 10 речных портах, расположенных в бассейнах всех судоходных рек республики – Припяти, Днепра, Сожа, Березины, Немана, Западной Двины.
По территории республики проходит водный путь международного значения Буг – Припять – Днепр – Черное море, по которому перевозятся различные грузы. Речные порты Гомель, Бобруйск, Брест, Мозырь имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки грузов, следующих в смешанном сообщении. Речной флот Беларуси сегодня – это современные транспортные суда и суда специального назначения.
Портовое хозяйство оснащено
высокопроизводительными
В структуру водного транспорта входят судостроительные предприятия, которые строят и ремонтируют суда и другие плавсредства. Располагая современной производственной базой, судостроительно-судоремонтные заводы выпускают суда стальные различного назначения дедвейтом до 3000 т, суда алюминиевые пассажирские на подводных крыльях пассажировместимостью 53 человека, несамоходные суда, предназначенные для перевозки большегрузной техники и оборудования, навалочных и других грузов в труднодоступные районы.
На Речицком судостроительно-судоремонтном заводе с 1999 г. ведется строительство первого в республике судна для морского плавания. Республика Беларусь, являясь внутриконтинентальным государством, создает собственный морской торговый флот и осваивает новые грузопотоки экспортных грузов в страны дальнего и ближнего зарубежья.
Трубопроводный транспорт. Национальная сеть трубопроводов включает газопроводы и нефтепроводы с ответвлениями, которые связывают республику с Россией, Украиной, Литвой и Польшей. Природный газ импортируется из России транзитом в Литву, Украину и страны Западной Европы газопроводами протяженностью 1700 км. На территории республики расположены 6 компрессорных станций. Общая протяженность нефтепроводов, проходящих по территории республики, составляет свыше 3000 км. Используются они для импорта сырой нефти на нефтеперерабатывающие заводы республики и для транзита российской нефти в страны Западной Европы. Нефтепроводы представлены мощными, высокопроизводительными системами «Дружба» (Куйбышев – Унеча – Мозырь – Брест, Унеча – Полоцк, Мозырь – Броды – Ужгород, Полоцк – Вентспилс); Сургут – Полоцк [6].
Таким образом, Республика Беларусь имеет достаточно развитую транспортную систему, необходимую для транзитных перевозок грузов, товаров, пассажиров. Однако, накопленный потенциал транспортного комплекса Беларуси имеет определенные не использованные резервы для гарантированного обслуживания экономики республики. Так, например, железнодорожный транспорт при наличии соответствующего спроса на перевозки грузов, мог бы их перевезти в три раза больше. Провозные возможности автомобильного транспорта республики используются на 70 – 75 процентов. Пропускная способность автомобильных дорог по основным направлениям используется только на одну треть. Соответственно, основной задачей, стоящей перед правительством сегодня является привлечению дополнительных транзитных грузопотоков за счет совершенствования законодательной базы, модернизации транспортной инфраструктуры и развития международного сотрудничества в области транзита.
Информация о работе Транзитный потенциал Республики Беларусь