Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:59, курсовая работа
Цель работы –выявить пути повышения использования транзитного потенциала Республики Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность транзитного потенциала;
рассмотреть структуру транзитного потенциала Республики Беларусь;
проанализировать динамику транзитных грузопотоков в Республике Беларусь и сопредельных государствах;
выявить направления развития транзитного потенциала страны.
Организуются новые контейнерные поезда. Так, с марта 2011 г. организовано движение контейнерного поезда из Чунцин (Китай) в Дуйсбург (Германия). Маршрут поезда проходит по территории Китая, Казахстана, России, Беларуси, Польши и Германии. Срок доставки груза из Чунцин в Дуйсбург составляет 16 – 18 суток.
С сентября 2011 г. так же организована доставка автокомплектующих ВМW из Лейпцига (Германия) в Шеньян (Восточный Китай). Перспективным представляется и пилотный проект по организации перевозок прямым ускоренным поездом из Китая в Бельгию через Казахстан, Россию, Беларусь, Литву, Польшу и Германию.
Ожидается, что в результате
проведения вышеуказанной работы по
привлечению транзитных грузопотоков
в 2011 г. железнодорожным транспортом
будет перевезено транзитом дополнительно
к уровню 2010 г. 5,0 млн. тонн грузов, а
общий объем транзитных перевозок в 2011 г.
составит порядка 50,0 млн. тонн – 51,0 млн.
2.2 Автомобильный транспорт
Выгодное географическое положение Республики Беларусь и наличие на ее территории достаточно развитой, отвечающей требованиям международных стандартов транспортной инфраструктуры по сравнению с сопредельными странами, способствуют развитию транзитных перевозок через ее территорию.
Основной поток транзитного автомобильного транспорта через территорию Республики Беларусь проходит по двум международным транспортным коридорам, определенным по международной классификации под номером II (Запад – Восток) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IX Б.
Анализ объема транзитного потока автомобильного транспорта через территорию Республики Беларусь в 2010 г. показал, что автомобильными перевозчиками из 39 государств выполнено 1073879 поездок грузовых автомобилей транзитом через территорию Республики Беларусь (с учетом данных по белорусско-российскому участку границы). Данный показатель на 249499 единиц или на 29,2 % выше уровня, достигнутого в 2009 г. (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7 – Количество транзитных поездок иностранных грузовых автомобилей через территорию Республики Беларусь за 2005 – 2010 годы
В первом полугодии 2011 г. тенденция роста количества поездок грузовых автомобилей, принадлежащих иностранным перевозчикам, продолжилась. За этот период автомобильными перевозчиками из 46 государств выполнено (без учета данных по белорусско-российскому участку границы) 311598 транзитных поездок грузовых автомобилей, что на 19,2 % больше, чем за аналогичный период 2010 г.
Наибольшее количество транзитных поездок, как правило, выполняют перевозчики из государств, сопредельных с Республикой Беларусь. Так, в 2010 г. (с учетом данных по белорусско-российскому участку границы) перевозчиками Российской Федерации выполнено 424580 поездок или 39,5 % от общего их количества, перевозчиками Польши – 350406 поездок или 32,6 %, перевозчиками Литвы – 162594 поездки или 15,1 %, перевозчиками Украины – 31953 поездки или 3,0 % (рисунок 2.8).
Рисунок 2.8 – Структура транзитных поездок иностранных грузовых автомобилей через территорию Республики Беларусь в 2010 г. в разрезе государств регистрации перевозчиков
В первом полугодии 2011 г. (без учета данных по белорусско-российскому участку границы) перевозчиками Российской Федерации выполнено 126602 поездок или 40,6 % от общего их количества, перевозчиками Польши – 86034 поездки или 27,6 %, перевозчиками Литвы – 46874 поездки или 15,0 %, перевозчиками Украины – 10526 поездки или 3,4 % (рисунок 2.9).
Рисунок 2.9 – Структура транзитных поездок иностранных грузовых автомобилей через территорию Республики Беларусь в первом полугодии 2011 г., в разрезе государств регистрации перевозчиков
На темп роста количества поездок грузовых автомобилей, принадлежащих иностранным перевозчикам в первом полугодии 2011 г., оказало влияние их снижение на 9,7 %, произошедшее в июне 2011 г. по отношению к маю этого же года (рисунок 2.10).
Рисунок 2.10 – Динамика изменения количества транзитных поездок через территорию Республики Беларусь грузовых автомобилей, принадлежащих иностранным перевозчикам
С похожей динамикой в первом полугодии 2011 г. выполнялись транзитные перевозки грузов автомобильным транспортом и по маршруту Литва – Латвия. Так, по данным Таможенной службы Латвии, за январь – июнь 2011 г. через латвийско-российскую границу выполнено 75780 поездок грузовых автомобилей, что на 14,1 % больше, чем за аналогичный период 2010 г. При этом количество таких поездок в июне составило 13656, что на 3,6 % меньше чем в мае, но на 10,5 % больше чем в июне 2010 г. (рисунок 2.11).
Рисунок 2.11 – Динамика количества транзитных поездок грузовых
автомобилей через территорию Латвии в 2010 г. и в первом полугодии 2011 г.
Снижение количества транзитных
поездок иностранных
Общий объем транзитных перевозок грузов автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь (по данным таможенной статистики) в 2010 г. составил 11,169 млн. тонн, что, соответственно, на 20,7 % и 11,7 % выше уровня, достигнутого в 2009 г. (9,252 млн. тонн) и 2008 г. (10,0 млн. тонн) (рисунок 2.12).
Рисунок 2.12 – Объем перевозок грузов автомобильным транспортом транзитом через территорию Республики Беларусь за 2008 – 2010 годы
Объем перевозок транзитных перевозок грузов автомобильным транспортом через территории Украины и Латвии так же увеличился в 2010 г. и составил 4,649 млн. тонн и 1,955 млн. тонн что, соответственно, на 36,9 % и 34,4 % выше уровня, достигнутого в 2009 г. (9,252 млн. тонн) и 2008 г. (10,0 млн. тонн) (рисунок 2.12).
Тенденция роста объема транзитных перевозок грузов автомобильным транспортом продолжилась и в первом полугодии 2011 г. За этот период общий объем транзитных перевозок грузов автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь (по данным таможенной статистики) составил 6,236 млн. тонн, что на 11,1 % выше уровня, достигнутого за аналогичный период 2010 г. (5,603 млн. тонн).
Наибольшая часть общего
объема транзита автомобильным транспортом
(10,498 млн. тонн или 94,0 % в 2010 г. и 8,627 млн. тонн
или 93,2 % в 2009 г.) проходит через территорию
республики по направлению Запад – Восток.
Главным образом это грузы, которые перевозятся
в/из Российской Федерации (Приложение
Б).
В первом полугодии 2011 г. по направлению Запад – Восток и обратно перевезено 5,968 млн. тонн или 93,0 % от общего объема транзитных перевозок автомобильным транспортом через территорию республики (Приложение В).
Для сравнения общий объем транзита в этом направлении по маршруту через Литву и Латвию (минуя Республику Беларусь) в 2010 г. составил 1,955 млн. тонн, а в первом полугодии 2011 г. – 1,191 млн. тонн, что соответственно в 5,4 и 5,0 раз меньше, чем через территорию Республики Беларусь.
Общий объем транзита через территорию Украины в 2010 г. составил 4,649 млн. тонн, а в первом полугодии 2011 г. – 2,289 млн. тонн, что соответственно в 2,3 и 2,7 раза меньше, чем через территорию Республики Беларусь.
В направлении Север – Юг через территорию республики проходит порядка 6 – 8 % общего объема транзита автомобильным транспортом (0,671 млн. тонн или 6,0 % в 2010 г., 0,625 млн. тонн или 6,8 % в 2009 г., 0,433 млн. тонн или 7,6 % в первом полугодии 2010 г. и 0,375 млн. тонн или 8,1 % в первом полугодии 2009 г.) (Приложения Б и В). Главным образом это грузы, которые перевозятся в/из Украины, Российской Федерации (Северо-Западный федеральный округ и Калининградская область) и государств Балтии [7].
ГЛАВА 3
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНЗИТНОГО
Динамичный темп развития рыночной экономики, а также ожидаемое вступление Республики Беларусь в ВТО, развитие интеграционных процессов в рамках Таможенного Союза Беларуси, России, Казахстана и рост конкуренции в сфере транзитных перевозок ставят новые задачи перед экономикой страны.
Мировой опыт свидетельствует,
что рост экономики приводит к
значительному росту объемов
грузоперевозок, как внутренних, так
и международных и транзитных.
Но в условиях недостаточной развитости
транспортной и логистической
Для увеличения объемов транзитных
перевозок грузов по территории Республики
Беларусь необходимо проведение постоянной
и целенаправленной работы по созданию
благоприятных для этого
Эта работа должна проводиться как в рамках мероприятий Государственной программы, так в рамках иных программных документов. Первоочередное внимание при этом должно уделяться совершенствованию таможенного законодательства, внедрению современных информационных технологий таможенного контроля, развитию транспортной инфраструктуры.
Для совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей условия транзита, необходимо:
Для сокращения времени простоя транспортных средств за счет совершенствования технологии таможенного контроля, в первую очередь, необходимо:
Помимо вышеизложенных факторов,
на привлекательность маршрутов
транзитных перевозок через территорию
Республики Беларусь оказывает значительное
влияние уровень развития транспортной
инфраструктуры, предназначенной для
оказания всего спектра услуг
по транзиту и, в первую очередь, транспортно-логистических.
Для развития всей транспортно-логистической
системы, необходимо реализовать
ряд мер, направленных на либерализацию
системы ценообразования в
Важную роль для увеличения
транзитных перевозок играет также
и международное
Развитие международного сотрудничества в области транзита необходимо для обеспечения интеграции Республики Беларусь в общую европейскую транзитную систему, что позволит, в свою очередь, создать благоприятные условия для привлечения:
– дополнительных объемов
транзита автомобильного, железнодорожного,
воздушного и трубопроводного видов
транспорта, передачи электроэнергии,
а также трафика электросвязи,
проходящего коммутируемым
– инвестиций на развитие и модернизацию транзитной инфраструктуры.
Инвестиции на развитие и модернизацию транзитной инфраструктуры будут направляться, в первую очередь, на обеспечение устойчивости и безопасности ее функционирования за счет обновления и модернизации основных производственных фондов всех отраслей, обеспечивающих транзит через территорию республики.
Информация о работе Транзитный потенциал Республики Беларусь