Сборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Сборка коробки передач проводится
в последовательности, обратной разборке. |
2. При этом учтите, что пружина
22 (см. рис. Привод переключения передач) шарика
фиксатора штока вилки заднего хода отличается
от других упругостью, она окрашена в зеленый
цвет или имеет кадмиевое покрытие. |
3. При установке картера сцепления
с передней крышкой коробки передач отверстие
в передней крышке должно быть расположено
так, как показано на рисунке Внутренний вид картера сцепления. |
4. Перед установкой рабочую поверхность
сальников покройте смазкой ЛИТОЛ-24. |
5. При сборке вторичного и промежуточного
валов пользуйтесь оправками 41.7853.4028, 41.7853.4032,
41.7853.4039. |
|
6. При установке стопорного кольца
шестерни заднего хода используйте оправку
41.7816.4069 (2), как показано на рисунке (1 –
запорное кольцо, 3 – пружинная шайба,
4 – шестерня заднего хода вторичного
вала). |
|
Снятие и установка
коробки передач
Эластичная муфта
соединения карданного вала с коробкой
передач
|
1 – болты крепления
фланца карданного вала к эластичной
муфте;
2 – гайки болтов крепления фланца вторичного
вала коробки передач к эластичной муфте;
3 – приспособление А.70025;
4 – эластичная муфта;
5 – поперечина задней подвески двигателя |
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите автомобиль над
смотровой канавой или на подъемник, поставьте
упоры под передние колеса и вывесьте
задний мост с одной или с двух сторон. |
2. Отпустите стояночный тормоз
и установите рычаг переключения передач
в нейтральное положение. |
3. Отсоедините провода от аккумуляторной
батареи. |
4. Снимите передний коврик пола
и наружный чехол рычага переключения
передач, затем снимите пластмассовую
крышку и уплотнитель. |
5. Нажмите вниз на стержень 32
(см. рис. Коробка передач) рычага и отверткой
или каким-либо другим заостренным инструментом
выньте запорную втулку 36 из канавки на
стержне рычага и снимите стержень. |
6. Отсоедините подвеску труб
и глушителей в задней части автомобиля,
а затем трубу глушителей от приемной
трубы. |
7. Отсоедините хомут крепления
приемной трубы к коробке передач. |
8. Ключом 02.7812.9500 отверните гайки
крепления приемной трубы глушителей
к выпускному коллектору и снимите трубу
вниз. |
9. Отверните нижние болты крепления
крышки картера сцепления. |
10. Отсоедините провод соединения
с “массой” от картера сцепления и провода
от выключателя фонаря заднего хода. |
|
11. Отцепите оттяжную пружину
1 от вилки 5 выключения сцепления и снимите
шплинт 4 с толкателя 6. Отсоедините рабочий
цилиндр 8 от картера сцепления. При этом
цилиндр 8, соединенный с трубопроводом,
идущим к главному цилиндру привода выключения
сцепления, остается на автомобиле, что
исключает потерю тормозной жидкости
и необходимость последующей прокачки
гидравлического привода выключения сцепления
(2 – контргайка, 3 – регулировочная гайка
тяги, 7 – болт крепления рабочего цилиндра
к картеру сцепления). |
12. Снимите кронштейн безопасности
карданного вала. Отсоедините гибкий вал
спидометра от привода спидометра. |
13. Наденьте на эластичную муфту
4 (см. рис. Эластичная муфта соединения карданного
вала с коробкой передач) хомут А.70025
и затяните его. Это облегчит снятие и
последующую установку эластичной муфты. |
14. Отверните гайки 2 и, прокручивая
карданный вал, удалите болты крепления
эластичной муфты 4 к фланцу вторичного
вала коробки передач (см. рис. Эластичная муфта соединения карданного
вала с коробкой передач). Опустите
и отведите в сторону передний карданный
вал с муфтой. |
15. Отверните шарнирным торцевым
ключом 02.7812.9500 болты крепления стартера
к картеру сцепления и снимите его. |
16. Отверните болты крепления
крышки картера сцепления. |
17. Отсоедините опору задней подвески
двигателя от поперечины, а затем снимите
поперечину, поддерживая коробку передач
снизу. |
18. Поставьте под картер коробки
передач специальную подставку на гидравлическом
подъемнике. Шарнирным торцевым ключом
А.55035 отверните болты крепления и снимите
коробку передач вместе с картером сцепления,
сместив ее к задней части автомобиля
так, чтобы извлечь первичный вал коробки
передач из переднего подшипника и из
ступицы ведомого диска сцепления. |
19. Установка коробки передач
производится в порядке, обратном снятию. |
20. Перед установкой нанесите
тонкий слой смазки ЛСЦ-15 (ЛИТОЛ-24) на шлицевой
конец первичного вала и отцентрируйте
оправкой А.70081 ведомый диск сцепления
(см. рис. Центрирование ведомого диска сцепления
с помощью оправки А.70081). |
|
Коробка передач
Коробка передач
1 – нижняя крышка;
2 – пробка отверстия для проверки уровня
масла;
3 – шестерня II передачи промежуточного
вала;
4 – шестерня III передачи промежуточного
вала;
5 – промежуточный вал (блок шестерен);
6 – передний подшипник промежуточного
вала;
7 – болт зажимной шайбы;
8 – зажимная шайба переднего подшипника
промежуточного вала;
9 – шестерня постоянного зацепления промежуточного
вала;
10 – упорная шайба пружины синхронизатора
IV передачи первичного вала;
11 – первичный вал;
12 – передняя крышка;
13 – сальник первичного вала;
14 – задний подшипник первичного вала;
15 – картер сцепления;
16 – картер коробки передач;
17 – сапун;
18 – шестерня постоянного зацепления
первичного вала;
19 – игольчатый подшипник переднего конца
вторичного вала;
20 – зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
21 – скользящая муфта синхронизатора
IV и III передач;
22 – блокирующее кольцо синхронизатора
III передачи;
23 – пружина синхронизатора III передачи;
24 – шестерня III передачи вторичного вала;
25 – шестерня II передачи вторичного вала;
26 – ступица скользящей муфты синхронизатора
I и II передач;
27 – вторичный вал;
28 – шестерня I передачи вторичного вала;
29 – втулка шестерни I передачи вторичного
вала; |
30 – промежуточный
подшипник вторичного вала;
31 – шестерня заднего хода вторичного
вала;
32 – стержень рычага переключения передач;
33 – упорная подушка;
34 – упругая втулка;
35 – дистанционная втулка;
36 – запорная втулка;
37 – наружный чехол рычага переключения
передач;
38 – внутренний чехол рычага переключения
передач;
39 – сферическая шайба шаровой опоры рычага;
40 – рычаг переключения передач;
41 – сальник заднего подшипника вторичного
вала;
42 – фланец эластичной муфты карданного
вала;
43 – гайка заднего конца вторичного вала;
44 – уплотнитель центрирующего кольца
элаастичной муфты карданного вала;
45 – центрирующее кольцо эластичной муфты
карданного вала;
46 – задний подшипник вторичного вала;
47 – ведущая шестерня привода спидометра;
48 – привод спидометра;
49 – задняя крышка коробки передач;
50 – вилка включения заднего хода;
51 – промежуточная шестерня заднего хода;
52 – шестерня заднего хода промежуточного
вала;
53 – ось промежуточной шестерни заднего
хода;
54 – шестерня I передачи промежуточного
вала;
55 – магнит;
56 – магнитная пробка |
Привод переключения
передач
1 – вилка включения заднего
хода;
2 – оттяжная пружина рычага переключения
передач;
3 – направляющая чашка рычага;
4 – шаровая опора рычага;
5 – рычаг переключения передач;
6 – сферическая шайба;
7 – пружина рычага;
8 – стопорное кольцо;
9 – запорная втулка демпфера;
10 – упругие втулки демпфера;
11 – дистанционная втулка демпфера;
12 – упорная подушка демпфера;
13 – стержень рычага переключения передач; |
14 – вилка выключения
III и IV передач;
15 – вилка включения I и II передач;
16 – шток вилки включения I и II передач;
17 – шток вилки включения III и IV передач;
18 – шток вилки включения заднего хода;
19 – блокировочные сухари;
20 – крышка фиксаторов;
21 – втулка;
22 – пружина фиксатора;
23 – шарик фиксатора;
24 – задняя крышка коробки передач;
25 – включатель фонаря заднего хода;
26 – дистанционная втулка штока вилки
заднего хода |
На автомобиле устанавливается
в основном четырехступенчатая коробка
передач (см. рис. Коробка передач),
а на части автомобилей – пятиступенчатая
с синхронизаторами на всех передачах
переднего хода.
Четырехступенчатая коробка передач состоит
из первичного 11, вторичного 27 и промежуточного
5 валов, картера 16 и механизма переключения
передач.
Первичный вал 11 изготовлен как одно целое
с шестерней 18 постоянного зацепления.
Он вращается на двух шариковых подшипниках,
передний запрессован в гнездо торца коленчатого
вала, задний подшипник 14 помещен в картере
коробки передач и уплотняется сальником
13.
Вторичный вал 27 установлен в трех подшипниках.
Передний игольчатый подшипник 19 установлен
в расточке первичного вала, средний подшипник
30 – шариковый, запрессован в гнездо картера
16 коробки передач, задний подшипник 46,
размещенный в гнезде задней крышки 49,
уплотняется сальником 41. На вторичном
валу свободно расположены шестерня 28
первой передачи, шестерня 25 второй передачи,
шестерня 24 третьей передачи; они находятся
в постоянном зацеплении с одноименными
шестернями промежуточного вала.
На переднем конце вторичного вала имеются
три шлица, на которых расположена ступица
скользящей муфты 21 синхронизатора III
и IV передач. Ступица 26 скользящей муфты
I и II передач связана с валом аналогично.
Шестерня 31 заднего хода крепится на валу
шпонкой. На задней шейке вала размещена
ведущая шестерня 47 привода спидометра.
Фланец 42 эластичной муфты карданного
вала насажен на шлицы вала и фиксируется
гайкой 43.
Промежуточный вал 5 изготовлен как одно
целое с блоком шестерен и опирается на
два подшипника; передний подшипник 6 –
шариковый, фиксируется на валу шайбой
8 и болтом 7, задний подшипник – роликовый,
цилиндрический. На шлицах вала расположена
шестерня 52 заднего хода.
Промежуточная шестерня 51 заднего хода
свободно вращается на оси 53, запрессованной
в отверстиях картера коробки и его задней
крышки 49.
Синхронизаторы всех передач имеют одинаковую
конструкцию. Каждый из них состоит из
ступицы 26, муфты 21, блокирующих колец
22 и пружин 23.
Ступица жестко связана с вторичным валом.
На внешних шлицах ступицы расположена
скользящая муфта. Блокирующее кольцо
своим внутренним венцом соединяется
с венцом синхронизатора шестерни какой-либо
передачи переднего хода и постоянно поджимается
в сторону скользящей муфты.
Переключение передач осуществляется
при помощи механического привода, состоящего
из трех штоков 16, 17, 18 (см. рис. Привод переключения
передач), на которых закреплены вилки
14, 15, 1, входящие в выточки скользящих муфт
синхронизаторов передач переднего хода.
А вилка 1 входит в кольцевую выточку промежуточной
шестерни заднего хода.
Пятиступенчатая коробка передач изготовлена
на базе четырехступенчатой. Пятая передача
расположена в полости задней крышки 24
(см. рис. Задняя часть пятиступенчатой
коробки передач), форма которой в
связи с этим изменена. На задней части
вторичного вала 1 одной шпонкой крепятся
ведомая шестерня 2 заднего хода и ступица
3 муфты синхронизатора V передачи.
Шестерня 8 пятой передачи вращается на
втулке 10. Привод пятая ступень получает
от блока 23 шестерен, который насажен на
шлицы промежуточного вала 25 и крепится
на них болтом 22. Дополнительной опорой
для блока шестерен является роликовый
цилиндрический подшипник 21.
Разборка, контроль,
ремонт и сборка главного и рабочего
цилиндров
ЛАВНЫЙ ЦИЛИНДР
Детали главного цилиндра
|
1 – корпус;
2 – стопорная шайба;
3 – штуцер;
4 – прокладка;
5 – колпачок;
6 – стопорное кольцо;
7 – поршень толкателя;
8 – уплотнительное кольцо;
9 – поршень главного цилиндра;
10 – пружина |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Выверните пробку, снимите защитный
колпачок 5 корпуса цилиндра и стопорное
кольцо 6. Это позволит вынуть из корпуса
поршень 7, уплотнительное кольцо 8, плавающий
поршень 9 с уплотнительным кольцом и возвратную
пружину 10 поршня. |
2. Зеркало цилиндра и наружная
поверхность поршня не должны иметь повреждений
и рисок. Внутренний диаметр исправного
главного цилиндра должен быть
|
3. Проверьте состояние возвратной
пружины поршня и замените ее, если она
потеряла упругость. |
4. Замените уплотнительные кольца. |
5. Проверьте защитный колпачок
на заднем конце цилиндра и, если колпачок
поврежден, замените его новым. |
6. Перед сборкой аккуратно очистите
и промойте детали тормозной жидкостью.
Не допускайте попадания на детали минерального
масла, бензина, керосина или дизельного
топлива, так как от этих веществ разбухают
резиновые уплотнения. |
7. После проверки всех деталей
соберите главный цилиндр в порядке, обратном
разборке; причем все части цилиндра смазывайте
тормозной жидкостью или жидкостью для
консервации НГ-213. |
|
РАБОЧИЙ ЦИЛИНДР
Детали цилиндра привода выключения сцепления
(рабочего цилиндра)
|
1 – корпус;
2 – штуцер;
3 – колпачок;
4 – толкатель;
5 – уплотнительное кольцо;
6 – поршень;
7 – уплотнительное кольцо;
8 – тарелка;
9 – пружина;
10 – шайба;
11 – стопорное кольцо |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Выверните пробку, снимите защитный
колпачок 3 вместе с толкателем 4, выньте
поршень и разберите его, предварительно
сняв стопорное кольцо 11. |
2. После разборки аккуратно промойте
и проверьте все части, как это указано
для главного цилиндра. Не допускается
установка деформированного толкателя. |
3. После проверки приступите
к сборке (порядок обратный разборке),
смазывайте детали жидкостью для гидропривода. |
|
Снятие и установка
сцепления
Центрирование ведомого
диска сцепления с помощью
оправки А.70081
|
1 – маховик;
2 – сцепление в сборе;
3 – оправка А.70081 |
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Предварительно снимите коробку
передач (см. подраздел 5.2.2). |
2. Отверните болты и снимите кожух
сцепления в сборе с нажимным диском. При
этом нельзя поднимать этот узел за упорный
фланец нажимной пружины. |
3. Очистите и продуйте сжатым
воздухом нажимный и ведомый диски сцепления. |
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установка сцепления производится
в обратном порядке. |
2. Проверьте состояние подшипника
в торце коленчатого вала двигателя, при
необходимости замените подшипник. |
3. Проверьте состояние шлицев
на ступице ведомого диска и первичном
валу коробки передач, шлицы очистите
и смажьте тонким слоем консистентной
смазки ЛСЦ-15 или ЛИТОЛ-24. |
4. Расположите ведомый диск выступающей
частью ступицы с кольцевой канавкой в
сторону коробки передач и отцентрируйте
диск относительно подшипника оправкой
А.70081, имитирующей шлицевой конец первичного
вала коробки передач (см. рис.Центрирование ведомого диска сцепления
с помощью оправки А.70081). |
|
Регулировка привода
выключения сцепления
Педаль и главный
цилиндр привода сцепления
1 – корпус главного
цилиндра;
2 – перепускное (компенсационное) отверстие;
3 – прокладка штуцера;
4 – штуцер;
5 – стопорная пружинная шайба;
6 – поршень главного цилиндра;
7 – уплотнительное кольцо;
8 – поршень толкателя;
9 – крючок;
10 – ось педалей;
11 – кронштейн педалей сцепления и тормоза;
12 – пружина сервопривода педали сцепления; |
13 – оттяжная
пружина педали сцепления;
14 – ограничитель хода педали сцепления;
15 – педаль сцепления;
16 – толкатель поршня;
17 – защитный колпачок;
18 – стопорное кольцо;
19 – впускное отверстие;
20 – уплотнительное кольцо (кольцевой
клапан);
21 – перепускное отверстие поршня;
22 – рабочая полость цилиндра;
23 – пружина;
24 – прокладка;
25 – пробка |