Устройство ВАЗа 2105

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:15, курс лекций

Описание

Курс лекций с картинками и кратким описанием по устройству ВАЗа 2105

Работа состоит из  1 файл

2105.docx

— 2.09 Мб (Скачать документ)

Сборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Сборка коробки передач проводится в последовательности, обратной разборке.

2. При этом учтите, что пружина 22 (см. рис. Привод переключения передач) шарика фиксатора штока вилки заднего хода отличается от других упругостью, она окрашена в зеленый цвет или имеет кадмиевое покрытие.

3. При установке картера сцепления с передней крышкой коробки передач отверстие в передней крышке должно быть расположено так, как показано на рисунке Внутренний вид картера сцепления.

4. Перед установкой рабочую поверхность сальников покройте смазкой ЛИТОЛ-24.

5. При сборке вторичного и промежуточного валов пользуйтесь оправками 41.7853.4028, 41.7853.4032, 41.7853.4039.

6. При установке стопорного кольца шестерни заднего хода используйте оправку 41.7816.4069 (2), как показано на рисунке (1 – запорное кольцо, 3 – пружинная шайба, 4 – шестерня заднего хода вторичного вала).



Снятие и установка  коробки передач

Эластичная муфта  соединения карданного вала с коробкой передач 

1 – болты крепления  фланца карданного вала к эластичной  муфте;  
 
2 – гайки болтов крепления фланца вторичного вала коробки передач к эластичной муфте;  
 
3 – приспособление А.70025;  
 
4 – эластичная муфта;  
 
5 – поперечина задней подвески двигателя


 

 Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите автомобиль над смотровой канавой или на подъемник, поставьте упоры под передние колеса и вывесьте задний мост с одной или с двух сторон.

2. Отпустите стояночный тормоз и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.

3. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи.

4. Снимите передний коврик пола и наружный чехол рычага переключения передач, затем снимите пластмассовую крышку и уплотнитель.

5. Нажмите вниз на стержень 32 (см. рис. Коробка передач) рычага и отверткой или каким-либо другим заостренным инструментом выньте запорную втулку 36 из канавки на стержне рычага и снимите стержень.

6. Отсоедините подвеску труб и глушителей в задней части автомобиля, а затем трубу глушителей от приемной трубы.

7. Отсоедините хомут крепления приемной трубы к коробке передач.

8. Ключом 02.7812.9500 отверните гайки крепления приемной трубы глушителей к выпускному коллектору и снимите трубу вниз.

9. Отверните нижние болты крепления крышки картера сцепления.

10. Отсоедините провод соединения с “массой” от картера сцепления и провода от выключателя фонаря заднего хода.

11. Отцепите оттяжную пружину 1 от вилки 5 выключения сцепления и снимите шплинт 4 с толкателя 6. Отсоедините рабочий цилиндр 8 от картера сцепления. При этом цилиндр 8, соединенный с трубопроводом, идущим к главному цилиндру привода выключения сцепления, остается на автомобиле, что исключает потерю тормозной жидкости и необходимость последующей прокачки гидравлического привода выключения сцепления (2 – контргайка, 3 – регулировочная гайка тяги, 7 – болт крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления).

12. Снимите кронштейн безопасности карданного вала. Отсоедините гибкий вал спидометра от привода спидометра.

13. Наденьте на эластичную муфту 4 (см. рис. Эластичная муфта соединения карданного вала с коробкой передач) хомут А.70025 и затяните его. Это облегчит снятие и последующую установку эластичной муфты.

14. Отверните гайки 2 и, прокручивая карданный вал, удалите болты крепления эластичной муфты 4 к фланцу вторичного вала коробки передач (см. рис. Эластичная муфта соединения карданного вала с коробкой передач). Опустите и отведите в сторону передний карданный вал с муфтой.

15. Отверните шарнирным торцевым ключом 02.7812.9500 болты крепления стартера к картеру сцепления и снимите его.

16. Отверните болты крепления крышки картера сцепления.

17. Отсоедините опору задней подвески двигателя от поперечины, а затем снимите поперечину, поддерживая коробку передач снизу.

18. Поставьте под картер коробки передач специальную подставку на гидравлическом подъемнике. Шарнирным торцевым ключом А.55035 отверните болты крепления и снимите коробку передач вместе с картером сцепления, сместив ее к задней части автомобиля так, чтобы извлечь первичный вал коробки передач из переднего подшипника и из ступицы ведомого диска сцепления.

19. Установка коробки передач производится в порядке, обратном снятию.

20. Перед установкой нанесите тонкий слой смазки ЛСЦ-15 (ЛИТОЛ-24) на шлицевой конец первичного вала и отцентрируйте оправкой А.70081 ведомый диск сцепления (см. рис. Центрирование ведомого диска сцепления с помощью оправки А.70081).



Коробка передач

Коробка передач 

 

1 – нижняя крышка;  
2 – пробка отверстия для проверки уровня масла;  
3 – шестерня II передачи промежуточного  
вала; 
4 – шестерня III передачи промежуточного вала;  
5 – промежуточный вал (блок шестерен);  
6 – передний подшипник промежуточного вала;  
7 – болт зажимной шайбы; 
8 – зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала;  
9 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала;  
10 – упорная шайба пружины синхронизатора  
IV передачи первичного вала;  
11 – первичный вал;  
12 – передняя крышка;  
13 – сальник первичного вала;  
14 – задний подшипник первичного вала;  
15 – картер сцепления;  
16 – картер коробки передач;  
17 – сапун;  
18 – шестерня постоянного зацепления первичного вала;  
19 – игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала;  
20 – зубчатый венец синхронизатора IV передачи;  
21 – скользящая муфта синхронизатора IV и III передач;  
22 – блокирующее кольцо синхронизатора III передачи;  
23 – пружина синхронизатора III передачи;  
24 – шестерня III передачи вторичного вала;  
25 – шестерня II передачи вторичного вала;  
26 – ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач;  
27 – вторичный вал;  
28 – шестерня I передачи вторичного вала; 
29 – втулка шестерни I передачи вторичного вала;

30 – промежуточный  подшипник вторичного вала;  
31 – шестерня заднего хода вторичного вала;  
32 – стержень рычага переключения передач;  
33 – упорная подушка;  
34 – упругая втулка;  
35 – дистанционная втулка;  
36 – запорная втулка;  
37 – наружный чехол рычага переключения передач;  
38 – внутренний чехол рычага переключения передач; 
39 – сферическая шайба шаровой опоры рычага;  
40 – рычаг переключения передач;  
41 – сальник заднего подшипника вторичного вала;  
42 – фланец эластичной муфты карданного вала;  
43 – гайка заднего конца вторичного вала;  
44 – уплотнитель центрирующего кольца элаастичной муфты карданного вала;  
45 – центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала;  
46 – задний подшипник вторичного вала; 
47 – ведущая шестерня привода спидометра;  
48 – привод спидометра; 
49 – задняя крышка коробки передач;  
50 – вилка включения заднего хода;  
51 – промежуточная шестерня заднего хода;  
52 – шестерня заднего хода промежуточного вала;  
53 – ось промежуточной шестерни заднего хода;  
54 – шестерня I передачи промежуточного вала;  
55 – магнит;  
56 – магнитная пробка


 
Привод переключения передач 

 

 
1 – вилка включения заднего  хода; 
2 – оттяжная пружина рычага переключения передач;  
3 – направляющая чашка рычага;  
4 – шаровая опора рычага;  
5 – рычаг переключения передач;  
6 – сферическая шайба;  
7 – пружина рычага;  
8 – стопорное кольцо;  
9 – запорная втулка демпфера;  
10 – упругие втулки демпфера;  
11 – дистанционная втулка демпфера;  
12 – упорная подушка демпфера;  
13 – стержень рычага переключения передач;

14 – вилка выключения III и IV передач;  
15 – вилка включения I и II передач;  
16 – шток вилки включения I и II передач;  
17 – шток вилки включения III и IV передач;  
18 – шток вилки включения заднего хода;  
19 – блокировочные сухари;  
20 – крышка фиксаторов;  
21 – втулка;  
22 – пружина фиксатора;  
23 – шарик фиксатора;  
24 – задняя крышка коробки передач;  
25 – включатель фонаря заднего хода;  
26 – дистанционная втулка штока вилки заднего хода


На автомобиле устанавливается  в основном четырехступенчатая коробка  передач (см. рис. Коробка передач), а на части автомобилей – пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. 
 
Четырехступенчатая коробка передач состоит из первичного 11, вторичного 27 и промежуточного 5 валов, картера 16 и механизма переключения передач. 
 
Первичный вал 11 изготовлен как одно целое с шестерней 18 постоянного зацепления. Он вращается на двух шариковых подшипниках, передний запрессован в гнездо торца коленчатого вала, задний подшипник 14 помещен в картере коробки передач и уплотняется сальником 13. 
 
Вторичный вал 27 установлен в трех подшипниках. Передний игольчатый подшипник 19 установлен в расточке первичного вала, средний подшипник 30 – шариковый, запрессован в гнездо картера 16 коробки передач, задний подшипник 46, размещенный в гнезде задней крышки 49, уплотняется сальником 41. На вторичном валу свободно расположены шестерня 28 первой передачи, шестерня 25 второй передачи, шестерня 24 третьей передачи; они находятся в постоянном зацеплении с одноименными шестернями промежуточного вала. 
 
На переднем конце вторичного вала имеются три шлица, на которых расположена ступица скользящей муфты 21 синхронизатора III и IV передач. Ступица 26 скользящей муфты I и II передач связана с валом аналогично. Шестерня 31 заднего хода крепится на валу шпонкой. На задней шейке вала размещена ведущая шестерня 47 привода спидометра. Фланец 42 эластичной муфты карданного вала насажен на шлицы вала и фиксируется гайкой 43. 
 
Промежуточный вал 5 изготовлен как одно целое с блоком шестерен и опирается на два подшипника; передний подшипник 6 – шариковый, фиксируется на валу шайбой 8 и болтом 7, задний подшипник – роликовый, цилиндрический. На шлицах вала расположена шестерня 52 заднего хода. 
 
Промежуточная шестерня 51 заднего хода свободно вращается на оси 53, запрессованной в отверстиях картера коробки и его задней крышки 49. 
 
Синхронизаторы всех передач имеют одинаковую конструкцию. Каждый из них состоит из ступицы 26, муфты 21, блокирующих колец 22 и пружин 23.  
 
Ступица жестко связана с вторичным валом. На внешних шлицах ступицы расположена скользящая муфта. Блокирующее кольцо своим внутренним венцом соединяется с венцом синхронизатора шестерни какой-либо передачи переднего хода и постоянно поджимается в сторону скользящей муфты. 
 
Переключение передач осуществляется при помощи механического привода, состоящего из трех штоков 16, 17, 18 (см. рис. Привод переключения передач), на которых закреплены вилки 14, 15, 1, входящие в выточки скользящих муфт синхронизаторов передач переднего хода. А вилка 1 входит в кольцевую выточку промежуточной шестерни заднего хода.  
 
Пятиступенчатая коробка передач изготовлена на базе четырехступенчатой. Пятая передача расположена в полости задней крышки 24 (см. рис. Задняя часть пятиступенчатой коробки передач), форма которой в связи с этим изменена. На задней части вторичного вала 1 одной шпонкой крепятся ведомая шестерня 2 заднего хода и ступица 3 муфты синхронизатора V передачи.  
 
Шестерня 8 пятой передачи вращается на втулке 10. Привод пятая ступень получает от блока 23 шестерен, который насажен на шлицы промежуточного вала 25 и крепится на них болтом 22. Дополнительной опорой для блока шестерен является роликовый цилиндрический подшипник 21.

Разборка, контроль, ремонт и сборка главного и рабочего цилиндров

ЛАВНЫЙ ЦИЛИНДР 
 
 Детали главного цилиндра 

1 – корпус;  
2 – стопорная шайба;  
3 – штуцер;  
4 – прокладка;  
5 – колпачок;  
6 – стопорное кольцо;  
7 – поршень толкателя;  
8 – уплотнительное кольцо;  
9 – поршень главного цилиндра;  
10 – пружина


 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Выверните пробку, снимите защитный колпачок 5 корпуса цилиндра и стопорное кольцо 6. Это позволит вынуть из корпуса поршень 7, уплотнительное кольцо 8, плавающий поршень 9 с уплотнительным кольцом и возвратную пружину 10 поршня.

2. Зеркало цилиндра и наружная поверхность поршня не должны иметь повреждений и рисок. Внутренний диаметр исправного главного цилиндра должен быть

19,05

+0,025

мм.

–0,015


3. Проверьте состояние возвратной пружины поршня и замените ее, если она потеряла упругость.

4. Замените уплотнительные кольца.

5. Проверьте защитный колпачок на заднем конце цилиндра и, если колпачок поврежден, замените его новым.

6. Перед сборкой аккуратно очистите и промойте детали тормозной жидкостью. Не допускайте попадания на детали минерального масла, бензина, керосина или дизельного топлива, так как от этих веществ разбухают резиновые уплотнения.

7. После проверки всех деталей соберите главный цилиндр в порядке, обратном разборке; причем все части цилиндра смазывайте тормозной жидкостью или жидкостью для консервации НГ-213.



РАБОЧИЙ ЦИЛИНДР 
 
Детали цилиндра привода выключения сцепления (рабочего цилиндра)

1 – корпус;  
2 – штуцер;  
3 – колпачок;  
4 – толкатель;  
5 – уплотнительное кольцо;  
6 – поршень;  
7 – уплотнительное кольцо;  
8 – тарелка;  
9 – пружина;  
10 – шайба;  
11 – стопорное кольцо


 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Выверните пробку, снимите защитный колпачок 3 вместе с толкателем 4, выньте поршень и разберите его, предварительно сняв стопорное кольцо 11.

2. После разборки аккуратно промойте и проверьте все части, как это указано для главного цилиндра. Не допускается установка деформированного толкателя.

3. После проверки приступите к сборке (порядок обратный разборке), смазывайте детали жидкостью для гидропривода.



Снятие и установка  сцепления

Центрирование ведомого диска сцепления с помощью  оправки А.70081 

1 – маховик;  
 
2 – сцепление в сборе;  
 
3 – оправка А.70081


Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Предварительно снимите коробку передач (см. подраздел 5.2.2).

2. Отверните болты и снимите кожух сцепления в сборе с нажимным диском. При этом нельзя поднимать этот узел за упорный фланец нажимной пружины.

3. Очистите и продуйте сжатым воздухом нажимный и ведомый диски сцепления.



Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установка сцепления производится в обратном порядке.

2. Проверьте состояние подшипника в торце коленчатого вала двигателя, при необходимости замените подшипник.

3. Проверьте состояние шлицев на ступице ведомого диска и первичном валу коробки передач, шлицы очистите и смажьте тонким слоем консистентной смазки ЛСЦ-15 или ЛИТОЛ-24.

4. Расположите ведомый диск выступающей частью ступицы с кольцевой канавкой в сторону коробки передач и отцентрируйте диск относительно подшипника оправкой А.70081, имитирующей шлицевой конец первичного вала коробки передач (см. рис.Центрирование ведомого диска сцепления с помощью оправки А.70081).



Регулировка привода  выключения сцепления

Педаль и главный  цилиндр привода сцепления

 

1 – корпус главного  цилиндра;  
2 – перепускное (компенсационное) отверстие;  
3 – прокладка штуцера;  
4 – штуцер;  
5 – стопорная пружинная шайба;  
6 – поршень главного цилиндра;  
7 – уплотнительное кольцо;  
8 – поршень толкателя;  
9 – крючок;  
10 – ось педалей;  
11 – кронштейн педалей сцепления и тормоза;  
12 – пружина сервопривода педали сцепления; 

13 – оттяжная  пружина педали сцепления;  
14 – ограничитель хода педали сцепления;  
15 – педаль сцепления;  
16 – толкатель поршня;  
17 – защитный колпачок;  
18 – стопорное кольцо;  
19 – впускное отверстие;  
20 – уплотнительное кольцо (кольцевой клапан); 
21 – перепускное отверстие поршня;  
22 – рабочая полость цилиндра;  
23 – пружина;  
24 – прокладка;  
25 – пробка

Информация о работе Устройство ВАЗа 2105