Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:46, курсовая работа
Основу всесторонней эффективности общественного производства составляет научно-технический прогресс, главным направлением которого, связанным с интенсификацией производства, является создание и внедрение новой техники» охватывающие период от разработки научных идее до их массовой (серийной) реализации в виде изготовленных и применяющихся средств производства, что предполагает использование специфической системы экономического стимулирования предприятий, объединений и научных учреждений, которая обеспечивается применением взаимосвязанных экономических рычагов, стимулов и налоговых методов.
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные направления научно-технического прогресса
2. ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
2.1.Оценка текущего состояния дорожного хозяйства Российской Федерации
2.2.Проблемы, возникшие вследствие бурного роста автомобилизации.
3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ДОРОЖНОМ ХОЗЯСТВЕ
3.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЕГО РОЛЬ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
3.2. ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
3.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
3.4. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
3.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2.2.Проблемы, возникшие вследствие бурного роста автомобилизации.
Дальнейшее развитие рыночных отношений в экономике России неизбежно повлечет за собой увеличение доли автотранспорта в объеме транспортной работы. Возрастают полная масса и нагрузка на ось транспортных средств, габариты и численность грузовых автомобилей. Еще более быстрыми темпами растет количество легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан России.
Для существующей в настоящее время сети автомобильных дорог общего пользования, уже принявшей на себя более чем 10-летний лавинообразный рост парка автотранспортных средств, дальнейшее увеличение интенсивности движения равносильно катастрофе – с выходом на автодороги дополнительных автомобилей незамедлительно проявляется несколько новых серьезных проблем: превращение временных транспортных пробок в многокилометровые заторы; скачкообразное перерастание процесса образования ямочности в интенсивное разрушение конструкции дорожной одежды; ускоренный выход из строя мостовых сооружений. Серьезной проблемой останется высокий уровень аварийности на российских автомобильных дорогах.
Вследствие несовершенства древовидной конфигурации сети дорог многие районы в стране вообще не имеют связи между собой по дорогам, что вынуждает транспорт следовать по объездным маршрутам движения. Соответственно, перепробег на ряде направлений достигает 500-1000 км, а также увеличивается поток транзитного транспорта по улицам городов и населенных пунктов. Эта проблема ежегодно обостряется из-за необходимости развития сети дорог во вновь образовавшихся грузообразующих пунктах. Образно говоря, дорожное хозяйство Российской Федерации попало в «замкнутый круг»:
с одной стороны – фактическое состояние действующих автодорог требует вложения значительных средств в поддержание их работоспособности, поскольку безопасность и экономика страны находятся в прямой зависимости от надежности и устойчивой работы дорог общего пользования;1
с другой стороны – наличие дефицита финансовых ресурсов не позволяет в нужной мере финансировать строительство новых дорог, но, в свою очередь, только развитие сети дорог способно снять напряжение с действующих магистралей и уменьшить их износ.
2.3. Анализ проблем внедрения Нтп в дорожное хозяйство России.
Дорожная наука активно участвует и в формировании направлений развития и совершенствования дорожного хозяйства. С ее участием разработаны все ранее принятые Государственные, отраслевые и региональные дорожные программы.
Вместе с тем, научный потенциал дорожного хозяйства реализован не в полной мере, недостаточна его координация и концентрация на основных направлениях. Большинство представленных в настоящее время работ - это завершение давно начатых исследований или модернизация ранее выполненных работ. Практически не ведется исследований по поисковой и фундаментальной тематике, без которой нельзя получить крупных перспективных результатов, обеспечивающих технический прогресс в новых социально-экономических условиях. Невостребованным остается потенциал академической науки и научных центров смежных отраслей.[6]
Жесткие финансовые ограничения сдерживают модернизацию технически отсталой лабораторно-экспериментальной базы, отсутствуют стимулы для планомерной изобретательской и патентно-лицензионной деятельности ученых.
Особенно остро в дорожном хозяйстве стоит проблема подготовки научных кадров. За последние 10 лет средний возраст научного сотрудника увеличился с 35 до 45 лет. По существу, прекратился приток аспирантов и выпускников ВУЗов в дорожную науку, что связано как с финансовыми проблемами, так и с продолжающимся кризисом в высшем образовании Российской Федерации.
Из высших
учебных заведений ушли и уходят
молодые преподаватели. Средний
возраст профессорско-
Вклад научного потенциала в развитие дорожного хозяйства определяется масштабами их практического использования. Дорожное хозяйство сегодня не располагает отлаженным и действенным механизмом практической реализации новшеств. Административно-принудительный принцип, действовавший многие годы и обеспечивавший в определенной мере внедрение научных разработок в условиях перехода к рыночным отношениям, стал не дееспособен. Масштабы использования достижений науки были и остаются далекими от возможных и необходимых. В дорожном хозяйстве практически не действует технологическая цепочка, связывающая научные исследования и реализацию их результатов: разработка - проверка на практике и опытное внедрение - мониторинг и закрепление в нормативно-технических документах - широкая реализация с научным сопровождением. Реализация этого направления требует в настоящее время совершенствования системы организации и управления процессом внедрения научно-технических достижений.[7]
Вывод:
Одним из существенных факторов, сдерживающих широкую реализацию новых технологий, является отсталость отечественной дорожной техники. Медленное освоение выпуска на наших заводах современной техники, а в ряде случаев и ее высокая стоимость из-за отсутствия конкуренции, вынуждают дорожные организации закупать дорожные машины за рубежом, что редко приводит к желаемым результатам. Не все зарубежные технологии и соответствующие дорожные машины пригодны к использованию в условиях России и приспособлены к реализации отечественных технологий с применением отечественных дорожных материалов. В связи с этим особенно актуальной сегодня становится разработка в дорожном хозяйстве системы сертификации продукции, в том числе и закупаемой за рубежом.
Эффективность
функционирования дорожного хозяйства
определяется научно-техническим прогрессом,
Несмотря
на тяжелые социально-
Дорожное хозяйство имеет существенный научный потенциал, который включает в себя отраслевой научный центр РосдорНИИ (в составе 10 региональных центров), Саратовский «Росдортех», институт СоюздорНИИ Минстроя РФ с филиалами в гг. С.Петербурге, Смоленске и Омске, Академию транспорта и дорожную науку профильных ВУЗов, главные из которых МАДИ (ТУ) и СибАДИ (г. Омск). [4]
Управление научным потенциалом дорожного хозяйства осуществляет Федеральная дорожная служба России через разработку и утверждение ежегодных планов важнейших НИОКР, внедрения новых технологий и материалов, фундаментальных исследований. ФДС России осуществляет координацию научных исследований, контроль за их выполнением и внедрением результатов на стадии практической реализации.
В настоящее время в дорожной отрасли разработана и действует Отраслевая система нормативно-технических документов (НТД), отличающаяся от ранее существовавших систем (Минавтодора РСФСР, Минтрасстроя СССР и Госстроя СССР) ориентацией на потребительские свойства дорог и сооружений, на обеспечение требуемого качества работ, имеющая строгую иерархичность построения и ряд других достоинств. При создании Отраслевой системы нормативно-технической документации была предпринята попытка отказаться от той формы построения СНиПов, когда в них наряду с обязательными требованиями содержались показатели рекомендательного или методического характера, и заменить СНиП на такие документы, как ГОСТ, ОДН (отраслевые дорожные нормы) и ОДМ (отраслевые дорожные методики). Такой подход позволяет быстрее реагировать при нормировании вновь появившихся прогрессивных технологий и материалов.
Отраслевой системой НТД определены приоритеты в разработке нормативно-технических документов - составлен перечень НТД, требующих первоочередной разработки и переработки, который, по сути, является программой действий в области построения Системы НТД на среднесрочную перспективу.
Важным
элементом научно-технической
Журнал «Автомобильные дороги» и приложение к нему - «Наука и техника в дорожной отрасли» - не обеспечивают потребности пользователей в научно-технических публикациях, количество которых в последние годы снизилось в несколько раз. Из-за финансовых трудностей прекращено издание крупных работ и монографий по дорожной специальности.
Перечисленные
проблемы дорожной науки выдвигают
в качестве неотложных решение задач
коренного улучшения ситуации, формирования
новой концепции научно-
Научно-техническая политика в дорожной сфере на ближайшую перспективу должна формироваться исходя из основных направлений совершенствования дорожного хозяйства, обозначенных в Президентской программе совершенствования и развития автомобильных дорог РФ «Дороги России», ориентироваться на достижение технических, экономических и социальных результатов, отвечающих потребностям создания единой транспортной сети страны, включающей автомобильные дороги общего пользования, обладающие единой системой потребительских качеств на федеральном и территориальном уровнях.
Основные задачи научно-технической политики, в соответствии с программой «Дороги России», состоят в:
- формировании научно-технической политики на основе экономических подходов, исходя из наибольшей эффективности технических и конструктивных решений, с учетом всего комплекса затрат и выгод за весь срок службы сооружений;
- создании экономических механизмов, обеспечивающих взаимную заинтересованность всех участников инвестиционного процесса во внедрении новых экономичных и долговечных материалов и конструкций;
- переориентации
технической политики в
- формировании единых технических требований к магистральным автомобильным дорогам с возможностью их интеграции в сеть европейских автомагистралей и магистралей стран - участников СНГ;
- ориентации
на повышение долговечности
- учете
региональных особенностей при
проведении технической
- создании
условий для развития
Информация о работе Внедрение Научно технического прогресса в дорожное хозяйство России