Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:46, курсовая работа
Основу всесторонней эффективности общественного производства составляет научно-технический прогресс, главным направлением которого, связанным с интенсификацией производства, является создание и внедрение новой техники» охватывающие период от разработки научных идее до их массовой (серийной) реализации в виде изготовленных и применяющихся средств производства, что предполагает использование специфической системы экономического стимулирования предприятий, объединений и научных учреждений, которая обеспечивается применением взаимосвязанных экономических рычагов, стимулов и налоговых методов.
ВВЕДЕНИЕ
1. Основные направления научно-технического прогресса
2. ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
2.1.Оценка текущего состояния дорожного хозяйства Российской Федерации
2.2.Проблемы, возникшие вследствие бурного роста автомобилизации.
3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ДОРОЖНОМ ХОЗЯСТВЕ
3.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЕГО РОЛЬ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
3.2. ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
3.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
3.4. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
3.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наряду с созданием дорожной научной Ассоциации для развития конкурентной среды и предпринимательской деятельности в сфере дорожной науки необходимо содействовать формированию частного сектора с образованием частных научно-исследовательских, консалтинговых фирм и научных лабораторий.
Упорядочить систему проведения научно-практических семинаров, конференций, симпозиумов, в т.ч. и с приглашением зарубежных специалистов, а также расширить практику участия специалистов дорожного хозяйства в проводимых за рубежом научно-технических форумах.
Многолетний
опыт организации НИОКР
Подход к проведению научно-исследовательских работ должен состоять из следующих и обязательных шагов:
1. Определение наиболее острых проблем, организация и проведение по ним поисковых исследований. На разных этапах проведения последних определяются перспективные направления для проведения прикладных НИОКР.
2. Проведение технико-экономических обоснований прикладных НИОКР.
3. Проведение научно-исследовательских работ.
4.Экспериментальная (опытная) проверка результатов прикладных НИОКР на практике (опытное внедрение), установление постоянных наблюдений за их поведением «в натуре».
5. Выбор оптимальных и корректировка ранее принятых решений по результатам натурных наблюдений, разработка методического или нормативного документа, при необходимости обязательное сертифицирование разработанных приборов, инструментов и т.д.
6. Широкомасштабное внедрение.
Следует подчеркнуть тесную взаимосвязь вышеперечисленных работ, вследствие чего недостаточная степень проработки какого-либо этапа или, тем более, невыполнение работ по любому из них немедленно отрицательно скажется на общей эффективности научно-исследовательской разработки.
Современный подход к организации работы в дорожном хозяйстве по использованию (внедрению) научно-технических достижений должен исходить из следующих основных положений:
- необходимость
создания службы внедрения
- рассмотрение
процесса внедрения как трехста
- создание
механизма, обеспечивающего
Механизм практической реализации научно-технических достижений должен быть основан на системе организации и управления процессом внедрения технологий. [11]
Необходимо определить круг задач и функциональные связи между структурами, участвующими в процессе внедрения технологий, решить финансовые аспекты взаимодействия организаций.
Основой
для разработки и внедрения технологий
должны являться утвержденные конкретные
проекты, прошедшие обсуждение на всех
уровнях управления процессом внедрения
(местном, региональном и федеральном).
Проекты должны разрабатываться, опираясь
на утвержденные требования к транспортно-эксплуатационном
Федеральная дорожная служба в 1998 году, в отличие от предыдущего 1997 года, перешла на планирование не только чистых научно-исследовательских работ, но и работ по внедрению научных исследований в опытное производство и приступила к организации проведения фундаментальных исследований.[12]
Наличие в структуре планирования вышеперечисленных планов требует пересмотра системы управления научно-технической политикой в дорожном хозяйстве в целом. Необходимо определить составляющие научно-технической политики, уточнить функции органов управления и определить ответственность за прохождением научно-исследовательской деятельности, от научной разработки до опытного внедрения, разработки нормативной документации и широкого внедрения в целом по дорожному хозяйству.
Успех в
реализации научно-технической политики
в дорожном хозяйстве может быть
достигнут при условии
Как показано
выше, научно-техническая
В задачи исполнительных органов входят:
Управление научно-технической политики
· организация рассмотрения проекта плана важнейших НИР и ОКР, представленного дорожной научной Ассоциацией, с последующим утверждением плана;
· проведение конкурса научных идей и разработчиков;
· заключение договоров с исполнителями по работам, предусмотренным в утвержденном плане важнейших НИР и ОКР;
· контроль за ходом выполнения плана важнейших НИР и ОКР, организация рецензирования, рассмотрения, приемки и оплаты работ;
· организация издания законченных работ;
· подготовка предложений по научным разработкам, рекомендуемым к внедрению, и передача их органу, ответственному за внедренческую деятельность;
· организация научных семинаров, симпозиумов, конференций, выставок, конкурсов.
Уровень и качество научных разработок, а также целесообразность их практического использования определяет научно-технический совет ФДС.
Центр обучения и передачи новых технологий
· формирование плана внедрения новых технологий материалов и др. с определением необходимых объемов финансирования, включая научное сопровождение;
· координация деятельности региональных внедренческих центров с организацией через них опытно-внедренческих работ;
· формирование плана обучения кадров дорожного хозяйства принципам и методам реализации новых технологий и контроль за его выполнением;
· ежегодный анализ и обобщение объемов внедрения по регионам и России в целом.
Региональные внедренческие центры целесообразно организовать на базе центров РОСДОРНИИ, расположенных в г.г. Москве, Владимире, Воронеже, Ростове-на-Дону, Волгограде, Перми, Екатеринбурге, Красноярске и Хабаровске и имеющих минимально необходимую базу, кадры и опыт выполнения внедренческих работ. Пять из девяти указанных центров расположены в тех городах, где размещены также и Региональные дирекции, что позволяет им тесно взаимодействовать в организации и проведении внедренческих работ в зоне обслуживания соответствующих дирекций. В то же время с Региональной дирекцией № 5 мог бы успешно сотрудничать Волгоградский центр РОСДОРНИИ, с региональной Дирекцией № 9 - Владимирский центр РОСДОРНИИ, с Региональной дирекцией № 4 - Пермский и Екатеринбургский центры РОСДОРНИИ и с Региональной дирекцией № 3 - Красноярский центр РОСДОРНИИ.
Центр обучения и передачи новых технологий поддерживает тесные связи с «Центрдорконтролем», который осуществляет выборочную экспертизу рекомендуемых к внедрению новых технологий, материалов и др., проводит сертификационный и метрологический контроль, а также организует контроль качества выполнения внедряемых работ.
Информационное обеспечение Центра обучения и передачи новых технологий в основном осуществляет «Информавтодор».
«Информавтодор»
· сбор, обобщение и передача отечественной и зарубежной научно-технической информации;
· формирование и ведение банка данных по новым технологиям, материалам, конструкциям и т.д.;
· пропаганда отечественных и зарубежных научно-технических достижений и передового опыта.
«Информавтодор» осуществляет свою деятельность в тесном контакте с Центром информационных технологий, который организует и обеспечивает современный уровень сбора и передачи информации. [13]
В настоящее время динамичнее развитие дорожного хозяйства невозможно без оперативного обмена информацией между управленческими структурами, научными, проектными организациями и организациями, непосредственно участвующими в строительстве и эксплуатации дорог. Созданная ранее система предоставления информации уже не удовлетворяет ни духу времени, ни реальным запросам потребителей информации. В современных условиях и на ближайшие несколько лет основным техническим средством оперативного обеспечения информацией являются распределенные компьютерные сети, где должны быть созданы банки и базы данных по различным направлениям деятельности дорожного хозяйства - информационная отраслевая компьютерная сеть.
Информация о работе Внедрение Научно технического прогресса в дорожное хозяйство России