Анализ использования рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:44, дипломная работа

Описание

Целью данного исследования является изучение рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий для развития туризма в Казахстане.
Для достижения поставленной цели следует решение следующих задач:
-Рассмотреть аспекты использования рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий для развития туризма
- Проанализировать использование рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий для развития туризма в Казахстане

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 523.00 Кб (Скачать документ)

Затраты на перемещение предполагают оценку объекта по затратам на физическое перемещение объекта. Например, в  случае загрязнения водного источника  промышленными стоками такими затратами  будут считаться затраты на строительство  нового водозабора, включая прокладку коммуникаций.

Доходный подход. Подразумевает  получение дохода от взимания рентных  платежей с используемых недвижимых рекреационных объектов [15].

Рентная оценка. Трактовки теории ренты очень разнообразны, а предлагаемые способы ее исчисления достаточно сложны и для многих ресурсов не разработаны. Эта неопределенность затрудняет внедрение в практику рентных оценок и платежей. Требуется создание системы природопользования, основанной на взимании рентных платежей с используемых природных ресурсов. Таким образом, начнет работать принцип изъятия в пользу общества дифференциальной ренты. Она должна явиться источником доходов бюджетов различных уровней, а также регулятором распределения различных видов деятельности в территориальном разрезе.

Концепция альтернативной стоимости (альтернативных затрат) или упущенной выгоды. Применение ее к рекреационным территориям позволяет оценить их стоимость через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данных территорий в иных целях.

Упущенная выгода. Под упущенной  выгодой понимаются неполученные доходы и возможности, которые были бы получены, если бы природный рекреационный  ресурс не был поврежден, истощен  или изъят.

Выгода, которую можно было бы получить при использовании рекреационных ресурсов в других целях. Этот метод позволяет оценить природный ресурс через выгоды, которые можно было бы получить при использовании ресурса в других целях.

Сравнительный подход к оценке рекреационных  ресурсов включает два метода: рыночная оценка и гедонистическое ценообразование.

Рыночная цена на используемые природные  ресурсы. Формирование цены на природный  ресурс, в классическом ее понимании  возможно лишь для используемых в  хозяйственной деятельности природных  ресурсов. В силу ограниченности ресурсов спрос на них является устойчивым. Более того, для рынка природных ресурсов характерна концентрация спроса, которая делает типичными явления монопсонии (единственный покупатель) и олигопсонии (небольшое число покупателей).

Гедонистическое ценообразование. Метод гедонистического ценообразования основан на том, что стоимость, например, участка лесного фонда с точки зрения населения может определяться по суммам, которые оно платит за объекты недвижимости, заключающие в себе характеристики данного участка. Если в определенном месте люди постоянно платят за дома и за землю больше, чем в других местах, и если при объяснении этой разницы в цене учтены все прочие возможные нерекреационные причины, то остающаяся разница в цене относится за счет рекреационного фактора. То есть с помощью этого метода, производится оценка экосистемного биоразнообразия в составе общей ценности недвижимости, связанной с этим фактором Туристские потоки музея-заповедника.

Моделирование суррогатных рынков предполагает конструирование гипотетических рыночных цен для оценки свойств и качеств окружающей среды, которые не имеют рыночной стоимости, так как рынки подобного рода услуг отсутствуют. Цены, которые условно заменяют рыночные, устанавливаются посредством выявления оценки данных свойств потребителями данных свойств и качеств окружающей среды.

Методы субъективной оценки (предпочтений потребителей) - используются в тех  случаях, когда нет реальных рынков оцениваемых объектов. Применяется  стандартная технология опроса жителей  местности, обладающей определенной экологической и эстетической ценностью или определенным рекреационным ресурсом. Выясняется желание людей платить за сохранение данного ресурса, например сохранение чистоты окружающей природной среды, воздуха и т.д. Эти методы применяются для определения размера платы за посещение уникальных объектов или территорий, имеющих рекреационное значение, если существует возможность ограничения доступа к оцениваемым объектам.

К методам субъективной оценки относятся  следующие.

Дополнительная выгода потребителя - это сумма, которую потребитель готов заплатить дополнительно к той, которую он платит в действительности. Метод дополнительной выгоды потребителя позволяет моделировать ценность природных благ, основанную на выявлении предпочтений пользователей и потребителей этих благ, исходя из их желания платить за эти блага. Например, выясняется, какую сумму готов человек заплатить за посещение определенного места. Если доступ к оцениваемому месту ограничен и за его посещение уже установлена плата, то выясняется, сколько человек готов заплатить дополнительно к установленной плате. Сумма установленной платы и дополнительной платы, определенной самим человеком, будет отражать ценность данного объекта для индивидуума. Соответственно общая сумма платежей за доступ к оцениваемому объекту, которые готовы заплатить все потенциальные посетители, и будет представлять его стоимостную оценку. Надежность результатов, полученных в результате данного метода, зависит от информированности опрашиваемых, понимании выбора.

Готовность людей принять компенсацию  за отказ от благ определение гипотетических цен путем выяснения у индивидуумов явной оценки некого блага. Для этого  широко используются различного рода опросы населения. Организация опросов  включает прямые вопросы потребителям о готовности заплатить за экологические блага или получить компенсацию при потере благ Туристские потоки музея-заповедника.

Готовность людей платить - метод  предназначен для оценки жителями ценности окружающей их природной среды и  экологических благ, которыми они пользуются. В основе метода лежит установление размера платы, которую население, проживающее в определенной местности, согласно платить с целью сохранения какого-либо природного объекта (например, леса) или использования какого-либо природного ресурса (например, воды)[16].

Оценка по методам субъективной оценки рекреационных ресурсов производится путем проведения опроса жителей  данной местности, на основе которого определяется примерное число людей, пользующихся экологическими благами  или ресурсами, и средний размер платы, которую опрашиваемые готовы истратить на сохранение данного блага или использование данного ресурса. Суммарный размер платы населения дает оценку общей ценности экологического блага или природного ресурса, выраженную через готовность людей платить.

Метод транспортно-путевых затрат (обнаружения предпочтений) оценивает  готовность платить за экологические  блага, находящиеся в определенном месте, исходя из информации о расходах времени и денег, произведенных  при посещении этого места. Метод состоит в определении расхода денежных средств или времени, на достижение интересующего места. Метод широко используется для определения рекреационной (или туристической) ценности охраняемых территорий, национальных парков и участков дикой природы. Ценность объекта рекреации определяется по числу посетителей за год как функция цены объекта для посетителя и расстояния от места жительства посетителей до места расположения оцениваемого объекта. Цена складывается из входной платы, расходов на поездку и упущенных доходов. Здесь имеет место типичная убывающая кривая спроса в соотношении между затратами на визит и числом сделанных визитов. Например, люди, живущие на значительном расстоянии от рекреационного места (имеющие высокие транспортные затраты), делают немного визитов в год, в то время как живущие рядом (с низкими транспортными затратами) - имеют тенденцию к более частым визитам.

Для получения общей экономической  ценности туристско-рекреационного ресурса  могут быть использованы любые из перечисленных методов.

В ходе проведения оценки исследователь  может сочетать различные подходы  и методики для сравнительного анализа  полученных результатов.

В качестве целевых установок для  экономической оценки туристско-рекреационного ресурса могут быть выделены следующие:

1. оценка ценности ресурса в  целях защиты окружающей среды  от уничтожения или деградации (средозащитная оценка);

2. оценка потребительских свойств  ресурса в результате его использования  (эксплуатационная оценка);

3 оценка привлекательности ресурса и его эстетических свойств (эстетическая оценка);

4. оценка ущерба, нанесенного в  результате утраты или загрязнения  ресурса;

5. оценка ресурсов с целью  их учета и наличия информации  о характеристиках и свойствах  природных объектов, их количестве  и качестве (информационно-учетная оценка).

Для экономической оценки туристско-рекреационных  ресурсов в зависимости от цели могут  быть использованы различные методы.

Правительство РФ стимулирует развитие туристско-рекреационной деятельности в нашей стране, законодательным путем определяя дополнительные возможности для развития рекреационного потенциала регионов.

В соответствии  «Об особых экономических  зонах» Региональная программа развития туризма в Казахстане. - М.: Бюро информации по туризму «ОНЛАЙН» туристско-рекреационная зона - это вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.

Целью создания туристско-рекреационных  зон является повышение конкурентоспособности  туристской деятельности посредством  развития рекреационного потенциала территорий регионов страны.

Тенденции к активному использованию  рекреационных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот не должны противоречить принципам устойчивого  развития экономики, балансируя экологические  и экономические интересы общества. В этой связи весьма актуальными становятся вопросы разработки экономико-правовых инструментов защиты окружающей природной среды от негативных изменений, к которым относится методика экономической оценки туристско-рекреационных ресурсов [17].

 

 

1.2 Характеристика особо охраняемых территорий

 

  Территория Казахстана обладает уникальным набором ландшафтных комплексов: от пустынь до высокогорий и экосистем внутренних морей. Засушливые и субгумидные земли занимают более 75% территории Республики Казахстан. В них сосредоточено более 40% видового состава всего биологического разнообразия.

 В условиях нарастающих темпов  экономического развития страны  и усиления использования природных  ресурсов актуальным становится  вопрос дальнейшего совершенствования  системы территориальной охраны природы. Те же условия определяют необходимость дальнейшего развития особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан (далее - ООПТ), как действенной системы сохранения биологического разнообразия государства.

Казахстан, как сторона Конвенции  по сохранению биологического разнообразия (постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 августа 1994 года N 918), имеет свои обязательства по сохранению биологического разнообразия. Законодательство в сфере ООПТ основывается на Конституции Республики Казахстан, Законе Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», Концепции развития и размещения особо охраняемых природных территорий до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2000 года.

Большое значение для развития заповедного дела имеет проведение в марте 2004 года парламентских слушаний «Проблемы и перспективы развития государственного природно-заповедного фонда», на которых были обсуждены проблемы развития системы территориальной охраны природы в Казахстане и определены пути их решения.

В 1997 году была провозглашена Стратегия  развития Республики Казахстан до 2030 года, объявившая, что Казахстан  до 2030 года должен стать чистой и  зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Одним из инструментов достижения этих целей является создание системы ООПТ. Главная задача формирования оптимальной системы ООПТ заключается в обеспечении их неразрывности, когда заповедные ядра (заповедники и национальные парки) соединяются между собой территориями с менее строгой охраной (заказники, заповедные зоны), а также с элементами экологической сети - экологическими коридорами, лесными массивами, водоохранными зонами и полосами и другими охраняемыми природными территориями [18].

На современном этапе размещение ООПТ на территории Республики Казахстан трудно квалифицировать как «экологическую сеть» в ее глобальном понимании. Вместе с тем, сейчас идет формирование региональных внутригосударственных экологических сетей в Заилийском Алатау, Жонгарском Алатау и в Алтайском регионе. Формируются элементы экологических сетей и на межгосударственном уровне - это Западно-Тянь-Шаньский и Алтай-Саянский экологические регионы. Начатые работы и разрабатываемые подходы должны быть продолжены по всем природным комплексам (лес, степь, лесостепь, пустыни, полупустыни, прибрежные и водные экосистемы), для которых организация экологической сети также актуальна, как и для горных областей.

Специализированные территории природоохранного назначения получили свое название «особо охраняемые» сравнительно недавно. Необходимо отметить, что впервые термин «особо охраняемые природные территории» был использован  Н.Ф. Реймерсом и Ф.Р. Штильмарком в 1978 году, исходя из того, что в соответствии с Конституцией СССР 1977 года вся природа подлежала охране на всей территории [19].  

Понятие ООПТ появилось в конце 20 века как результат качественно  иного отношения общества к  окружающей среде,  с учетом  интересов будущих поколений, с отказом от чисто потребительского отношения к природе.   Конституция Республики Казахстан провозгласила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и  чистый воздух, тем самым уже законодательно провозгласила  свои приоритеты в области экологии и обеспечения экологической безопасности.

Понятие «Особо охраняемые природные  территории» можно считать общепринятым в юридической науке и законотворческой практике. Это родовое понятие по отношению к целой группе территорий, природные комплексы которых в силу своей значимости изымаются полностью или частично из хозяйственного использования решениями органов государственной власти [20].

Информация о работе Анализ использования рекреационных ресурсов особо охраняемых природных территорий в Казахстане