Гостиничное хозяйство ( другие сектора ИГиТ):современное состояние и перспективы технического, экономического и социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в анализе современного состояния гостиничной индустрии в России и изучении перспектив развития отрасли. Особенность анализа состояния российской индустрии гостиничных услуг состоит в том, что рынок находится в постоянном динамичном изменении. Гостиничный бизнес охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем, как о явлении, связанным только с услугами размещения и отдыхом. Гостиничная индустрия превратилась в важную отрасль российской экономики.

Содержание

Введение 3
I. Специфика и особенности гостиничной индустрии России 5
Характеристика и сущность гостиничной индустрии 5
Обзор текущего состояния гостиничной индустрии в России 8
II. Главные проблемы российской гостиничной индустрии 17
III. Основные тенденции и прогнозы развития гостиничной индустрии в России 21
Перспективы социально-экономического развития 21
Перспективы технического развития 28
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Приложение 1 40

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 635.12 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Российский Экономический  Университет им. Г. В. Плеханова»

 

 

Кафедра гостиничного и туристического бизнеса

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине: Экономика ИГиТ

На тему: «Гостиничное хозяйство ( другие сектора ИГиТ):современное состояние и перспективы технического, экономического и социального развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки факультета ИЭФ

Группы № 7343

Кочневой Евгении Вадимовны

Научный руководитель –  ст. преп. Колосова Е. В.

 

 

 

Москва 2012

Оглавление

Введение 3

I. Специфика и особенности гостиничной индустрии России 5

Характеристика и  сущность гостиничной индустрии 5

Обзор текущего состояния  гостиничной индустрии в России 8

II. Главные проблемы российской гостиничной индустрии 17

III. Основные тенденции и прогнозы развития гостиничной индустрии в России 21

Перспективы социально-экономического развития 21

Перспективы технического развития 28

Заключение 38

Список используемой литературы 39

Приложение 1 40

 

  

Введение

Настоящая курсовая работа посвящена современному состоянию  и динамике гостиничной индустрии  в РФ, выделены основные факторы, влияющие на его развитие.

Цель курсовой работы заключается  в анализе современного состояния  гостиничной индустрии в России и изучении перспектив развития отрасли. Особенность анализа состояния  российской индустрии гостиничных  услуг состоит в том, что рынок  находится в постоянном динамичном изменении. Гостиничный бизнес охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного  представления о нем, как о  явлении, связанным только с услугами размещения и отдыхом. Гостиничная индустрия превратилась в важную отрасль российской экономики.

При написании курсовой работы мною учитывались различные источники  информации, среди них: отечественная  научная литература и периодические  издания.

Курсовая работа предусматривает решение следующих задач:

- Проведение теоретических исследований специфики и особенностей гостиничной индустрии России;

- Обзор и анализ текущего  состояния гостиничной индустрии  в России;

- Анализ  основных проблем и прогнозы  развития гостиничной индустрии  в России.

 

Динамика развития гостиничного хозяйства оказывает колосальное воздействие на сложный комплекс отраслей и видов деятельности туристской индустрии. Оценка состояния и тенденций изменений, происходящих в гостиничном хозяйстве, других средствах размещения создает представления об индустрии туризма в целом.

Современная бизнес-среда отличается высокой динамичностью происходящих в ней процессов. Эти изменения затрагивают все сферы и отрасли экономики, все функции и уровни менеджмента. Без своевременного реагирования на данные изменения невозможно успешное развитие бизнеса. Управление развитием предпринимательства позволяет своевременно и адекватно реагировать на такие изменения. Особую значимость данные процессы имеют для гостиничного бизнеса. Предприятия индустрии гостеприимства наиболее подвержены влиянию различных макро- и микроэкономических факторов. Поэтому выявление и оценка тенденций развития гостиничного бизнеса, стратегически значимых  факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие предпринимательства в этой сфере, играет ключевую роль в обеспечении успеха компаний на потенциальном рынке.

 

 

I. Специфика и особенности гостиничной индустрии России

Характеристика  и сущность гостиничной индустрии

Приступая к анализу состояния  гостиничной индустрии в России, первоочередным шагом является определение  главных понятий, используемых в  курсовой работе – понятий гостиничный  бизнес и гостиничная индустрия.

Анализ литературы, посвящённой  вопросу гостиничной индустрии, показывает что, гостеприимство, является одним из основных понятий человеческой цивилизации, и стало мощной индустрией, в которой заняты миллионы профессионалов. Однако, законодательного определения гостиничной деятельности или гостиничной индустрии не существует.

Термин «гостеприимство» в английском оригинале «hospitality» восходит к латинскому «hostel», откуда, собственно происходит французское hotel. Таким образом, индустрия гостеприимства ассоциируется, в первую очередь, с гостиницами и с тем, что к ним относится. В индустрии гостеприимства акцент делается на факте оказания услуг гостю, будь то местный житель или приезжий.

«Гостиничный бизнес относится  к индустрии гостеприимства, представляющей собой такой вид деятельности, который непосредственным образом  влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы всех государств, а также на их международно-экономические  отношения.1»

«Индустрию гостеприимства можно рассматривать как разнообразие форм предпринимательства, специализирующихся на рынке услуг, связанном с приемом  и обслуживанием гостей.2»

«Гостиничная индустрия  как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных  услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, общежитиях, домах  для приезжих и т.п.3»

Таким образом, индустрия  гостеприимства – это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и  дружелюбием по отношению к гостям.

«Гостиничный бизнес охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного  представления о нем, как о  явлении, связанным только с услугами размещения и отдыхом, поэтому эффект управления гостиничным комплексом должен рассматриваться с точки  зрения спроса особого типа потребителя, а не с точки зрения предложения, что характерно для промышленности, и поэтому такой подход в индустрии  гостеприимства сложнее и более  трудоемок.4»

Экономической сущностью  гостиничной деятельности является удовлетворение потребностей граждан  во временном проживании в гостиничном  помещении, оборудованном необходимым  количеством мебели, а также в  предоставлении сопутствующих проживанию услуг.

Таким образом, к особенностям услуг гостеприимства относятся:

-Неодновременность, т. е. гостиничные услуги не предполагают неразрывный характер процессов производства и потребления.

-Ограниченная возможность хранения. Комплекс услуг в целом не может быть сохранен для дальнейшей продажи. Если на текущие сутки гостиничный номер остается непроданным, то его невозможно продать дополнительно за эти сутки.

-Срочный характер. Специфика сферы услуг состоит в том, что проблемы, касающиеся обслуживания, должны решаться быстро. Данный фактор является одним из наиболее значимых, при выборе гостиницы.

-Широкое участие персонала в производственном процессе. Важной особенностью услуг, является широкое участие людей в производственном процессе. Вовлечение человеческого фактора оказывает сильное влияние на неоднородность, изменчивость качества и связанный с ними недостаток стандартизации, что представляет одну из важнейших проблем в области развития сферы услуг.

Для решения этой проблемы на многих предприятиях разрабатываются  стандарты обслуживания - комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень  качества всех производимых операций.

-Сезонный характер спроса услуги. Для рынка гостиничных услуг характерно колебание спроса в зависимости от времени года (большинство туристов отдыхают в летние месяцы), так называемый высокий сезон, а также дней недели (деловые туристы размещаются в гостинице в будни), что в значительной степени влияет на загрузку гостиниц.

-Взаимозависимость гостиничных услуг и цели путешествия (поездки). Решение гостя посетить определенное место обычно основывается не на факторе наличия в этом месте конкретной базы отдыха или гостиницы, а принимается совсем по другим причинам: возможность развлечься, отдохнуть, заняться спортом, принять лечебные ванны и т.д. Человек, планирующий свою поездку во время отпуска, выбирает сначала определенное место посещения или регион, возможно, целую страну. Только после этого он задумывается о выборе подходящего гостиничного предприятия или другого средства размещения. Однако всё может происходить и в обратном порядке, если человек из собственного опыта знаком с определенной гостиницей.

Следует отметить, что гостиничная  индустрия превращается в важную отрасль. В России эта индустрия  имеет свою специфику и особенности.

 

Обзор текущего состояния  гостиничной индустрии в России

 

В течение последних трёх лет в России наблюдается стремительное  развитие гостиничного бизнеса. В крупные  города приходят международные гостиничные  сети, растет число маленьких частных  отелей, реконструируются старые советские  гостиницы. Правда, количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным  повышением качества обслуживания и  уровня сервиса.

Лидерами по развитию гостиничного бизнеса сегодня являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи. Быстро растет отельный бизнес в Калининграде, Томской и Волгоградской областях, на Урале (в частности, в Челябинске и Екатеринбурге), а также в Красноярске. От них немного отстает Дальний Восток. В таблице 1 представлен список городов лидеров Российского рынка гостиничных услуг.

Таблица 1

Лидеры рынка гостиничных услуг  в России

Город / регион

Количество гостиниц

Санкт-Петербург

348

Москва

293

Сочи

56


 

Во всех перечисленных  регионах, существует тесная взаимосвязь  между гостиничными предприятиями  и властями: последние выражают заинтересованность в создании мощной индустрии гостеприимства и пытаются привлечь инвесторов для  реализации перспективных проектов в сфере гостиничного бизнеса.

Анализируя общее количество гостиниц в России, следует отметить, что с 2006 года количество гостиничных  предприятий стало постепенно увеличивается. В табл. 2 отражены собранные основные показатели гостиничных предприятий РФ в период с 2005 по 2012 год.

 

 

 

 

Таблица 2

 Гостиничная  база России

Год

Число гостиниц

2005

3626

2006

4000

2007

4369

2008

4512

2012

5610


 

Всего по состоянию на конец 2005 года на российском рынке гостиничных услуг работало 3 тыс. 626 тыс. гостиниц. Номерной фонд которых составил 370 тыс. мест.

В 2006 году работало уже около 4 тыс. гостиниц, включая санатории  и пансионаты. Номерной фонд российских гостиниц в 2006 году составил более 410 тыс. мест.

В 2007 году в России работало 4 369 гостиниц (включая санатории  и пансионаты) на 468 тыс. мест.

В 2008 году количество Российских гостиниц продолжило увеличиваться, и  составило 4 512 гостиниц. Номерной фонд гостиниц составил 4 970 тыс. мест.

В 2012 году количество гостиниц составило 5610 по данным Большой телефонной книги Москвы

На рисунке 1 подробно отраженна тенденция увеличения количества гостиничных предприятий России в период с 2006 года по 2012 год.

Рис. 1. Количество гостиничных предприятий России

 

При этом в кризисном 2009 году в России был построен 471 туристский объект, и общий объем привлеченных средств превысил 80,5 млрд. руб. Среди них - 439 средств размещения разного формата.

Таким образом, гостиничный  рынок России в последнее время  демонстрирует хорошую динамику развития.

Мировой опыт организации  гостиничного бизнеса показывает, что  сетевое объединение позволяет  достичь наиболее высоких показателей  заполняемости отелей и максимальных финансовых результатов. Эти факторы и предопределили основную тенденцию развития российского бизнеса в последние несколько лет: активное освоение рынка ведущими международными сетевыми игроками и создание национальных гостиничных сетей.

Один из наиболее активных зарубежных игроков на рынке России - компания REZIDOR SAS HOSPITALITY (брэнды Radisson (5*) и Park Inn (3-4*), владеющая 6 отелями в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Екатеринбурге.

Руководство компании планирует  объединить к 2012 году под своим «крылом» около 50 объектов на территории России и СНГ. В настоящее время под  управлением компании находится  более 280 отелей в 50 странах мира.

Довольно прочно в России обосновалась компания Mariott International (США). В настоящее время компания объединяет более 2700 отелей, размещенных по всему миру, в том числе 6 объектов в Москве, Петербурге и Самаре.

Информация о работе Гостиничное хозяйство ( другие сектора ИГиТ):современное состояние и перспективы технического, экономического и социального развития