Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в анализе современного состояния гостиничной индустрии в России и изучении перспектив развития отрасли. Особенность анализа состояния российской индустрии гостиничных услуг состоит в том, что рынок находится в постоянном динамичном изменении. Гостиничный бизнес охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем, как о явлении, связанным только с услугами размещения и отдыхом. Гостиничная индустрия превратилась в важную отрасль российской экономики.
Введение 3
I. Специфика и особенности гостиничной индустрии России 5
Характеристика и сущность гостиничной индустрии 5
Обзор текущего состояния гостиничной индустрии в России 8
II. Главные проблемы российской гостиничной индустрии 17
III. Основные тенденции и прогнозы развития гостиничной индустрии в России 21
Перспективы социально-экономического развития 21
Перспективы технического развития 28
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Приложение 1 40
Однако по мнению экспертов, путешествия по стране россиянам становятся все менее интересны - в силу высоких цен на проживание, а также недешевых билетов на авиа- и железнодорожный транспорт. Как известно, в Египте отдохнуть сегодня можно в два-три раза дешевле, чем на том же Байкале.
Вместе с тем негативное
влияние на развитие отрасли оказывают
и социально-экономические
Естественно также, что состояние
отрасли непосредственно
Также к главной проблеме
российской гостиничной индустрии
относится стремительное
По прогнозу Всемирной Туристской Организации, к 2016 году Россия может войти в первую десятку самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма, что окажет значительное влияние на ситуацию на гостиничном рынке.
Следует отметить, что сегодня, по данным на Москву и Санкт-Петербург приходится около 70% всего оборота гостиничного рынка России. Но с каждым годом соотношение будет постепенно меняться в пользу регионов. В частности, уже активно обсуждаются проекты развития гостиничного сервиса в Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Ростове-на-Дону. России необходимо больше уделять внимания проблемам управления гостиницами и выстраивать более гибкую систему тарифов на номера в гостиницах. Насколько в условиях кризиса выгодны инвестиции в гостиничный бизнес России, пока сказать трудно, но в любом случае гостиничный рынок России молод и имеет огромный потенциал.
Развитие гостиничных сетей в городах России
В период c 15 марта по 15 апреля 2011 года специалисты GVA Sawyer провели I исследование относительно динамики и перспектив развития качественных гостиничных проектов в России.
Цель данного исследования - уточнение среднесрочных планов развития бизнеса крупнейших российских и международных сетевых гостиничных операторов в России в преломлении к емкости гостиничного рынка крупнейших городов страны. Был проведен опрос международных и российских гостиничных операторов, в котором приняли участие в частности такие операторы как, Rezidor SAS Hospitality, Intercontinental Hotels Group, Hilton, Marriott, Starwood Hotel & Resort, Accor, Азимут, Гостотельменеджмент, IFK Hotel Management и др. В опросе не учитывались планы по развитию самостоятельных гостиничных проектов, без участия сетевых УК.
По результатам опроса были получены данные о планируемом объеме увеличения номерного фонда за счет развития сетевых операторов к 2013 году в городах России. На основании собранных данных можно прогнозировать как будущую обеспеченность городов гостиничными номерами, так и попытаться рассчитать возможность появления новых проектов в ближайшее время, в частности в городах, которые будут принимать матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Текущая и среднесрочная обеспеченность гостиничной инфраструктурой
На карте 1 показана текущая обеспеченность
гостиницами в расчете на 1000 жителей
по некоторым городам РФ. Кроме
того, на карте показана и будущая
обеспеченность гостиницами к 2013 году
исходя из планов сетевых операторов
по увеличению сети гостиниц. В целом,
обеспеченность гостиницами должна
будет быть выше за счет открытия не
сетевых гостиниц, однако в данном
исследовании мы рассматривали именно
планы крупных сетевых
В настоящий момент самая высокая обеспеченность гостиницами зафиксирована в Ярославле (5,77 номеров/1000 жителей). В 2010 году Ярославль отпраздновал 1000-летие, к этому событию появилось большое количество новых гостиниц, что объясняет тот факт, что текущая обеспеченность населения номерным фондом самая высокая среди остальных городов России. Обеспеченность Москвы составляет – 1,88 номера/1000 жителей, Санкт-Петербург – 2,87 номера/1000 жителей.
На карте не отражены города Краснодарского
края (Сочи, Геленджик), поскольку сравнение
обеспеченности гостиницами постоянного
населения курортных городов
в данном случае не совсем корректно.
Численность населения
Существенное увеличение номерного фонда планируется во Владивостоке, что связанно с подготовкой к саммиту АТЭС в 2012 году. Обеспеченность Москвы к 2013_ году составит 2,49 номеров/1000 жителей, Санкт-Петербурга – 3,22. Эти показатели примерно в 2-3 раза ниже, чем средние показатели обеспеченности гостиницами в Европе, и в несколько раз ниже, чем в финансовых и туристических центрах. Так в Париже обеспеченность гостиницами составляет около 8 номеров /1000 жителей, в Лондоне – 12 номеров/1000 жителей.
Карта 1. Текущая и перспективная
(2013 год) обеспеченность населения городов
России гостиницами, номеров/1000 жителей.
( См. Приложение 1)
Активность гостиничных операторов
Наиболее активные планы по развитию гостиничной сети среди операторов в 2011-2013 гг демонстрируют Accor, Rezidor Hotels Group, Kempinski Hotels, Hilton Hotel Corporations. Эти гостиничные сети планируют взять в управление наибольшее число отелей в среднесрочной перспективе в городах России.
Данные об активности гостиничных операторов относительно открытия новых гостиниц в 2011-2013 гг. представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Распределение гостиничных операторов по степени активности в 2011-2013 гг.
В столицах развитие предполагают почти все опрошенные операторы. В городах-миллионерах открытие новых гостиниц предполагают 2-4 оператора, также как и в городах, в которых предполагается проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Прочими городами РФ в среднем интересуется не более 1-2 операторов. Данные о текущем объеме номерного фонда отдельных городов и о планируемом приросте представлены в таблице 3.
Таблица 3
Текущий и планируемый объем номерного фонда в городах России
Города |
Действующие гостиницы на 2010 г, номеров |
Прогнозируемое увеличение номерного
фонда |
Прогнозируемый объем |
Гостиничные операторы, планирующие открытие гостиниц в период 2011-2013 гг |
Города – миллионеры | ||||
Москва |
21740 |
7000/рост на 32% |
28740 |
Accor, Kempinski Hotels, Fairmont Raffles Hotels Int, Hilton Hotel Corporation, Hyatt Corporation, Inter Continental Hotel Group, Lotte Hotels & Resorts, MaMaison Hotels & Apartments, Marriot Intarnational Inc.,Rezidor Hotel Group, Shangri La, Аккорд Менеджмент, РосИнвестОтель |
Санкт-Петербург |
13970 |
1700/+12% |
15670 |
Domina Hotel Group, Fairmont Raffles Hotels Int, Four Seasons Hotels & Resorts, Inter Continental Hotel Group, Kempinski Hotels, Marriot Intarnational Inc., Orient Express Hotels, Rezidor Hotel Group, Rocco Forte Hotels, Азимут, Starwood Hotels & Resorts |
Новосибирск |
2400 |
450/+19% |
2850 |
Hilton Hotel Corporation, Domina Hotel Group |
Екатеринбург |
5000 |
160/+3% |
5160 |
Inter Continental Hotel Group |
Нижний Новгород |
4700 |
900/+19% |
5600 |
Accor, Inter Continental Hotel Group, Kempinski Hotels, Marriot Intarnational Inc., Rezidor Hotel Group |
Омск |
4800 |
350/+7% |
5150 |
Accor, Hilton Hotel Corporation |
Самара |
2500 |
400/+16% |
2900 |
Accor, Hilton Hotel Corporation |
Казань |
5500 |
300/+5% |
5800 |
Accor, Marriot International Inc. |
Челябинск |
1600 |
350/+22% |
1950 |
Accor, Rezidor Hotel Group |
Ростов-на-Дону |
3600 |
1150/+32% |
4750 |
Accor, Hyatt Corporation, Kempinski Hotels, Starwood Hotels & Resorts, Domina Hotel Group, РосИнвестОтель |
Волгоград |
2500 |
600 /+24% |
3100 |
Rezidor Hotel Group, Inter Continental Hotel Group |
Другие города, участники ЧМ-2018 | ||||
Калининград |
2100 |
390/рост на 19% |
2490 |
Accor, Domina Hotel Group |
Краснодар |
1020 |
150/+15% |
1170 |
Гостотельменеджмент, РосИнвестОтель |
Сочи |
9600 |
2780/+29% |
12380 |
Kempinski Hotels, Fairmont Raffles Hotels Int,Golden Tulip Hospitality Group, Hilton Hotel Corporation, Hyatt Corporation, Rezidor Hotel Group,Domina Hotel Group, Rezidor Hotel Group, Гостотельменеджмент, РосИнвестОтель |
Ярославль |
3500 |
650/+19% |
4150 |
Accor, Rezidor Hotel Group, Hilton Hotel Corporation, Аккорд Менеджмент, РосИнвестОтель |
Прочие города РФ | ||||
Астрахань |
1600 |
130 / рост на 8% |
1730 |
Rezidor Hotel Group |
Владивосток |
2200 |
500 / +23% |
2700 |
Hyatt Corporation |
Воронеж |
2150 |
160 / + 7% |
2310 |
Rezidor Hotel Group |
Геленджик |
2200 |
380/+17% |
2580 |
Hilton Hotel Corporation |
Иркутск |
500 |
400/+80% |
900 |
Marriot International Inc., Гостотельменеджмент |
Липецк |
750 |
400/+53% |
1150 |
Domina Hotel Group, Rezidor Hotel Group |
Новороссийск |
600 |
150/+25 |
750 |
Accor |
Переславль- Залесский |
600 |
350/+58% |
950 |
Wyndham Hotel Group, Hilton Hotel Corporation |
Пермь |
1430 |
470/+33% |
1900 |
Hilton Hotel Corporation, Domina Hotel Group |
Рязань |
780 |
380/+49% |
1160 |
Rezidor Hotel Group, Аккорд Менеджмент |
Томск |
1400 |
110/+8% |
1510 |
Domina Hotel Group |
Тюмень |
2500 |
750/+30% |
3250 |
Domina Hotel Group, Kempinski Hotels, Marriot Intarnational Inc., Rezidor Hotel Group, Accor |
Ульяновск |
1500 |
175/+12% |
1675 |
Hilton Hotel Corporation |
Источник: GVA Sawyer
Наибольший объем роста номерного фонда за счет сетевых операторов в период 2011-2013 гг. по сравнению с общим текущим объемом качественных гостиниц в городе, планируется к вводу в Иркутске, Липецке, Переславле-Залесском и в Рязани.
Стоит отметить, что наиболее интенсивное развитие рынка гостиничной недвижимости в среднесрочной перспективе прогнозируется именно в городах с населением менее миллиона жителей, например в Иркутске, Липецке, Рязани. Рынок в этих городах не так насыщен и развит, как в городах-миллионерах, сетевые гостиничные операторы достаточно активно приходят в эти города, что существенно изменит рынок гостиничной недвижимости. Средний прирост номерного фонда за счет сетевых операторов в городах-миллионерах в среднесрочной перспективе прогнозируется на уровне 16% , в городах с населением менее миллиона – 29%. Конечно, за счет бóльшего количества открываемых гостиниц, в абсолютном выражении крупные города получат больше номеров (в среднем 517 номеров для городов-миллионников, 346 – для городов с населением менее 1 млн жителей), однако наибольшие изменения, связанные с приходом сетевых операторов, следует ожидать именно среди небольших городов. При этом, среди всех городов стоит выделить те, которые примут Чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Влияние крупных спортивных событий
Согласно заявке к Чемпионату мира (ЧМ) по футболу в 2018 году, в список городов-претендентов на проведение мероприятия вошли 13 населённых пунктов (Табл. 6).
Согласно требованиям оценочной комиссии ФИФА, для проведения ЧМ в выбранных городах требуется увеличение гостиничных номеров. Требования по увеличению номерного фонда в городах указаны в таблице ниже.
Таблица 6
Объем номерного фонда в городах-
Город |
Требования оценочной комиссии по увеличению номерного фонда к 2018 году |
Планы операторов по увеличению номерного фонда к 2013 году |
Москва |
3 700 |
7 000 (+)[1] |
Калининград |
4 900 |
390(-) |
Санкт-Петербург |
800 |
1 700 (+) |
Волгоград |
4 000 |
600 (-) |
Казань |
2 000 |
300 (-) |
Нижний Новгород |
2 000 |
900 (-) |
Самара |
3 000 |
400 (-) |
Саранск |
2 100 |
н/д |
Ярославль |
1 960 |
650 (-) |
Краснодар |
2 000 |
150 (-) |
Ростов-на-Дону |
3 000 |
1 150 (-) |
Сочи |
- |
2 780 (+) |
Екатеринбург |
1 648 |
160 (-) |
Источник: GVA Sawyer, Discovery Research Group
[1] «+» означает, что существующие планы операторов достаточны для удовлетворения требований ФИФА, «-» - недостаточны.
Приведенные данные показывают, что требования по увеличению гостиничной недвижимости, выдвинутые оценочной комиссией по проведению ЧМ, будут удовлетворены к 2013 году только в Москве и в Санкт-Петербурге, в остальных же городах-претендентах на момент анализа зафиксирована нехватка номеров, которая должна быть компенсирована в период 2013-2018 гг.
В регионах объем планируемой гостиничной недвижимости значительно ниже, чем в столицах. Наилучшая ситуация с гостиницами ожидается в Сочи, так как к Зимней Олимпиаде инфраструктура города будет подготовлена и к ЧМ-2018 проблем с гостиничным фондом не возникнет. По последним данным, к Олимпиаде планируется построить еще около 27 100 номеров класса «3-5 звезд».
Пожалуй, наибольший лаг между необходимым увеличением номерного фонда и планами на ближайшие 2-3 года наблюдается в Калининграде, Волгограде, Самаре. Из этих городов, лишь в Калининграде есть отели категории 5*.
По прогнозам экспертов GVA Sawyer в среднесрочной перспективе администрация городов, попавших в заявку ЧМ-2018 и нуждающихся в пополнении номерного фонда, будут активно предлагать инвесторам площадки под гостиничные объекты. Стоит учитывать, что в таких городах как Калининград, Казань, Ярославль, например, уже сегодня достаточно высокий уровень обеспеченности гостиничной недвижимостью (в расчете на 1000 жителей), и в перспективе (после ЧМ-2018) могут возникнуть проблемы с загрузкой гостиниц в этих городах.
Инновации: от концепции к внедрению
Как
и в материальном производстве, в
индустрии сервиса новая
Инновация, как правило, - это разработка новых продуктов или методов. В большинстве реальных случаев инновация - систематический процесс, используемый фирмой, и чем более оригинальная идея предлагается (продукт или сервис), тем процесс более сложен. Многие фирмы не представляют, что они проходят какой-то процесс, а те, которые это понимают, вообще не всегда проходят все стадии. Инновации для большинства фирм должны быть связаны с определенным процессом, соответствующим природе инновационной деятельности фирмы и среде, в которой она развивается. Фактически менеджмент инноваций может колебаться в диапазоне от систематического процесса исследований и разработок до случайных действий, связанных с непродуманными попытками победить конкурентов на рынке.