Гостиничное хозяйство ( другие сектора ИГиТ):современное состояние и перспективы технического, экономического и социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в анализе современного состояния гостиничной индустрии в России и изучении перспектив развития отрасли. Особенность анализа состояния российской индустрии гостиничных услуг состоит в том, что рынок находится в постоянном динамичном изменении. Гостиничный бизнес охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит за рамки традиционного представления о нем, как о явлении, связанным только с услугами размещения и отдыхом. Гостиничная индустрия превратилась в важную отрасль российской экономики.

Содержание

Введение 3
I. Специфика и особенности гостиничной индустрии России 5
Характеристика и сущность гостиничной индустрии 5
Обзор текущего состояния гостиничной индустрии в России 8
II. Главные проблемы российской гостиничной индустрии 17
III. Основные тенденции и прогнозы развития гостиничной индустрии в России 21
Перспективы социально-экономического развития 21
Перспективы технического развития 28
Заключение 38
Список используемой литературы 39
Приложение 1 40

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 635.12 Кб (Скачать документ)

Однако по мнению экспертов, путешествия по стране россиянам  становятся все менее интересны - в силу высоких цен на проживание, а также недешевых билетов  на авиа- и железнодорожный транспорт. Как известно, в Египте отдохнуть сегодня можно в два-три раза дешевле, чем на том же Байкале.

Вместе с тем негативное влияние на развитие отрасли оказывают  и социально-экономические факторы: распределение населения по уровню доходов, уровень жизни, образ жизни, возрастная структура, соотношение  городского и сельского населения (городское население более подвижно), уровень преступности, развитие туризма  и тп.

Естественно также, что состояние  отрасли непосредственно зависит  от законодательства (налоговое и  трудовое законодательство, правила  лицензирования, санитарно-гигиенические  требования, правила пожарной безопасности, законы о правах потребителей и др.)

Также к главной проблеме российской гостиничной индустрии  относится стремительное устаревание  номерного фонда и самих гостиниц. В типичном российском городе предложение, главным образом, представлено гостиницами, построенными в советский период, часто не имеющими официальной категории. Проводимая в подобных отелях реконструкция  неизбежна по причине стремительного устаревания номерного фонда, но к существенному росту качества услуг, как правило, реконструкция не приводит. В то же время спрос на качественные отели постоянно растет. Особенно сильно дефицит качественных услуг, соответствующих мировым стандартам, ощущается в среднем и бюджетном сегментах.

 

III. Основные тенденции и прогнозы развития гостиничной индустрии в России

 

По прогнозу Всемирной  Туристской Организации, к 2016 году Россия может войти в первую десятку  самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в  мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма, что  окажет значительное влияние на ситуацию на гостиничном рынке.

Следует отметить, что сегодня, по данным на Москву и Санкт-Петербург приходится около 70% всего оборота гостиничного рынка России. Но с каждым годом  соотношение будет постепенно меняться в пользу регионов. В частности, уже  активно обсуждаются проекты  развития гостиничного сервиса в  Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Ростове-на-Дону. России необходимо больше уделять внимания проблемам  управления гостиницами и выстраивать  более гибкую систему тарифов  на номера в гостиницах. Насколько  в условиях кризиса выгодны инвестиции в гостиничный бизнес России, пока сказать трудно, но в любом случае гостиничный рынок России молод  и имеет огромный потенциал.

Перспективы социально-экономического развития

 

Развитие гостиничных сетей в городах России

 

В период c 15 марта по 15 апреля 2011 года специалисты GVA Sawyer провели I исследование относительно динамики и перспектив развития качественных гостиничных проектов в России.

Цель данного исследования - уточнение  среднесрочных планов развития бизнеса  крупнейших российских и международных  сетевых гостиничных операторов в России в преломлении к емкости  гостиничного рынка крупнейших городов  страны. Был проведен опрос международных  и российских гостиничных операторов, в котором приняли участие  в частности такие операторы  как, Rezidor SAS Hospitality, Intercontinental Hotels Group, Hilton, Marriott, Starwood Hotel & Resort, Accor, Азимут, Гостотельменеджмент, IFK Hotel Management  и др. В опросе не учитывались планы по развитию самостоятельных гостиничных проектов, без участия сетевых УК.

По результатам опроса были получены данные о планируемом объеме увеличения номерного фонда за счет развития сетевых операторов  к 2013 году в городах России. На основании собранных данных можно прогнозировать как будущую обеспеченность городов гостиничными номерами, так и попытаться рассчитать возможность появления новых проектов в ближайшее время, в частности в городах, которые будут принимать матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

 

Текущая и среднесрочная  обеспеченность гостиничной инфраструктурой

 

На карте 1 показана текущая обеспеченность гостиницами в расчете на 1000 жителей  по некоторым городам РФ. Кроме  того, на карте показана и будущая  обеспеченность гостиницами к 2013 году исходя из планов сетевых операторов по увеличению сети гостиниц. В целом, обеспеченность гостиницами должна будет быть выше за счет открытия не сетевых гостиниц, однако в данном исследовании мы рассматривали именно планы крупных сетевых операторов по увеличению числа гостиниц в России.

В настоящий момент самая высокая  обеспеченность гостиницами зафиксирована  в Ярославле (5,77 номеров/1000 жителей). В 2010 году Ярославль отпраздновал 1000-летие, к этому событию появилось  большое количество новых гостиниц, что объясняет тот факт, что  текущая обеспеченность населения  номерным фондом самая высокая среди  остальных городов России. Обеспеченность Москвы составляет – 1,88 номера/1000 жителей, Санкт-Петербург – 2,87 номера/1000 жителей.

На карте не отражены города Краснодарского края (Сочи, Геленджик), поскольку сравнение  обеспеченности гостиницами постоянного  населения курортных городов  в данном случае не совсем корректно. Численность населения курортных  городов увеличивается в несколько  раз в период высокого сезона.

Существенное увеличение номерного  фонда планируется во Владивостоке, что связанно с подготовкой к  саммиту АТЭС в 2012 году.  Обеспеченность Москвы к 2013_ году составит 2,49 номеров/1000 жителей, Санкт-Петербурга – 3,22. Эти показатели примерно в 2-3 раза ниже, чем средние показатели обеспеченности гостиницами в Европе, и в несколько раз ниже, чем в финансовых и туристических центрах. Так в Париже обеспеченность гостиницами составляет около  8 номеров /1000 жителей, в Лондоне – 12 номеров/1000 жителей.

 
Карта 1. Текущая и перспективная (2013 год) обеспеченность населения городов  России гостиницами, номеров/1000 жителей. ( См. Приложение 1) 
 

 

Активность гостиничных операторов

 

Наиболее  активные планы по развитию гостиничной  сети среди операторов в 2011-2013 гг демонстрируют Accor, Rezidor Hotels Group, Kempinski Hotels, Hilton Hotel Corporations. Эти гостиничные сети планируют взять в управление наибольшее число отелей в среднесрочной перспективе в городах России.

Данные  об активности гостиничных операторов относительно открытия новых гостиниц в 2011-2013 гг. представлены на рисунке 5.

 

 

Рис. 5. Распределение гостиничных  операторов по степени активности в 2011-2013 гг.

 

 

В столицах развитие предполагают почти все  опрошенные операторы. В городах-миллионерах открытие новых гостиниц предполагают 2-4 оператора, также как и в городах, в которых предполагается проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Прочими городами РФ в среднем интересуется не более 1-2 операторов. Данные о текущем объеме номерного фонда отдельных городов и о планируемом приросте представлены в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Текущий и планируемый объем  номерного фонда в городах  России

 

Города

Действующие гостиницы на 2010 г, номеров

Прогнозируемое увеличение номерного  фонда 
к 2013 г (номеров/ 
% от общ. объема)

Прогнозируемый объем номерного  фонда к 2013 г

Гостиничные операторы, планирующие  открытие гостиниц в период 2011-2013 гг

Города – миллионеры

Москва

21740

7000/рост на 32%

28740

Accor, Kempinski Hotels, Fairmont Raffles Hotels Int, Hilton Hotel Corporation, Hyatt Corporation, Inter Continental Hotel Group, Lotte Hotels & Resorts, MaMaison Hotels & Apartments, Marriot Intarnational Inc.,Rezidor Hotel Group, Shangri La, Аккорд Менеджмент, РосИнвестОтель

Санкт-Петербург

13970

1700/+12%

15670

Domina Hotel Group, Fairmont Raffles Hotels Int, Four Seasons Hotels & Resorts, Inter Continental Hotel Group, Kempinski Hotels, Marriot Intarnational Inc., Orient Express Hotels, Rezidor Hotel Group, Rocco Forte Hotels, Азимут, Starwood Hotels & Resorts

Новосибирск

2400

450/+19%

2850

Hilton Hotel Corporation, Domina Hotel Group

Екатеринбург

5000

160/+3%

5160

Inter Continental Hotel Group

Нижний Новгород

4700

900/+19%

5600

Accor, Inter Continental Hotel Group, Kempinski Hotels, Marriot Intarnational Inc., Rezidor Hotel Group

Омск

4800

350/+7%

5150

Accor, Hilton Hotel Corporation

Самара

2500

400/+16%

2900

Accor, Hilton Hotel Corporation

Казань

5500

300/+5%

5800

Accor, Marriot International Inc.

Челябинск

1600

350/+22%

1950

Accor, Rezidor Hotel Group

Ростов-на-Дону

3600

1150/+32%

4750

Accor, Hyatt Corporation, Kempinski Hotels, Starwood Hotels & Resorts, Domina Hotel Group, РосИнвестОтель

Волгоград

2500

600 /+24%

3100

Rezidor Hotel Group, Inter Continental Hotel Group

Другие города, участники ЧМ-2018

Калининград

2100

390/рост на 19%

2490

Accor, Domina Hotel Group

Краснодар

1020

150/+15%

1170

Гостотельменеджмент, РосИнвестОтель

Сочи

9600

2780/+29%

12380

Kempinski Hotels, Fairmont Raffles Hotels Int,Golden Tulip Hospitality Group, Hilton Hotel Corporation, Hyatt Corporation, Rezidor Hotel Group,Domina Hotel Group, Rezidor Hotel Group, Гостотельменеджмент, РосИнвестОтель

Ярославль

3500

650/+19%

4150

Accor, Rezidor Hotel Group, Hilton Hotel Corporation, Аккорд Менеджмент, РосИнвестОтель

Прочие города РФ

Астрахань

1600

130 / рост на 8%

1730

Rezidor Hotel Group

Владивосток

2200

500 / +23%

2700

Hyatt Corporation

Воронеж

2150

160 / + 7%

2310

Rezidor Hotel Group

Геленджик

2200

380/+17%

2580

Hilton Hotel Corporation

Иркутск

500

400/+80%

900

Marriot International Inc., Гостотельменеджмент

Липецк

750

400/+53%

1150

Domina Hotel Group, Rezidor Hotel Group

Новороссийск

600

150/+25

750

Accor

Переславль-

Залесский

600

350/+58%

950

Wyndham Hotel Group, Hilton Hotel Corporation

Пермь

1430

470/+33%

1900

Hilton Hotel Corporation, Domina Hotel Group

Рязань

780

380/+49%

1160

Rezidor Hotel Group, Аккорд Менеджмент

Томск

1400

110/+8%

1510

Domina Hotel Group

Тюмень

2500

750/+30%

3250

Domina Hotel Group, Kempinski Hotels, Marriot Intarnational Inc., Rezidor Hotel Group, Accor

Ульяновск

1500

175/+12%

1675

Hilton Hotel Corporation


Источник: GVA Sawyer 

 

Наибольший  объем роста номерного фонда  за счет сетевых операторов в период 2011-2013 гг. по сравнению с общим  текущим объемом качественных гостиниц в городе, планируется к вводу  в Иркутске, Липецке, Переславле-Залесском  и в Рязани.

Стоит отметить, что наиболее интенсивное  развитие рынка гостиничной недвижимости в среднесрочной перспективе  прогнозируется именно в городах  с населением менее миллиона жителей, например в Иркутске, Липецке, Рязани. Рынок в этих городах не так  насыщен и развит, как в городах-миллионерах, сетевые гостиничные операторы достаточно активно приходят в эти города, что существенно изменит рынок гостиничной недвижимости. Средний прирост номерного фонда за счет сетевых операторов в городах-миллионерах в среднесрочной перспективе прогнозируется на уровне 16% , в городах с населением менее миллиона – 29%. Конечно, за счет бóльшего количества открываемых гостиниц, в абсолютном выражении крупные города получат больше номеров (в среднем 517 номеров для городов-миллионников, 346 – для городов с населением менее 1 млн жителей), однако наибольшие изменения, связанные с приходом сетевых операторов, следует ожидать именно среди небольших городов. При этом, среди всех городов стоит выделить те, которые примут Чемпионат мира по футболу в 2018 году.  

 

Влияние крупных спортивных событий

 

Согласно  заявке к Чемпионату мира (ЧМ) по футболу  в 2018 году, в список городов-претендентов на проведение мероприятия вошли 13 населённых пунктов (Табл. 6).

Согласно  требованиям оценочной комиссии ФИФА, для проведения ЧМ в выбранных  городах требуется увеличение гостиничных  номеров. Требования по увеличению номерного  фонда в городах указаны в  таблице ниже.

 

Таблица 6

 

Объем номерного фонда в городах-претендентах на проведение ЧМ

 

Город

Требования  оценочной комиссии по увеличению номерного фонда к 2018 году

Планы операторов по увеличению номерного  фонда к 2013 году

Москва

3 700

7 000 (+)[1]

Калининград

4 900

390(-)

Санкт-Петербург

800

1 700 (+)

Волгоград

4 000

600 (-)

Казань

2 000

300 (-)

Нижний Новгород

2 000

900 (-)

Самара

3 000

400 (-)

Саранск

2 100

н/д

Ярославль

1 960

650 (-)

Краснодар

2 000

150 (-)

Ростов-на-Дону

3 000

1 150 (-)

Сочи

-

2 780 (+)

Екатеринбург

1 648

160 (-)


 
Источник: GVA Sawyer, Discovery Research Group

 

 

[1] «+» означает, что существующие планы операторов достаточны для удовлетворения требований ФИФА, «-» - недостаточны.

Приведенные данные показывают, что требования по увеличению гостиничной недвижимости, выдвинутые оценочной комиссией  по проведению ЧМ, будут удовлетворены  к 2013 году только в Москве и в Санкт-Петербурге, в остальных же городах-претендентах на момент анализа зафиксирована  нехватка номеров, которая должна быть компенсирована в период 2013-2018 гг.

В регионах объем  планируемой гостиничной недвижимости значительно ниже, чем в столицах. Наилучшая ситуация с гостиницами ожидается в Сочи, так как к Зимней Олимпиаде инфраструктура города будет подготовлена и к ЧМ-2018 проблем с гостиничным фондом не возникнет. По последним данным, к Олимпиаде планируется построить еще около 27 100 номеров класса «3-5 звезд».

Пожалуй, наибольший лаг между необходимым  увеличением номерного фонда  и планами на ближайшие 2-3 года наблюдается в Калининграде, Волгограде, Самаре. Из этих городов, лишь в Калининграде есть отели категории 5*. 

По  прогнозам экспертов GVA Sawyer в среднесрочной перспективе администрация городов, попавших в заявку ЧМ-2018 и нуждающихся в пополнении номерного фонда, будут активно предлагать инвесторам площадки под гостиничные объекты. Стоит учитывать, что в таких городах как Калининград, Казань, Ярославль, например, уже сегодня достаточно высокий уровень обеспеченности гостиничной недвижимостью (в расчете на 1000 жителей), и в перспективе (после ЧМ-2018) могут возникнуть проблемы с загрузкой гостиниц в этих городах.

 

Перспективы технического развития

 

Инновации: от концепции  к внедрению

 

Как и в материальном производстве, в  индустрии сервиса новая продукция  представляет собой важный источник выживания и роста. В этом смысле разработка инноваций превратилась в стратегическое оружие гостиничных  цепей и независимых гостиниц. Для помощи в разработке подобных средств управления необходимо провести исследования представлений менеджеров отелей в отношении того, что можно рассматривать в качестве ключевых факторов успеха при разработке новых гостиничных услуг.

Инновация, как правило, - это разработка новых продуктов  или методов. В большинстве реальных случаев инновация - систематический процесс, используемый фирмой, и чем более оригинальная идея предлагается (продукт или сервис), тем процесс более сложен. Многие фирмы не представляют, что они проходят какой-то процесс, а те, которые это понимают, вообще не всегда проходят все стадии. Инновации для большинства фирм должны быть связаны с определенным процессом, соответствующим природе инновационной деятельности фирмы и среде, в которой она развивается. Фактически менеджмент инноваций может колебаться в диапазоне от систематического процесса исследований и разработок до случайных действий, связанных с непродуманными попытками победить конкурентов на рынке.

Информация о работе Гостиничное хозяйство ( другие сектора ИГиТ):современное состояние и перспективы технического, экономического и социального развития