Этика и социальная ответственность специалиста в сфере социально – культурного сервиса и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Применительно к сфере социально-культурного сервиса и туризма профессиональная этика специалистов, работающих в ней, представляет совокупность специфических требований и норм нравственности, реализующихся при выполнении ими профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов. Профессиональная этика преследует своей целью сформировать у работников понятие своего профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения, как с клиентами, так и со своими коллегами.

Содержание

Введение
Глава 1. Этика специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма
1.1 Особенности происхождения этики
1.2 Принципы и нормы профессиональной этики
1.3 Кодексы профессиональной этики
1.4 Этика делового общения
Глава 2. Социальная ответственность специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма
2.1 Характеристика социальной ответственности
2.2 Параметры социальной ответственности
Заключение
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 68.94 Кб (Скачать документ)

У ВПО Ульяновский Государственный  Университет

 

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

 

Кафедра педагогики профессионального  образования и социальной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: Этика и социальная ответственность  специалиста в сфере социально  – культурного сервиса и туризма

 

 

 

Студентки 2 курса группы Т-21

 

Чурбановой Анастасии

 

Научный руководитель: старший преподаватель, доктор

 

педагогических наук Шабанова О.В.

 

 

 

 

Ульяновск, 2010г.

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Глава 1. Этика специалиста в  сфере социально-культурного сервиса  и туризма

 

1.1 Особенности происхождения этики

 

1.2 Принципы и нормы профессиональной  этики

 

1.3 Кодексы профессиональной этики

 

1.4 Этика делового общения

 

Глава 2. Социальная ответственность  специалиста в сфере социально-культурного  сервиса и туризма

 

2.1 Характеристика социальной ответственности

 

2.2 Параметры социальной ответственности

 

Заключение

 

Литература

 

Приложения

 

 

Введение

 

Актуальность исследования.

 

Бурное развитие сферы социально-культурного  сервиса и туризма на рубеже XXI века повлекло за собой массовую подготовку специалистов в этой области.

 

Современный специалист в сфере  социально-культурного сервиса и  туризма должен владеть не только экономическими, управленческими знаниями и умениями, несколькими иностранными языками, технологиями, необходимыми ему  для решения задач, знаниями организации  и обеспечения контроля качества оказываемых услуг, но и навыками культуры общения, готовностью соблюдать нормы и правила этикета, обладать рядом профессионально важных личностных качеств (честность, ответственность, оптимизм, порядочность, вежливость и т.д.); что определяет уровень профессиональной культуры специалиста.

 

Обсуждение профессионального  статуса любой деятельности начинается, прежде всего, с обсуждения этических  вопросов. Особенно это касается тех  профессий, от которых, так или иначе, зависит жизнедеятельность общества.

 

Благоприятная атмосфера в организациях социально-культурного сервиса и  туризма продуктивно влияет на её результаты, перестраивает человека, формирует его новые и потенциальные  возможности.

 

Этика в туризме строится на взаимных отношениях с учетом знаний о себе и о других людях, на основе развития способности чувствовать не только свое состояние, но и понимать переживания  других.

 

Профессиональная этика – это  совокупность моральных норм, которые  определяют отношение человека к  своему профессиональному долгу. [19, с.14]

 

Применительно к сфере социально-культурного  сервиса и туризма профессиональная этика специалистов, работающих в  ней, представляет совокупность специфических  требований и норм нравственности, реализующихся при выполнении ими  профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов. Профессиональная этика преследует своей целью сформировать у работников понятие своего профессионального  долга и чести, привить навыки культуры общения, как с клиентами, так и со своими коллегами. [10]

 

Профессиональная этика должна быть неотъемлемой частью подготовки каждого специалиста.

 

Задача профессионала высокого уровня состоит в том, чтобы гармонично сочетать свои личные моральные ценности с ценностями, принятыми за норму  в профессиональном кругу.[10]

 

В основе профессиональной этики в  сфере социально-культурного сервиса  и туризма лежит направленность на удовлетворение человеческих потребностей, уважение к человеку, его профессии, стилю и образу жизни.

 

В бизнесе этика затрагивает  вопросы социально ответственного поведения организации и множество  вариантов поведения управляющих  и управляемых.

 

Понятие о социальной ответственности  организации, в общем случае, включает производство продукции и оказание услуг надлежащего качества, соблюдение прав персонала на труд, выполнение требований к безопасности и гигиене  труда, участие в социальных мероприятиях, добросовестное ведение бизнеса. [26]

 

Следование высоким стандартам социальной ответственности, не позволяющим  неэтичного поведения, требует не только мужества отстаивать свои моральные  принципы, но также и наличие таких  принципов. Задача социальной ответственности  – создать и поддержать в обществе благоприятное мнение о компании.

 

Данной проблемой занимались такие  ученые: Гусейнов А.А., Солоницина А.А., Саак А.Э., Пшеничных Ю.А., Буйленко В.Ф., Авилова Н.А., Уткин С.С., Белякова Г.И., Аванесова Г.А., Семенов А.К., Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К., Набоков В.И., Журавлев В.В.

 

Объект исследования – специалист в сфере социально- культурного сервиса и туризма.

 

Предмет исследования – этика и  социальная ответственность специалиста  в сфере социально-культурного  сервиса и туризма.

 

Цель работы – рассмотреть этику  и социальную ответственность в  деятельности специалиста в сфере  социально-культурного сервиса и  туризма, выявить их влияние на деятельность организации в целом.

 

Задачи работы:

 

· Представить теоретический материал на тему: «Этика и социальная ответственность  специалиста в сфере социально  – культурного сервиса и туризма»;

 

· Изучить литературу по данной теме;

 

· Рассмотреть этические нормы  и принципы в деятельности специалиста;

 

· Рассмотреть кодекс профессиональной этики работников;

 

· Рассмотреть принципы этики делового общения;

 

· Определить особенности понятия  «социальная ответственность»;

 

· Выявить основные принципы социальной ответственности специалиста;

 

· В заключении сделать выводы.

 

Гипотеза исследования – Если специалист в сфере социально-культурного сервиса и туризма будет обладать принципами и нормами этики и социальной ответственности, то эффективность производства организации будет повышаться, возрастет её конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.

 

Методы исследования:

 

· Анализ использованной литературы по предмету исследования

 

· Синтез полученной информации

 

· Создание выводов по выявленной проблеме

 

Обоснование структуры работы и  описание основных разделов:

 

Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

Глава 1. Этика специалиста в  сфере социально – культурного  сервиса и туризма

 

1.1 Особенности происхождения этики

 

 

Этика (ëthicá от ēthos - обычай, нрав, характер) - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.

 

Мораль – это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление  которых носит добровольный характер.

 

Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos». Смысл обоих слов – нрав, обычай. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п. [19, с.7]

 

В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами  духовного воздействия (например, одобрения  или осуждения). Свойство морали требовать  определенного поведения называется императивностью.

 

Наряду с общечеловеческими  элементами мораль включает исторически  преходящие нормы, принципы, идеалы.

 

«Отцом» античной этики является Сократ. Он абсолютизирует мораль, считая ее основой  достойной жизни и культуры. Только моральный человек может быть счастлив. [8, с.105]

 

Первой попыткой систематизации этических  идей, осуществленной на объективно - идеалистической  основе, было сделано Платоном (V – IV вв. до н.э.)

 

Систематическое изложение этики  как теоретической науки впервые  осуществил Аристотель. Наука, которая  изучает этические добродетели  и исследует, какой характер и какой образ действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. до н.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервые построил глубокую теорию морали. В понимании Аристотеля этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.

 

Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Они  характеризуют положительные и  отрицательные нравственные ценности.

 

В наше время этикой называется особая философская дисциплина, область  знания, изучающая мораль, применение моральных оценок в поведении  человека.

 

Профессиональная этика – это  совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный  престиж профессиональных групп  в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

 

Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные  для определенных видов деятельности.

 

Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить  морали, прививать моральные принципы и представления о долге и  чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с  людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей  в определенной деятельности. На эти  эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса  должен воспитывать в себе соответствующее  личностное качество.

 

Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения  в сфере производства. Каждая профессия  имеет свою специфику принятой в  ней и действующей системы  ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, неморальный и даже аморальный в  зависимости от того, как в нем  выражается отношение к действующей  системе ценностей.

 

Основа профессиональной этики  в сфере социально – культурного  сервиса – нетерпимость к пренебрежению  общественными интересами, высокое  сознание общественного долга. [19, с.8-10]

 

 

1.2 Основные принципы и нормы  профессиональной этики

 

Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом  общении. В основе профессиональной этики лежат определенные принципы и нормы, которые обусловлены  нести дополнительную ответственность, связанную с профессиональными  обязанностями. [19, с.12]

 

Норма - это основа высокого профессионализма.

 

Профессиональная этика – это  те специфические особенности нравственных норм профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно  на человека в тех или иных условиях его профессиональной и служебной  деятельности.

 

Профессиональные моральные нормы  – это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе идеалов. [10]

 

Основные нормы служебной этики, которые должны быть присущи всем работникам сферы социально –  культурного сервиса и туризма, независимо от того, где находится  их рабочее место:

 

· внимательность, вежливость;

 

· выдержка, терпение, умение владеть  собой;

 

· хорошие манеры и культура речи;

 

· способность избегать конфликтных  ситуаций, а если они возникают, успешно  разрешить их, соблюдая интересы обеих  сторон;

 

· обходительность, любезность;

 

· радушие, доброжелательность;

 

· тактичность, сдержанность;

 

· самокритичность по отношению  к себе;

 

· готовность быстро реагировать, удерживая  в зоне внимания несколько человек  или разные операции, которые осуществляются в процессе обслуживания;

 

· умение держаться спокойно и доброжелательно  даже после обслуживания капризного клиента или напряженной смены;

 

· умение избегать неудовольствий клиентов и конфликтов;

 

· уважать право каждого человека на отдых и досуг;

 

· беречь профессиональную репутацию;

 

· содействовать развитию внутреннего  и международного туризма;

 

· принимать справедливые претензии  к своей деятельности;

 

· уважать моральные ценности и  культурные стандарты людей, не допускать  высказываний, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства  человека.

 

Перечислим недопустимые нормы  поведения и личностные качества, несовместимые с профессиональной этикой сферы социально – культурного  сервиса и туризма:

 

· грубость, бестактность, невнимательность, черствость;

 

· нечестность, лицемерие;

 

· воровство, жадность, эгоизм;

 

· болтливость, разглашение приватной  информации о клиентах, обсуждение с кем бы то ни было их недостатков  и слабостей;

Информация о работе Этика и социальная ответственность специалиста в сфере социально – культурного сервиса и туризма