Этика и социальная ответственность специалиста в сфере социально – культурного сервиса и туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание

Применительно к сфере социально-культурного сервиса и туризма профессиональная этика специалистов, работающих в ней, представляет совокупность специфических требований и норм нравственности, реализующихся при выполнении ими профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов. Профессиональная этика преследует своей целью сформировать у работников понятие своего профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения, как с клиентами, так и со своими коллегами.

Содержание

Введение
Глава 1. Этика специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма
1.1 Особенности происхождения этики
1.2 Принципы и нормы профессиональной этики
1.3 Кодексы профессиональной этики
1.4 Этика делового общения
Глава 2. Социальная ответственность специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма
2.1 Характеристика социальной ответственности
2.2 Параметры социальной ответственности
Заключение
Литература
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 68.94 Кб (Скачать документ)

 

· верны своему начальнику и целям, стоящим перед коллективом,

 

· в то же время, сохраняя способность  трезвой оценки и конструктивной

 

· критики;

 

· уходят, когда становится очевидным, что они больше не могут поддерживать ценности и цели организации либо ее руководителя.[13,с. 131-132]

 

Этика делового общения в отношении  подчиненного к своему начальнику

 

Общее этическое правило поведения  можно сформулировать следующим  образом: "Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к  вам относились ваши подчиненные".

 

Используя те или иные этические  нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

 

Вот несколько необходимых этических  норм и принципов, которые можно  использовать в деловом общении  с руководителем:

 

• Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению  справедливых отношений. Помните, что  ваш руководитель нуждается в  этом в первую очередь.

 

• Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать  им. Высказывайте ваши предложения  или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: "Как вы отнесетесь к тому, если бы…?»

 

• Если в коллективе надвигается  или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей  старайтесь помочь облегчить выход  из этой ситуации, предложить свое решение.

 

• Не разговаривайте с начальником  категорическим тоном, не говорите всегда только "да" или только "нет" Вечно поддакивающий сотрудник  надоедает и производит впечатление  льстеца. Человек, который всегда говорит "пет", служит постоянным раздражителем.

 

• Будьте преданы и надежны. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого  характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

 

• Не стоит обращаться за помощью, предложением и т.д. "через голову", сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение  может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель потом случае теряет авторитет  и достоинство.

 

• Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и  о ваших правах. Помните, что ответственность  не может быть реализована без  соответствующей степени свободы  действий. [21]

 

Этика делового общения между коллегами (руководителями или рядовыми членами  группы)

 

Можно сформулировать следующим образом: "В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам". Если вы затрудняетесь, как вести  себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

 

Применительно к коллегам-управляющим  следует иметь в виду, что найти  верный тон и приемлемые нормы  делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений  — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками  в борьбе за успех и продвижение  по службе. В то же самое время  это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом  случае участники делового общения  должны чувствовать себя равными  по отношению друг к другу.

 

Вот несколько принципов этики  делового общения между коллегами:

 

• Не требуйте к себе какого-либо особого  отношения или особенных привилегий со стороны другого.

 

• Попытайтесь достичь четкого  разделения прав и ответственности  в выполнении общей работы.

 

• Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная  ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность  от других, попытайтесь сделать это  сами.

 

• В отношениях между коллегами  из других отделов вам следует  отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

 

• Если вас просят временно перевести  в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных — ведь по нему там будут судить о вас  и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

 

• Не относитесь с предвзятостью  к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни  в общении с ними.

 

• Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это  как можно чаще.

 

• Улыбайтесь, будьте дружелюбны и  используйте все многообразие приемов  и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику.

 

• Не давайте обещаний, которые  вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте  свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет  неудобно, даже если на это были объективные  причины.

 

• Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

 

• Старайтесь слушать не себя, а  другого.

 

• Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом  деле. Рано или поздно все равно  выплывет наружу и встанет на свои места.

 

• Посылайте импульсы ваших симпатий — словом, взглядом, жестом дайте  участнику общения понять, что  он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

 

• Рассматривайте вашего коллегу  как личность, которую следует  уважать саму по себе, а не как  средство для достижения ваших собственных  целей'. [12, с.155-156]

 

Повышение уровня этики делового общения. Существуют различные средства и  способы повышения уровня моральности  делового общения. В качестве примеров повышения показателей этичности  поведения, как руководителей, так  и рядовых работников можно привести следующие: разработка этических нормативов на предприятии, создание комитетов  и комиссий по этике, проведение социально-этических  ревизий, обучение этическому поведению.

 

Этические нормативы делового общения  и поведения должны описывать  общую систему и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти нормативы  разрабатываются с целью улучшить деловое общение на различных  уровнях и в разных сферах деятельности организации. Цель их создания — установление нормальной нравственной атмосферы  и определение этических рекомендаций при принятии решений. Каждое предприятие, если оно дорожит своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы  утвердить у себя высшие стандарты  этики делового общения, являющейся важнейшим компонентом бизнеса. [15]

 

Глава 2. Социальная ответственность  специалиста в сфере социально  – культурного сервиса и туризма

 

2.1 Характеристика социальной ответственности

 

Всякий раз, когда что-нибудь

 

очень хочется сделать,

 

остановись и подумай:

 

хорошо ли то, чего тебе хочется.

 

Л. Толстой [22, с.115]

 

 

Международные этические принципы стали «идеологической базой» для  формулирования такого понятия, как  «социальная ответственность».

 

Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности, наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью и т.д. [17]

 

Формальное определение социальной ответственности предполагает обязанность  руководства организации принимать  решения и осуществлять действия, которые увеличивают уровень  благосостояния и отвечают интересам, как общества, так и самой компании. [28]

 

Заинтересованной группой является любое сообщество внутри организации  или вне ее, предъявляющее определенные требования к результатам деятельности компании. Наиболее важные заинтересованные группы крупной компании, ее основные (без которых не может существовать) заинтересованные группы – инвесторы, акционеры, работники, покупатели и  поставщики.

 

Существуют различные подходы  к тому, как следует соотноситься организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться  социально ответственными. Многие полагают, что организация считается социально  ответственной, если она увеличивает  прибыль, не нарушая законов и  норм государственного регулирования. Следовательно, организация должна преследовать только экономические  цели. Но имеет место и иная точка  зрения: что организация в дополнение к ответственности экономического характера призвана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия  своего бизнеса на работников, потребителей и местные общины, в которых  происходит ее деятельность, а также  вносить определенный позитивный вклад  в решение социальных проблем  в обществе в целом. Общественность обычно ожидает от бизнеса не только высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки  зрения социальных целей общества.

 

Противоположные по своему характеру  выводы из исследования проблемы, что  следует понимать под концепцией социальной ответственности, порождены  спорами о целях организаций. Можно, конечно, рассматривать организацию  как экономическую целостность, обязанную заботиться только об эффективности  использования своих ресурсов. В  этом случае организация выполняет  экономическую функцию производства продукции и услуг.

 

Но имеется и другое мнение, согласно которому организация - это намного  больше, чем экономическая целостность. Современная организация - сложная  часть окружения, включающего множество  составляющих, от которых зависит  самое существование организации. К таким компонентам относятся  местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного  давления, союзы или объединения, а также работники фирмы и  держатели ее акций. Эта многоплановая  общественная среда способна активно  влиять на достижение организацией ее целей. Отсюда организации приходится уравновешивать свои экономические  цели с экономическими и социальными  интересами тех, кто составляет среду.

 

Организации несут ответственность  перед обществом, в котором функционируют. Они обязаны направлять часть  своих ресурсов и усилий по социальным каналам, жертвовать на благо общества. Сейчас уже сложились определенные представления о том, как обязана  вести себя организация, чтобы быть добропорядочным членом обслуживаемых  сообществ. Организации должны активно  действовать в таких сферах, как  защита среды обитания, здравоохранение  и общественная безопасность, гражданские  права, защита интересов потребителя  и т. п. Бизнес обязан быть социально  ответственным. [22, с. 114-116]

 

Концепции социальной роли бизнеса  постепенно начали изменяться в 50-х  гг. Именно тогда появился первый основательный  труд на темы социальной ответственности. В книге "Социальная ответственность  бизнесмена" Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений способно приносить социальные и экономические выгоды обществу. [13, с. 170]

 

Важно сделать различие между юридической  и социальной ответственностью. Под  юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и  нормам госрегулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. Как известно, существуют тысячи законов и нормативов. Организация, подчиняющаяся этим законам и  нормативам, ведет себя юридически ответственным образом. Но это не означает, что она будет считаться  и социально ответственной.

 

Социальная ответственность, в  отличие от юридической, подразумевает  определенный уровень добровольного  отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. К проявлениям социально ответственного поведения относятся: благотворительность; развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е. сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае ее возможной опасности для потребителя и др. [13, c.170]

 

Аргументы в пользу социальной ответственности:

 

· Благоприятные для бизнеса  долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь  местного сообщества или устраняющие  необходимость государственного регулирования  в этой сфере, могут быть в собственных  интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых самим участием в жизни общества. В обществе благополучном, с социальной точки зрения, благоприятнее  условия для деятельности бизнеса. Даже если краткосрочные издержки в  связи с социальными действиями высоки, в долгосрочной перспективе  они способны стимулировать рост прибыли, так как у потребителей, поставщиков и местного населения  формируется более привлекательный  образ предприятия.

 

· Изменение потребностей и ожиданий широкой общественности. Связанные  с бизнесом социальные ожидания ныне радикально изменились. Вовлеченность  компаний в решение социальных проблем  становится и ожидаемой, и необходимой.

 

· Наличие серьезных ресурсов для  оказания помощи в решении социальных проблем. Бизнес располагает значительными  людскими и финансовыми ресурсами, что обеспечивает предпосылки для  передачи части их на социальные нужды.

Информация о работе Этика и социальная ответственность специалиста в сфере социально – культурного сервиса и туризма