Маркетинговое исследование процесса обслуживания и продажи туристического продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – на основании различных источников, методических материалов и данных турфирм, провести маркетинговые исследования процесса продажи и обслуживания туристического продукта.
Актуальность данной темы заключается в том, что в наши дни маркетинг затрагивает интересы каждого индивидуума. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.
Задачи:
Исследования потребителей турпродукта;
Анализ технологии обслуживания клиентов турфирмы;
Маркетинг туристического рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….......2
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА…………………………………………………...3 ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ ТУРФИРМЫ…………….......9
- 2.1. Содержание процесса обслуживания и продажи туристского продукта……….....9
- 2.2. Документальное оформление взаимоотношений турфирмы и клиента………....11
- 2.3. Технология продвижения и стимулирования продаж…………………………….12
- 2.4. Информационные технологии в туризме…………………………………………..14
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТУРИСТСКОЙ
СРЕДЫ…………………………………………………………………………15
- 3.1. Маркетинговые исследования туристского рынка…………………………….... 15
- 3.2. Маркетинговые исследования туристского продукта…………………………...18
- 3.3. Маркетинговые исследования конкурентов………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….…….26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

   На  силу конкурентной борьбы среди местных  турфирм влияет множество факторов. Однако, некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.

   1. Борьба усиливается, когда число конкурирующих фирм увеличивается и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Число фирм является важным фактором, поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо отдельных фирм на всех остальных. Это хорошо заметно в разгары сезонов, когда появляется большое количество фирм предлагающих аналогичные продукты.

  2. Конкурентная борьба усиливается тогда, когда спрос на продукт растет медленно. В быстро расширяющемся рынке соперничество ослабляется тем, что здесь всем хватает места. Правда, чтобы идти в ногу с развивающимся рынком, фирмы обычно используют все свои финансовые и управленческие ресурсы, уделяя намного меньше внимания переманиванию клиентов от соперников. Когда рост рынка замедляется, предприятия начинают борьбу за рыночную долю. Это стимулирует появление новых стратегических идей, маневров и мер, направленных, на переманивание клиентуры конкурентов.

  3. Конкуренция на туристском рынке усиливается тем, что спрос на туристские услуги отличается значительными сезонными колебаниями. Поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющим цель — увеличение продаж.

  4. Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы. Дифференциация туристского продукта сама по себе не является сдерживающим конкуренцию фактором. Однако она имеет возможность оживлять (разнообразить) конкурентную борьбу посредством принуждения фирм к поиску новых путей повышения качества туристских услуг.

  5. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем больше вероятность, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр. Отдача существенно зависит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не реагировать совсем, фирма— инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников. Предприятия, которые обладают объективными данными о потенциале конкурентов, находятся в выгодной позиции, поскольку могут правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперников. Такие знания и умения являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив.

  6. Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции. Чем выше барьеры для выхода (т.е. уход с рынка более дорогой), тем сильнее фирмы расположены остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможностей, даже если они могут заработать меньшую прибыль.

  7. Конкуренция принимает острый и непредсказуемый характер при увеличении различий между фирмами в смысле их стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов. Подобные различия увеличивают вероятность того, что отдельные фирмы будут вести себя непредсказуемо и принимать маркетинговые стратегии, которые приведут к рыночным неопределенностям. Наличие таких "чужаков" (обычно это, действительно, новые фирмы на рынке) создает подчас совершенно новые условия рыночной ситуации.

  Анализ  конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных  соперников часто приносят больше пользы, чем даже существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные  и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

  Так как услуги воспринимаются очень  индивидуальны зависят от того, кто их оказывает, в сфере туризма велико значение качественных характеристик конкурентов. Качественная информация представляет собой область субъективных оценок, поскольку включает многие неформализованные параметры. Она может быть дополнена отзыва клиентов, специалистов, экспертов.

Результаты  анализа показывают:

  • где сильные места у конкурентов и где они слабее;
  • чему конкуренты отдают предпочтение;
  • как быстро можно ожидать реакции конкурентов;
  • какие существуют барьеры для выхода на рынок;
  • каковы перспективы выстоять в конкурентной борьбе.

  Информация  о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, дает возможность построить конкурентную карту рынка, на которой было бы видно реальное положение турфирмы на конкурентном рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

           В результате проведенной работы над «Маркетинговыми исследованиями процесса обслуживания и продажи туристского продукта» определился  круг  маркетинговых задач, необходимых для успешной работы фирмы на рынке туристических услуг. На основании этого мною были сделаны выводы:

     1. Для того чтобы использовать маркетинг как надежный инструмент достижения успеха на рынке, руководителям и специалистам туристских предприятий необходимо овладеть его методологией и творчески применять ее в зависимости от конкретной ситуации. Предметом деятельности таких специалистов является не только реклама, но и обеспечение реализации тур. услуги.

             2. В условиях конкурентной борьбы успеха добиться может только то предприятие, которое творчески и нестандартно применяет концепцию маркетинга, постоянно ищет в ее рамках новые способы адаптации к постоянно изменяющимся рыночным условиям, активного воздействия на рынок и потребителей.

        3. С ростом рыночной доли позиции предприятия выглядят все более устойчивыми. Дело в том, что доля фирмы на рынке наибольшим образом влияет на норму получаемой прибыли.

        4. Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристских услугах и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристские услуги, т.е. конъюнктуры рынка.

       5. Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят больше пользы, чем даже существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

          6. Особенностью обслуживания в турфирме является то, что клиент часто приходит не один, поэтому работник фирмы должен быть готов общаться сразу с несколькими типами людей. Переговоры являются важным этапом в процессе обслуживания, поэтому к ним следует тщательно готовиться. Чем важнее переговоры, тем более тщательной подготовки они требуют. Следует заранее продумать несколько вариантов течения переговоров, просчитать результаты, в процессе переговоров выбрать нужный вариант и стараться его придерживаться.

           Учет психологических  особенностей отдельных типов клиентов, подбор индивидуальных методов работы с ними, несомненно, окажут положительную роль в процессе обслуживания и повысят эффективность всей работы турпредприятия.

     7. Маркетинговые исследования турпродукта показывают, что: существование жизненного цикла туристского продукта означает, что перед фирмой встают три крупные проблемы. Во-первых, она должна своевременно изыскивать новые продукты для замены находящихся в стадии спада (проблема разработки новинок). И во-вторых, фирма должна уметь эффективно организовывать работу с ныне существующими продуктами на каждой из стадий их жизненного цикла (проблема стратегического подхода к стадиям жизненного цикла туристского продукта). Третья, не менее важная задача, состоит в оптимизации структуры предлагаемых фирмой продуктов с точки зрения принадлежности их к различным стадиям жизненного цикла.

     8. Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристских услугах и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристские услуги, т.е. конъюнктуры рынка.

           В процессе работы выяснилось, что маркетинговые  исследования являются крайне необходимыми в сфере туризма.  Они, кроме того, требуют комплексного и детального подхода. 

Результаты  исследования конкурентов показывают:

  • где сильные места у конкурентов и где они слабее;
  • чему конкуренты отдают предпочтение;
  • как быстро можно ожидать реакции конкурентов;
  • какие существуют барьеры для выхода на рынок;
  • каковы перспективы выстоять в конкурентной борьбе.

  Информация  о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, дает возможность построить конкурентную карту рынка, на которой было бы видно реальное положение турфирмы на конкурентном рынке. 
 

    
 
 
 

                                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акулич И.Л./ И.Л. Акулич .Внутренняя и внешняя среда маркетинга. – Минск, 1996, 764 С.
  2. Александрова А.Ю./А.Ю. Александрова. Экономика и территориальная организация международного туризма: Уч.пособие. - М.: 1996,342 С.
  3. Гуляев В.Г./В.Г. Гуляев. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 1996, 231 С.
  4. Дурович А.П., Копанев А.С./ А.П.Дурович, А.С.Копанев. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / Под общ. ред. З.М. Горбылевой.- Минск, 1998, 215 С.
  5. Исмаев Д.К./Д.К. Исмаев. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. – М.: Луч, 1996,316 С.
  6. Квартальнов В.А./В.А. Квартальнов. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: БГЭУ, 1996,117 С.
  8. Кириллов А.Т., Волкова Л.А./А.Т. Кириллов, Л.А. Волкова. Маркетинг в туризме. – С-Пб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996, 121 С.
  9. Котлер Ф./Ф.Котлер. Основы маркетинга. – Новосибирск: Наука, 1992,320 С.
  10. Крылова Е.Г./ Е.Г. Крылова. Маркетинговые исследования товаров и потребителей. – Минск: БГЭУ, 1992, 210 С.
  11. Маркова В.Д./ В.Д. Маркова. Маркетинг услуг. М., 1996, 112 С.
  12. . Энджел Д.Ф. / Д.Ф. Энджел. Поведение потребителей/Пер. с англ. – СПб: Питер, 1999, 368 С.
  13. Яновский А.В./ А.В. Янковский. Маркетинговая деятельность на рынке турпродукта.  Маркетинг. 1998, 432 С.

Информация о работе Маркетинговое исследование процесса обслуживания и продажи туристического продукта