Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 08:41, дипломная работа

Описание

Цель настоящей дипломной работы состоит в исследовании международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности региона и выявлении перспектив выхода Тамбовской области на международный туристский рынок.
Задачами данной работы являются:
отражение эволюции международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности;
определение туристского рынка как сфера проявления экономических отношений;
характеристика международного рынка туристских услуг;
описание организации и технологий работы туристских фирм, их взаимодействие с организациями поставщиками услуг;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1 Эволюция международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности………………………………...………….6
1.1. Исторический обзор развития международного туризма……………...6
1.2. Особенности сферы современного международного туризма……….13
1.3. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений…………………………………………………………………….16
1.4. Характеристика международного рынка туристских услуг…………..22
Глава 2 Индустрия международного туризма в современных условиях……29
2.1. Организация и технология работы туристских фирм………………...29
2.2. Взаимодействие туристских фирм с организациями поставщиками услуг…………………………………………………………………………...39
2.3. Маркетинговая деятельность организаций индустрии туризма……...54
Глава 3 Современное состояние и перспективы туризма в России: региональный аспект……………………………………………………………64
3.1. Особенности инфраструктуры международного туризма России…...64
3.2. Специфика российского туристского предприятия…………………...76
3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области: анализ и пути развития………………………………………………………………...82
Заключение………………………………………………………………………96
Список использованных источников…………………………………………..99
Глоссарий………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

дипломка.doc

— 885.00 Кб (Скачать документ)

    Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое разнообразие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства47.

    Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на опережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга, являются: некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности); отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения России на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.

    Разбирая причины неуспеха российского въездного туризма, нельзя не признать, что здесь играет свою роль и отсутствие необходимой финансовой поддержки со стороны как федеральных, так и местных властей. Более того, национальные туристские фирмы функционируют в достаточно тяжелой обстановке из-за непомерных налогов, постоянного роста стоимости коммунальных услуг и т. д.; нет и государственной поддержки в области развития приоритетности национального туристского бизнеса. В Проекте нового положения о лицензировании туристской деятельности в РФ, подготовленного к рассмотрению в Государственной Думе, отсутствует такая «мелочь», как разница в стоимости оплаты лицензии для национальных и зарубежных туристских предпринимателей. Теперь на нашем рынке все равны. Также целесообразно было бы ввести отдельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности.

    Опыт развитых в туристском плане стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от его государственной поддержки. Разработанные в ряде стран государственные программы стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, предоставление льготных ссуд и кредитов для национальных предпринимателей, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу, подготовку кадров.    

    До 1998 году в России существовало более 7,5 тыс. туристских фирм, 90 % из которых - турагенты, а 10 % - туроператоры. Хотя следует отметить, что фактически трудно провести грань между туроператорами и турагентами. Это вызвано тем, что туристская фирма получает общую лицензию на туристскую деятельность.

    После августовского кризиса 1998 году число туристских фирм значительно сократилось. В основном попали под удар малые и средние туристские фирмы, что еще более укрепило позиции крупных российских туроператоров. Однако, несмотря на это, на российском туристском рынке наблюдается острая конкурентная борьба, поскольку число фирм все еще превышает спрос на туристские услуги. Так на данный момент туристский рынок России насчитывает более 10100 туристских фирм, в том числе только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сосредоточено 1310 фирм, в Москве и Московской области 4290 туристских фирм, в остальных регионах находится около 5000 фирм48.

    Распределение числа поездок российских граждан за границу по регионам представлено в следующих направлениях:  42%-страны Западной Европы, 27%- страны СНГ, 20%-страны Азии, 6%-страны Африки, 3%-страны Прибалтики, 1%- США и 1%-страны Персидского залива. Цель поездки российских граждан за рубеж в 2003 году состояли в следующем: только отдых – 47%, поездка с деловой целью – 22%, поездка с друзьями, родственниками, совмещенная с отдыхом – 13%, поездка с другой целью - 12%,  поездка с друзьями, родственниками, не совмещенная с отдыхом – 6%.

     Если рассматривать направления предполагаемых поездок российских граждан за рубеж в ближайшие три года (в % от числа планирующих поездки за рубеж в данный период времени), то страны Европы – 94%, страны Восточной Азии – 4,4% и другие регионы 57,8%49.

    Международный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения. Туризм можно изучать как науку, заниматься его исследованием, так как он является существенным комплексом мирового хозяйства. И, наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны.

   Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость развития программ въездного туризма. До недавнего времени значение туризма в политической, экономической и социальной жизни России не было в полной мере определено. Но в последнее время в России наблюдается интерес именно к международному туризму. Может быть, туризм является именно той отраслью, которая способна вывести нашу страну из кризиса.

    Анализ современного состояния туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития:

  1. преобладание выездного туризма объясняется нежеланием туристских фирм разработать схему национального туроперейтинга, поскольку действовать на основе использования западных схем намного проще. Всё это в результате приводит к оттоку туристского капитала за границу;
  2. число туристских фирм превышает спрос на туристские услуги – отсюда острая конкурентная борьба на рынке;
  3. существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в настоящее время она не соответствует мировым стандартам;
  4. из-за снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда;
  5. сохраняется тенденции убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;
  6. происходит процесс внедрения иностранных гостиничных компаний на российский рынок.

    Государственные  организации, занимающиеся управлением  туризма на федеральном и региональном  уровнях, не уделяют должного  внимания развитию въездного  туризма. Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского продукта играют национальные общественные организации.

 

3.3. Международный туристский рынок Тамбовской области: анализ и пути развития

    Тамбовская область является одним из привлекательных регионов для развития как въездного, так и выездного туризма, которые в совокупности представляют собой международный туристский рынок региона. Тамбов является одной из уникальных глубинок России. Его неповторимая архитектура середины XIX века, купеческий центр, церкви и монастыри, создают особый облик провинциального городка. Историческое наследие Тамбова широко представлено в  Областной картинной галерее, Краеведческом музее, Дом - музее Г.В.Чечерина.

    В области имеется достаточный потенциал для развития туристской отрасли, в сфере въездного туризма. Большое значение имеет географическое положение области, которая расположена в центральной части России и граничит на юге и юго-западе с Воронежской областью, на западе - с Липецкой областью, на севере - с Рязанской областью, на северо-востоке и востоке - с Пензенской областью, на востоке и юго-востоке - с Саратовской областью.

    На территории Тамбовской области сосредоточены основные транспортные узлы: железнодорожные пути, направления Центр-Юг России, Центр-Поволжье-Урал; автомобильные дороги, в том числе федерального значения: Москва-Волгоград-Астрахань (расстояние от Москвы до Тамбова - 480 км.), Тамбов-Орел, Тамбов-Воронеж, Тамбов-Рязань; авиасообщение, существует и действует Тамбовский аэропорт, способный обеспечивать чартерные рейсы. Парк подвижного состава транспортных средст тамбовской области крайне изношен. Приоритетным остается автомобильный вид сообщения, который составляет 60 % от всех видов перевозок. В западной Европе популярность транспортных средств при реализации туристских путешествий тяготеет к высокому  комфортабельному и скоростному транспорту: авиационному, скоростному железнодорожному и автомобильному транспорту. 

    Огромное значение для развития туризма в Тамбовской области имеют так же климатические и природные богатства региона. Климат в Тамбовской области умеренно-континентальный, средняя температура января -11 градусов, средняя температура июля +20 градусов; количество осадков - около 500 мм в год. Тамбовская область располагает большими природными ресурсами. Лес (сосна, дуб, береза, осина, ольха, ясень) – основное богатство региона, часть которого охраняется государством. Что является важным для создания хорошей базы для развития международного экотуризма.

    Уникальный историко-музейный комплекс, известен далеко за рубежом. Определенный интерес в этом смысле представляет сам Тамбов, в котором находятся следующие музеи строения – памятники культуры: Краеведческий музей, Дом-музей Г.В.Чечерина, Музей истории медицины, Народный музей образования, Комната-музей А.Н. Лодыгина, Кукольный театр, Драматический театр, Картинная галерея.

    Стало традицией проведение ежегодных международных конкурсов в Музей-усадьбе С.В. Рахманинова, проведение подобных мероприятий увеличивает поток въездного туризма Тамбовской области. С 1982 года  и по настоящее время в Ивановке ежегодно проходят музыкальные фестивали имени С.В.Рахманинова. Конкурсанты - представители всех европейских государств. Проведение подобных мероприятий вызывает интерес мировой музыкальной общественности, что  стимулирует развитие международного туризма. Особый интерес международных туристов привлекает Музей-усадьба С.В. Рахманинова.  Однако въездной поток международных туристов ограничен из-за плохо развитого гостиничного хозяйства, предприятий питания и ограниченными возможностями транспортного сообщения села Ивановки с Тамбовом. Отсутствие  комплексной рекламно-информационной работы по созданию имиджа Музей-усадьба С.В. Рахманинова не дает возможности организовать и направить потоки международных туристов в данный комплекс. Развитие туристской индустрии  данного комплекса могло бы привести к очевидным позитивным результатам.

    Планируется открытие в Тамбове музея, посвященный одному литературному герою. Вернее, героине поэмы Лермонтова "Тамбовская казначейша". Музей разместится в доме, где жил прототип поэмы – губернский казначей, проигравший в карты заезжему бравому улану молодую и красивую жену Дуню. Местные краеведы считают, что необычный музей не только даст широкую панораму жизни губернского города прошлого века, но и привлечет массу романтически настроенных туристов.

    В настоящее время Тамбовская область не входит в десятку ведущих туристских регионов России. Из-за  неразвитой   инфраструктуры  туристского бизнеса и   соответствующей  подготовки профессиональных кадров в  международном туризме, обладающих знаниями  международного сервиса и финансирования. Решение данного рода проблем могло бы поспособствовать развитию в данном регионе въездного туризма. Один из факторов отсутствия  въездного потока туристов в Тамбовскую область является недостаток услуг.

    В Тамбовской области  можно развивать следующие виды туризма: развлекательный, так как существует много разнообразных баров, развлекательных центров, ресторанов и другие; поломнеческий, в связи с наличием  большого количества монастырей, церквей, соборов, храмов и святых мест; познавательный, в области находятся исторические места, музеи, и целые музейные комплексы; экстремальный туризм (в настоящий момент бюро молодежного международного туризма «Спутник-Тамбов» уже предоставляет туры Off-Road).

    Все эти новые направления развития для Тамбовской области международного туризма требуют тщательного рассмотрения поставщиков услуг. В настоящее время на Тамбов приходится  10 гостиниц. Конечно, не все из них можно классифицировать по установленным стандартам гостиничной индустрии. Многие из них нуждаются в срочной реконструкции. На одну тамбовскую гостиницу (включая мотели и общежития гостиничного типа - далее гостиницы) приходится 40 номеров на 78 мест. Жилая площадь одного номера составила в среднем 18,1 м2, причем в городской местности - 18,1 м2 и в сельской местности - 18,8 м2. Наиболее крупные по размерам номерного фонда гостиницы располагаются в городе Тамбова. Муниципальные и частные предприятия в основном имеют небольшие по размерам номерного фонда гостиницы. Муниципальные - примерно по 36 номеров на 66 мест каждая, а частные—24 номера на 53 места.

    Однако за последние три года произошли кардинальные перемены. Например, постройка таких гостиниц, как гостиница «Славянская», «Бастион» и «Державинская» УПЦ ТГУ им. ГР. Державина.  Данные гостиничные предприятия отвечают всем требованиям европейского образца. Гостиничный комплекс «Державинская» УПЦ ТГУ им. ГР. Державина включает: гостиницу европейского уровня, ресторан «Наместник», кафе «Фаворит», а также конференц-зал.  Гостиница «Славянская» располагает не меньшим пакетом предоставляемых услуг, это: комфортабельные номера европейского уровня, оснащенные телефоном, спутниковым ТВ, санузлами с ванной/душевой кабиной, кафе, сауна, бильярд, охраняемая автостоянка, кроме этого работает служба бронирования номеров. На гостиничном рынке Тамбова также присутствуют и такие средства размещения, как гостиница «Отель», гостиница «Театральная», гостиница «СОК», гостиница «Спортивная», гостиница «Тамбов», туристический комплекс «Турист», гостиница «Тамак» и другие.

    Туристический комплекс «Турист» один из символов современного Тамбова, расположен в Пригородном лесу, на берегу реки Цны. Данный комплекс располагает 1-2-3-х местными номерами со всеми удобствами и номерами класса «люкс». Данное предприятие располагает: столовой, буфетом, кинозалом, спортивными площадками, сауной, коферент-залом50. Туристический комплекс «Турист» развивает познавательный туризм, организует маршруты выходного дня, разрабатывает разнообразные экскурсии по городу и за его пределы, в том числе: 

  • село Ивановка (Дом - музей С.В. Рахманинова); 
  • город Мичуринск (Дом-музей И.В. Мичурина и народного художника А.М. Герасимова с выставочным залом);
  • село Мордово (Архангельская церковь с фарфоровым иконостасом) Тамбовской области;
  • «Дом-музей Г.В.Чичерина» в г. Тамбове;
  • в города Елец и Задонск (Музей И.А. Бунина, мужской и женский монастыри) Липецкой области;
  • село Константиново (Дом-музей С. Есенина) Рязанской области;
  • село Тарханы (Музей – заповедник «Тарханы». Лермонтовские места) Пензенской области.

Информация о работе Международный туризм как форма внешнеэкономической деятельности