Организация экскурсионно-познавательных туров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:25, контрольная работа

Описание

Исходя из вышесказанного, цель исследования определена так: изучить специфику организации позначательно-экскурсионных туров.
Задачи исследования:
дать характеристику эскурсионному обслуживанию;
рассмотреть понятие тура, его особеностей и видов;
изучить специфику организации позначательно-экскурсионных туров.

Содержание

Введение c.3-5
1.Суть и особенности экскурсионного обслуживания с.6-8
2.Организация познавательно-экскурсионных туров с.9-34
2.1. Понятие тура и туристского маршрута с.9-13
2.2. Познавательные туры и специфика их проведения с.14-20
2.3.Последовательность организации познавательных туров в экскурсионном обслуживании с.20-34
Заключение с.35-36
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Организация экскурсионно-познавтельных туров.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

     Формированию и развитию эстетического вкуса, способности и необходимости человека различать и оценивать искусство и другие результаты человеческой деятельности, и вообще явлений жизни на уровне прекрасного содействуют искусствоведческие экскурсии:

  • знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством);
  • театрально-музыкальные экскурсии.

   Знакомству с поэтикой слова содействуют литературные экскурсии:

    ♦ литературно-биографические (монографические) — по местам, связанным с жизнью и творчеством поэтов, писателей;

  • историко-литературные, знакомящие с определенным историческим этапом развития литературы;
  • литературно-художественные — по местам и событиям, отраженным в произведениях, т.е. по дорогам литературных героев.

    Архитектурно-градостроительные экскурсии (их объекты показа встречаются практически во всех видах экскурсий) имеют следующее деление: памятники архитектуры определенных стилей; творчество архитекторов; градостроительство (историческая и современная застройка города, местности).

    Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, исторических, историко-революционных, военно-исторических, литературных и других экскурсий, поэтому каждому экскурсоводу необходимо   владеть   методикой   их   показа. «Проведение экскурсий на архитектурно-градостроительные темы требует от экскурсовода основательной подготовки. Ему необходимо иметь специальные знания в области архитектуры, владеть искусством архитектурного анализа, необходима искусствоведческая и историческая подготовка, высокая общая культура»[4, с. 104].

       По месту проведения экскурсии бывают музейными, городскими, загородными, в пути следования (так называемые путевые информации).

    Музейные экскурсии обеспечивают обслуживание экскурсантов согласно профилю музея (отношения его экспозиционной тематики к определенной области культуры, искусства, отрасли производства и др.).

      Музей — это хранилище памятников истории и культуры, расположенных по определенной системе, дающей возможность их наилучшего обозрения и изучения экскурсантами (посетителями).

    «Осмотр музея в качестве части экскурсии может быть организован в начале, по ходу экскурсии при раскрытии определенной подтемы или в заключительной части маршрута. Если группа экскурсантов не заходит в музей, хотя он и включен в маршрут, материалы музея излагаются в рассказе экскурсовода с использованием копий документов, фотографий экспонатов и другого иллюстративного материала»[11, с. 35].

    Городские экскурсии могут быть как многоплановыми (обзорными), так и тематическими, посвященными показу всего города или его части.

        Загородные экскурсии также бывают обзорными и тематическими; они могут проводиться как в промежуточном, так и в конечном пункте следования. «Загородную экскурсию следует отличать от путевой информации, которая в отличие от экскурсии имеет свои особенности первичность рассказа, его справочный характер, интересная образная информация о населенных пунктах в пути следования, жизни и деятельности известных людей данного региона. Однако в данной информации не используется материал тех экскурсий, которые предусмотрены в пунктах назначения»[6, с.281].      

       Вступление экскурсии при загородных поездках целесообразнее давать на месте посадки группы до начала движения, «а сама экскурсия может начинаться или за городом, или в черте города у какого-либо объекта, тесно связанного с темой экскурсии»[4, с.128]. Загородная экскурсия длится целый день (10—14 ч). Экскурсоводу «необходимо предусмотреть перерыв на обед, предупредить экскурсантов об остановках для отдыха в определенных местах, правилах поведения в местах отдыха»[4, с.128].

       «В настоящее время на белорусском туристском рынке работают свыше 600 туристских предприятий, в сфере туризма занято более 3000 работников. Экскурсионным обслуживанием реально занимается незначительное количество туристских предприятий. Среди них: «Беларустурист», имеющий разветвленную сеть туристских и экскурсионных бюро в регионах, «Белинтурист», «Внешинтурист», «Минсктурист», «Белтур», «Белфер», «Белорусский Спутник», Минское бюро путешествий и экскурсий, «Разма-М», «Трэвел», «Экотур-6», «Подевюс», «Виаполь», «Аэроспейс-трэвел», «Савитартур» и некоторые другие туристские предприятия, а также региональные фирмы «Трита» (Гродно), «Брестинтурист» (Брест), «Полесье» (Пинск), «Авто» (Молодечно) и т.д.»[12, с.108].

       По информации Министерства спорта и туризма, к новому туристическому сезону разработаны и готовы к «употреблению» несколько новых маршрутов. В связи с грядущим всенародным празднованием освобождения Беларуси наибольшее внимание было уделено маршрутам на военно-патриотическую тематику. Маршрут «Весты, опаленные войной" посвящен памяти Ивана Черняховского, который руководил освобождением Беларуси: дорога пройдет по пути III Белорусского фронта [tut.by].

      Разрабатываются совершенно уникальные маршруты на тему «Оборонное зодчество Беларуси. «Войны, проходившие на белорусских землях, оставили значительные разрушения. Это большие потери для культурного наследия. Вместе с тем они сформировали особенности национальной архитектуры, поэтому многие территории республики можно рассматривать как музей оборонного зодчества под открытым небом, где представлены все виды оборонных сооружений. Среди них: Каменецкая башня «Белая вежа» (таких башен-донжонов, являющихся последним бастионом, сохранилось очень мало в Европе), Кревский, Лидский, Новогрудский, Мирский замки, еще позже — такой совершенный замок, как Несвижский, и, наконец, мощнейшие оборонные сооружения — крепости в Бресте и Бобруйске. Уникальными объектами являются церкви-крепости, такие как Сынковичская XV в. в Зельвенском районе, церковь в Маломожейкове, костелы в Ишкольди и Камаях. Экскурсии на тему «Оборонное зодчество Беларуси» могут стать привлекательными не только для белорусских туристов, но и для гостей страны»[12, с.109].

          Есть исключительно  эксклюзивные маршруты в мир дикой природы на Полесье, где нужно добираться ддо некоторых деревень разнообразными видами транспорта – где на авто, где на велосипеде, а местами только лодкой. Можно познакомиться с бортниками, увидеть борти-колоды.

          Впечатляющим может стать путешествие в деревню Ласицк в 40 км от Пинска, где кажется, что «попадаешь в сказочный и древний мир первозданной природы, а болото вот-вот содрогнется от крика и шагов диназавров. Не говоря уже о невероятном количестве птиц. Не верится, что в центре Европы есть такие чудеса. Встреча с бортниками – большая диковинка 21 века. Это и есть та изюминка, которой можно привлечь туристов. С точки зрения сегодняшнего дня сложно оценить важность бортничества в средние века. Бортники обеспечивали государство медом, воском, что для тех времен было стратегически важно. Только в 19 веке, когда в сельском хозяйстве стали выращивать сахарную свеклу, значение бортничества стало ослабевать. 

      Недавно начала работать «Линия Сталина», занимающая территорию 26 гектаров и ощетинившаяся заградительными сооружениями и дулами военной техники.   

     Значительную роль в развитии экскурсионных маршрутов играет сеть региональных экскурсионных бюро, туристских фирм и их филиалов в регионах, где сконцентрировано большое количество объектов показа. Экскурсионные маршруты создаются с учетом спроса потенциальных клиентов.

         Таким образом, цель познавательно-экскурсионных туров – знакомство с традициями, обычаями, культурой различных стран и регионов, расширение кругозора посредством посещения музеев, театров и выставок. Примерами экскурсионно-познавательных туров могут быть автобусные туры по Европе, экскурсионные туры по Беларуси. Основа  познавательного тура – богатая экскурсионная программа осмотра города и его достопримечательностей, архитектурных ансамблей,  храмов и культовых объектов, музеев, а также и уникальных природных объектов и явлений и свободное время для посещения магазинов. Экскурсионно-познаватлеьные туры могут включать в себя такие виды экскурсий, как архитектурно-градостроительные, литературные, искусствоведческие, краеведческие, экологчиеские, исторические, музейные, городские и загородные, каждая из которых требует грамотного руководства экскурсоводом и руководителем группы. 

2.3.Последовательность организации познавательных туров в экскурсионном обслуживании                                                                                               

    «Организацией экскурсионно-познавательного туризма для жителей Беларуси считается проведение экскурсий при наличии методической разработки, для граждан Республики Беларусь и иных государств - организацию для граждан Республики Беларусь отдыха, экскурсионных поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов на территории Республики Беларусь, а также реализацию путевок по агентским соглашениям с туроператором по территории Республики Беларусь (турагент).

      «Работа по подготовке темы экскурсии считается завершенной, когда разработаны следующие материалы:

   1.Список использованных источников, включающий не только литературные, но и другие источники информации (архивные материалы, экспозиционные и фондовые материалы музеев, записи кино, видеохроники, встречи, интервью с участниками, очевидцами событий и др.)»[6, с.281].

   2.Карточка (паспорт) экскурсионных объектов. Наличие таких карточек ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование в экскурсиях памятников, делает их показ более активным.

      3.«Экскурсионные тексты: контрольный и индивидуальный. Экскурсионный текст — это комплексный, синтетический текст, который противопоставлен другим типам текстов. Включая фрагменты текстов источников (метатекстов), он через эмоциональную форму, часто через язык образов, моделирует процесс познания окружающей действительности, оказывает значительное влияние на информированность воспринимающих лиц (экскурсантов). Контрольный текст — тщательно составленный материал экскурсии, раскрывающий тему, ее подтемы и основные вопросы, композиционно состоящий из введения, основной части, заключения и логических переходов между подтемами. Он служит основой вступления и заключения на экскурсии, а логические переходы могут успешно использоваться при составлении методической разработки и в дальнейшем при рассказе экскурсовода на маршруте. Готовый по форме рассказ является индивидуальным текстом — материалом, изложенным в соответствии со структурой,  маршрутом экскурсии, дающим характеристику объектов и событий»[6, с.281].

  1. Схема маршрута — путь следования экскурсионной группы, вычерченный на отдельном листе, где обозначаются начало маршрута, объекты показа (основные) и остановки для их наблюдения, места выхода группы к объектам, конечная точка маршрута.
  2. Комплект наглядных пособий — «портфель экскурсовода» — подборка фото, копий документов, архивных материалов, репродукций, картосхем и других вспомогательных материалов.
  3. «Методическая разработка — основной документ экскурсии, где излагаются рекомендации о ее проведении, указывается последовательность и продолжительность демонстрации объектов, наглядных пособий, через перечень основных вопросов раскрываются подтемы экскурсий с их увязкой логическими переходами, называются и описываются методические приемы показа и рассказа, проиводятся указания по ведению экскурсии и дифференцированному обслуживанию.
  4. Материалы экскурсий объединяют: картотеки справочных и других источников информации; подготовительные материалы по теме — рефераты, копии документов, выписки, цитаты; картотеки экскурсионных объектов — основных и дополнительных.
  5. Картотека экскурсоводов, проводящих экскурсию по данной теме. Здесь содержатся сведения о проведенной экскурсоводами пробной экскурсии: когда проведена, кем одобрен и утвержден индивидуальный текст, кем выдан документ (сертификат), дающий право на проведение экскурсии»[6, с.282].

      Целесообразно, чтобы у каждой экскурсии были свои объекты, присущие выбранной теме, в ряде случаев и экзотические.

      Экскурсия не должна быть перегружена большим числом посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность. Длительные экскурсии утомительны и внимание и интерес туристов при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-3 часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

      Важной особенностью организации обслуживания туров является оказание услуг сопровождения. «Наиболее распространенными являются услуги руководителя группы в групповых турах. Как правило, в качестве такового направляются либо штатные работники туристского предприятия, либо наиболее опытные туристы. С руководителем группы заключается отдельный договор, согласно которому на него возлагаются определенные обязанности в ходе туристской поездки»[6, с. 208]. Основная задача руководителя группы — выполнение программы тура, а также представление интересов туристской компании перед лицом поставщиков услуг. В ряде случаев эти функции выполняют представители туристской фирмы, находящиеся в стране назначения на время массового туристского сезона.

Информация о работе Организация экскурсионно-познавательных туров