Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:11, отчет по практике
Цель производственной практики закрепление и углубление знаний и умений, полученных в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Задачи производственной практики:
1. Раскрыть специфику регионального туристского рынка Мурманской области.
2. Проанализировать деятельность туристской фирмы ООО ТА «Вояж».
3. Выявить проблемы и потенциал развития турфирмы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ 5
1.1. Общая характеристика туристской сферы региона 5
1.3. Нормативно-правовая база регионального туризма 9
1.3. Специфика регионального туристского рынка 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО ТА «ВОЯЖ» 19
2.1. Общая характеристика фирмы 19
2.2. Характеристика основной деятельности фирмы 23
2.3. Характеристика ресурсной базы фирмы 26
2.4. Характеристика технологий деятельности фирмы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
8
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ 5
1.1. Общая характеристика туристской сферы региона 5
1.3. Нормативно-правовая база регионального туризма 9
1.3. Специфика регионального туристского рынка 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО ТА «ВОЯЖ» 19
2.1. Общая характеристика фирмы 19
2.2. Характеристика основной деятельности фирмы 23
2.3. Характеристика ресурсной базы фирмы 26
2.4. Характеристика технологий деятельности фирмы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
Актуальность исследования деятельности туристской фирмы на региональном рынке определена тем, что в настоящие время туристская индустрия является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики.
Мурманская область занимает особое место на туристском рынке России. Обладая уникальными туристической - рекреационными возможностями, значительным историко-культурным потенциалом, она открывает большие возможности для туристической - экскурсионной деятельности и экологического туризма. Однако, несмотря на имеющийся рекреационный потенциал, туристский комплекс в области переживает значительные трудности. Сейчас количество турфирм значительно увеличилось и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на туристском рынке города Мурманска.
В Мурманской области функционируют 72 организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность. Из них 28 туроператоров и 44 турагента. Ежегодно увеличиваются объемы обслуживания туристов турагентскими и туроператорскими фирмами Мурманской области. Но только единицы предлагают поездки по внутриобластным туристским маршрутам, а остальные заняты в основном выездным туризмом.
Объект исследования – деятельность турфирмы ООО ТА «Вояж».
Предмет исследования – конкурентная среда и технологические процессы фирмы.
Цель производственной практики закрепление и углубление знаний и умений, полученных в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Задачи производственной практики:
1. Раскрыть специфику регионального туристского рынка Мурманской области.
2. Проанализировать деятельность туристской фирмы ООО ТА «Вояж».
3. Выявить проблемы и потенциал развития турфирмы.
Методы исследования:
анализ научных статей, аналитической и статистической информации о состоянии и тенденциях туристской отрасли региона.
анализ документов фирмы.
анализ рекламных материалов.
социологические методы (опрос, анкетирование).
методы аналогии, синтеза и обобщения.
Информационные источники отчета производственной практики: Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года (№ 383-ПП от 26.08.2010), Стратегия развития туризма в Мурманской области до 2015 года (№ 35-ПП от 06.02.2004), долгосрочная целевая программа развития туризма в Мурманской области на 2009 – 2011 годы (№ 400-ПП/14 от 22 августа 2008 г.).
1.1. Общая характеристика туристской сферы региона
Мурманская область, в силу своего географического положения и особенностей исторического развития располагает необходимыми ресурсами для развития туризма. Ресурсы позволяют формировать разнообразные, ориентированные на конкретных потребителей, туристские продукты. Это – горнолыжные туры в Кировске, скалолазные маршруты, экстремальные авторалли "Арктик - Трофи", водный туризм по рекам, озерам и Белому морю, минералогические экскурсии по Хибинскому горному массиву, охотничьи туры; познавательные, экологические, приключенческие, историко-этнографические туры и экскурсии, рассчитанные на самые различные категории туристов.
Возрастающим спросом пользуются бизнес-мероприятия и научные конференции, фольклорные фестивали, культурно-познавательные экскурсии по Мурманску и городам области, посещение саамских и поморских селений, а также различные мероприятия, проводимые в рамках Праздника Севера, Встречи солнца.
Визитная карточка въездного туризма Кольского полуострова – рекреационная рыбалка на семужьих реках. На территории области в устьях нерестовых рек расположены 17 баз для иностранных и российских туристов, оснащенные всем необходимым для осуществления рыболовных туров.[1]
Мурманская область - один из немногих регионов, где Россия имеет общую границу с Европейским Союзом. Соседство с Финляндией, Норвегией, Швецией, имеющими на туристских рынках Европы положительный имидж, позволяет развивать туризм в рамках совместных международных проектов.[2]
Главная железнодорожная линия связывает Мурманск с Санкт-Петербургом через Петрозаводск. Имеется железнодорожный путь к п. Никель и г. Ковдор. Вокзалы не в полной мере отвечают современным требованиям по приему туристов.
Из морского порта "Мурманск" начинаются все арктические круизы. Мурманск является городом для заходов круизных судов из Европы. Порт Кандалакшы при условии реконструкции может стать востребованным на круизных маршрутах. Сегодня практически отсутствуют круизные суда, которые могут осуществлять круизные рейсы на Соловецкие острова, порты Норвегии и западный сектор Арктики.
Из Мурманского аэропорта осуществляются пассажирские перевозки по России (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск), а также в Норвегию, Турцию и Египет. Воздушные перевозки иностранных любителей рекреационной рыбалки с международного аэропорта на отдаленные реки полуострова осуществляются с помощью вертолетов. Воздушные суда среднего класса может принимать аэропорт "Хибины" в г.Апатиты.
В Мурманской области насчитывается 95 объектов размещения, из них 52 гостиничного типа, 43 специализированных предприятия (санатории-профилактории, базы отдыха, турбазы, включая ведомственные). Для приема и размещения иностранных туристов используются гостиница "Печенга" в городе Заполярный, гостиницы "Отель Руссландия - Полярные зори", "Меридиан", "Огни Мурманска", "Морская" в Мурманске, гостиница "Северная" в Кировске, гостиница "Уют" в Ковдоре. Другие гостиницы и объекты размещения имеют ограниченное применение в туриндустрии, поскольку не предоставляют полного набора услуг (питание, услуги связи, бытовые услуги, транспортные, экскурсионные услуги). Многие гостиницы нуждаются в реконструкции и благоустройстве. Для эффективного использования туристских ресурсов области необходимо развивать сеть кемпингов вдоль основных дорог.
В последнее время туристская инфраструктура Мурманской области существенно пополнилась современными ресторанами, барами, кафе и развлекательными центрами европейского уровня. Объекты питания предлагают самое разнообразные меню, комплексное питание, широкий ассортимент блюд и продуктов.[3]
По данным на 2008 год в Мурманской области официально зарегистрировано 89 музеев: 2 областных, 8 муниципальных, 1 ведомственный и 78 общественных. Из общественных музеев: 25 боевой славы, 16 истории образовательных учреждений, 14 истории предприятий и организаций, 6 историко-краеведческих, 5 литературных и 12 разнопрофильных.
Подготовку специалистов для сферы туризма в Мурманской области осуществляют филиал Санкт-Петербургского института управления и экономики по специальности "социально- культурный сервис и туризм", Петровский колледж и Мурманский Морской Рыбопромышленный Колледж им. Месяцева по специальности "менеджер туризма". Дополнительное образование по специальности "гид-переводчик, организатор туризма" предоставляется негосударственным образовательным центром "Логос".[4]
За последние годы в туристской сфере произошли значительные положительные изменения:
1. Мурманская область обрела свой туристский облик, она узнаваема среди других регионов северо-запада России.
2. Некоторые региональные турпродукты прочно занимают своё место на международном рынке, входят в мировую систему продаж: сёмужья рыбалка, арктические круизы и др. Появились новые туристские продукты, основанные на использовании природных ресурсов – дайвинг, сафари на снегоходах. По эксклюзивным турам Мурманская область превосходит другие регионы.
3. Во многих муниципалитетах появились специалисты, которые курируют вопросы туризма.[5]
Однако существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться:
Низкий уровень инфраструктуры (дороги, средства размещения, цены, отсутствие объектов придорожной инфраструктуры и т.п.).
Малый бизнес не вкладывает деньги в объекты малой инфраструктуры.
Труднодоступны яркие природные и исторические объекты (Терский район не имеет ни одного легального места для размещения).
Большие потоки самодеятельного туризма (этот вид туризма удовлетворяет потребность в путешествии, но в то же время является объектом пристального внимания и заботы МЧС, оставляя за собой пожарища, уродуя природные памятники и не принося ничего экономике региона).
Низкий уровень сервиса.
Значительные территории Кольского полуострова, находятся в зоне с регламентированным посещением иностранных граждан (ЗАТО и т.п.).
Количественные и качественные оценки туристской индустрии области на сегодняшний день базируются на данных, предоставляемых Росстатом, однако эти данные не в полной мере отражают реальное состояние и тенденции развития туризма в России и в Мурманской области. Для оценки динамики развития туристской отрасли использовались, в том числе экспертные оценки Министерства экономического развития Мурманской области, основанные на данных анкетирования турфирм области.
Развитие туризма в Мурманской области является востребованным и одним из перспективных направлений работы. Не менее важно, чтобы созданный в декабре 2010 года Совет по развитию туризма Мурманской области последовательно проводил политику вовлечения в сферу туризма не только инвесторов и предпринимателей, но и тех общественных организаций, которые поддерживают и пропагандируют долгосрочные программы развития культурно-познавательного туризма и экологического туризма.
1.2. Нормативно-правовая база регионального туризма
Государственная поддержка развития туризма в Мурманской области в настоящее время проходит в русле исполнения таких нормативных документов как Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года (№ 383-ПП от 26.08.2010), Стратегия развития туризма в Мурманской области до 2015 года (№ 35-ПП от 06.02.2004), долгосрочная целевая программа развития туризма в Мурманской области на 2009 – 2011 годы (№ 400-ПП/14 от 22 августа 2008 г.), а также программах развития муниципальных образований Мурманской области.
Основная цель долгосрочной целевой программы развития туризма в Мурманской области на 2009 – 2011 годы заключается в создании условий для формирования региональных турпродуктов и повышения их конкурентоспособности на российском и международном туристских рынках.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
– совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристской отрасли;
– содействие формированию и продвижению регионального туристского продукта на российском и международном рынках;
– содействие развитию туристской инфраструктуры в Мурманской области;
– содействие повышению качества туристских услуг;
– создание условий для развития туристско-рекреационных территорий регионального значения.[6]
Программные мероприятия разработаны согласно основным целям, приоритетным направлениям в сфере государственного регулирования туристской деятельности и направлены на достижение целей региональной политики и стратегии в сфере управления туризмом.
Основной целью Стратегия развития туризма в Мурманской области до 2015 года является создание современного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения области, российских и иностранных граждан в туристских услугах, а с другой стороны, вклад в развитие экономики региона, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока денежных средств, увеличение количества рабочих мест, сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала Мурманской области.
Основные задачи:
– обеспечить сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного-рекреационного и культурного-исторического наследия;
– создать региональный марочный туристический продукт, обеспечивающий позитивный имидж и узнаваемость Мурманской области на туристском рынке;
Информация о работе Отчет по производственной практике в турфирме