Перспективы развития международного туристического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:26, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является исследование современного состояния международного туризма в РК, его влияния на экономику страны
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
- исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
- раскрыть значение международного туризма в экономике РК;
- исследовать структуру туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов страны;
- провести анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
- выявить основные направления и перспективы развития международного туризма в РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ТУРИЗМА В МИРЕ
1.1 Место и роль международного туризма в мировой экономике
1.2 Тенденции развития международного туризма в отдельных регионах мира
2. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Развитие международного туризма в Казахстане
2.2 Правила оформления туристов в РК
2.3 Процедура таможенного оформления в международных пунктах пропуска Республики Казахстан
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
3.1 Прогнозы развития международного туризма
3.2 Оценка потенциала роста мирового рынка туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Туристическая деятельность_реферат.docx

— 127.22 Кб (Скачать документ)

«Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.

Существенное значение для развития международного туризма  имело также стремление отдельных  стран к увеличению валютных поступлений  от туризма и создание с этой целью  целой отрасли хозяйства -- туристской индустрии. Под туристской индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса. В туристской индустрии во всем мире занято более 214 млн. человек.

Туристская терминология претерпевает существенные изменения  сообразно стремительному темпу  развития и формирования, как общественных отношений, так и туризма, его  отраслей и видов. Толкование туристских терминов - предмет ожесточенных дискуссий  разработчиков теории туризма. Для  того чтобы определить значение туризма  и полнее описать сферу его  деятельности, необходимо, в первую очередь, выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют  в туризме:

1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные  психические и физические потребности,  природа которых определяет направление  и виды участия этих людей  в туристской деятельности в  качестве потребителей.

2. Организации, предоставляющие  туристам товары и услуги. Это  предприниматели, которые видят  в туризме возможность получать  прибыль посредством предоставления  товаров и услуг с учетом  спроса на туристском рынке.

3. Местные органы  власти. Рассматривают туризм как  важнейший фактор экономики, связанный  с доходами, которые местные граждане  могут получать от этого бизнеса  в виде налогов, поступающих  в местный бюджет.

4. Принимающая сторона.  Местное население, воспринимающее  туризм, в первую очередь, как  фактор занятости населения. Для  этой группы важным является  результат взаимодействия с туристами,  в том числе и с иностранными.

Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих  при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности» [7, с.7].

«Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму  профессией является распространение  туров, то есть работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму  транспортные организации, предприятия  общественного питания и учреждения размещения. К сопряженным видам  бизнеса также можно отнести  финансовые структуры, которые финансируют  развитие сферы обслуживания.

Изучение туризма  с научной точки зрения с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных и согласованных определений  и терминов. Этой проблемой ежегодно занимаются различные организации, включая Организацию Объединенных Наций, Всемирную Туристскую Организацию, Организацию Экономического Сотрудничества и Развития» [8].

«Международные организации  постоянно обращаются к теме туристской терминологии, в основном с целью  согласования принципов международной  статистики. Так, в 1937 году определение  «международный турист» было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 году International Union of Official Travel Organization(IUOTO) - Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 году во Всемирную Туристскую Организацию (ВТО), уточнил определение «турист», введя новые понятия: «экскурсант» и «транзитный путешественник». При этом было дано четкое разграничение  этих категорий от категории «турист».

Приведем классическое определение туризма, данное В.А. Квартальновым: «Туризм - временное перемещение  людей с места своего постоянного  проживания в другую страну или местность  в пределах своей страны в свободное  время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых  целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте».

Рассмотрим основные понятия и категории с точки  зрения норм. В законе РК «О туризме», дается следующее определение. Туризм - временные выезды (путешествия) граждан  РК, иностранных граждан и лиц  без гражданства за пределы постоянного  места жительства в оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых, спортивных, религиозных и других целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Изучение туризма  осуществляется с помощью различных  подходов и методов, в выборе которых  нет единодушия среди специалистов. Например, авторитетные американские профессора Р. Макинтош, Ч. Голднер и  Б. Ритчи рекомендуют следующие  подходы:

1. Институциональный  подход к изучению туризма  подразумевает изучение разных  туристских институтов и посредников,  таких, как отели, рестораны,  туроператоры, турагенты и др. Этот  метод требует исследования организационного  процесса, операционных методов,  экономической среды бизнеса  и др.

2. Подход, основанный  на изучении продукта, исследует  различные туристские продукты  во взаимосвязи с их производством,  продвижением на рынке и реализацией.  Однако этот подход требует  много времени для изучения  и не позволяет исследователям  быстро определить основы туризма.

3. Исторический подход  включает в себя анализ деятельности  туристских институтов в историческом  ракурсе и влияние инноваций  на их развитие. Такой эволюционный  подход не получил широкого  развития, поскольку туризм приобрел  массовый характер сравнительно  недавно.

4. Управленческий  подход, по мнению специалистов, является самым важным и перспективным,  так как ориентирован на отдельные  туристские фирмы, то есть имеет  микроэкономический характер. Этот  подход сфокусирован на такие  виды управленческой деятельности, необходимые для функционирования  туристской организации, как планирование, контроль, ценообразование, реклама  и др. Важность и перспективность  данного подхода обусловлены  тем, что институциональные изменения, изменения продукта и даже общества подразумевают, что именно управленческие цели и процедуры должны запустить механизм изменений с учетом перемен, происходящим в туристской среде.

5. Экономический подход  из-за важности туризма, как  для внутренней, так и для мировой  экономики, активно изучается  экономистами с точки зрения  формирования спроса и предложения,  его влияния на платежный баланс u1080 и обменный курс, занятость,  экономическое развитие и другие  экономические факторы. С помощью  этого подхода можно разработать  схему анализа туризма и его  экономического воздействия на  экономику страны. Однако он не  уделяет должного внимания экологическому, социально-культурному, психологическому  и антропологическому воздействию.

6. Социологический  подход обусловлен тем, что  туризм представляет собой социальную  деятельность, поэтому внимание  социологов направлено на изучение  индивидуального и группового  поведения туристов и влияния  туризма на общество. При таком  подходе рассматривают социальные  группы, привычки и обычаи, как  гостей, так и жителей принимающей  стороны. Социальные аспекты туризма  и отдыха пока недостаточно  изучены, и это предсказывает  более широкое применение социологического  подхода.

7. Географический  подход специализируется на изучении  местности туристской зоны (потоки  туристов в эти местности), ландшафта,  климата, а также экономических  и социально-культурных аспектов. Особую важность здесь приобретает  курс рекреационной географии,  так как туризм и рекреация  тесно взаимосвязаны.

8. Междисциплинарный  подход обусловлен, прежде всего,  тем, что туризм охватывает  практически все аспекты жизни  общества. Поскольку путешественники  имеют самые различные цели, необходимо  использовать психологический подход  при выполнении маркетинга и  продвижении туристского продукта. При изучении культурного туризма,  помимо прочего, целесообразно  применять антропологический подход. Подключение политических институтов  из-за пересечения государственных  границ туристами и необходимости  получения для этого паспорта  и визы от соответствующих  государственных органов, а также  существование во многих государствах  правительственных структур по  развитию туризма требуют привлечения  политических наук. Для того чтобы  индустрия туризма функционировала,  необходимо, чтобы законодательные  органы обеспечивали u1089 соответствующую  правовую базу в виде законов  о туризме и других нормативных  актов.

9. Системный подход  к изучению туризма интегрирует  другие подходы в единый комплексный  подход, с помощью которого на  микроуровне можно исследовать  деятельность туристских фирм  в конкурентной среде, их рынки,  а также их взаимоотношения  с другими системами, такими, как  политическая, правовая, экономическая  и социальная» [9, с.44].

«Международный туризм бывает выездной и въездной. Выездной туризм - это путешествия лиц, постоянно  проживающих на данной территории, в другую страну. Въездной туризм - это  путешествия в пределах данной страны лиц, не проживающих постоянно на территории этой страны.

В соответствии со спецификой отражения финансовых результатов  в бюджете страны выделяют два  вида туризма: активный и пассивный.

Приезд иностранных  туристов в данную страну является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в данную страну.

Выезд туристов из одной  страны в другие государства является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны.

В зависимости от главной  цели путешествия выделяют следующие  разновидности туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.

Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. При этом следует иметь  в виду, что пребывание граждан  в специальных санаториях (как  при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как в данном случае санаторий - это разновидность больницы.

Познавательный, или  культурный, туризм - это путешествие  в целях ознакомления с историко-культурными  достопримечательностями и уникальными  природными объектами по определенной программе.

В научном туризме  преобладает посещение конгрессов, симпозиумов и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.

Деловой туризм (поездки  бизнесменов с деловыми целями) представляет собой наиболее динамичный и доходный вид туризма.

По характеру организации  путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и  передвижной туризм.

По интенсивности  туристских путевок различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение  туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно, прежде всего, для наиболее известных центров  цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курортов, мест, располагающих уникальными  минеральными водами и грязями.

Некоторые регионы  привлекают туристов преимущественно  в определенное время года. Такой  туризм является сезонным. Туристские регионы, посещаемые только в определенное время года (например, летом или  зимой), характеризуются как односезонные туристские регионы. Регионы, посещаемые в любое время года (и летом, и зимой), называются двухсезонными. Сезоны в зависимости от степени  интенсивности посещения туристами  данного туристского региона  делятся на: пиковый (т.е. наиболее загруженный), тихий (со средней степенью загрузки) и мертвый (незагруженный, почти  не посещаемый туристами) сезоны.

По продолжительности  пребывания туристов в путешествии  выделяют кратковременный и продолжительный  туризм. Кратковременный туризм - это  туризм, когда продолжительность  путешествия не превышает трех суток. Продолжительный туризм - это туризм, при котором срок путешествия  более трех суток. Исходя из используемых транспортных средств для передвижения туристов различают туризм с использованием личного транспорта туриста и  общественного транспорта, т.е. транспорта, принадлежащего или арендованного  туристским хозяйствующим субъектом. К этим разновидностям туризма относятся  автотуризм, караванный круиз, морской  и речной круизы и т.п.

Информация о работе Перспективы развития международного туристического рынка