Перспективы развития международного туристического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:26, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является исследование современного состояния международного туризма в РК, его влияния на экономику страны
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
- исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
- раскрыть значение международного туризма в экономике РК;
- исследовать структуру туристической отрасли и потенциал туристических ресурсов страны;
- провести анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
- выявить основные направления и перспективы развития международного туризма в РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ТУРИЗМА В МИРЕ
1.1 Место и роль международного туризма в мировой экономике
1.2 Тенденции развития международного туризма в отдельных регионах мира
2. РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Развитие международного туризма в Казахстане
2.2 Правила оформления туристов в РК
2.3 Процедура таможенного оформления в международных пунктах пропуска Республики Казахстан
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
3.1 Прогнозы развития международного туризма
3.2 Оценка потенциала роста мирового рынка туризма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Туристическая деятельность_реферат.docx

— 127.22 Кб (Скачать документ)

Во-первых, страны с  положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный  баланс в торговле. Страны с отрицательным  балансом по туристским обменам имеют  положительный торговый баланс, например Германия, Япония» [19, с.88].

Таблица 1.2.1 - Состав регионов мира

 
Регион Субрегион Страны региона  
Америка Северная Америка

Страны Карибского бассейна

Центральная Америка

Южная Америка

США, Канада, Мексика, Багамские острова, Пуэрто-Рико, Доминиканская  Республика, Аргентина, Бразилия  
Африка Северная Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка

Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд, Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские  острова  
Азиатско-Тихоокеанский  регион Северо-Восточная  Азия

Юго-Восточная Азия

Океания

Южная Азия

Китай, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Тайвань, Япония, Корея, Австралия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Иран, Мальдивы  
Европа Северная Европа

Западная Европа

Центральная/Восточная  Европа

Южная Европа

Восточное Средиземноморье

Франция, Испания, Италия, Великобритания, Венгрия, Польша, Австрия, Германия, Швейцария, Чехия, Португалия, Нидерланды  
Ближний Восток - Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн, Кувейт, Ливия, Оман, Катар, Ирак  
       

«Во-вторых, обмен  туристскими услугами между индустриальными  странами с аналогичными образцами  спроса не обязательно является обменом  продуктами подобных типов, как в  торговле товарами.

Действительно, обмен  товарами между индустриальными  странами является, прежде всего, обменом  продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между  США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными  продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран  Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных  курортах» [20, с.70].

«Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных  туристов. В 2002 году, несмотря на незначительный рост в 2%, международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое  прибытие. Наиболее яркими лидерами в  этом регионе являются Франция и  Испания, которые показывают наилучшие  результаты по числу принятых международных  туристов и по доходам от международного туризма. Турция лидирует в этом регионе  по объемам роста международного туризма, составляя 19%. Российская Федерация, Украина и страны СНГ развиваются  довольно стабильно. Великобритания последние  три года имеет отрицательный  тренд развития (Таблица 1.2.2)» [22].

«За относительной  потерей доминирующего положения  Европы стоят следующие факторы:

* некоторые западноевропейские  страны, в частности на юге  Европы, такие, как Италия и  Греция, в меньшей степени Испания  и Португалия, терпят падение  конкурентоспособности вследствие  старения их туристского продукта;

* некоторые североевропейские  страны, например Великобритания, Дания,  Норвегия и Швеция, очень дорогие  для туристов. Это неизбежно влияет  на их конкурентоспособность;

* растет популярность  стран Юго-Восточной Азии, которые  с недавнего времени успешно  развивают свою туристскую индустрию.

Тем не менее, снижение доли европейского рынка в международном  туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений  от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу. Такая  туристская концентрация - результат  привычки проводить летние каникулы на пляжах» [23, с.301].

Таблица 1.2.2 - Международные  прибытия и доходы от туризма в  Европе

 
Страна Международные туристские прибытия Доходы от международного туризма  
  1000 Изменение, % Доля, % Млн. долл. Изменение, % Доля, %  
  2006 01/04 02/05 2006   01/04 02/05 2006  
Европа 399,759 -0,5 2,3 100 240,490 -1,7 6,5 100  
Австрия 18,611 1.1 2.4 4.7 11,237 1.9 11.1 4.7  
Бельгия 6,724 -0.1 4.2 1.7 6,892 4.7 -0.2 2.9  
Хорватия 6,944 12.2 6.1 1.7 3,811 20.9 14.3 1.6  
Франция 77,012 -2.6 2.4 19.3 32,329 -2.5 7.8 13.4  
Германия 17,969 -5.9 0.6 4.5 19,158 -0.3 4.0 8.0  
Греция 14,180 7.3 0.9 3.5 9,741 2.4 3.1 4.1  
Венгрия 15,870 -1.5 3.5 4.0 3,273 9.4 -13.2 1.4  
Ирландия 6,476 -4.4 1.9 1.6 3,089 7.0 10.7 1.3  
Италия 39,799 -3.9 0.6 10.0 26,915 -6.2 4.3 11.2  
Нидерланды 9,595 -5.0 1.0 2.4 7,706 -6.8 14.6 3.2  
Польша 13,980 -13.8 -6.8 3.5 4,500 -21.1 -6.5 1.9  
Португалия 11,666 0.6 -4.1 2.9 5,919 4.2 7.5 2.5  
Россия 7,943 5.3 7.3 2.0 4,188 3.8 17.6 1.7  
Испания 51,748 4.6 3.3 12.9 33,609 4.5 2.2 14.0  
Швейцария 10,000 -1.8 -7.4 2.5 7,628 -3.5 4.4 3.2  
Турция 12,782 12.5 18.5 3.2 9,010 -3.3 22.0 3.7  
Украина 6,326 31.4 9.2 1.6 2,992 23.5 9.8 1.2  
Великобритания 24,180 -9.4 5.9 6.0 17,591 -16.7 8.0 7.3  
Источник: Всемирная  Туристская Организация (ВТО)                  
                   

«В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими  центрами. Великобритания традиционно  славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности  Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме.

Азиатско-Тихоокеанский  регион продолжает развиваться быстрыми темпами. Он сместил Американский регион на третье место и занимает почти 19% туристского рынка мира. Из-за неожиданной вспышки атипичной  пневмонии устойчивый экономический  рост в данном регионе на время  застопорился, вследствие чего прибытия во многие турцентры этого региона  сократились более чем вдвое  от обычного уровня. Если прежние рекордсмены  в лице Северо-Восточной Азии (-9%) и Юго-Восточной Азии (-16%) понесли  значительные потери, то Южная Азия (+17%) после двух трудных лет убедительно  восстановила свои позиции на гребне экономического подъема и политики либерализации торговли.

Ведущими странами в этом регионе являются Китай, Гонконг(Китай), Корея, Тайвань и Сингапур(Таблица 1.2.3).

Таблица 1.2.3 - Международные  прибытия и доходы от туризма в  Азиатско-Тихоокеанском регионе

 
Страна Международные туристские прибытия Доходы от международного туризма  
  1000 Изменение, % Доля, % Млн. долл. Изменение, % Доля, %  
  2006 01/04 02/05 2006   01/04 02/05 2006  
Азиатско-Тихоокеанский  регион 131,295 5,1 8,4 100 94,697 1,2 7,7 100  
Австралия 4,841 -1.5 -0.3 3.7 8,087 -9.8 6.1 8.5  
Китай 36,803 6.2 11.0 28.0 20,385 9.7 14.6 21.5  
Гонконг (Китай) 16,566 5.1 20.7 12.6 10,117 5.0 22.2 10.7  
Индия 2,370 -4.2 -6.6 1.8 2,923 -4.0 -3.9 3.1  
Индонезия 5,033 1.8 -2.3 3.8 - -5.9 - -  
Япония 5,239 0.3 9.8 4.0 3,499 -2.1 6.0 3.7  
Корея 5,347 -3.3 3.9 4.1 5,277 -6.4 -17.2 5.6  
Макао (Китай) 6,565 12.4 12.4 5.0 4,415 16.8 17.9 4.7  
Малайзия 13,292 25.0 4.0 10.1 6,785 39.7 6.4 7.2  
Новая Зеландия 2,045 6.9 7.1 1.6 2,918 4.2 25.0 3.1  
Филиппины 1,933 -9.8 7.6 1.5 1,741 -19.3 1.0 1.8  
Сингапур 6,996 -2.8 4.0 5.3 4,932 -15.6 -2.9 5.2  
Тайвань 2,726 -0.3 4.2 2.1 4,197 6.7 5.2 4.4  
Таиланд 10,873 5.8 7.3 8.3 7,902 -5.5 11.7 8.3  
Источник: Всемирная  Туристская Организация (ВТО)                  
                   

В этих странах Азиатско-Тихоокеанского региона экспорт товаров и  экспорт услуг взаимно дополняют  друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности  воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий  в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний увеличивает резервы  иностранной валюты и стимулирует  рост экономики» [24].

«Восточная Азия и  Тихоокеанский регион привлекают иностранных  туристов, прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны  для деловых путешествий. Развлекательный  туризм хорошо развит в Японии, Южной  Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал  осваивать новые пляжи на южном  побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки  на север страны.

В Американском регионе  также было зарегистрировано сокращение (-1%), причем Северная Америка явилась  единственным субрегионом, в котором  сокращение (-5%) происходило третий год подряд, главным образом по причине слабой экономической конъюнктуры  в сочетании с беспокойством  по поводу безопасности после событий 11 сентября. В Карибском субрегионе (+8%) и Южной Америке (+12%) произошел  энергичный подъем на фоне отрицательных  показателей двух прежних лет, который  был вызван улучшением экономической  ситуации в таких крупных странах, как Аргентина и Бразилия, что  способствовало росту внутрирегиональных путешествий» [25].

«Из стран Северной Америки наиболее посещаемы США, Канада и Мексика, которые являются главными туристскими центрами региона  и где, помимо международного туризма, развит внутренний туризм (Таблица 2.2.4).

Первой страной  в регионе по туристским прибытиям  и поступлениям (44 и 64% соответственно) являются США. Это следствие огромного  внутреннего рынка и высокоразвитой инфраструктуры страны. США располагают самой обширной в мире гостиничной и транспортной индустрией» [26, с.66].

Таблица 1.2.4 - Международные  прибытия и доходы от туризма в  Америке

 
Страна Международные туристские прибытия Доходы от международного туризма  
  1000 Изменение, % Доля, % Млн. долл. Изменение, % Доля, %  
  2006 01/04 02/05 2006   01/04 02/05 2006  
Америка 114,855 -6.1 -4.4 100 114,255 -8.4 -6.5 100  
Аргентина 2,820 -9.9 7.6 2.5 - -10 - -  
Бразилия 3,783 -10.2 -20.7 3.3 3,120 -12 -16 2.7  
Канада 20,057 0.3 1.9 17.5 9,700 -0.6 -10.0 8.5  
Чили 1,412 -1.1 -18.0 1.2 733 -2.6 -8.2 0.6  
Коста-Рика 1,113 4.0 -1.6 1.0 1,078 -10.9 -1.6 0.9  
Куба 1,656 -0.3 -4.6 1.4 1,633 -2.6 -3.5 1.4  
Доминиканская Республика 2,811 -3.0 -2.5 2.4 2,736 -2.2 -2.2 2.4  
Ямайка 1,266 -3.5 -0.8 1.1 1,209 -7.5 -1.9 1.1  
Мексика 19,667 -4.0 -0.7 17.1 8,858 1.3 5.4 7.8  
Порто Рико 3,087 6.3 -13.1 2.7 2,486 14.2 -8.9 2.2  
США 41,892 -11.9 -6.7 36.5 66,547 -12.8 -7.4 58.2  
Уругвай 1,258 -3.9 -33.5 1.1 318 -14.0 -43.3 0.3  
Источник: Всемирная  Туристская Организация (ВТО)                  
                   

«Африканский регион стабильно развивается с ростом в 5%. Таким образом, рост числа международных  туристских прибытий в 2006 году увеличился почти в два раза по сравнению  с предыдущим годом и составил 9 миллионов человек. Доходы от международного туризма составили 12 миллиардов долларов или в среднем 405 долларов за туристическое  прибытие.

Ведущим звеном остается Южная Африка с ростом международных  туристских прибытий в 11 %.

Правительства стран  данного региона стали значительно  активнее поддерживать развитие туризма.

Туристские потоки между африканскими странами все  еще остаются очень слабыми и  существенно сдерживают развитие туризма  в регионе. Главный туристообразующий  регион - Европа. Основными туристообразующими странами для региона являются: Франция, Германия, Великобритания, из которых  прибывают в Африку почти 20% числа  всех иностранных туристов. Такое  положение можно объяснить тем, что до недавнего времени эти  страны были метрополиями для многих африканских колоний [27, с.98].

Таблица 1.2.5 - Международные  прибытия и доходы от туризма в  Африке

 
Страна Международные туристские прибытия Доходы от международного туризма  
  1000 Изменение, % Доля, % Млн. долл. Изменение, % Доля, %  
  2006 01/04 02/05 2006   01/04 02/05 2006  
Африка 29,136 3,2 2,8 100 11,785 7,8 1,0 100  
Алжир 998 4.1 10.7 3.4 133 4.2 33.0 1.1  
Ботсвана 1,037 -5.0 -1.1 3.6 309 -4.2 3.0 2.6  
Гана 483 10.0 10.1 1.7 520 16.1 16.1 4.4  
Кения 838 -6.5 -0.4 2.9 297 11.6 -3.6 2.5  
Мавритания 682 0.6 3.2 2.3 612 15.1 -1.9 5.2  
Марокко 4,193 2.7 -0.7 14.4 2,152 23.8 -14.8 18.3  
ЮАР 6,550 -1.5 10.9 22.5 2,719 -0.5 8.7 23.1  
Танзания 550 9.2 9.8 1.9 730 -1.9 0.7 6.2  
Тунис 5,064 6.5 -6.0 17.4 1,422 7.3 -11.4 12.1  
Замбия 565 7.6 14.8 1.9 - 5.4 - -  
Источник: Всемирная  Туристская Организация (ВТО)                  
                   

Информация о работе Перспективы развития международного туристического рынка