Процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:56, курсовая работа

Описание

В данной работе мы рассмотрим аспекты и методики процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока.

Работа состоит из  1 файл

Экскурсо.docx

— 77.53 Кб (Скачать документ)

                                                  1.Введение

       В начале 90-х годов в стране начался процесс обновления начального образования, ориентированный на изменение целей обучения. На первый план были выдвинуты развивающая функция обучения, становление и развитие личности младшего школьника. Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей.  Ведь  все впечатления, которые ребёнок получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются и воспроизводятся.

       Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника. Наблюдения окружающей в действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный.

      Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения.

     В данной работе мы рассмотрим аспекты и методики процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания.     Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока.

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников

Экскурсия - форма учебно-воспитательного  процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать  различные объекты, явления и  процессы в естественных или искусственно созданных условиях.

Основная дидактическая  цель экскурсий - формирование новых  знаний главным образом путем  непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами  и явлениями. На экскурсиях дети имеют  возможность наблюдать изучаемые  объекты и явления под непосредственным руководством учителя.

Попадая в природную среду  со всем ее многообразием предметов  и явлений, учащиеся учатся разбираться  в этом многообразии, устанавливать  связи организмов друг с другом и  с неживой природой. Экскурсии  в природу представляют способ конкретного  изучения природы, т.е. изучение подлинных  объектов и явлений природы, а  не рассказов или книг о ней. Здесь  открываются широкие возможности  для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у учащихся формируются  навыки самостоятельной работы. Планомерное  проведение экскурсий развивает  у учащихся навыки изучения своего края.

Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные  условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного  значения, формирование грамотного поведения  в природной среде. Ведущий метод  изучения природы на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать  у ребенка полное и четкое представление  об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними [1, С.84].

К специфическим признакам  экскурсии относятся:

быстрое усвоение знаний учащимися  при помощи передвижения в пространстве;

экскурсионность объекта;

способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством  анализа;

способ предметного изучения;

эмоциональность.

Таким образом, экскурсия  развивает: умение смотреть и точно  воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта ("острота и точность взора"); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания [25, С.173].

Наблюдая по специальным  заданиям предметы и явления в  природе, дети не только накапливают  определенный запас конкретных представлений, но и исследует объекты природы  органами чувств. Тем самым они  убеждаются, что предметы и явления  природы действительно существуют, что окружающий мир объективен.

Процесс наблюдения на экскурсиях можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения.

Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта  и сообщения задания. На этапе  начального обучения цели могут быть самые простые.

Первый этап - подготовительный. Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Цель его - вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Во время экскурсий это достигается различными приемами:

краткая беседа ориентирует  на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание). Например, во время экскурсии в парк учитель  дает задание определить цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения;

обращение к имеющемуся личному  опыту детей (вспомнить, видели ли они  это растение раньше, где видели, каким оно было тогда, что знаете о нем).

На данном этапе учитель  указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению.

Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.

Известный прием возбуждения  произвольного внимания у младших  школьников - использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. С этой целью хорошо использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, вопросы и указания. Все эти приемы направлены, в первую очередь, на постановку перед ребенком умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдаемом объекте.

Например, на экскурсии в  Первомайский парк г. Благовещенска  можно встретить белку обыкновенную. Детям предлагается прослушать стихотворение  о белке:

В сказке белочка "поет

Да орешки все грызет".

А в лесу у белочки

Много дел, забот!

Надо домик строить  ей

Для себя и для детей,

От врага укрыться:

Ястреба, куницы.

Надо и грибочки

Развесить на сучки,

На зиму орешки

Спрятать в "сундучки".

Пока учитель читает стихотворение, учащиеся наблюдают за белкой, ищут дупло белки.

Третий этап - основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребят должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Этот этап можно условно разделить на три части [20, С.38-39].

Обследование предмета или  явления в целом.

Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей  и частей предмета. Учитывая эту  особенность восприятия, целесообразно  подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию объекта.

Рассматривая предмет, ребенок  имеет возможность высказать  о нем то, что знает. Важно уделять  этому моменту ровно столько  внимания, сколько необходимо, а  именно: с одной стороны, удовлетворить  желание детей показать, что предмет  им знаком, а с другой - не дать возможности  отвлечься от темы наблюдения, распылить  свое внимание, погасить интерес к  объекту.

Анализ обследуемого предмета.

Учитель направляет внимание детей на особенности предмета. Младшие  школьники сравнительно легко выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств. Части  и свойства предмета являются его  признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом.

Сам процесс наблюдения начинается с того, что учитель предлагает детям осмотреть объект в целом, чтобы у ребенка сложилось  целостное представление. Затем  следует организовать рассмотрение предмета по частям. Необходимо ограничить внимание, сосредоточив его лишь на некоторых частях, иногда всего на одной. При появлении объекта  ребенок сразу направляет свое внимание именно на указанную учителем часть. При таком подходе к наблюдениям  ученик привыкает концентрировать  внимание только на том, что ему нужно  для решения данной задачи.

Однако посмотреть на предмет  или его часть - не значит увидеть  и запомнить его образ. Здесь  и помогут учителю специальные  приемы, способные задержать на некоторое  время внимание детей на том или  ином предмете, явлении или их деталях, полнее запечатлеть образ последних. Можно предложить ученику после  однократного рассмотрения предмета или  его части закрыть глаза и  мысленно представить только что  увиденное. С первого раза образы зачастую бывают нечеткими, расплывчатыми. В этом случае возможны повторные  наблюдения. Этот прием наблюдения можно повторить несколько раз, пока не будет у ребенка отчетливого  представления о предмете. Повторные  наблюдения предметов и явлений  полезно проводить, сравнивая наблюдаемый  предмет с аналогичным предметом, находящимся рядом. Не всегда дети могут  долго выдерживать такую кропотливую  работу. В этом случае полезно переключить  учащихся на другой вид деятельности, вернувшись к описанному приему через  некоторое время в ходе этих или  последующих наблюдений.

Другой прием - это имитация учеником движений и звуков предметов, явлений природы. Например, повторить  руками движения крыльев птицы, падающих листьев и т.д.; голосом - звук грома, пение птицы, или звуки других животных и т.д. Попытка таких  имитаций заставляет ученика внимательно  всматриваться, вслушиваться в явления, улавливать такие тонкости, которые  при первом наблюдении прошли мимо внимания.

Интересен и еще один прием, заставляющий ребенка внимательно  смотреть на предмет: не подсказывать результаты наблюдений, а предложить малышу самому добиться этих результатов, исследовать объект, сделать для  себя "открытие". Например, обнаружение  в почве воздуха может быть построено следующим образом, дети бросают комочек почвы в воду. Учитель не сообщает результаты, а  предлагает, обнаружив пузырьки, самим  детям решить, что это за пузырьки, откуда они появились в воде. Теперь по предложению учителя, дети сами делают вывод о том, что в почве  есть воздух. В этом случае, в ходе активного познавательного поиска сделали сами "открытие", которое  требовало от них предварительного внимательного наблюдения [1, С.137-138].

Таким образом, учитель направляет внимание детей на выделение тех  свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление типичного строения, окраски, формы и других признаков  предмета. По мере усвоения навыков  анализа умение наблюдать принимает  все более самостоятельный характер.

Обследование интерпретирующее, раскрывающее не только чувственно-воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные  свойства предметов и явлений  в их существенных взаимосвязях.

Цель этой части наблюдения - отнесение данного предмета к  определенной группе однородных предметов, а также установление причинных  связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями  и свойствами.

С этой целью учитель привлекает и использует в наблюдении детей  их личный сенсорный опыт, полученный ими ранее (самостоятельно или под  руководством учителя).

Четвертый этап - заключительный. Цель его - в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях.

Правильное построение структуры  наблюдения, обучения детей приемам  обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.

Учитель руководит процессом  наблюдения и воспитания детей в  соответствии с обобщенной схемой обследования предмета.

Предлагаем примерные  схемы наблюдения за животными и  растениями:

Примерная схема наблюдения животного

В процессе восприятия дети, следуя указанию учителя (или самостоятельно), отмечают:

Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных  его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта  сравнительно с другим хорошо известным  им однотипным животным.

Особенности в поведении  животного: повадки, движения, голос  и другие жизненные проявления (образ  жизни и питание на воле и вневоле). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая и сходство, и различия.

Особенности и роль данного  животного в жизни человека.

Примерная схема наблюдения растения.

Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных  его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.

Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с  уже знакомыми: требования растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).

Таким образом, организуя  процесс наблюдения в соответствии с вышеуказанными структурами и  обобщенными схемами обследования, учитель осуществляет руководство  восприятием детей по следующим  направлениям:

Направление восприятия ребенка  на определение объекта (узнавание, называние).

Объяснение, напоминание  методики наблюдения (плана).

Руководство процессом целенаправленного  наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом.

Обсуждение результатов  наблюдения.

Использование полученных результатов  наблюдения в изобретательной деятельности, в играх и других видах деятельности [20, С.39-40].

Таким образом, во время экскурсий  большая роль отводится наблюдениям  младшими школьниками. Умению наблюдать  ребенка необходимо специально обучать, поскольку это умение не может быть приобретено путем биологического наследования.

 

2.1 Методика подготовки  и проведения экскурсии

Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и  явлений природы, а не рассказов  или книг о ней. Здесь открываются  широкие возможности для организации  творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности [41, С.145].

На экскурсиях учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы, оказывает  сильное эмоциональное воздействие  на детей, раскрывает гармоничность  и слаженность жизни. Развивается  эстетическое чувство, пробуждается интерес  и любовь к природе. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем ее многообразии [41, С-.73].

Информация о работе Процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания