Процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:56, курсовая работа

Описание

В данной работе мы рассмотрим аспекты и методики процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока.

Работа состоит из  1 файл

Экскурсо.docx

— 77.53 Кб (Скачать документ)

Во время экскурсии, мы учим школьников внимательно наблюдать  за окружающей природой, рассматривать  предметы природы, находить отличия  живой и неживой природой, стремимся  прививать учащимся любовь к парку.

Фрагмент экскурсии по теме "Изменения в природе под влиянием человека".

Цель: укрепить знания детей об изменениях в природе под влиянием человека.

Задачи:

1. обобщить знания детей  о природе;

2. показать влияние человека  на окружающую природу.

Место проведения: территория вокруг школы.

 

Ход экскурсии:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Изучение нового материала

- Мы с вами на экскурсии  вокруг школы.

Сравним воздух на улицах города и в лесу. Где воздух чище?

Как вы это определили, объясните  на примере листочка на дереве города?

Какие причины загрязнения  воздуха в городе существуют?

А что можно сказать  о воде.

Какие вы знаете причины  загрязнения воды?

Как же деятельность людей  влияет на растения? Найдите подтверждение  в природе.

На грибы?

А за чем нам несъедобные  грибы, ну и пусть люди уничтожают.

На животных человек воздействует?

Приведите примеры.

Если мы приходим в лес, как мы можем навредить животным, птицам?

А в городе как мы вредим птицам?

В городе воздух загрязненный, в лесу чище.

По запаху, в лесу деревья  очищают воздух, там пахнет свежестью. В городе на деревьях листья в пыли и деревья не дышат.

Выхлопные газы машин, дым  из труб предприятий.

Она грязная (например, река Амур).

Люди моют машины, мотоциклы, кидают бутылки, выкидывают мусор и  т.д.

Повреждения и вырубка  деревьев. Сейчас много людей которые  ходят по газонам, вытаптывают растения, рвут цветы. При вырубке деревьев воздух не очищается, он загрязненный. А загрязненный воздух влияет на другие деревья (пыль на листьях, усыхание деревьев и т.д.).

Неправильный сбор грибов. Уничтожение несъедобных грибов.

Ими питаются животные.

Да, животных становится меньше, они погибают от пожаров, которые  устраивает человек, когда уходит и  не тушит костер после похода, или  человек убивает животных на мясо, из-за шкуры и т.д. Еще отлавливает  их.

Уничтожение лягушек, жаб, которые  помогают людям на огородах; разорение  муравейников. Вырубка дуплистых  деревьев, которые служат убежищем для ряда животных.

Шум распугивает животных, заставляет покидать привычные места  обитания. Разорение гнезд птиц. При пожарах, которые возникают  по причине не тушении костров, животные покидают свои места обитания, спасая свою жизнь, в поисках пищи.

Также гибнут животные из-за загрязнения окружающей среды.

Вырубка деревьев, некоторые  ребята разоряют гнезда, стреляют из рогаток  в птиц, убивают их.


Во время экскурсии, мы учим школьников беречь природу, наблюдать  за изменениями в природе по вине человека.

При завершении работы в  экспериментальном классе по разработанному экспериментатором содержанию, методическим установкам и рекомендациям, направленным на развитие наблюдательн6ости у младших  школьников, была проведена контрольная  работа по проверке степени развитости наблюдательности. Учащиеся (25 человек) должны были ответить на вопросы:

Пронаблюдать и сравнить следующие деревья: сосна, береза, ель, черемуха.

Из рассказа "Зимний парк" подчеркнуть предложения, которые  не соответствуют данной теме.

В обработке экспериментальных  данных были использованы следующие  критерии уровней развития наблюдательности:

1 уровень - полный правильный ответ;

2 уровень - правильный неполный ответ;

3 уровень - неправильный ответ или нет ответа.

В первом случае, считаем  полным правильным ответом, если учащиеся написали отличительные черты данных деревьев (есть ли листья, цветки, почки, цветут ли круглый год). Неполным правильным ответом мы считаем правильно  указанные отличительные признаки, но при этом учащиеся не указали 1 - 2 отличительных признака. Неправильный ответ или нет ответа - содержащий от 3 до 5 неправильно указанных признаков.

Во втором случае, мы считаем  полным правильным ответом, если дети нашли все 7 ошибок из рассказа. Неполным правильным ответом мы считаем, если учащиеся нашли 6 - 4 ошибок. Неправильный ответ или нет ответа - содержащий от 3 до 0 ошибок, которые учащиеся нашли  в тексте или их не нашли вовсе.

При обработке полученных данных, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 10.

Таблица 10

Уровни развития наблюдательности

№ задания

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1.

8 человек

32%

14 человек

56%

3 человек

12%

2.

10 человек

40%

14 человек

56%

1 человек

4%


Анализ полученных ответов  показал, что учащиеся смогли увидеть  и выделить различительные признаки лиственных и хвойных деревьев, подчеркнуть  в тексте предложения не соответствующие  проведенной экскурсии.

Таким образом, результаты анализа  ответов детей на первый вопрос позволяют  сделать вывод о возросшем  интересе к окружающей среде.

Анализ ответов на второй вопрос контрольной работы показал  существенные различия в знаниях  детей в процессе экспериментального и контрольного среза. Результаты представлены на диаграмме (см. Приложение 4).

На диаграмме (см. Приложение 4) хорошо виден прирост у учащихся 3 "Д" класса такого качества личности как наблюдательность. В среднем 35% всех учащихся назвали все признаки. Ими были отмечены, все неправильные предложения и отличительные  особенности указанных деревьев (черемуха и ель; береза и сосна) - лиственные деревья имеют листья, цветки, ягоды, сережки и т.д., а  хвойные деревья цветут круглый  год, имеют иголки, шишки и т.д. В своих работах некоторые  учащиеся достаточно подробно указали  отличительные признаки сосны и  березы: "Сосна - коричневый ствол, крупные  хвоинки, дерево имеет смолу, круглый  год сохраняются иголки, шишки. Береза - ствол белый с черными полосками, листья зеленые не круглый год, сок, сережки, почки".

В контрольном классе многие дети, указали не все различительные признаки деревьев.

Выводы, полученные в этой части работы, позволяют сделать  заключение о достаточно высокой  эффективности разработанного нами содержания экскурсий на развитие наблюдательности у детей начальных классов.

Проделанная работа позволяет  сделать следующий вывод - систематическое  проведение природоведческих экскурсий  с использованием серии психолого-педагогических приемов окажут положительное влияние  на развитие наблюдательности как качество личности младшего школьника.

 

Заключение

Экскурсии по природоведению имеют большое познавательное и  воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют  на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Экскурсия - это увлекательная  форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться  на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих  и воспитательных задач.

В начальной школе дети должны получить определенную систему  знаний о неживой и живой природе. Поскольку основным методом изучения природы являются непосредственные наблюдения ее различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений  природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и  на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять  явления природы).

Дипломная работа основана на выявление познавательного значения экскурсий на развитие наблюдательности младших школьников, что и послужило  основой выбранной темы "Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников", которая актуальна и значима на сегодняшний день.

В процессе проделанной работы была проанализирована научно - методическая и психолого-педагогическая литература. В соответствии с темой дипломной  работы был подобран методический материал, на основе которого разработаны и  апробированы уроки-экскурсии с  целью развития наблюдательности у  младших школьников. Работа по проведению экскурсий была полезной и интересной. Помимо проанализированной литературы в работе применялись систематизированные  знания и умения, полученные при  изучении специальных дисциплин.

Таким образом, в ходе дипломной  работы была решена следующая цель: определить и обосновать роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

определить особенности  психических процессов младших  школьников;

изучить и проанализировать методику внедрения экскурсий в  процесс естественнонаучного обучения младших школьников;

разработать и внедрить в  процесс естественнонаучного обучения серию природоведческих экскурсий  с использованием психолого-педагогических приемов, способствующих развитию наблюдательности младших школьников.

В процессе работы над дипломным  проектом были использованы следующие методы исследования:

анализ педагогической и  методической литературы;

наблюдения;

опытно-экспериментальный;

беседа;

тестирование.

Теоретическая значимость выполненной работы состоит:

в значимости роли экскурсий  в развитии наблюдательности у младших  школьников;

в обосновании наблюдательности как одной из психологических  особенностей младшего школьного возраста.

Практическая  значимость исследования состоит:

в составлении методической части дипломной работы, которая  может быть использована другими  учителями;

возможности использования  исследуемых материалов как методическое пособие для написания дипломной  работы по использованию экскурсий, с целью развития наблюдательности у младших школьников.

 

Список литературы

1.         Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 2001.

2.         Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 1988.

3.         Аржановская Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека // Начальная школа. - 2005. - № 4. - С.54-56.

4.         Бабенко Л.С. Конспект урока природоведения во II классе // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С.105-109.

5.         Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17.

6.         Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. - 1999. - №7. - С.36-40.

7.         Белянкова Н.М., Сулейманова Ф.А., Стрижова Е.В. Лесные загадки Зимушки-зимы // Начальная школа. - 2004. - №3. - С.48-58.

8.         Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации. - Благовещенск, 1991.

9.         Богданец Т.Л. Концепция вида в начальном естествознании // Начальная школа. - 2005. - № 10. - С.58-62.

10.      Богданец Т.П. Летние наблюдения по природоведению // Начальная школа. - 1991. - № 4. - С.27-29.

11.      Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

12.      Вопросы обучения и воспитания младших школьников. - Благовещенск, 1996.

13.      Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С.13-19.

14.      Горбаткина И.М. Классификация растений и животных в курсе начального естествознания // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С.103-104.

15.      Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1984.

16.      Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Зимняя экскурсия декабрь-январь // Начальная школа. - 1996. - № 1. - С.50-53.

17.      Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Пробуждение природы. Материал для проведения экскурсий с целью наблюдения за ранневесенними явлениями // Начальная школа. - 1994. - № 1. - С.42-44.

18.      Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Экскурсия на лесную опушку // Начальная школа. - 1997. - № 4. - С.52-55.

19.      Догадкина Н.Р. Растения зимой. Окружающий мир. I класс // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С.95-98.

20.      Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников. Стихотворный материал на экскурсиях в природу // Начальная школа. - 2000. - № 4. - С.66-68.

21.      Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок // Начальная школа. - 2001. - № 3. - С.33-37.

22.      Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // Начальная школа. - 1994. - № 1. - С.38-41.

23.      Кайдаш Е.Г. Развитие наблюдательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. - 1993. - №12. - С.14.

24.      Клепинина З.А. Что такое курс "Природа и мы?" // Начальная школа Плюс Минус. - 1999. - № 7. - С.10-13.

25.      Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2004.

26.      Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками // Начальная школа. - 1998. - № 6. - С.50-51.

27.      Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. - М.: Просвещение, 1990.

28.      Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.57-59.

29.      Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С.54-59.

30.      Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 1998.

31.      Линева Р.Н. Некоторые проблемы, помогающие сознательно усваивать материал // Начальная школа. - 1995. - №5. - С.11.

Информация о работе Процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания