Процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:56, курсовая работа

Описание

В данной работе мы рассмотрим аспекты и методики процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока.

Работа состоит из  1 файл

Экскурсо.docx

— 77.53 Кб (Скачать документ)

В программе указан минимум  экскурсий, практических работ, демонстраций, обобщающих уроков. При планировании учебного материала учителем их количество может быть увеличено. В ряде случаев (например, в условиях крупного города) проведение экскурсий может быть затруднено или невозможно.

Содержание программы  представлено в таблице 6.

Таблица 6

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

III класс

Природа и мы

1. Многообразие природы  (маршрут выбирается с учетом  возможности показа различных  объектов живой и неживой природы)

2. Охрана природы (в  лесопитомник, в ботанический сад,  зоопарк, на зоологическую тропу  и т.п.)

Наблюдения за многообразием  природы; за охраной природы; за влиянием человека на природу

IV класс

Сохраним природу своего края

Природные сообщества родного  края

Наблюдения за природными сообществами и почвами родного  края


Планета загадок (факультативный курс) IV класс

Автор А.А. Плешаков

Занятия в классе следует  по возможности дополнить экскурсиями. Это могут быть экскурсии в  природу, в ботанический сад и  зоопарк, в морской аквариум и  дельфинарий, в музеи - краеведческий, геологический, палеонтологический, зоологический. Поскольку условия для проведения таких экскурсий имеются далеко не везде, они не включены в основную сетку часов. Рекомендуется их проведение во внеурочное время по усмотрению учителя.

Содержание программы  представлено в таблице 7.

Таблица 7

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

Жили-были динозавры… и не только они

На геологическое обнажение  для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей

Целенаправленное рассматривание строения скелета древних животных и птиц, их эволюции

Тайны камней

В геологический музей

Целенаправленное рассматривание разнообразия горных пород и минералов

Загадки растений

В природу, в ботанический сад

Знакомство и наблюдения за местной флорой, с экзотическими  растениями

Утконос и компания

В зоопарк, в зоологический  музей

Ознакомление и наблюдение за экзотическими животными

Планета насекомых

В краеведческий или зоологический  музей

Ознакомление и наблюдение за живыми экспонатами музея

Загадки под водой и  под землей

В морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей

Знакомство и наблюдения за морской фауной


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Авторы: Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов

Курс "Окружающий мир" предполагает использования нетрадиционных форм организации обучения, усиление роли занятий, которые проходят вне  класса (на пришкольном участке, в  парке, учреждении культуры, в физкультурном  зале, биологическом кабинете и т.д.).

Содержание программы  представлено в таблице 8.

Таблица 8

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

I класс

Ты и вещи

В ателье, обувную мастерскую, на швейную фабрику или др. (по выбору учителя с учетом местных  особенностей и возможностей)

Наблюдения за трудом людей

Природа вокруг нас

Сезонные экскурсии: в  теплицу, парник, хозяйство по выращиванию  цветов и т.п. (по выбору учителя с  учетом местных условий)

Наблюдения за признаками различных времен года

Твоя страна

Ознакомление учащихся с  различным трудом (по выбору учителя  с учетом местных особенностей и  возможностей)

Наблюдения за трудом людей  разных профессий

II класс

Где мы живем

В школе; по городу, в краеведческий  музей; в Дом культуры, театр, выставки

Наблюдения за трудом людей, за достопримечательностями города

Человек и природа

В природу в разные времена  года

Наблюдения сезонного  труда людей, за организацией скверов, парков

Наша страна - Россия

На фабрику, завод (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии в краеведческий, художественный музеи, дом-музей писателя, художника

Наблюдения за трудом людей, ознакомление с творчеством писателей, поэтов

III класс

Введение

В окружающую природу

Наблюдения за красотой и  многообразием окружающего мира

Природа вокруг нас

К местному водоему для  знакомства учащихся с его особенностями, использованием и охраной

Наблюдения за состоянием местного водоема

Труд в жизни человека

Ознакомление с различными видами труда на местных предприятиях, в сельском хозяйстве; знакомство с  домом-музеем знаменитого писателя, художника, ученого

Наблюдения за трудом людей

IV класс

Природа нашей родины

1. Знакомство учащихся  с разнообразием природы своей  местности

2. Ознакомление с формами  поверхности местности в окрестностях  школы

3. Знакомство с местными  полезными ископаемыми, их добычей  и первичной переработкой (по  материалам краеведческого музея,  на местном предприятии)

4. Знакомство с растениями  и животными леса, луга, водоема,  поля

Наблюдения за разнообразием  окружающей природы

Люди на планете Земля

В поле, сад

Наблюдения за трудом людей, условием выращивания культурных растений


Таким образом, анализ различных  программ по курсу естествознания в  начальной школе показывает, что  экскурсии включены во все программы  и имеют сходную тематику. Тем  не менее, наиболее обогащена экскурсионным  движением и наблюдениями программа  Клепининой З.А. "Природа и люди" и Поглазовой О.Т. "Окружающий мир" и самое минимальное содержание экскурсий и использование наблюдений в программе Вахрушева А.А. "Окружающий мир".

На современном этапе  целью всех проанализированных программ по естествознанию является общее и  специфическое развитие личности школьника. Эта цель определяет следующие задачи обучения:

формировать и развивать  элементарные представления и первоначальные понятия об окружающей природе, об изменении  и взаимосвязи ее компонентов, о  природе как едином целом (на экскурсиях);

развивать положительные  личностные качества: мышление, речь, наблюдательность, любознательность и творческие способности  и т.д.;

совершенствовать теоретическую  и практическую учебную деятельность (например, наблюдение, распознавание, исследование, обобщение, охрана природы  и т.д.).

Для каждого класса в программах определены темы экскурсий с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся. В начале изучения курса природоведения - это в основном проведения наблюдения за явлениями природы. По мере накопления знаний тематика усложняется, изучаются взаимоотношения организмов в сообществах, связь живой и неживой природы, но при этом наблюдения в природе сохраняются.

Обобщая вышеизложенное, можно  сказать, что большое место в  процессе преподавания природоведения в начальной школе отводится  экскурсии.

Экскурсия - одна из форм организации  учебной деятельности младших школьников. Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным  образом путём непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и  явлениями. На экскурсиях дети имеют  возможность наблюдать изучаемые  объекты и явления под непосредственным руководством учителя.

Взаимоотношения человека с  окружающим миром находятся в  прямой зависимости от постоянной и  исправной работы органов чувств. Процесс познания мира начинается с  ощущений - человек должен с помощью  органов чувств выделить предмет  и сравнить его с другими.

Для младших школьников экскурсии  всегда способствовали проявлению интереса, любознательности, эмоциональности. Они  любят экскурсии, где приходится наблюдать за реальными процессами в окружающем мире. Находясь в природе, наблюдая природные объекты в  естественных условиях, ребенок изучает  то, что видит.

Экскурсии могут применяться  и в начале рассмотрения нового блока  вопросов (цель - заинтересовать учащихся) и при закреплении пройденных тем, и даже при изучении новых  отдельных тем. Их содержание непосредственно  связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в  ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих  уроках.

Педагогическая эффективность  наблюдений на экскурсиях существенно  возрастает, если проводить их не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически. На экскурсиях у младших  школьников формируются и развиваются  умения и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, стимулируется любознательность [41, С.82].

Организуя наблюдения, учитель  должен принимать во внимание следующие  рекомендации:

Четко формулировать перед  учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.

Организовать условия  для возможно более эффективного наблюдения.

Намечать план и способы  наблюдения, готовить вопросы, которые  будут заданы во время последовательного  рассматривания объекта, а также  по ходу диалога с детьми.

Кроме непосредственного  рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы - слух, вкус, обоняние.

Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения.

Тематика экскурсий определяется программой по естествознанию. По тематике все экскурсии можно разделить  на следующие группы:

ознакомление с разнообразием  органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное  время года;

ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми  своей местности;

экологические экскурсии  по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов  природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемам охраны окружающей среды;

экскурсии в краеведческий  музей, на выставки, производства.

Итак, значение экскурсий  в том, что они связывают учебный  материал с местными природными и  общественными явлениями, которые  непосредственно наблюдают школьники. Ученик приближается к первоисточнику человеческих знаний - реальной окружающей действительности.

Фрагмент экскурсии по теме "Что такое природа. Многообразие природы".

Цель: укрепить знания детей о живой и неживой природе.

Задачи:

1. обобщить знания детей  о природе;

2. рассмотреть взаимосвязь  в природе;

3. показать значение окружающей  природы для человека.

Место проведения: Первомайский парк г. Благовещенска.  

 

Ход экскурсии:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Изучение нового материала

- Мы с вами находимся  в Первомайском парке и наша  задача быть очень внимательными  и понаблюдать за окружающей  природой.

Оглянитесь вокруг, посмотрите на окружающую природу. Что вы видите?

Да, все это природа. Ее многообразие поражает и восхищает  людей.

На какие две группы делится природа?

Оглянитесь вокруг и скажите, что относится к живой природе, а что к неживой.

Я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав ее, говорите к какой  природе относится.

От цветка к цветку порхает

Утомится - отдыхает.

Бродит одиноко огненной око,

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.

С ветки - на тропинку,

С травки - на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый  год.

Вы смогли отличить живую  и неживую природу. Чем отличается живая и неживая природа?

На какие царства делится  живая природа?

Назовите и покажите царство  растений.

Назовите царство животных.

Царство грибов.

Мы можем сказать, что  в природе все взаимосвязано, а как расскажите мне.

Да совершенно верно, таким  образом, живая природа взаимодействует  с неживой природой.

Какое значение природа играет для людей?

Так какой вывод мы можем  сделать?

Солнце, бабочки летают, деревья, трава.

На живую и неживую.

К неживой природе относятся: солнце, воздух, вода, полезные ископаемые. К живой природе относятся: человек, животные, растения, грибы, микроорганизмы.

Бабочка, относится к живой  природе.

Солнце (дети показывают на солнце), относится к неживой природе.

Кузнечик, относится к  живой природе.

Елка - живая природа.

Живые существа в отличии  от неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.

Царство растений, царство  животных, царство грибов.

Трава; кустарники; деревья: береза, ель, сосна, клен и т.д.

Белка, бабочка, сорока, лев, тигр, медведь, суслик и т.д.

Все микроорганизмы, грибы: подберезовик, лисички, белый гриб и  т.д.

Растениям необходимо тепло  и свет, вода. Растения очищают воздух. Они служат животным пищей, а многие животные распространяют плоды и  семена растений.

Природа дает людям древесину, хлопок, шерсть, лекарства и т.д.

Природа многообразна, в  ней все взаимосвязано. Живая  природа не может существовать без  неживой природой, они взаимосвязаны. Природа имеет большое значение для человека.

Информация о работе Процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания