Процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:56, курсовая работа

Описание

В данной работе мы рассмотрим аспекты и методики процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть урока.

Работа состоит из  1 файл

Экскурсо.docx

— 77.53 Кб (Скачать документ)

32.      Мептуховский М.В. Методика наблюдения за птицами на природоведческих экскурсиях // Начальная школа. - 1996. - № 3. - С.45-48.

33.      Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

34.      Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004.

35.      Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2003.

36.      Окружающий мир.2 класс.: Поурочные плены по учебнику А.А. Вахрушева / Авт. - сост. Н.В. Кийко, Н.А. Порунова. - Волгоград: Учитель, 2005.

37.      Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990.

38.      Парфилов Л.Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

39.      Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 2003.

40.      Педагогический энциклопедический словарь / Глав. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2002.

41.      Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М., 2000.

42.      Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003.

43.      Подзоров В.И. Природоведение с методикой преподавания. Практикум. - Киев, 1990.

44.      Поляк Н.Ф. Осенняя экскурсия // Начальная школа. - 2003. - № 2. - С.103 - 104.

45.      Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. - М.: Дрофа, 1999.

46.      Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). - М., 1998.

47.      Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - С.42-53.

48.      Психологический словарь / Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.

49.      Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.

50.      Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2003.

51.      Психология развития / Под ред. Е. Строгановой. - М., 2001.

52.      Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. М.В. Зверевой. - М.: Педагогика, 1983.

53.      Саяпина Н.Г. Ознакомление младших школьников с родным краем // Начальная школа. - 2001. - № 2. - С.74-77.

54.      Смирнова О.М. Некоторые трудности в практике преподавания природоведения // Начальная школа. - 1998. - № 6. - С.40-42.

55.      Смирнова Т.М. К чему должен подготовить учителя курс ботаники // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С.104-106.

56.      Сулейманова Ф.А., Стриженова Е.В. Экологическая тропа осенней экскурсии // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С.54-59.

57.      Титова В.В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира // Начальная школа. - 2005. - №1. - С.65-68.

58.      Трубайчук Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Начальная школа. - 2005. - № 9. - С.6-9.

59.      Филоненко-Алексеева А.Л. и др. Полевая практика по природоведению. Экскурсии в природу. - М.: ВЛАДОС, 2000.

60.      Флегентова Л.А. Природа и мы // Начальная школа. - 2001. - № 7. - С.62.

61.      Харина В.А. Урок-экскурсия в III классе // Начальная школа Плюс Минус. - 2004. - № 12. - С.62-63.

62.      Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 2003.

63.      Якурнова В.Ф. Жизнь водоема // Начальная школа. -2005. - № 11. - С.99-101.

 

Приложения

Приложение 1 

 

Памятка для проведения наблюдений в природе

Как наблюдать  в природе?

Найти предмет для наблюдения тот, что указал учитель, или выбери его сам.

Рассмотри сначала предмет  в целом, чтобы запомнить его  очертания, общую форму, преобладающую  окраску.

Наметить для рассмотрения отдельные части, детали предмета. Внимательно  рассмотри каждую часть. Старайся запомнить  форму, окраску, размеры, положение  по отношению ко всему предмету, каждой намеченной части.

Не причиняй вреда предметам  природы. Помни, что природа нам  дарит здоровье, создает красоту, кормит и поит нас.

По результатам наблюдений сделай записи, зарисовки.

 

Приложение 2

Конспект экскурсии по программе Плешакова А.А. "Природоведение" III класс.

Тема: Разнообразие животных.

Задачи:

1. Обобщить знания детей  о разнообразии животных;

2. Понаблюдать за группами  животных и их признаками;

3. Развивать у детей  наблюдательность;

4. Развивать умение анализировать  и обобщать информацию, полученную  в результате наблюдений.

Место проведения: Краеведческий музей г. Благовещенска.

Время проведения: Вторая декада ноября.

Подготовительная  работа:

Учитель за 2-3 дня до проведения экскурсии выезжает на место и  определяет:

Маршрут от школы до краеведческого музея;

Объекты наблюдений на экскурсии;

Основные экспонаты животных, которые дети увидят в музее.

Затем учитель составляет план проведения экскурсии, где учитывает: какие объекты знакомы детям  и они сами смогут рассказать о  них; а с какими объектами необходимо обязательно познакомить детей. 

 

Ход экскурсии:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Изучение нового материала

Закрепление материала

Домашнее задание

- Мы с вами находимся  в краеведческом музее. Тема  нашего урока "Разнообразие  животных". Ваша задача на экскурсии  наблюдать за экспонатами животных, слушать внимательно учителя.

Когда вы слышите слово "животные", то кого вы представляете?

Какие группы животных вы знаете?

Посмотрите на экспонаты, к какой группе относятся эти  животные?

А кошка, собака, корова?

Наука о животных называется зоологией. Это еще один из разделов биологии.

Ученые зоологи делят  царство животных на большое число  групп. Одноклеточные и многоклеточные. В свою очередь, многоклеточные делятся  на беспозвоночные и позвоночные.

Вспомните представителей беспозвоночных животных.

Посмотрите на экспонаты  и назовите представителей позвоночных  животных пресмыкающихся или рептилий.

Посмотрите на тело этих животных. Что вы можете сказать  об этих животных?

Да, вы совершенно правы. Еще  эти животные ползают.

А чем пресмыкающиеся отличаются от амфибий (земноводных)? Какие представители  относятся к этой группе? Обратите внимание на экспонаты.

У этих животных кожа голая, нежная.

А чем рыбы отличаются от амфибий?

Еще известная вам группа - это птицы. Посмотрите на экспонаты  и назовите, каких птиц вы узнали.

Что вы можете сказать о  них? Что у них есть, чего нет  у других животных?

Какую группу мы еще не назвали?

Покажите экспонат и назовите представителей этой группы.

Посмотрите внимательно  на этих животных и назовите их отличительные  признаки.

Молодцы ребята, мы с вами назвали представителей группы позвоночных  животных.

А скажите можно ли медведя  назвать домашним животным?

А черепаху, попугая?

Молодцы ребята. Итак, как  называется наука о животных?

На какие группы ученые делят всех животных?

Чем дикие животные отличаются от домашних?

Молодцы.

Дома нарисовать любого животного, можно какого мы не рассматривали, и  подготовить о нем дополнительный материал.

Собаку, кошку, медведя, зайца, тигра и т.д.

Дикие и домашние.

К дикой.

К домашним.

Черви, моллюски, иглокожие, раки, паукообразные, насекомые.

Ящерицы, черепахи, змеи.

У этих животных тело покрыто  сухими чешуйками, а у черепахи, например, панцирем.

Они пресмыкаются, поэтому  их назвали пресмыкающимися.

Лягушки, жабы, тритоны. Эти  животные проводят часть жизни на воде, а часть - в воде.

Рыбы - это водные животные. Тело покрыто чешуей. Они передвигаются  при помощи плавников. У них есть жабры, при помощи них рыбы дышат  кислородом, растворенным в воде.

Дятел, сова, орел.

Тело у них покрыто  перьями. Они летают с помощью  крыльев.

Зверей.

Тигр, медведь, волк, лось, белка, лиса.

Тело у них покрыто  шерстью, своих детенышей они  выкармливают молоком.

Нет, потому что человек  не приручит его к себе. Это хищное животное.

Можно, человек может приручить  их к себе, они не навредят людям.

Зоология.

Диких и домашних.

Домашние животные - за ними ухаживает человек. Он их кормит. А  дикие живут в лесу, человек  не приручит их к себе.


На экскурсии в краеведческий  музей, мы учим школьников бережно относится  к животным как диким, так и  домашним, заботится о животных.

Приложение 3

Конспект экскурсии по программе Плешакова А.А. "Природоведение" III класс.

Тема: Берегите воду.

Задачи:

1. Уточнить и дополнить  представления об огромной роли  воды в быту и хозяйственной  деятельности человека;

2. Понаблюдать за состоянием  воды;

3. Развивать у детей  наблюдательность;

4. Развивать умение анализировать  и обобщать информацию, полученную  в результате наблюдений.

Место проведения: Река Амур г. Благовещенска.

Время проведения: Октябрь.

Подготовительная  работа:

Учитель за 2-3 дня до проведения экскурсии выезжает на место и  определяет:

Маршрут от школы до реки Амур;

Объекты наблюдений на экскурсии  за изменением состояния воды.

Затем учитель составляет план проведения экскурсии, где учитывает: какие объекты знакомы детям  и они сами смогут рассказать о  них; а с какими объектами необходимо обязательно познакомить детей.

Важное условие проведения экскурсии: сопровождать детей должно не менее 2 взрослых. 

 

Ход экскурсии:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Изучение нового материала

Закрепление материала

Домашняя работа

- Мы с вами на реке  Амур. Тема нашего урока "Берегите  воду". Мы поговорим о воде, ее значении для растений, животных  и человека. О том, как надо  охранять и беречь воду. Беречь  воду - значит беречь жизнь. Ваша  задача на экскурсии понаблюдать  за источниками загрязнения воды, быть внимательными.

Огромное значение имеет  вода и для животных. Какое?

Какую роль вода играет для  человека?

Вода содержится в крови, входит в состав слюны и желудочного сока, помогает переварить пищу и удаляет из организма вредные вещества.

Кажется, что воды на земле  много и ее должно хватить. Но это  не так. С каждым годом чистой воды становится все меньше, так как  люди загрязняют ее.

Обратите внимание на реку Амур, чистая ли она?

Назовите источники загрязнения  воды.

А что нужно делать, для  того чтобы не загрязнять воду.

Какие меры предотвращения загрязнения воды люди используют на заводах?

Вы правы, закон об охране природы требует строить на всех фабриках и заводах специальные  установки для очистки воды.

Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает  спускать в водоемы вредные отбросы  и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов.

А откуда вода берется в  нашем кране?

Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в речке, потом человек направил их в трубы.

Да, и поэтому ее специально очищают, и после очистки она  попадает в кран.

Молодцы, ребята. Итак, нужно  ли нам беречь воду?

Почему?

Дома, найти занимательный  материал о реках, загрязнении рек.

Например, для рыб, вода - естественное место обитания и если вода будет загрязненной или ее не будет, рыбы будут погибать.

Вода нужна и растениям.

Человек может прожить  без еды, но без воды он не проживет. По водным путям человек передвигается  на лодках, теплоходах, перевозит грузы.

Вода нужна для питья  и приготовления пищи, для поддержки  чистоты в жилищах

Мы не можем прожить  без воды. Без воды не может быть жизни.

Нет.

Воду загрязняют нечистотами  промышленные предприятия, большой  вред может приносить отравление нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые  служат им кормом.

Люди, которые отдыхают возле  реки, могут мусор выбросить в  реку. Они моют машины, выкидывают бутылки, осколки от бутылок, потом другие люди, когда купаются, режут ноги.

Люди не должны выкидывать мусор в воду. Они должны его  забрать с собой, а дома в мусорное ведро выкинуть его.

Должны создаваться специальные  очистные сооружения. Проходя через  очистные сооружения, вода оставляет  вредные примеси и возвращается в реку очищенной.

Она попадает к нам из речки или скважины в земле.

Но воду из реки пить нельзя, она не очень чистая.

Да.

Вода нужна не только человеку, но и животным, растениям. Без воды на земле все погибнет и даже человек  не сможет долго прожить без воды.


 

Приложение 4

Диаграмма результатов среза  в контрольном и экспериментальном  классе

1 – высокий уровень;

2 – средний уровень;

3 – низкий уровень.


Информация о работе Процесса запоминания у детей младшего школьного возраста в процессе экскурсионного обслуживания