Программа развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:17, реферат

Описание

Программа развития туризма в г. Алматы разработана факультетом туризма университета "Туран" по поручению Департамента туризма Акимата г. Алматы и содержит наиболее актуальные предложения по формированию системы организационно-управленческих мер позволяющих в динамично изменяющихся социально-экономических условиях управлять развитием туристской индустрии г. Алматы, определенной в качестве приоритетной отрасли экономики в стратегии "Казахстан 2030".

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 71.65 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Программа развития туризма  в г. Алматы разработана факультетом туризма университета "Туран" по поручению Департамента туризма Акимата г. Алматы и содержит наиболее актуальные предложения по формированию системы организационно-управленческих мер позволяющих в динамично изменяющихся социально-экономических условиях управлять развитием туристской индустрии  г. Алматы, определенной в качестве приоритетной отрасли экономики в стратегии "Казахстан 2030".

Аппарат Акима г. Алматы придает особое значение дальнейшему развитию туризма, видя в нем фактор, способный позитивно повлиять в будущем на решение многих социально-экономический проблем города.

Вплоть  до настоящего времени значимость туристской отрасли в экономике страны  не имела реальной финансовой поддержки. Эти причины отодвигали вопросы развития туристской отрасли на дальний план. Кроме того, падение жизненного уровня населения в течение почти десятилетнего периода и разрыв региональных связей бывшего Советского Союза, разрушивших прежде единое туристское пространство, существенно сократили базу казахстанского туризма, в том числе и г. Алматы.

В то же время на уровне государства  признавалась важность развития  туризма. В Казахстане был принят ряд мер в этом направлении:

-         начато формирование законодательной базы туризма;

-         упрощены  поездки граждан Республики Казахстан за рубеж и зарубежных туристов в Казахстан;

- созданы определенные  условия для развития частного  предпринимательства и привлечения  инвестиций, в том числе и в  сфере туризма;

- созданы государственные  и местные органы управления  туристской отраслью.

Следовательно, недостаточное  внимание к отрасли со стороны  государственных структур, выражающееся, в первую очередь, в том, что для  туристской индустрии не созданы  реальные приоритетные экономические  и правовые условия развития, объясняется  не отсутствием желания развивать  туристскую отрасль, а историческими, экономическими и прочими объективными причинами. Относительная экономическая  и политическая стабилизация, проявившаяся в последние годы, создала условия, позволяющие вернуться к нерешенным ранее вопросам. В первую очередь, необходимо:

-                 комплексное и поэтапное развитие туризма г. Алматы с последующей интеграцией в международный рынок туристских услуг;

-                 активизация совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу туризма в изменившихся экономических условиях;

-                 формирование системы подготовки кадров для всех уровней гостинично-туристского комплекса города;

-                 создание действенных структур и механизмов  управления высокоэффективным и конкурентоспособным туристским комплексом;

-                 определение реальных приоритетов в развитии туристской отрасли в динамично меняющихся условиях;

-                 определение механизмов, путей и средств реализации Программы развития туризма г. Алматы на период 2004-2010 гг.

В условиях изменившегося  статуса и социально-экономических  ориентиров развития г. Алматы, Акимат считает туризм в числе приоритетных направлений развития экономики города. В связи с чем, в  развитии туризма определены:

приоритеты  первого этапа:

1.     усиление взаимодействия и координации местных органов власти Алматы и Алматинской области при формировании положительного имиджа региона;

2.     создание экономических и правовых условий для развития туризма;

3.     создание системы подготовки высокопрофессиональных кадров для сферы туризма;

4.     создание кадастра туристских ресурсов города и области;

5.     стимулирование развития рекламно-информационной деятельности, инфраструктуры и материальной базы туризма;

приоритеты  второго этапа:

1.     формирование конкурентоспособной туристской отрасли, удовлетворяющей спрос отечественных и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах;

2.      превращение туризма в доходный межотраслевой сектор экономики.

В этих целях Программой развития туризма г. Алматы на перспективу разработаны меры, предусматривающие:

формирование индустрии  туризма на основе совершенствования  работы гостиниц и предприятий транспорта, туристского сервиса, общественного  питания, досуга и развлечений, информационной службы, медицинского обслуживания, обеспечения  безопасности туристов;

сервисное туристское обслуживание в аэропорту, железнодорожных и  автовокзалах г. Алматы:

создание привлекательного туристского продукта;

реализацию Государственной  программы "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного  наследия тюркоязычных государств, развитие инфраструктуры туризма";

создание туристского  информационного центра;

создание единой интерактивной  электронной информационной системы по туристским ресурсам города и окрестностей;

активную  рекламно-информационную деятельность;

разработку программ перспективного развития внутреннего и въездного  туризма, в первую очередь, экологического, паломнического, бизнес-туризма, социального, включая спортивный и  детско-юношеский туризм;

развитие экскурсионной  деятельности, введение  дисконтной карточки "Гость Алматы", создание в городе экскурсионного бюро, профессиональных служб сопровождения;

мониторинг и координацию  деятельности туристских организаций, оказание поддержки развитию малого предпринимательства путем контроля за применением нормативных актов, направленных на защиту предпринимателей, занятых в сфере туризма;

проведение маркетинговых  исследований для определения ниши города на внутреннем и международном  рынках туристских услуг;

внедрение системы учета  реальных доходов и расходов туристского  рынка для обеспечения прозрачности и прогнозирования его развития;

создание условий для  активизации  инвестиционной деятельности в сферу туризма и отдыха;

совершенствование системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации туристских кадров.

Сфера туристских услуг охватывает практически весь спектр бытовых  и коммунальных служб города, растущую сеть гостиниц и ресторанов, учреждений отдыха и развлечения. Развитие туризма  будет напрямую зависеть от эффективности  функционирования и качества услуг  в указанных отраслях и в то же время позволит оплачивать затраты, а в случае роста потока туристов - стимулировать формирование гостинично-туристского комплекса путем увеличения доходов от туризма.

В условиях г. Алматы развитие туризма – практически единственная возможность дать существенный импульс развитию всех сфер города без значительных капитальных вложений и ущерба для сложной экологической ситуации. Во многих странах мира, туризм является наиболее приемлемым направлением устойчивого экономического развития. Принципы устойчивого развития, положенные в основу всех современных туристских программ, требуют сочетать деятельность по формированию туристских комплексов с мероприятиями по охране природной среды, культурного и исторического наследия региона, без которых немыслимо само существование туризма.

Сделав ставку на устойчивое развитие в южной столице туризма, Акимат г. Алматы считает, что принимаемый комплекс мер позволит обеспечить для этого необходимые условия.

3.     АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА г Алматы

Анализ официальных статистических данных за 2003 год  показывает, что за период с 2002 по 2003 г.г. динамика обслуживания туристов и экскурсантов в г. Алматы заметно изменилась. По сравнению с 2002 годом объем обслуженных туристов и экскурсантов в 2003 году возрос с 79,3 тыс. до 100205 чел  в 2003году, в том числе  по линии въездного туризма обслужено – 41705 чел.,   выездного – 42270 чел., внутреннего – 16260 чел.

Доходы от туризма  в г. Алматы  (от реализации работ, услуг) в 2003 году составили 2,7 млрд. тенге,  расходы на оплату труда работников – 337667,7 млн. тенге,  перечисления в бюджет  – 309416,0 млн. тенге.

3.1. Туристские  потоки

Тенденция развития внутреннего туризма в г. Алматы с 1999 по 2003 годы имела нестабильный характер. Если в 1999 году во внутреннем туризме было обслужено 3648 человек, в 2000 году – 8650 чел., в 2001 году – 7990 чел.,  в 2002 году -  14463 чел., а в 2003 году – 16260. При всех изменениях социально-экономического положения в республике, отражавшихся на резких  колебаниях общего туристского потока,   показатель  внутреннего туризма возрос в 4 раза.

Стоимость путевок за 2003 год  составила 1078147,0 тыс. тенге., что   на 160547 тыс.  тенге,  больше, чем в 2002 году. Объем визовых услуг 17599,4 тыс. тенге, экскурсионных  услуг 20124,3 тыс. тенге, услуг по бронированию 754392,5.

Наряду с внутренним, въездной туризм является наиболее перспективным и главным источником дохода от туристской деятельности турпредприятий города.

Из общего числа туристов, посетивших наш город - 41705, почти  половину составили туристы из Германии – 20647 человек (49,5 %), из Китая прибыло 3247 человек (7,8 %), США – 2696 человек  (6,5 %), Израиля – 750 (1,8 %), Литвы – 819 (1,9 %), Турции – 972  (2,3 %), Великобритании – 1728 чел (4,1%),  Италии - 906 (2,2%),  России – 852 человека (2, % ).

Из 41705 иностранцев, побывавших в 2003 году в Алматы целью 92 % туристов  было посещение Алматы.

Анализ въездного потока туристов по целям пребывания показал, что 90% нерезидентов пребывает в  Алматы с деловыми и профессиональными целями.

Число туристов-нерезидентов, прибывших в г. Алматы  воздушным транспортом в 2003 году составило 39274 чел. (95,7% к республиканскому показателю), железнодорожными – 1718 чел. (5,2%), междугородними автобусами – 96 чел. (3,8%), прочими сухопутными средствами – 617 чел. (15,7%).

Анализ показывает, что  за последние годы заметно расширилась  география въездного туризма, число  туристов из дальнего зарубежья с 2000 по 2003 год увеличилось с 20759 до 40078 чел. или на 193 %. В то же время доля туристов из стран СНГ снизилась  с 1653  чел. в 2000 году до 1627 человек в 2003 году, практически не значительно.

 

Выездной  туризм

Из 94692 туристов, выезжавших в 2003 году за пределы Казахстана,  42240 чел, т.е. почти половина – алматинцы.

Основным источником доходов  алматинских туристских фирм является выездной туризм, доля его в общем объеме доходов  от этого вида деятельности составила 1469280,2 тыс. тенге, 79,7 %, в том числе  за счет вывоза в страны дальнего зарубежья – 1258654,1 тыс тегне или 85,7 %.

Целью значительной массы  алматинцев, выезжавших за рубеж (57 %), являлись досуг, рекреация и отдых, около 8,4 % - навещали родственников и друзей, 6,1% составили деловые и профессиональные поездки,  23,9%  преследовали коммерческие цели.

Число выезжавших за границу из г. Алматы по туристским путевкам в последние годы заметно изменялось. Если в 1999 году было отправлено за рубеж 64162 туриста, в 2000 году – 40977, в 2001 году – 8955, в 2002 году – 37464, в 2003 году – 42240.   По сравнению с 1999 годом поток туристов ниже  почти на 35%. Одна из причин снижения этих объемов связана с сокращением числа услуг по организации шоп-туризма.

Наибольшей популярностью, как средство передвижения, среди  туристов пользуется воздушный транспорт, им перевезено 96,7 % туристов-нерезидентов и 70,2 % - резидентов, железнодорожный  транспорт не популярен даже во внутреннем туризме.

В 2003 году наиболее посещаемыми  алматинцами странами стали: Германия – ее посетило 5668  человек (15,2 % от общего числа туристов-резидентов), Китай – 10841 человек (29%),  Турция – 7194 человек (19,3 %), Объединенные Арабские Эмираты – 2687  человек (7,2 %), Таиланд – 1424  человек (3,8 %),  Франция – 1054 человек  (2,8 %), Литва – 1329 человек (3,6 %). В 2002  году, в части посещаемости, лидировали эти же страны.

Из государств дальнего зарубежья  наибольшей популярностью среди  жителей г. Алматы пользуются Китай, Турция, Германия, ОАЭ, Таиланд.

Количество дней пребывания казахстанских туристов в странах  СНГ в среднем составляет 6 дней, в странах дальнего зарубежья  – 7 дней. При этом целями выезда являются деловые и  профессиональные цели (73,2 %), досуг и отдых (16,5 %).

Наибольший доход от деятельности туристских организаций

г. Алматы в 2003 г получен по линии выездного туризма – 1469280,2 тыс тенге или 79,8 %, въездной туризм принес 166747,1 тыс тенге или 9,5 % дохода,  внутренний туризм – 205812,6 тыс.тенге  или 1,17 %.

В 2003 году в доход страны от  туристской деятельности   предприятий частной формы собственности поступило 1797962,9 млн. тенге  или 97,6 % общей суммы дохода от туризма.

3.2. Туристские  организации г. Алматы

На 1 января 2004 года в Казахстане действовало 713  туристских фирм и агентств, основными видом деятельности которых является туризм, из них в г. Алматы перед органами статистики отчитались 494 туристских фирм и агентств. Их  удельный вес  составил 69,3 % от числа всех фирм, осуществляющих туристскую деятельность в Казахстане.

На туристском рынке г. Алматы осуществляют деятельность  туристские организации и с иностранным участием,  филиалы иностранных компаний.

Туристские организации  г. Алматы сотрудничают с 80-ю странами мира, развивают все виды, начиная с культурно-познавательного, этнического, экологического, оздоровительного, спортивного, охотничьего, заканчивая паломническим и другими видами туризма.

Вместе с тем, в г. Алматы недостаточно уделяется внимания развитию социального туризма, в том числе для групп лиц с ограниченными доходами и возможностями (инвалидов), пенсионеров, детско-юношеского, спортивного, являющихся основой реализации прав казахстанцев на отдых и одним из главных факторов развития рынка социальных услуг.

До сих пор не достаточно четко  регламентированы взаимоотношения субъектов туристской деятельности, в которые они вступают по поводу предоставления и потребления гостинично-туристских услуг. Поэтому необходимо определить правовые взаимоотношения клиента и предприятий гостинично-туристского комплекса, конкретизировать требования к содержанию договоров, заключаемых между турагентствами, гостиницами и клиентами, регламентировать содержание договоров, заключаемых организаторами туристской деятельности между собой. Важно, чтобы эти положения опирались на существующие законодательные нормы, закрепленные в законах Республики Казахстан "О защите прав потребителей", "О туристской деятельности в Республике Казахстан",

Информация о работе Программа развития