Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:17, реферат
Программа развития туризма в г. Алматы разработана факультетом туризма университета "Туран" по поручению Департамента туризма Акимата г. Алматы и содержит наиболее актуальные предложения по формированию системы организационно-управленческих мер позволяющих в динамично изменяющихся социально-экономических условиях управлять развитием туристской индустрии г. Алматы, определенной в качестве приоритетной отрасли экономики в стратегии "Казахстан 2030".
ВВЕДЕНИЕ
Программа развития туризма в г. Алматы разработана факультетом туризма университета "Туран" по поручению Департамента туризма Акимата г. Алматы и содержит наиболее актуальные предложения по формированию системы организационно-управленческих мер позволяющих в динамично изменяющихся социально-экономических условиях управлять развитием туристской индустрии г. Алматы, определенной в качестве приоритетной отрасли экономики в стратегии "Казахстан 2030".
Аппарат Акима г. Алматы придает особое значение дальнейшему развитию туризма, видя в нем фактор, способный позитивно повлиять в будущем на решение многих социально-экономический проблем города.
Вплоть до настоящего времени значимость туристской отрасли в экономике страны не имела реальной финансовой поддержки. Эти причины отодвигали вопросы развития туристской отрасли на дальний план. Кроме того, падение жизненного уровня населения в течение почти десятилетнего периода и разрыв региональных связей бывшего Советского Союза, разрушивших прежде единое туристское пространство, существенно сократили базу казахстанского туризма, в том числе и г. Алматы.
В то же время на уровне государства признавалась важность развития туризма. В Казахстане был принят ряд мер в этом направлении:
- начато формирование законодательной базы туризма;
- упрощены поездки граждан Республики Казахстан за рубеж и зарубежных туристов в Казахстан;
- созданы определенные
условия для развития частного
предпринимательства и
- созданы государственные и местные органы управления туристской отраслью.
Следовательно, недостаточное
внимание к отрасли со стороны
государственных структур, выражающееся,
в первую очередь, в том, что для
туристской индустрии не созданы
реальные приоритетные экономические
и правовые условия развития, объясняется
не отсутствием желания развивать
туристскую отрасль, а историческими,
экономическими и прочими объективными
причинами. Относительная экономическая
и политическая стабилизация, проявившаяся
в последние годы, создала условия,
позволяющие вернуться к
- комплексное и поэтапное развитие туризма г. Алматы с последующей интеграцией в международный рынок туристских услуг;
- активизация совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу туризма в изменившихся экономических условиях;
- формирование системы подготовки кадров для всех уровней гостинично-туристского комплекса города;
- создание действенных структур и механизмов управления высокоэффективным и конкурентоспособным туристским комплексом;
- определение реальных приоритетов в развитии туристской отрасли в динамично меняющихся условиях;
- определение механизмов, путей и средств реализации Программы развития туризма г. Алматы на период 2004-2010 гг.
В условиях изменившегося
статуса и социально-
приоритеты первого этапа:
1. усиление взаимодействия и координации местных органов власти Алматы и Алматинской области при формировании положительного имиджа региона;
2. создание экономических и правовых условий для развития туризма;
3. создание системы подготовки высокопрофессиональных кадров для сферы туризма;
4. создание кадастра туристских ресурсов города и области;
5. стимулирование развития рекламно-информационной деятельности, инфраструктуры и материальной базы туризма;
приоритеты второго этапа:
1. формирование конкурентоспособной туристской отрасли, удовлетворяющей спрос отечественных и зарубежных потребителей в разнообразных туристских услугах;
2. превращение туризма в доходный межотраслевой сектор экономики.
В этих целях Программой развития туризма г. Алматы на перспективу разработаны меры, предусматривающие:
формирование индустрии туризма на основе совершенствования работы гостиниц и предприятий транспорта, туристского сервиса, общественного питания, досуга и развлечений, информационной службы, медицинского обслуживания, обеспечения безопасности туристов;
сервисное туристское обслуживание в аэропорту, железнодорожных и автовокзалах г. Алматы:
создание привлекательного туристского продукта;
реализацию Государственной программы "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, развитие инфраструктуры туризма";
создание туристского информационного центра;
создание единой интерактивной электронной информационной системы по туристским ресурсам города и окрестностей;
активную рекламно-информационную деятельность;
разработку программ перспективного развития внутреннего и въездного туризма, в первую очередь, экологического, паломнического, бизнес-туризма, социального, включая спортивный и детско-юношеский туризм;
развитие экскурсионной деятельности, введение дисконтной карточки "Гость Алматы", создание в городе экскурсионного бюро, профессиональных служб сопровождения;
мониторинг и координацию деятельности туристских организаций, оказание поддержки развитию малого предпринимательства путем контроля за применением нормативных актов, направленных на защиту предпринимателей, занятых в сфере туризма;
проведение маркетинговых исследований для определения ниши города на внутреннем и международном рынках туристских услуг;
внедрение системы учета
реальных доходов и расходов туристского
рынка для обеспечения
создание условий для активизации инвестиционной деятельности в сферу туризма и отдыха;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров.
Сфера туристских услуг охватывает практически весь спектр бытовых и коммунальных служб города, растущую сеть гостиниц и ресторанов, учреждений отдыха и развлечения. Развитие туризма будет напрямую зависеть от эффективности функционирования и качества услуг в указанных отраслях и в то же время позволит оплачивать затраты, а в случае роста потока туристов - стимулировать формирование гостинично-туристского комплекса путем увеличения доходов от туризма.
В условиях г. Алматы развитие туризма – практически единственная возможность дать существенный импульс развитию всех сфер города без значительных капитальных вложений и ущерба для сложной экологической ситуации. Во многих странах мира, туризм является наиболее приемлемым направлением устойчивого экономического развития. Принципы устойчивого развития, положенные в основу всех современных туристских программ, требуют сочетать деятельность по формированию туристских комплексов с мероприятиями по охране природной среды, культурного и исторического наследия региона, без которых немыслимо само существование туризма.
Сделав ставку на устойчивое развитие в южной столице туризма, Акимат г. Алматы считает, что принимаемый комплекс мер позволит обеспечить для этого необходимые условия.
3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА г Алматы
Анализ официальных
Доходы от туризма в г. Алматы (от реализации работ, услуг) в 2003 году составили 2,7 млрд. тенге, расходы на оплату труда работников – 337667,7 млн. тенге, перечисления в бюджет – 309416,0 млн. тенге.
3.1. Туристские потоки
Тенденция развития внутреннего туризма в г. Алматы с 1999 по 2003 годы имела нестабильный характер. Если в 1999 году во внутреннем туризме было обслужено 3648 человек, в 2000 году – 8650 чел., в 2001 году – 7990 чел., в 2002 году - 14463 чел., а в 2003 году – 16260. При всех изменениях социально-экономического положения в республике, отражавшихся на резких колебаниях общего туристского потока, показатель внутреннего туризма возрос в 4 раза.
Стоимость путевок за 2003 год составила 1078147,0 тыс. тенге., что на 160547 тыс. тенге, больше, чем в 2002 году. Объем визовых услуг 17599,4 тыс. тенге, экскурсионных услуг 20124,3 тыс. тенге, услуг по бронированию 754392,5.
Наряду с внутренним, въездной туризм является наиболее перспективным и главным источником дохода от туристской деятельности турпредприятий города.
Из общего числа туристов, посетивших наш город - 41705, почти половину составили туристы из Германии – 20647 человек (49,5 %), из Китая прибыло 3247 человек (7,8 %), США – 2696 человек (6,5 %), Израиля – 750 (1,8 %), Литвы – 819 (1,9 %), Турции – 972 (2,3 %), Великобритании – 1728 чел (4,1%), Италии - 906 (2,2%), России – 852 человека (2, % ).
Из 41705 иностранцев, побывавших в 2003 году в Алматы целью 92 % туристов было посещение Алматы.
Анализ въездного потока туристов по целям пребывания показал, что 90% нерезидентов пребывает в Алматы с деловыми и профессиональными целями.
Число туристов-нерезидентов, прибывших в г. Алматы воздушным транспортом в 2003 году составило 39274 чел. (95,7% к республиканскому показателю), железнодорожными – 1718 чел. (5,2%), междугородними автобусами – 96 чел. (3,8%), прочими сухопутными средствами – 617 чел. (15,7%).
Анализ показывает, что за последние годы заметно расширилась география въездного туризма, число туристов из дальнего зарубежья с 2000 по 2003 год увеличилось с 20759 до 40078 чел. или на 193 %. В то же время доля туристов из стран СНГ снизилась с 1653 чел. в 2000 году до 1627 человек в 2003 году, практически не значительно.
Выездной туризм
Из 94692 туристов, выезжавших в 2003 году за пределы Казахстана, 42240 чел, т.е. почти половина – алматинцы.
Основным источником доходов алматинских туристских фирм является выездной туризм, доля его в общем объеме доходов от этого вида деятельности составила 1469280,2 тыс. тенге, 79,7 %, в том числе за счет вывоза в страны дальнего зарубежья – 1258654,1 тыс тегне или 85,7 %.
Целью значительной массы алматинцев, выезжавших за рубеж (57 %), являлись досуг, рекреация и отдых, около 8,4 % - навещали родственников и друзей, 6,1% составили деловые и профессиональные поездки, 23,9% преследовали коммерческие цели.
Число выезжавших за границу из г. Алматы по туристским путевкам в последние годы заметно изменялось. Если в 1999 году было отправлено за рубеж 64162 туриста, в 2000 году – 40977, в 2001 году – 8955, в 2002 году – 37464, в 2003 году – 42240. По сравнению с 1999 годом поток туристов ниже почти на 35%. Одна из причин снижения этих объемов связана с сокращением числа услуг по организации шоп-туризма.
Наибольшей популярностью, как средство передвижения, среди туристов пользуется воздушный транспорт, им перевезено 96,7 % туристов-нерезидентов и 70,2 % - резидентов, железнодорожный транспорт не популярен даже во внутреннем туризме.
В 2003 году наиболее посещаемыми алматинцами странами стали: Германия – ее посетило 5668 человек (15,2 % от общего числа туристов-резидентов), Китай – 10841 человек (29%), Турция – 7194 человек (19,3 %), Объединенные Арабские Эмираты – 2687 человек (7,2 %), Таиланд – 1424 человек (3,8 %), Франция – 1054 человек (2,8 %), Литва – 1329 человек (3,6 %). В 2002 году, в части посещаемости, лидировали эти же страны.
Из государств дальнего зарубежья наибольшей популярностью среди жителей г. Алматы пользуются Китай, Турция, Германия, ОАЭ, Таиланд.
Количество дней пребывания казахстанских туристов в странах СНГ в среднем составляет 6 дней, в странах дальнего зарубежья – 7 дней. При этом целями выезда являются деловые и профессиональные цели (73,2 %), досуг и отдых (16,5 %).
Наибольший доход от деятельности туристских организаций
г. Алматы в 2003 г получен по линии выездного туризма – 1469280,2 тыс тенге или 79,8 %, въездной туризм принес 166747,1 тыс тенге или 9,5 % дохода, внутренний туризм – 205812,6 тыс.тенге или 1,17 %.
В 2003 году в доход страны от туристской деятельности предприятий частной формы собственности поступило 1797962,9 млн. тенге или 97,6 % общей суммы дохода от туризма.
3.2. Туристские организации г. Алматы
На 1 января 2004 года в Казахстане действовало 713 туристских фирм и агентств, основными видом деятельности которых является туризм, из них в г. Алматы перед органами статистики отчитались 494 туристских фирм и агентств. Их удельный вес составил 69,3 % от числа всех фирм, осуществляющих туристскую деятельность в Казахстане.
На туристском рынке г. Алматы осуществляют деятельность туристские организации и с иностранным участием, филиалы иностранных компаний.
Туристские организации г. Алматы сотрудничают с 80-ю странами мира, развивают все виды, начиная с культурно-познавательного, этнического, экологического, оздоровительного, спортивного, охотничьего, заканчивая паломническим и другими видами туризма.
Вместе с тем, в г. Алматы недостаточно уделяется внимания развитию социального туризма, в том числе для групп лиц с ограниченными доходами и возможностями (инвалидов), пенсионеров, детско-юношеского, спортивного, являющихся основой реализации прав казахстанцев на отдых и одним из главных факторов развития рынка социальных услуг.
До сих пор не достаточно четко регламентированы взаимоотношения субъектов туристской деятельности, в которые они вступают по поводу предоставления и потребления гостинично-туристских услуг. Поэтому необходимо определить правовые взаимоотношения клиента и предприятий гостинично-туристского комплекса, конкретизировать требования к содержанию договоров, заключаемых между турагентствами, гостиницами и клиентами, регламентировать содержание договоров, заключаемых организаторами туристской деятельности между собой. Важно, чтобы эти положения опирались на существующие законодательные нормы, закрепленные в законах Республики Казахстан "О защите прав потребителей", "О туристской деятельности в Республике Казахстан",