Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:17, реферат
Программа развития туризма в г. Алматы разработана факультетом туризма университета "Туран" по поручению Департамента туризма Акимата г. Алматы и содержит наиболее актуальные предложения по формированию системы организационно-управленческих мер позволяющих в динамично изменяющихся социально-экономических условиях управлять развитием туристской индустрии г. Алматы, определенной в качестве приоритетной отрасли экономики в стратегии "Казахстан 2030".
- формирование привлекательного имиджа г. Алматы как центра международного туризма;
- обеспечение реализации основных конституционных прав жителей южной столицы и ее гостей - на отдых, свободное передвижение и удовлетворение разнообразных культурных, духовных, познавательных и прочих потребностей личности, связанных с путешествиями.
В решении генеральной цели стратегического плана развития г. Алматы – повышения качества жизни всех слоев населения – туризму отведена серьезная роль, поскольку в городской экономике он должен занять приоритетное направление. Поэтому настоящая Программа направлена на:
- содействие росту занятости, созданию рабочих мест в городском секторе туризма и смежных с ним секторах;
- стимулирование притока иностранной валюты и обеспечение роста капиталовложений в местную экономику;
- стимулирование модернизации городской инфраструктуры и сферы услуг: гостиниц, ресторанов, предприятий общественного питания, транспортных организаций, средств связи и т.д.;
- создание рекреационных объектов, которыми могут пользоваться не только туристы, но и местные жители;
- создание условий для более глубокого взаимопонимания и тесных контактов между людьми;
- обеспечение развития туризма как одной из форм воспитательной работы с подрастающим поколением, что особенно важно для гармоничного развития личности и формирования патриотизма;
- развитие понятийной базы гостинично-туристского комплекса Алматы и нормативно-правовой основы базы его развития;
- получение городом от развития туризма экономического результата, адекватного туристским возможностям южной столицы;
- создание условий для ликвидации дефицита платежного баланса по статье «туризм» на основе разработанного комплекса мер по поддержке национального экспорта, включающих признание туристских услуг экспортными услугами и обеспечение мер по возврату средств, вкладываемых жителями Алматы в туристский сектор других регионов и стран.
Реализация Программы развития туристской отрасли в южной столице позволит снизить социальную напряженность и повысить уровень жизни населения Алматы.
4.2. Основные задачи Программы
В соответствии поставленными целями задачами Программы являются:
· усиление роли Акимата г. Алматы в формировании положительного туристского имиджа города и региона;
· приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма как экономической, кадровой и социальной основы развития инфраструктуры и сферы услуг города и региона;
· организация качественной подготовки и повышения квалификации кадров для туризма в средних и высших учебных заведениях города в соответствии с требованиями госстандартов и стандартов ВТО по сложившимся направлениям специализаций учебных заведений;
· превращение туризма в г.Алматы в доходную отрасль экономики путем создания экономических и правовых условий для развития туризма;
· маркетинговые исследования и мониторинг рынка туристских услуг и ресурсного потенциала города и прилегающих территорий;
· инвентаризация, сохранение, реконструкция и обустройство природных, археологических и историко-культурных объектов и ресурсов туризма и отдыха г. Алматы и окрестностей как содержательной основы развития туризма;
· обеспечение мер для развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и сервиса;
· активизация рекламно-информационной деятельности на основе использования новейших технологий;
· формирование конкурентоспособной отрасли, удовлетворяющей спрос отечественных и зарубежных потребителей туристских услуг;
· разработка комплекса мер по созданию новых и поддержке существующих предприятий выпускающих сувенирную продукцию и туристское снаряжение для увеличения занятости местного населения;
· создание благоприятных условий для инвестиций, кредитования и иных форм поддержки на местном уровне проектов развития гостинично-туристского комплекса и инфраструктуры г. Алматы и пригородной зоны.
· поддержка развития социального, детско-юношеского (школьного), спортивного и самодеятельного туризма.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1. Усиление роли Акимата г. Алматы в превращении туризма в доходную отрасль экономики и формировании положительного имиджа города как центра международного туризма
В этом направлении необходимо активнее принимать участие в решении следующих вопросов:
- включение в план социально-экономического развития города Алматы разделов по формированию современного гостинично-туристского комплекса южной столицы;
- совершенствование нормативно-правовой базы предприниматель-ской деятельности в сфере туризма;
- сотрудничество г. Алматы в области туризма с зарубежными странами и городами-побратимами;
- повышение качества туристских услуг путем совершенствования системы стандартизации и сертификации в сфере услуг;
- улучшение системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
- создание благоприятных
условий для инвестирования и
кредитования объектов
- обеспечение безопасности в туризме путем создания подразделения туристской полиции в городе, а за пределами - путем объединения государственных, коммерческих и общественных туристских организаций осуществляющих организацию и контроль прохождения туристских маршрутов;
- развитие детско-юношеский
туризм путем восстановления
городской и районных станций
школьного туризма, туристско-
- восстановление туристских баз и альпинистских лагерей в окрестностях г. Алматы;
- создание информационно-издательского центра "Турист Алматы";
- развитие социального туризма на уровне городского и районных органов власти, в первую очередь охватывающего семейный туризм, туризм среди трудных подростков, а также для людей с ограниченными жизненными возможностями;
- создание городского
общественно-государственного
- подготовка и повышение
квалификации специалистов с
высшим образованием для
- подготовка технико-
- создание городского музея туризма и альпинизма;
- организация ярмарок инвестиционных проектов в сфере туризма и отдыха для определения приоритетных направлений финансирования из различных источников;
- обеспечение координации
деятельности в сфере туризма
между заинтересованными
5.2. Продвижение Алматы на мировой рынок культурных и туристских услуг
Наличие огромного культурно-
- создание устойчивого образа уникальности Алматы, формирование через рекламно-информационную деятельность ее имиджа как центра туристской привлекательности и доведения его через каналы распространения до потенциальных рынков как внутри страны, так и за рубежом.
В этих целях необходимо формирование единой городской системы рекламно-информационной деятельности, включающей:
- создание координационного
Совета по рекламно-
- подготовку и распространение брошюр, плакатов и других печатных материалов;
создание аудиовизуальных демонстративных материалов (слайды, фильмы, видеокассеты);
публикации на туристскую тематику в газетах и журналах, рассчитанных на массового потребителя;
рекламу на радио и телевидении;
организацию рекламных поездок по Алматы и ее окрестностям для туроператоров и турагентств, журналистов и фотографов, занимающимися вопросами туризма;
подготовку и издание туристских карт, путеводителей и книг с общей информацией о городе и прилегающих районов;
развитие выставочной деятельности;
активное участие города во всех ежегодных международных и внутренних выставках в качестве экспонента со своей собственной экспозицией и рекламно-информационным материалом на всех современных носителях;
превращение культурных и спортивных событий, происходящих в городе и в окрестностях в туристский продукт для широких слоев населения внутри республики и за рубежом;
оказание содействия предприятиям туризма Алматы в продвижении их продукта на внутреннем и внешнем туристских рынках.
5.3. Маркетинговые
исследования и мониторинг
туристских услуг
Важнейшим условием развития туризма, является рынок туристских услуг.
Туристский рынок Алматы имеет три основных составляющих: территория, на которой происходит купля-продажа туристских услуг; спрос на определенный продукт и услугу; механизм движения благ и услуг на всех уровнях. Для его функционирования важно не только определять клиентуру туристского рынка города, но и совершенствовать рыночную систему экономических отношений в сфере туризма на основе изучения субъектов рынка (домохозяйство, хозяйствующие субъекты, учреждения и ведомства, регулирующие производство, распределение и потребление турпродукта).
Планирование и управление рынком туристских услуг крупнейшей агломерации Казахстана должно опираться на результаты изучения современного состояния ресурсного потенциала, соотношения спроса, предложений и цен на существующие услуги. В связи с этим программа предусматривает:
- проведение обследования
всех элементов туристского
- оценку существующих
туристских
- определение уровня туристского спроса и пропускного потенциала города;
- оценку обеспечивающей инфраструктуры для туризма;
- выявление целевых туристских сегментов рынка для Алматы;
- сопоставление туристских достопримечательностей города с потенциальными сегментами рынка;
- анализ аккумулирования и эффективности использования общественных, городских, районных средств и средств туристских компаний, туристских и гостиничных ассоциаций для проведения маркетинговых исследований и осуществления рекламно-информационной деятельности по продвижению Алматы на казахстанский и мировой рынок туристских услуг в качестве единого комплексного туристского продукта.
Для эффективного управления
туристскими ресурсами
- определение туристского рынка и полная характеристика туристских ресурсов Алматы и связанных с ним туристских ресурсов Семиречья, порядка их использования и охраны;
- определение специализации туристских предприятий;
- экономическая обоснованность
субъектов рынка туристских
- экономическая система
взаимодействия четырех
- установление цикличности туристского рынка;
- прогноз экономической эффективности каждого вида деятельности туристских предприятий Алматы;
- уточнение предмета
а) объем структура и динамика производства и потребления туристского продукта и его заменителей;
б) уровень запасов (резервов), т.е. оценка возможностей турфирм по увеличению охвата потребителей (туристов), расширению географии маршрутов, номенклатуры услуг, вариантов программ обслуживания, специализация и дифференциации обслуживания туристов;
в) движение цен; г) участники рынка; д) характер деятельности в структуре туристского рынка;
- определение условий
использования в туристской
При этом в компетенцию
Программы не входит решение вопросов
собственности и изменение
Важнейшей составной частью рынка туристских услуг является гостинично-туристский комплекс (ГТК) г. Алматы. Его структура тесно связана с основными видами туристской деятельности, развивающимися в Алматы, которые определяют специфику и насыщенность объектами туристской инфраструктуры основных туристских зон южной столицы. Так, например, развитие семейного туризма влечет за собой необходимость решать проблему отдыха и развлечений для жителей и гостей города.
5.4. Развитие инфраструктуры туризма
Мировой опыт развития центров туризма свидетельствует о том, что определяющую роль в успешном формировании потока туристов играет развитая инфраструктура. Уникальный архитектурный облик города и пригородной зоны нуждается в сохранении и совершенствовании за счет развития инфраструктуры туризма. Это прежде всего строительство отелей различного уровня сервиса и цен, социально-культурных и спортивно-зрелищных объектов, зон отдыха в наиболее красивых районах города и в пригороде, восстановление озеленения города, улучшение коммуникационных возможностей всех видов связи и транспортной доступности ко всем объектам.