Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 09:17, реферат
Программа развития туризма в г. Алматы разработана факультетом туризма университета "Туран" по поручению Департамента туризма Акимата г. Алматы и содержит наиболее актуальные предложения по формированию системы организационно-управленческих мер позволяющих в динамично изменяющихся социально-экономических условиях управлять развитием туристской индустрии г. Алматы, определенной в качестве приоритетной отрасли экономики в стратегии "Казахстан 2030".
«Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента», "О рекламе", иных законах и нормативно-правовых актах.
Сформулированные в общем виде, они могут и должны быть затем конкретизированы и дополнены в подзаконных актах, издаваемых органом исполнительной власти в пределах своей компетенции.
3.3. Общественные организации в туризме
В международном, внутреннем и спортивном туризме г. Алматы активно участвуют многие общественные организации в туризме: Казахстанская туристская Ассоциация, Международная общественная Академия туризма, Ассоциация туристских и гостиничных организаций, Казахстанский горный клуб, республиканская и областная федерации спортивного туризма и туристского многоборья, туристские клубы "Авиатор", ГККП Детско-юношеский клуб физической подготовки по туризму № 10 "Романтик" и другие городские общественные организации в сфере туризма и гостиничного бизнеса.
Правила образования, условия функционирования этих организаций определены Законом Республики Казахстан "Об общественных объединениях". Поэтому Программа развития туризма г. Алматы на 2004-2010 г.г. отводит важное место этим организациям в структуре туристской отрасли города, считая необходимым оказание им должной поддержки. В этом направлении программой необходимо предусмотреть :
создание ассоциаций, союзов и иных форм организации, обеспечивающих координацию и идеологию развития спортивного туризма на уровне районов и города;
разработать правовую базу смешанного соучредительства для сферы социального и спортивного туризма (клубная система, городские центры подготовки кадров, научные центры и т.п.);
создание общественных объединений по развитию детско-юношеского и спортивного туризма.
3.4. Инфраструктура туризма
Гостиничная инфраструктура. По состоянию на 1 января 2004 года в Алматы функционировало 36 гостиниц, из них – 29 частных, 4 – государственных, 3 – принадлежат иностранцам (находятся в собственности других государств). Количество алматинских гостиниц в общем их количестве в целом по Казахстану составило 16,0 %. Доля номеров в алматинских гостиницах – 30,6 % от общего количества гостиничных номеров в республике.
Наибольшим количеством номеров (63,2 %) располагают частные гостиницы, единовременная вместимость в них также больше (60,3 %). Из общего числа предоставленных койко-суток 66,4 % обеспечивают частные гостиницы. Иностранные туристы прибегают к их услугам чаще, чем к услугам государственных и иностранных гостиниц.
Несколько иначе обстоят
дела, если рассмотреть деятельность
гостиниц по их размерности. Так, имея
меньшее количество номеров и
койко-мест в них (37,1 и 32,1 % в общем
количестве), крупные гостиницы
Единовременная вместимость (койко-мест) в целом по г. Алматы составила 5529 мест, число всех номеров – 3010. В 2002 году предоставлено по г. Алматы – 510546 койко-суток, из них нерезидентам – 242519.
Общая численность работающих в гостиницах по г. Алматы составляет – 2968 чел.
За 2002 год в гостиницах проживало 203,3 тыс. человек, в том числе: 95,2 тыс. человек – нерезиденты, 108,1 – резиденты, занимающиеся внутренним туризмом. Большая часть нерезидентов (94 %), и резидентов (74,9 %) прибыли в город по служебной необходимости, с частным визитом- 21,4 % резидентов и 2,5 % нерезидентов, целью почти всех остальных, проживающих в гостиницах, был туризм.
Гостиницы классифицируются следующим образом:
- 5-ти звездные – 2 ("Анкара", "Хаят Редженси");
- 4-х звездные – 2 ("Астана", "Айсер");
3-х звездные – 6 ("Медео", "Достык", "Алатау", "Казахстан", "Отрар", "Премьер Медео Интернейшнл"). Остальные гостиницы города имеют различные классификации уровня предоставляемых услуг.
Две алматинских гостиницы ("Анкара", "Хаят Редженси") входят в международные гостиничные цепи, что говорит о высоком уровне комфорта и международных стандартах обслуживания. К сожалению не все алматинские гостиницы соответствуют этим стандартам.
Проблема повышения качества обслуживания в гостинично-туристском комплексе г Алматы приобретает особую значимость в связи с резким сокращением клиентской базы. Перенос столицы и резкое сокращением командированных во все министерства и ведомства республики, экономический кризис и падение жизненного уровня населения вызвали падение туристского потока в южную столицу в 2002 году на 33% по сравнению с 1999 годом. Борьба за клиента должна стимулировать руководство гостиниц повышать уровень оказываемых услуг.
Несмотря на вышеуказанные проблемы, гостинично-туристский комплекс Алматы остается высокодоходным и стабильным сегментом рынка. Доходы от эксплуатации гостиниц в 2002 году по г. Алматы составили 5,6 млрд. тенге, что составляет половину объема доходов Казахстана от эксплуатации гостиниц.
В 2003 году сумма доходов от эксплуатации гостиниц и других мест проживания выросли относительно 2002г. на 30%; наибольший доход дали гостиницы с ресторанами -30,9%, наименьший - молодежные общежития и горные турбазы – 13,3%. Помимо доходов от эксплуатации, гостиницы имеют доходы от дополнительных услуг.
Туристская инфраструктура
Число организаций г. Алматы, оказывающих различные услуги для туристской отрасли ежегодно растет. В 2003 году для организации досуга туристы пользовались услугами 13 музеев,10 театров, 10 кинотеатров, 2 –х эстрадных театров, 1 заповедник и 2 национальных природных парка в непосредственной близости о т города, 7 парков отдыха и 12 санаторно-курортных учреждений. Для любителей азартного отдыха в городе работают 45 игорных заведений (казино, бильярдные).
В специализированных средствах размещения – санаториях, пансионатах, санаториях-профилакториях в 2002 году осуществлено лечение 6619 чел. (5%) и отдохнуло 973 чел. (2,9 %).
Наличие надежной связи для обеспечения информационных потоков является еще одним условием комфортности и безопасности отдыха. Алматы имеет развитую систему сотовой и международной связи. При подключении к линиям волоконно-оптической связи надежность, скорость и качество услуг значительно возрастет.
Поскольку главным транспортным средством передвижения по городу и пригородам является автомобиль, то большое значение имеет развитая сеть заправочных станций - 195 и станций технического обслуживания – 107.
Практически во всех частях города имеются пункты обмена валют, особенно в местах отдыха и торговли.
В Государственной программе Республики Казахстан "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма" предусмотрено возрождение исторических центров шелкового пути и сохранение материальных памятников культурного наследия.
3.5. Международные связи г. Алматы в сфере туризма
Выгодное географическое и административно-политическое положение г. Алматы дает дополнительные возможности для увеличения потока иностранных туристов в южную столицу и развития индустрии туризма в целом. Большое значение для реализации потенциальных возможностей по созданию конкурентоспособной и рентабельной индустрии гостеприимства имеют хорошо налаженные международные связи г. Алматы. В этом направлении Департаментом туризма реализован ряд мер, в частности:
по приграничному
оказано содействие турфирмам по разработке и внедрению новых туристских маршрутов;
распространяется через посольства зарубежных стран в Казахстане и представительства Республики Казахстан за рубежом, на международных туристских ярмарках и выставках рекламная продукция.
Кроме того, особое место в развитии международного туризма южной столицы должна занимать дальнейшая реализация трансконтинентального международного проекта ВТО, ЮНЕСКО и ООН «Шелковый путь».
Туроператор «Туран-Азия»
совместно с ЗАО «Казахстан Темир
Жолы» организовал железнодорожные маршруты
«Поезда Дружбы по Шелковому пути». В 2002
году первый международный туристский
поезд отправился по маршруту: Алматы-Тараз-Шымкент-Ташкент-
Планируется осуществить
второй этап по маршруту: Алматы-Тараз-Шымкент-Ташкент-
Организован железнодорожный маршрут «Шелковый путь в Казахстане» в туристских поездах: Астана – Алматы -_Тараз_- Туркестан – Кзыл-Орда-Байконур – Аральск – Шымкент – Алматы – Восточный Казахстан с экскурсиями во всех пунктах маршрута.
Туроператором «Туран-Азия» совместно с ЗАО «Казахстан Темир Жолы» ведется разработка проекта по организации международного железнодорожного сообщения по маршруту: Алматы -Урумчи – Турфан - Дунхуань.
3.6. Экологический туризм
За последние годы во всех
странах мира наиболее стабильно
развивается экологический
Признавая возрастающую роль экологического туризма в г. Алматы в октябре 2001 года был успешно проведен семинар ВТО «Экотуризм – инструмент устойчивого развития в 21 веке для переходных экономик стран СНГ, Китая и Монголии». В семинаре приняли участие ведущие туроператоры Алматы и Алматинской области, специализирующиеся в экотурах, ученые и преподаватели ВУЗов, готовящих менеджеров туризма, работники охраняемых территорий.
Бурное развитие экологического туризма в пригороде г. Алматы оказывает существенное влияние на состояние природных объектов в результате их большой популярности и посещаемости. Развитие экотуризма в пригороде сдерживается несовершенством законодательно-нормативной базы использования заповедников в Казахстане, запрещающей на территории заповедников все виды деятельности кроме научных исследований.
Противоречивые интересы охраняемых территорий и потребностей развития экотуризма Алматинской агломерации должны быть решены с учетом мирового опыта защиты природы от неконтролируемых потоков туристов путем организации экологических троп и маршрутов, строгого соблюдения правил природоохранного поведения туристов.
Экологический туризм рассматривается
в большинстве стран как фактор
устойчивого развития слабо - освоенных
территорий с минимальными вложениями
и сохранением местных
3.7. Инвестиции в туризм
Современное состояние гостинично-
Существующие проекты освоение северного склона Заилийского Алатау в окрестностях города путем развития системы подвесных дорог и сети горных отелей, горнолыжных баз и турбаз предполагают очень крупные инвестиции и в настоящее время находятся в стадии поиска инвесторов.
В развитии инфраструктуры туризма и отдыха заинтересованы только предприятия, занимающиеся внутренним и въездным туризмом. Их деятельность основана на использовании существующих объектов инфрастуктуры и транспорта. Собственные вложения в развитие этой сферы весьма незначительны. Здесь можно отметить турфирму «Жибек-Жолы», являющуюся участником и практически основным исполнителем госпрограммы по Шелковому Пути.
Большинство турфирм города не принимают активного участия в подготовке инвестиционных предложений поскольку существующий механизм оформления необходимой документации для получения средств из госпрограмм или иных инвестиций очень затратный и не гарантирует возмещения потерь, а тем более получения средств.
Внутренние республиканские инвесторы только начинают вкладывать средства в развитие гостинично-туристской инфраструктуры, в основном в восстановление санаторно-курортного комплекса и строительство спортивных объектов.
Так в «Приоритетных туристских инвестиционных проектах Казахстана» на 2003 год были представлены предложения по 7 проектам, из них только 3 непосредственно по туристской инфраструктуре, остальные спорт, лечение, отдых. Из них по окрестностям Алматы 3 проекта: горнолыжная база «Чимбулак»,
туристско-этнографический комплекс «Тальхиз» и горнолыжная база «Тургень». Это все давно известные еще с советского периода проекты, входившие даже в государственные программы развития туризма. Например, туристско-этнографический комплекс «Тальхиз» и горнолыжная база «Тургень».
Слабая инвестиционная привлекательность сферы туризма и отдыха в г. Алматы и окрестностях объясняется в целом неблагоприятным инвестиционным имиджем республики из-за бюрократических сложностей оформления документации, значительных финансовых рисков инвесторов, жесткого налогового, финансового и валютного контроля.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
4.1. Основные цели Программы
Главной целью Программы является создание механизмов регулирования туризмом в динамично меняющихся социально-экономических условиях для успешного развития туризма в г. Алматы и формирования положительного имиджа города как центра международного туризма в Казахстане в соответствии со статусом города республиканского значения.
Программа развития туризма г. Алматы на 2004-2010 годы определяет основные направления практической деятельности Акимата и Департамента туризма г. Алматы в этой области, нацеленной на: