Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:50, дипломная работа
Целью данного исследования является разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по формированию и развитию анимационного сервиса в сфере ресторанного бизнеса.
Учитывая современное состояние разработанности проблемы, для достижения сформированной цели были поставлены и решены следующие задачи:
с позиций системного подхода выявить специфику ресторанного бизнеса;
обосновать анимационный сервис как ключевой фактор повышения конкурентоспособности в сфере ресторанного бизнеса;
исследовать и дополнить методику оценки эффективности формирования анимационного сервиса в сфере ресторанного бизнеса;
предложить технологию процесса анимационного сервиса в сфере ресторанного бизнеса.
Введение 3
1. Теоретические основы развития ресторанного бизнеса 7
1.1 Исторический аспект возникновения и формирования предприятий питания в России 7
1.2. Современное определение услуг предприятий питания 13
1.3 Состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий питания 18
2. Анимационный сервис как фактор повышения конкурентоспособности в сфере ресторанного бизнеса 28
2.1 Ресторанный бизнес в Екатеринбурге 28
2.2 Анализ развития ресторанного бизнеса в г. Екатеринбург 34
2.3. Виды и особенности анимационного сервиса в гостиничной сфере 52
Список литературы 57
Предприятие может контролировать издержки, концентрируя усилия на нескольких ключевых группах товара, предназначенных для специальной группы потребителей, создавая высокую репутацию при обслуживании рынка, который может не удовлетворяться, не покрываться деятельностью конкурентов1. Выбор такой стратегии характерен для некоторых предприятий общественного питания, которые обслуживают контингент состоятельных граждан и иностранных туристов, приезжающих в Россию.
Более стабильной с точки зрения
стратегических успехов именно для
предприятий общественного
В этой связи, основной целью управления маркетингом в предприятии общественного питания является исследование маркетинговой стратегии аналогичных предприятий, являющейся основой формирования ассортимента блюд в меню, для разработки рекомендаций по финансово-экономической оптимизации ассортимента. Для этого, на наш взгляд, необходимо рассмотреть некоторые факторы, в определенной степени влияющие на изменения ассортимента.
В последние годы количество предприятий
общественного питания
Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора блюд в меню с учетом различий в потребностях потребителей. Оптимизация номенклатуры блюд, одновременно представленных в меню, но различающихся по степени новизны и цены, позволяет гарантировать предприятию относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей.
В условиях современного рынка общественного питания основными критериями формирования его ассортимента являются спрос потребителей и предложение на рынке продуктов, специй и напитков. Анализируя предложения, особое внимание руководство предприятия общественного питания должно обращать на следующее: сертификат качества, цену продуктов, результат анализа товароведа и санэпидемстанции, условия поставки, порядок расчета с фирмой-поставщиком.
Как показал опрос руководителей нескольких предприятий общественного питания в Свердловской области, руководители заинтересованы в получении данных, позволяющих грамотно формировать ассортиментную политику предприятия и состав меню. Следует также отметить, что все респонденты посчитали необходимым иметь обоснованную информацию об оптимальном ассортименте по каждой группе блюд, обеспечивающем максимальный доход.
Также исследования показали, что в среднем в обычном предприятии общественного питания в меню представлены 80–100 блюд. В большинстве случаев имеются холодные и горячие закуски, первые блюда, вторые блюда, алкогольные и безалкогольные напитки и десертные блюда. Причем количественный состав блюд в зависимости от группы значительно колеблется (рис. 1).
Рис. 1. Удельный вес группы блюд в меню в среднем по предприятиям общественного питания
Из групп, которые не заказываются, чаще всего названы:
Зачастую в самом меню отсутствуют первые блюда и десерты.
Причинами отсутствия, ограничения изготовления и невключения этих блюд в меню является их низкая рентабельность, большой объем трудозатрат на изготовление, низкий уровень спроса, деятельность специализированных учреждений общественного питания, осуществляющих доставку, например, обедов в офисы и на дом. Ограничения закупок алкогольных напитков связаны с особенностями работы с ними, в некоторых случаях – с ужесточением контроля со стороны фискальных органов за реализацией этих пунктов меню.
Политика формирования товарно-продуктовых запасов была изучена нами по критериям, приведенным в табл. 1.
Таблица 1. Приоритетные направления в формировании ассортимента продукции на предприятиях общественного питания
№ п/п |
Тенденции формирования ассортимента |
% опрошенных |
1 |
Увеличение ассортимента по всем группам блюд |
35 % |
2 |
Увеличение ассортимента отдельных групп блюд |
11 % |
3 |
Сохранение ассортимента на прежнем уровне |
2 % |
4 |
Формирование ассортимента в зависимости от спроса и предложения |
37 % |
5 |
Отсутствие тенденции |
15 % |
Как свидетельствуют приведенные
данные, большинство предприятий
общественного питания
При продвижении на рынок своей торговой марки зарубежные фирмы проводят рекламную кампанию среди населения, посетителей, например, путем создания диверсифицированных сетей питания. Реклама является основным средством приближения нового предприятия к потребителю. Дешевые блюда, включаемые в комплексные обеды, и безалкогольные напитки, как правило, рекламируются не только в меню, но и посредством уличной рекламы. Однако во многих ресторанах существует ряд эксклюзивных блюд, подаваемых постоянным клиентам или при специальном заказе. Большинство предприятий среднего уровня проводят различные рекламные мероприятия, например, дегустации новых блюд с приглашением специалистов. На вопрос анкеты, как часто предприятие общественного питания вводит в меню новые блюда, были получены следующие ответы (рис. 2).
Рис. 2. Структура предприятий общественного питания по частоте изменения ассортимента
По данным рис. 2 можно заключить, что чаще всего ассортимент меняется в ресторанах, реже всего – в столовых. То есть, налицо тенденция отсутствия инвестиционных ресурсов, связанная с собственными финансовыми возможностями предприятий общественного питания.
Оптимистично выглядят данные об изменении структуры спроса в зависимости от рекламы новых блюд среди постоянных и случайных посетителей (рис. 3).
По данным рис. 3 можно заключить, что наибольшее соответствие предпочтений наблюдается у постоянных посетителей. Наряду с этим среди случайных посетителей наблюдается меньшая зависимость от рекламы и введения в ассортимент новых блюд. Однако, этот анализ не был бы полным, если бы не проводился валовый анализ структуры выручки в зависимости от типа клиентов предприятия общественного питания.
Рис. 3. Зависимость изменения предпочтений посетителей от рекламы
Структура доходов населения в Екатеринбурге повыше среднего уровня по России. Это обусловлено достаточно высоким удельным весом так называемого среднего класса, что определяет особенности маркетинговой стратегии предприятий общественного питания. Как показал анализ, поло – возрастной состав населения Екатеринбурга близок к развитым странам. Таким образом, потребности населения в предприятиях общественного питания соответствуют уровню европейских стран.
При опросе работников предприятий
общественного питания
Рис. 4. Разделение предприятий общественного питания по норме прибыли
В настоящее время цены в отдельных ресторанах несоизмеримы с доходами малоимущей части населения. При этом, цена является одной из важных составляющих маркетинга. Следует учитывать важность цен для различных сегментов рынка, поскольку не все потребители одинаково воспринимают их. Согласно теории маркетинга потребителей можно подразделить на четыре категории в зависимости от ориентации их покупок:
На формирование уровня цен оказывают
влияние многочисленные факторы, которые
следует учитывать при
Маркетинг предполагает ряд ценовых стратегий, которые определяют необходимость использования либо высоких, либо низких цен. Наиболее представительными ценовыми стратегиями являются: стратегия «снятия сливок», стратегия «прорыва», стратегия дифференцированных (льготных и дискриминационных) цен, стратегия единых и эластичных цен, стратегия ценового лидера, стратегия увязывания уровня цен со стадиями жизненного цикла товара, стратегия конкурентных цен, стратегия престижных цен и др.
По результатам опроса руководителей
предприятий общественного
Расширение ассортимента блюд и
услуг при оптимальном
В целом при разработке маркетинговой
стратегии предприятия
Таким образом, полученные данные позволили
установить существующие приоритеты в
формировании маркетинговой стратегии
предприятий общественного
К анимационному обслуживанию относятся
малые и крупные формы
Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.
Анимационный сервис может быть представлен следующими видами:
- анимационными мероприятиями
(праздники, кинофестивали,
- анимационными театральными
- анимационными экспозициями (музейное
шоу, костюмированные
- анимацией в тематических
Информация о работе Развитие ресторанного бизнеса в Екатеринбурге, анимационный сервис в ресторане