Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 15:21, курсовая работа
Удовлетворение потребностей и спроса на туризм предполагает наличие множества туристских услуг. Эти услуги могут быть полностью потребляемыми, например еда и напитки, например услуги размещения в отеле. В последнем случае требуются дополнительные услуги: кондиционеры, центральное отопление, телефон и т. п. Многое из того, в чем нуждается турист, образуется естественным путем, например солнечный свет, кислород и т. д. Эти элементы обычно характеризуют как свободные услуги, и они не являются предметом специального изучения и анализа для экономики туризма в целом. Для экономики туризма представляют интерес и материальные, и нематериальные туристские услуги. Иногда материальные услуги выступают в форме товара. Их главной характеристикой является то, что они не ограничены количественно.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Санаторно-курортный комплекс как отрасль экономики
и его роль в системе оказания услуг населению РФ . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Системный анализ изменения подходов к управлению
службой питания в санаторно-курортной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3. Организация питания в современной
санаторно-курортной отросли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
3.1 Особенности организации лечебного питания в санаториях . . . . . .26
3.2 Контроль и система заказа питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.3 Порядок оформления лечебного питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.4 Обслуживание больных и отдыхающих в обеденном зале . . . . . . . 36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Федеральное агентство по образованию
Филиал государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
Сочинский государственный университет
туризма и курортного дела
в г. Анапе
К у р с о в а я р а б о т а
по дисциплине:
«Курортное дело с основами курортологии»
на тему:
«Сравнительный анализ организации питания в современной санаторно-курортной отрасли».
гр. 09-ЗСТ-А
Журавлева Ю.В.
Проверил: Шариков Ю.Н.
Анапа-2010г.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Санаторно-курортный
и его роль в системе оказания услуг населению РФ . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Системный анализ изменения подходов к управлению
службой питания в санаторно-курортной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . .15
3. Организация питания в современной
санаторно-курортной отросли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
3.2 Контроль и система заказа питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.3 Порядок оформления лечебного питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
3.4 Обслуживание
больных и отдыхающих в
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Введение
Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Также туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь с добычей и переработкой нефти, с автомобилестроением.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Турим оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, общественное питание, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
Туризм - один из немногих устойчиво развивающихся
видов отечественного бизнеса. Интерес
предпринимателей к туризму объясняется
рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы
начать заниматься туристским бизнесом
не требуется больших инвестиций. Во-вторых,
на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют
крупные, средние и малые (с небольшим
количеством персонала) фирмы. При этом,
туристский бизнес позволяет быстро оборачивать
капитал.
Удовлетворение потребностей и спроса на туризм предполагает наличие множества туристских услуг. Эти услуги могут быть полностью потребляемыми, например еда и напитки, например услуги размещения в отеле. В последнем случае требуются дополнительные услуги: кондиционеры, центральное отопление, телефон и т. п. Многое из того, в чем нуждается турист, образуется естественным путем, например солнечный свет, кислород и т. д. Эти элементы обычно характеризуют как свободные услуги, и они не являются предметом специального изучения и анализа для экономики туризма в целом. Для экономики туризма представляют интерес и материальные, и нематериальные туристские услуги. Иногда материальные услуги выступают в форме товара. Их главной характеристикой является то, что они не ограничены количественно.
Услуга питания всегда предшествует развлекательно-познавательным мероприятиям и является немаловажной. В процессе развития человеческого общества на протяжении многих веков складывались гастрономические привычки, пристрастия и антипатии у разных народов мира. Создавались национальные кухни, являющиеся неотъемлемой частью отдыха гостей курортов. Сегодня у каждого курорта есть своя национальная кухня, которая характерна месторасположению, отличные от других национальных кухонь.
1. САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Большое значение санаторно-курортной системы в социально- экономической жизни общества объективно обуславливает необходимость более глубокого исследования методологических и теоретических аспектов механизма функционирования этой важной отрасли народного хозяйства.
Как и большинство других экономических структур, санаторно-курортные организации в настоящее время переживают период реформ, а существующие тенденции и противоречия подтверждают наличие определенных кризисных явлений в сфере курортного дела. Поэтому исследования современных тенденций развития курортной сферы являются крайне актуальными, а осознание и понимание сущности механизмов кризисных явлений будет способствовать эффективному поиску тактических и стратегических решений в сфере курортного бизнеса. Поскольку предоставление услуг питания является соподчиненным процессом в рамках комплекса санаторно-курортных услуг, на его организацию оказывают влияние все факторы, воздействующие на курортный бизнес в целом. Все это определяет необходимость рассмотрения места и роли санаторно-курортного комплекса в сфере оказания услуг населению.
Само понятие непроизводственной сферы все более приобретает «социальный оттенок». В последние годы получили распространение такие понятия, как «социальная сфера», «социальная инфраструктура», «социально-культурно-бытовая сфера» и т.п., подчеркивая тем самым социальную направленность этой сферы. В этом случае социальную сферу можно определить как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности
5
В такой трактовке непроизводственная сфера есть элемент, непосредственно связанный с человеком, а признаком, позволяющим выделить непроизводственную сферу в единый, самостоятельный комплекс, является ее
социальная направленность.
Однако и материальное
Обобщая представленные в литературе данные и собственное мнение, можно определить услугу как продукт труда, выступающий, прежде всего, в виде процесса достижения результата, а не только самого результата, характеризующийся наличием взаимодействия в этом процессе продавца и покупателя, обладающий такими специфическими свойствами, как неосязаемость, неотделимость от источника, изменчивость качества, несохраняемость.
Изложенные выше особенности сферы услуг полностью относятся к предмету нашего изучения - санаторно-курортным услугам, занимающим значительное место в системе оказания услуг населению Российской Федерации
При этом санаторно-курортные услуги имеют как общее для всей сферы услуг экономическое своеобразие, так и свои специфические черты.
Своеобразие санаторно-курортных услуг, связанное с их отнесением к сервисной сфере, характеризуется общими для этой сферы особенностями,
выделяющими ее из материального производства, а именно: неосязаемость,
изменчивость качества, неотделимость от источника производства, неспособность к хранению. Вместе с тем, санаторно-курортные услуги имеют и свои специфические черты, обусловленные историческим развитием курортной системы России и определяющие их место в системе сервиса.
В более узком понимании, которое является предметом нашего рассмотрения, санаторно-курортные услуги - это комплекс услуг размещения, питания, лечения, досуга, предоставляемых санаторно-курортными организациями, расположенными в курортных местностях, отдыхающим с целью удовлетворения их потребностей в санаторном лечении и курортном отдыхе. В таком понимании санаторно-курортные услуги составляют часть рекреационных услуг.
Под рекреационной услугой, в свою очередь, мы понимаем выгодное, т.е. производящееся за плату, полезное действие, выполняемое
специфическим образом организованным предприятием, направленное на удовлетворение потребностей человека в восстановлении утраченных сил путем кратковременного изменения места своего проживания с целью лечения, отдыха, развлечений, получения новых впечатлений и познавательной целью.
Такое понимание содержания рекреационных услуг обусловливает возможность отнесения их к сфере туризма. Правомерность такого объединения подтверждается принятой во всём мире терминологией, согласно которой под туризмом подразумевается «деятельность лица, путешествующего в место, находящееся вне его обычной среды на срок, не превышающий определённый период времени, и главной целью путешествия которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте» Мы придерживаемся мнения, что рекреация, реализуемая в рамках как туристской, так и курортной деятельности, является основным мотивом и одновременно важнейшей их функцией. Вообще наиболее распространенной точкой зрения в экономической литературе является трактовка рекреации как расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Рекреация необходима как с точки зрения индивидуума, так и с позиции государства, которое для своего развития должно позаботиться о воспроизводстве производительных сил общества. Из всех форм рекреационной деятельности восстановлением и укреплением здоровья занимается санаторно-курортная сфера, базирующаяся на использовании природных лечебных ресурсов: гидроминеральных и ландшафтно-климатических и др.
Поэтому рекреация всецело лежит внутри досуга, так как она представляет собой деятельность в течение дискреционного (свободного) времени, направленную на восстановление жизненных сил тела и ума. Часть этой рекреационной деятельности имеет место вне обычной среды обитания, и как результат, путешествие, оздоровление и отдых на курорте становятся важным компонентом, определяющим эту форму рекреации, относящуюся к туризму и курортному делу.
Многие параметры рекреации задает структура свободного времени в обществе, обусловленная ритмичностью жизнедеятельности. Увеличение свободного времени и совершенствование его структуры при прочих равных условиях создает возможности для более полного удовлетворения рекреационных потребностей по сравнению с другими потребностями. При этом потребность человека в рекреации, на наш взгляд, в настоящее время не только сохраняется, но и неуклонно возрастает. Уже сейчас глобальной проблемой становится «синдром хронического утомления» в результате нервного перенапряжения, постоянных стрессов, вызванных нарастающим темпом жизни, и, как результат, наступает истощение организма человека.
В России на современном этапе потребность в рекреации также очень высока. Но для оптимальной рекреации необходимо использовать эффективно свободное время. Для свободного же времени характерна высокая эластичность, которая проявляется в том, что досуг находится в сильной зависимости от других составных частей бюджета времени. Кризисные явления в экономике России привели не только к замедлению роста свободного времени, но даже к абсолютному его уменьшению у экономически активной части населения, что противоречит глобальной общеисторической тенденции. Это связано во многом с распространением сверхурочных работ, совместительства и т.п.
В связи с этим в литературе появилась новая экономическая категория - «смешанный тип» времени, охватывающая затраты времени на ведение приусадебного хозяйства, промыслы и т.д. Феномен смешанного типа времени наблюдается сейчас практически во всех странах Европы и Северной Америки.
Что же касается России, то такое направление рекреации также получает свое развитие. Особенностью России стало то, что в отличие от других стран, формирование «смешанного типа времени» больше реализуется через развитие дачного строительства с соответствующими формами рекреации, а не путем приобретения сельских домов. Популярность отдыха на дачах с приусадебными участками у городского населения связана с возможностью удовлетворения потребности в жилье и производстве дополнительных продуктов, что в современных условиях для россиянина имеет, по крайней мере, не менее важное значение, чем рекреационный компонент. Кроме того, приобретение дачи является вложением в недвижимость, что весьма важно в условиях достаточно высокой инфляции в России. Приобретение же загородной недвижимости для большинства россиян является экономически непосильной задачей.