Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:59, курсовая работа
Цель данной работы – изучить понятие товарооборота, методы его анализа и планирования в ресторанном хозяйстве, а также изучить понятие производственной программы, ее значение, показатели характеристики и методы расчета.
Задачи курсовой работы:
• изучить понятие, сущность, структуру и характеристику товарооборота на предприятии общественного питания;
• изучить значимость и методы анализа товарооборота предприятия ресторанного хозяйства;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….
1. ТОВАРООБОРОТ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ..………………………..
1.1. Продукция и товарооборот общественного питания, их со-став и характеристика …………....……………………..........………...
1.2. Производственная программа предприятия питания: понятие, значение, показатели характеристики и методы расчета……..
2. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ……………………….....
………………...
2.1. Анализ общего выполнения плана и динамики товарооборота в целом по предприятию …………………………………………
2.2. Анализ оборота по продукции собственного производства …..
2.3. Анализ оборота по покупным товарам …………………………
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИ¬ЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ………………………..
3.1. Планирование оптового оборота ………………...…………….
3.2. Планирование розничного товарооборота …………..………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО–ПЕДГОГИЧСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
по дисциплине: «экономика в гктх»
На тему:
«управление товарооборотом и производственной программой на предприятиях ресторанного хозяйства»
Выполнил:
студент 4-го курса
специальности
«Менеджмент организаций»
Симферополь 2010 г.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 3 | |
1. Товарооборот и Производственная программа предприятиЯ общественного питания ..……………………….. | 4 | |
1.1. | Продукция и товарооборот общественного питания, их состав и характеристика …………....……………………..........………. | 4 |
1.2. | Производственная программа предприятия питания: понятие, значение, показатели характеристики и методы расчета…….. | 9 |
2. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ………………………..... ………………... | 13 | |
2.1. | Анализ общего выполнения плана и динамики товарооборота в целом по предприятию ………………………………………… | 14 |
2.2. | Анализ оборота по продукции собственного производства ….. | 22 |
2.3. | Анализ оборота по покупным товарам ………………………… | 24 |
3. Планирование товарооборота и выпуска продукции предприятия общественного питания ……………………….. | 25 | |
3.1. | Планирование оптового оборота ………………...……………. | 27 |
3.2. | Планирование розничного товарооборота …………..………... | 27 |
Заключение…………………………………………………… | 37 | |
Список использованных источников………………………….. | 38 |
ВВЕДЕНИЕ
Уход общества от административно-командной системы и вступление в рыночные отношения коренным образом изменили условия функциони-рования предприятий. Предприятия должны проявлять инициативу, предприимчивость и бережливость, что приведет к повышению эффектив-ности хозяйствования. В противном случае они могут оказаться на грани банкротства. В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость, при которой субъект хозяйствования свободно маневрирует денежными ресурсами и эффективно их использует. Это способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции (товаров), минимизации издержек производства и обращения, высокой рентабельности.
Для принятия эффективных управленческих решений предприятие должно вести строгий учет результатов своей деятельности, а также систематически проводить анализ результатов своей хозяйственной деятельности. Значимость анализа хозяйственной деятельности для предприятий общественного питания определяется возможностью снижения своих затрат и выявлением резервов роста как розничного так и оптового товарооборота, что и объясняет актуальность выбранной темы.
Объектом данной работы является товарооборот и производственная программа на предприятиях ресторанного хозяйства.
Цель данной работы – изучить понятие товарооборота, методы его анализа и планирования в ресторанном хозяйстве, а также изучить понятие производственной программы, ее значение, показатели характеристики и методы расчета.
Задачи курсовой работы:
изучить понятие, сущность, структуру и характеристику товарооборота на предприятии общественного питания;
изучить значимость и методы анализа товарооборота предприятия ресторанного хозяйства;
изучить порядок и методы планирования товарооборота.
1. товарооборот и Производственная программа
предприятиЯ общественного питания
1.1. Продукция и товарооборот общественного питания, их состав и характеристика
В составе продукции общественного питания выделяют продукцию собственного производства и покупные товары.
Продукция собственного производства (кулинарная) включает в себя выпускаемые предприятием блюда, горячие и холодные напитки, кондитерские, кулинарные и мучные изделия, бутерброды, полуфабрикаты, а также безалкогольные напитки и мороженое. Таким образом, к собственной относят ту продукцию, которая изготовлена из сырья и продуктов, прошедших механическую или тепловую обработку и имеет вид того или иного блюда или кулинарного изделия.
Покупные товары – это товары, которые реализуются в составе продукции общественного питания, не подвергаясь какой-либо кулинарной обработке в предприятии питания. К ним относят хлеб, хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия, фрукты, соки и мороженое в том случае, если они были получены от предприятий пищевой промышленности, сельского хозяйства или других предприятий общественного питания (кондитерских и заготовочных цехов) и реализовались в том виде, в котором поступили. Если эти товары подвергаются какой-либо переработке (это может быть добавление наполнителей, измельчение, деление на порции, разлив по стаканам) – то в соответствии с действующим порядком отчетности их относят к продукции собственного производства. Покупные товары дополняют и расширяют ассортимент продукции общественного питания [1].
Наиболее важное значение имеет собственная продукция, так как именно ее производство, реализация и организация потребления являются целевой функцией предприятий питания. Состав продукции собственного производства неоднороден и представлен на рис. 1.
Основная масса продукции общественного питания представляет собой обеденную продукцию, реализуемую через торговый зал предприятия в часы завтрака, обеда и ужина, а также отпускаемая на дом. Главным измерителем обеденной продукции является блюдо – порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшего кулинарную обработку и готовая к непосредственному потреблению. В зависимости от назначения и состава выпускаемые блюда обеденной продукции подразделяются следующим образом (рис.2).
Рис. 2 Классификация блюд общественного питания
Количественный выпуск блюд характеризует объем производства и реализации обеденной продукции. В зависимости от типа предприятия и его целевого назначения обеденная продукция составляет 70 – 85 % общего выпуска продукции собственного производства предприятий общественного питания.
К прочей продукции собственного производства относят горячие и безалкогольные напитки, бутерброды, кондитерские, мучные, кулинарные изделия, полуфабрикаты, молочнокислую продукцию, мороженое (изготовленное в предприятии).
Учет произведенной и реализуемой прочей продукции собственного производства осуществляется в основном в стоимостном выражении, определенные виды прочей продукции учитываются в кг, штуках, стаканах.
Соотношение между собственной продукцией и покупными товарами в общем объеме продукции общественного питания зависит от типа предприятия, его назначения, наличия буфетов, барных стоек. В ресторанах продукция собственного производства составляет 50 – 70 %, а в столовых и закусочных – 90 – 95 %, что связано с различием в целях их функционирования. Объем реализованной продукции общественного питания населению или другим потребителям в стоимостном выражении представляет собой товарооборот общественного питания. Состав товарооборота общественного питания представлен на рис. 3 [1].
Объем реализованной продукции собственного производства в стоимостном выражении составляет оборот по продукции собственного производства, а сумма реализации покупных товаров – оборот по покупным товарам.
Состав товарооборота общественного питания и удельный вес в нем оборота по продукции собственного производства характеризуют уровень развития общественного питания и являются важными показателями оценки деятельности любого предприятия, так как позволяют выявить, насколько предприятия общественного питания выполняют свою непосредственную целевую функцию – производят и реализуют готовую продукцию. При прочих равных условиях чем выше удельный вес оборота по продукции собственного производства, тем лучше организовано общественное питание. Как правило, в закусочных и столовых удельный вес оборота по продукции собственного производства выше, чем в кафе и ресторанах, которые реализуют больший объем покупных товаров, организуя досуг населения.
Товарооборот общественного питания включает в себя два качественно разнородных элемента: розничный и оптовый.
Розничный товарооборот – это объем реализованной продукции населению в обмен на его денежные доходы. Экономическое содержание розничного товарооборота заключается в том, что в результате розничной продажи происходит смена форм собственности стоимости, прекращается движение продукции общественного питания как товара и она становится предметом личного потребления населения, а товарная форма продукции принимает денежную форму.
В товарооборот общественного питания включается стоимость проданной населению собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного питания: мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте. В обороте общественного питания учитывается также стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам населения.
В состав оборота общественного питания включается также стоимость кулинарной продукции, отпущенной работникам организаций с последующим удержанием ее стоимости из заработной платы, реализованной отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты; отпуск питания по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания [1].
Оптовый товарооборот – объем в денежном выражении продукции общественного питания реализованной другим предприятиям (розничной торговли или общественного питания) для последующей доготовки или продажи. Оптовый товарооборот возникает в основном у тех предприятий, которые имеют в своем составе заготовочные цеха для производства полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских изделий и снабжают ими другие предприятия. Таким образом, оптовый товарооборот складывается только из оборота по продукции собственного производства.
Розничная продажа населению готовой кулинарной продукции, покупных товаров и оптовый отпуск продукции в совокупности составляют валовый товарооборот. Валовый товарооборот общественного питания характеризует весь объем производственно-торговой деятельности предприятия и является основным экономическим показателем, на основании которого исчисляются остальные плановые и отчетные показатели (издержки производства и обращения, прибыль, рентабельность и т.д.). Если предприятие осуществляет только розничную продажу, то валовый товарооборот равен розничному [3].
Товарооборот планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку предприятия общественного питания и налог на добавленную стоимость.
Товарооборот общественного питания зависит от размера предприятия, числа мест в торговом зале, оборачиваемости мест, производственной мощности кухни, ее фактического использования и уровня цен, а в основе его экономического обоснования лежит понятие производственной программы, которое необходимо рассмотреть [2].
1.2. Производственная программа предприятия питания: понятие, значение, показатели характеристики и методы расчета.
Производственная программа представляет собой экономически обоснованный план выпуска всех видов кулинарной продукции общественного питания в объеме и ассортименте. Она составляется на год с распределением по кварталам и по местам реализации (обеденный зал, буфет основного предприятия, филиалы). Основным показателем производственной деятельности предприятия общественного питания является выпуск продукции собственного производства в натуральных единицах (блюда, кг, порции, шт., стаканы и т.д.).