Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:59, курсовая работа
Цель данной работы – изучить понятие товарооборота, методы его анализа и планирования в ресторанном хозяйстве, а также изучить понятие производственной программы, ее значение, показатели характеристики и методы расчета.
Задачи курсовой работы:
• изучить понятие, сущность, структуру и характеристику товарооборота на предприятии общественного питания;
• изучить значимость и методы анализа товарооборота предприятия ресторанного хозяйства;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….
1. ТОВАРООБОРОТ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ..………………………..
1.1. Продукция и товарооборот общественного питания, их со-став и характеристика …………....……………………..........………...
1.2. Производственная программа предприятия питания: понятие, значение, показатели характеристики и методы расчета……..
2. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ……………………….....
………………...
2.1. Анализ общего выполнения плана и динамики товарооборота в целом по предприятию …………………………………………
2.2. Анализ оборота по продукции собственного производства …..
2.3. Анализ оборота по покупным товарам …………………………
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИ¬ЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ………………………..
3.1. Планирование оптового оборота ………………...…………….
3.2. Планирование розничного товарооборота …………..………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
где Ипост – сумма постоянных издержек, тыс.грн.; УИпер – уровень переменных издержек, %.
Рассчитанный товарооборот целесообразно сопоставить с данными фактического товарооборота за текущей (прошлый) период и с показателями, полученными при использовании других методов планирования. Если спланированная величина товарооборота нереальна, слишком высока для предприятия и ее достижение невозможно, то следует откорректировать показатели: пересмотреть систему ценообразования, изменить структуру продукции, продумать комплекс мероприятий по снижению издержек производства и обращения, пересмотреть взаимоотношения с банками и т.д. Кроме того, необходимо предусмотреть мероприятия, обеспечивающие рост товарооборота. В противном случае может сложиться ситуация, ведущая к ухудшению финансового положения банкротству предприятия.
Обоснованность плана розничного товарооборота целесообразно проверить путем расчета объема безубыточной деятельности (порога рентабельности, критической точки продаж). Безубыточная деятельность показывает объем товарооборота, при котором предприятие покроет издержки производства и обращения. Размер товарооборота, обеспечивающий безубыточную деятельность (Рб), рассчитывается по формуле:
(27) |
Чем выше разность, между фактическим и товарооборотом в точке безубыточности, тем выше запас финансовой прочности, который определяется по формуле:
(28) |
Снижение товарооборота на величину большую, чем запас финансовой прочности, означает снижение платежеспособности и вероятность банкротства.
На третьем этапе после необходимых корректировок товарооборота рассчитывают другие показатели хозяйственно–финансовой деятельности.
Планирование на основе численности потребителей.
Этот метод планирования товарооборота применяется на предприятиях с постоянным контингентом потребителей и основывается на данных анализа деятельности предприятия за предшествующий период и данных социологических исследований. Для определения объема товарооборота необходимо рассчитать:
1. Среднюю цену одной покупки в отчетном периоде, которая определяется по формуле:
(29) |
где Р1 – фактический товарооборот отчетного года, тыс.грн.; Чф – фактическое число потребителей за отчетный период, чел.; Цср – средняя цена 1 покупки, грн.
2. Число потребителей в планируемом периоде. При расчете числа потребителей учитывают число работающих, степень охвата услугами общественного питания, перспективы изменения численности и степени охвата услугами.
Плановую сумму товарооборота в этом случае определяется по формуле:
(30) |
где - планируемая средняя численность потребителей, чел.; tпл – число дней работы предприятия в плановом периоде, дн.
При планировании товарооборота также могут применяться и другие методы, используемые в процессе планирования розничного товарооборота торговых предприятий.
Балансовый метод основан на данных продуктового баланса (формула 21), исходя из которой план товарооборота рассчитывается по формуле:
(31) |
В этом случае на предприятии должен быть составлен план поступления товаров и сырья и осуществляться нормирование товарных запасов. Сложность заключается в том, что основной составления плана снабжения и нормирования товарных запасов является планируемый товарооборот и оборот по продаже собственной продукции и покупных товаров. Поэтому на практике данный метод можно применять с определенной долей условности.
Экономико–математические методы планирования розничного товарооборота основаны на выявлении математической зависимости между закономерностью динамики товарооборота и факторами, влияющими на его объем.
Экономико–математическое моделирование осуществляется по следующим этапам.
I этап – построение графика зависимости товарооборота от факторов, его определяющих.
II этап – выбор формы математического уравнения, отражающего эту зависимость.
III этап – решение уравнения и нахождение его параметров.
IV этап – подстановка в уравнение данных по планируемой величине факторов и определение планового объема товарооборота.
V этап – проверка достоверности плана и расчет ошибки прогноза.
На уровне предприятия общественного питания чаще всего используются трендовые модели, отражающие зависимость товарооборота от фактора времени вида.
(32) |
где у – объем товарооборота, тыс.грн.; t – фактор времени; а0, а1 – параметры уравнения.
Также рекомендуется использовать авторегрессионую модель вида.
(33) |
где х – объем товарооборота предшествующего периода, тыс.грн.
Экономико–математическое моделирование товарооборота широко используется при его планировании на уровне города (региона). В этом случае строится многофакторная модель зависимости товарооборота общественного питания на душу населения от таких факторов, как размер среднедушевого дохода, численность населения, среднедушевой объем оборота по продовольственным товарам и т.д. [13].
Экспертный метод планирования товарооборота используют, в том случае, если данные для его расчета другими методами отсутствуют. Суть его состоит в том, что для составления плана на предприятии создается экспертная группа, в которую входят представители руководящего звена (не менее 5 человек), каждый из которых предлагает свой вариант плана, а затем используются такие методы экспертных оценок, как «Дельфи», метод «Мозговой атаки»и т.д.
После осуществления расчетов осуществляется выбор к утверждению плана товарооборота на будущий период.
В случае, если предлагаемые варианты плана товарооборота отличаются незначительно, выбранный вариант может быть определен по средней арифметической [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего выше изученного необходимо сделать следующие выводы:
товарооборот общественного питания выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания.
товарооборот предприятия питания состоит из двух основных частей: реализации продукции собственного производства; продажи покупных товаров.
при планировании товарооборота предприятия питания используются различные экономико-статистические методы. Они основаны на расчете разнообразных средних величин и их экстраполяции на прогнозируемый период.
производственная программа представляет собой экономически обоснованный план выпуска всех видов кулинарной продукции общественного питания в объеме и ассортименте.
В данной работе были рассмотрены основные аспекты анализа розничного товарооборота предприятия ресторанного хозяйства. В работе изучены динамика роста розничного товарооборота, факторы, влияющие на изменение величины розничного товарооборота. Так же была рассмотрена производственная программа предприятий ресторанного хозяйства, способ ее составления и сроки, на которые она формируется.
Список использованных источников
1. Емельянова Т. В. Экономика общественного питания: Учеб.пособие /
В. П. Кравченко. – Минск.: Высш.шк, 2003. – 286 с.
2. Ефимова О. П. Экономика общественного питания / Под ред. Н. И. Кабушкина. – Минск.: ООО «Новое знание», 2000 – 304 с.
3. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания: Учеб. – практ.пособие – Минск: Финансы, учет, аудит. – 1998. – 184 с.
4. Менделевич А. М. Экономический анализ в общественном питании. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Экономика, 1976. – 159 с.
5. Ефимова О.П. «Экономика общественного питания»: Минск 2004. – 192 с.
6. www.economics.wideworld.ru
7. www.worldbooks.org.ua
8. www.bibliotekar.ru
9. Анализ хозяйственной деятельности предприятия” Г.В. Савицкая 2-е изд., - Мн.: ИП ”Экоперспектива”, 1997. – 122 с.
10. ”Экономика предприятия” Под. ред.проф. В.Я. Горфинкеля, М.,1996.- 236 с.
11. www.freebooks.net.ua
12. www.econteor.ru
13. Суша Г.З. «Экономика предприятия», Учебное пособие: Москва 2004.- 39 с.
2