Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:59, курсовая работа
Цель данной работы – изучить понятие товарооборота, методы его анализа и планирования в ресторанном хозяйстве, а также изучить понятие производственной программы, ее значение, показатели характеристики и методы расчета.
Задачи курсовой работы:
• изучить понятие, сущность, структуру и характеристику товарооборота на предприятии общественного питания;
• изучить значимость и методы анализа товарооборота предприятия ресторанного хозяйства;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….
1. ТОВАРООБОРОТ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ..………………………..
1.1. Продукция и товарооборот общественного питания, их со-став и характеристика …………....……………………..........………...
1.2. Производственная программа предприятия питания: понятие, значение, показатели характеристики и методы расчета……..
2. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ……………………….....
………………...
2.1. Анализ общего выполнения плана и динамики товарооборота в целом по предприятию …………………………………………
2.2. Анализ оборота по продукции собственного производства …..
2.3. Анализ оборота по покупным товарам …………………………
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИ¬ЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ………………………..
3.1. Планирование оптового оборота ………………...…………….
3.2. Планирование розничного товарооборота …………..………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
2. Анализируют степень выполнения плана и динамики товарооборота за отчетный и прошлый период в целом, по его составу (обороту по продукции собственного производства и покупным товарам), и по формам продажи, если осуществляется оптовый отпуск продукции в действующих и сопоставимых ценах (по форме таблицы, представленной в Приложении 2).
При анализе следует обратить особое внимание на долю собственной продукции в товарообороте предприятия, так как этот показатель характеризует степень выполнения предприятием своей главной функции.
III. Оценивают степень выполнения плана и динамику товарооборота и состава по местам реализации, так как большинство предприятий общественного питания являются комплексными, имея в своем составе филиалы (бары, буфеты, магазины, кулинарии и т.д.).
Этот анализ позволяет выявить роль каждого структурного подразделения в общем выполнении плана и динамике товарооборота и оценить их работу.
IV. Анализ выполнения плана динамики товарооборота осуществляется не только за год, но и по месяцам, кварталам.
Это позволяет установить, на сколько ритмично развивается товарооборот, как удовлетворяется спрос потребителей, какое влияние на товарооборот оказывает время года. В процессе данного анализа определяют удельный вес каждого квартала (месяца) в общем товарообороте, их изменения и темпы роста (снижения) по сравнению с планом и прошлым периодом, а также ритмичность, равномерность и сезонность товарооборота, при этом расчеты могут осуществляться как по месяцам, так и по кварталам.
Коэффициент ритмичности рассчитывается по формуле:
(10) |
где Рн – недовыполнение плана товарооборота или его снижение по сравнению с прошлым периодом, %; N – число анализируемых периодов, ед.
Коэффициент ритмичности учитывает лишь невыполнение или снижение товарооборота по сравнению с предшествующим периодом, но не отражает амплитуду его колебаний. Поэтому в дополнение к нему рассчитывают коэффициент равномерности (Кравн) на основе коэффициента вариации (V) по формуле:
(11) |
(12) |
(13) |
где Х – % выполнения плана или темп изменения товарооборота, %; – средний размер % выполнения плана или темпа изменения товарооборота, %; n – число периодов.
Для определения устойчивых колебаний товарооборота в течении года, обусловленный закономерностью его внутригодичной динамики, рассчитывают коэффициент сезонности (Ксез) по формуле:
(14) |
где – средний уровень товарооборота отдельного месяца (квартала) за анализируемый период (не менее 3-х лет), тыс.грн.; х – среднемесячный (среднеквартальный) товарооборот за весь расчетный период, тыс.грн.
Коэффициент сезонности в дальнейшем используется при распределении плановых заданий по периодам года в процессе планирования товарооборота [6].
V. Выполнение плана и динамики товарооборота предприятия общественного питания зависят от ряда факторов, поэтому завершающим этапом анализа является выявление и расчет степени их влияния. Основные факторы изменения товарооборота представлены на рис. 5.
Рис. 5. Факторы, под влиянием которых формируется товарооборот предприятия общественного питания
Для определения степени влияния изменения цен и физического объема на динамику товарооборота осуществляют следующий расчет:
(15) |
(16) |
где Рср – товарооборот отчетного года в действующих ценах, тыс.грн.; Рв сопост.ценах – товарооборот отчетного года в ценах прошлого года, тыс.грн.; Рпрогн. – товарооборот прошлого года, тыс.грн.
Определить степень влияния этих факторов на изменение объема товарооборота можно и путем определения индекса физического объема товарооборота по формуле:
(17) |
где Yф – индекс изменения товарооборота, коэффициент [5]
ПРИМЕР. Товарооборот предприятия общественного питания в отчетном периоде составил 1 829 тыс.грн., в прошлом – 1 600 тыс.грн., индекс цен равен 1,12, темп изменения – 114,31 (1 829 : 1 600 × 100) %.
Следовательно, прирост товарооборота на 14,31 % был обусловлен ростом физического объема на 2,1 % и ростом цен на 12 %.
При определении влияния на изменение товарооборота численности работников и производительности труда используют метод абсолютных разниц.
(18) |
(19) |
где ∆Ч – отклонение численности работающих, чел.; ∆П – отклонение производительности труда, тыс.грн.; Чо.г. – численность работников в отчетном периоде, чел.; Ппр.г. – производительность труда в прошлом году, тыс.грн.
На выполнение плана и динамику товарооборота предприятия общественного питания оказывают влияние такие факторы как изменение количества мест в зале, число дней работы предприятия, режим, оборачиваемость мест. Количественно их влияние определяется методом цепных подстановок, при этом используется формула:
(20) |
где Р – товарооборот, тыс.грн.; В – время работы зала, час.; Км – количество мест в зале, мест.; t – число дней работы предприятия, дни; Рм – товарооборот на 1 место, тыс.грн.
Зависимость изменения товарооборота от состояния товарного обеспечения определяется путем расчета и логического осмысления отклонений показателей продуктового баланса:
(21) |
где Р – товарооборот, тыс.грн.; Зн – запасы сырья и товаров на начало периода, тыс.грн.; П – поступление сырья и товаров за период, тыс.грн.; Впр – прочее выбытие продуктов, тыс.грн.; Зк – запасы сырья и товаров на конец периода, тыс.грн.
Влияние изменения основных фондов и показателей эффективности их использования (фондоотдачи) на развитие товарооборота (или степень выполнения плана) осуществляется на основе использования приема абсолютных разниц (аналогично влиянию факторов численности работников и производительности труда) [6].
Влияние изменения среднегодовой стоимости основных фондов | = | Отклонение среднегодовой стоимости основных фондов | × | Фондоотдача (в прошлом периоде или по плану) | (22) |
Влияние изменения фондоотдачи | = | Отклонение фондоотдачи | × | Среднегодовая стоимость основных фондов в отчетном году | (23) |
В процессе факторного анализа целесообразно также определять долю прироста товарооборота, который берется за 100 % за счет каждого фактора внутри группы. Итоги факторного анализа по каждой группе должны быть равны общему отклонению фактического товарооборота от плана или от данных прошлого года.
2.2. Анализ оборота по продукции собственного производства
Анализ оборота по продукции собственного производства осуществляется по трем направлениям:
I. Общая и факторная оценка выполнения плана и динамики оборота по продукции собственного производства. На этом этапе подробно анализируют степень выполнения плана и динамику оборота по продукции собственного производства по той же методике, которая применяется при анализе товарооборота. При этом нужно помнить, что в процессе факторного анализа используются и рассчитываются только те показатели, которые связаны с оборотом по продукции собственного производства (соответствующий Yцен, численность работников производства, производительность их труда как отношение оборота по продукции собственного производства к численности работников производственной группы, среднегодовая стоимость активной части основных фондов и их фондоотдача, оборот по продукции собственного производства на 1 место и т.д.).
II. Анализ производственной программы предприятия.
Анализ производственной программы начинают с анализа выпуска общего объема блюд. Для этого:
выпуск блюд в отчетном году сравнивают с планом и фактическим выпуском в прошлом году;
изучают равномерность выполнения плана или динамики реализации блюд в течение года;
сопоставляют степень выполнения плана оборота по обеденной продукции с выпуском блюд. Если при перевыполнение оборота по обеденной продукции план по выпуску блюд не выполнен, значит предприятие увеличило выпуск продукции из дорогостоящего сырья.
изучают объем и структуру обеденной продукции, т.е. соотношение между определенными блюдами и изменение удельного веса каждой группы блюд в общем их числе (первые, вторые, третьи, закуски горячие и холодные).
III. Анализ выпуска прочей продукции собственного производства. В процессе анализа изучают:
изменение удельного веса прочей продукции в общем обороте по собственной продукции. При этом следует исходить из того, что увеличение объема реализации прочей продукции способствует лучшему использованию производственной мощности предприятия, но ее удельный вес не должен расти за счет снижения выпуска обеденной продукции;
изменение ассортимента прочей продукции. При анализе рассматривают. Как изменяется удельный вес полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, изучают ассортимент полуфабрикатов (мясные, рыбные, овощные). При этом исходят из того, что должен увеличиваться выпуск всех видов полуфабрикатов и не допускается резкое увеличение каких либо полуфабрикатов за счет других (например, мясных за счет рыбных или овощных) [7].
2.3. Анализ оборота по покупным товарам
Оценка результатов объема реализации покупных товаров. Он должен только дополнять ассортимент продукции и темпы его роста не должны превышать темпы роста собственной продукции, так как реализация покупных товаров не является основной целью деятельности предприятий общественного питания.
Анализ структуры покупных товаров. Особое внимание уделяется динамике реализации кондитерских изделий, фруктов, безалкогольных напитков. В тоже время должна сокращаться или оставаться на прежнем уровне реализация алкогольных напитков и табачных изделий.