Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:59, курсовая работа
Цель данной работы – изучить понятие товарооборота, методы его анализа и планирования в ресторанном хозяйстве, а также изучить понятие производственной программы, ее значение, показатели характеристики и методы расчета.
Задачи курсовой работы:
• изучить понятие, сущность, структуру и характеристику товарооборота на предприятии общественного питания;
• изучить значимость и методы анализа товарооборота предприятия ресторанного хозяйства;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….
1. ТОВАРООБОРОТ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ..………………………..
1.1. Продукция и товарооборот общественного питания, их со-став и характеристика …………....……………………..........………...
1.2. Производственная программа предприятия питания: понятие, значение, показатели характеристики и методы расчета……..
2. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ……………………….....
………………...
2.1. Анализ общего выполнения плана и динамики товарооборота в целом по предприятию …………………………………………
2.2. Анализ оборота по продукции собственного производства …..
2.3. Анализ оборота по покупным товарам …………………………
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИ¬ЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ………………………..
3.1. Планирование оптового оборота ………………...…………….
3.2. Планирование розничного товарооборота …………..………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
При составлении производственной программы предприятия общественного питания используют следующие данные:
производственную мощность предприятия, определяемую мощностью горячего цеха и пропускной способностью торгового зала (эти два показателя взаимосвязаны, т.к. основная часть продукции горячего цеха реализуется в зале предприятия);
информацию о возможности ввода в действие новых филиалов или их закрытии на ремонт;
возможности применения прогрессивных форм обслуживания;
возможности внедрения новых видов оборудования или новых технологий.
Производственная мощность горячего цеха (кухни) зависит от следующих факторов:
площади производственных помещений;
количества единиц оборудования и их производительности;
емкости варочной посуды;
численности работников и их квалификации;
ассортимента выпускаемой продукции и качества поступающего сырья, удельного веса полуфабрикатов и быстрозамороженной продукции в общем объеме сырья.
Практически производственная мощность рассчитывается на основе данных о производительности имеющегося оборудования и емкости варочной посуды. При расчетах учитываются потери времени, связанные с простоями оборудования, и время на мытье, загрузку и выгрузку продукции (оно включается в продолжительность производственного цикла).
Производственная мощность измеряется максимальным количеством продукции (число блюд, полуфабрикатов и т.д.), выпущенной в единицу времени (смену, месяц, год).
Производственная мощность горячего цеха определяют по формуле
(1) |
где М – производственная мощность горячего цеха (блюда); В продолжительность работы цеха (мин); П – потери из-за простоев (мин); в – средняя продолжительность 1 варки (мин); п – время, необходимое для подготовительно-заключительной работы (мин); Ок – емкость котлов (л); Об – объем 1 блюда (л); К3 – коэффициент заполнения котлов.
Коэффициент использования производственной мощности (К) рассчитывают по формуле
(2) |
где Вф – фактический среднедневной выпуск блюд, блюда; М – производственная мощность, блюда.
Понижение К может быть связанно с нерациональной организацией производственнотехнологическ
Пропускная способность торгового зала характеризует максимально возможное число потребителей, обслуживаемых в единицу времени (смену, месяц, год). Она зависит от типа предприятия, форм обслуживания, количества мест в обеденном зале, продолжительности его работы.
В зависимости от типа предприятия и применяемых форм обслуживания средние нормы времени на обслуживание 1 потребителя различны:
в столовых – 20 – 25 мин;
в ресторанах – днем 45 – 50 мин, вечером 60 – 90 мин;
в буфетах и закусочных – 15 – 20 мин.
Пропускную способность определяют по формуле
(3) |
где ПС – пропускная способность, чел.; В – время работы торгового зала, мин; вн – время обслуживания одного потребителя по нормам, мин; Чм – число мест.
Для определения степени использования пропускной способности торгового зала рассчитывают коэффициент:
(4) |
где КПС – коэффициент использования пропускной способности, %; Кф – фактическое число потребителей, чел [4].
Чем меньше времени затрачивается на обслуживание одного потребителя, тем выше показатель оборачиваемости мест, характеризующий интенсивность использования обеденного зала и показывающий число потребителей, приходящихся на 1 место в течение дня. Различают расчетную и фактическую оборачиваемость.
Расчетную оборачиваемость (Ор) определяют путем деления времени работы торгового зала на среднюю продолжительность обслуживания одного потребителя по нормам:
(5) |
Фактическую оборачиваемость (Оф) определяют путем деления среднедневной численности потребителей на количество мест в зале.
Для определения среднедневного числа потребителей используют несколько методов.
1. Расчет численности потребителей выборочным подсчетом заключается в том, что в течение нескольких дней (не менее недели) подсчитывают количество фактических потребителей, а затем определяют их среднедневную численность.
2. Расчет численности потребителей по реализации 2–х блюд заключается в том, что берут данные о реализации 2–х блюд за определенный период и делят на число дней, полученные данные соответствуют среднедневному числу потребителей, т.к. обед, как правило, включает 2–е блюдо.
3. Расчет численности потребителей по реализации блюд производится путем деления общего количества проданных за определенный период блюд на число дней и на среднее количество блюд, приходящегося на одного человека (2,5). Рассчитываемое таким образом число обедов соответствует числу потребителей предприятия [4].
2. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Анализ товарооборота и выпуска продукции предприятия общественного питания является важной составной частью экономической работы предприятия, что объясняется ролью этих показателей в оценке его деятельности.
Во–первых, объем товарооборота и выпуска продукции характеризуют масштабы деятельности предприятия и степень выполнения ими своей основной функции – организации питания населения.
Во–вторых, от объема динамики и степени выполнения плана зависят многие качественные оценочные показатели – производительность труда, уровень издержек обращения, рентабельность и т.д.
В–третьих, анализ товарооборота и выпуска продукции позволяет выявить отрицательные и положительные стороны в динамике продаж предприятия общественного питания и разработать мероприятия по росту этих показателей.
Анализ товарооборота и объема выпуска продукции позволяет оценить их динамику в целом и по составу, степень выполнения плана, ритмичность, равномерность, сезонность, выявить факторы, влияющие на изменение товарооборота и выпуска продукции и на основе этого определить положительные и отрицательные стороны хозяйственной деятельности предприятия, а также неиспользованные резервы роста этих показателей. Результаты анализа являются исходной базой для планирования данных показателей на будущий период.
При анализе товарооборота и выпуска продукции предприятий общественного питания используются методы и приемы экономического анализа: группировки, сравнения, индексный метод, относительные и средние величины, прием абсолютных разниц и метод цепных подстановок. Исходной информацией для его проведения являются данные действующей статистической отчетности и оперативного учета [3].
Анализ проводится в определенной последовательности и включает три направления
1. Анализ общего выполнения плана и динамики товарооборота в целом по предприятию.
2. Анализ оборота по продукции собственного производства.
3. Анализ оборота по продаже покупных товаров
Рассмотрим их содержание.
2.1. Анализ общего выполнения плана и динамики товарооборота в целом по предприятию
Анализ товарооборота предприятия общественного питания осуществляется по следующим этапам (рис. 4).
Рис. 4. Этапы анализа товарооборота предприятия общественного питания
На I этапе при подготовке данных к анализу осуществляется корректировка показателей, так как основным требованием при анализе является сопоставимость данных. В общественном питании сопоставимость показателей оценивается с точки зрения влияния инфляционных процессов и с позиции изменения границ деятельности предприятия (открытие новых, закрытие на ремонт филиалов) и режима его работы [5].
Для исключения влияния изменения цен приобретения сырья на товарооборот предприятия используется показатель индекс цен (Yц), но его расчет в общественном питании имеет свою специфику, обусловленную тем, что товарооборот может меняться под влиянием не только изменения цен, но и за счет увеличения или снижения уровня наценки. Поэтому сумму наценки исключают из расчетов. Рассмотрим методику анализа и определим индекс цен по данным примера (табл. 1).
Таблица 1
Наименование сырья и товаров | Ед.изм. | Кол-во израсходованного сырья (товаров) в отчетном году, g1 кг | Средние цены, грн. | Расход сырья в ценах, грн. | ||
базисного периода, Р0 | отчетного периода, Р1 | базисного периода, Р0 g1 | отчетного периода, Р1 g1 | |||
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мясо | ц | 89,8 | 60 | 75 | 538,80 | 673,50 |
Сахар | ц | 100,5 | 17 | 18 | 170,85 | 180,9 |
Хлеб | ц | 42,0 | 9,5 | 10 | 39,9 | 42,0 |
Фрукты | ц | 30,0 | 42,0 | 48 | 126,0 | 144,0 |
. . . . . . . |
|
|
|
|
|
|
Итого | тыс.грн. | - | - | - | 875,55 | 1 040,4 |
Наценка общественного питания | тыс.грн. | - | - | - | 656,66 | 780,3 |
Товарооборот | тыс.грн. | - | - | - | 1 532,21 | 1 820,7 |
Сумма наценки в ценах базисного периода рассчитывается по ее уровню в отчетном:
где YН – уровень наценки, %; Нб – сумма наценки в ценах базисного периода, тыс. грн [3].
Таким образом, средний индекс цен товарооборота предприятия общественного питания по сравнению с базисным периодом составил:
Аналогично рассчитывается индекс цен по продукции собственного производства и по покупным товарам.
Для учета изменений в границах деятельности предприятия определяют сопоставимую базу товарооборота, которая представляет собой данные, учитывающие изменения условий работы предприятия в течение отчетного периода.
ПРИМЕР. Товарооборот предприятия общественного питания составил в отчетном году 8 695,0 тыс.грн. В течение года на 1,5 месяца бы закрыт бар на ремонт, среднемесячный товарооборот которого составляет 532 тыс.грн. Следовательно, товарооборот предприятия по сопоставимым данным в отчетном году равен 9 493 (8 695+532×1,5) тыс.грн.
II. После подготовки данных приступают непосредственно к анализу товарооборота.
1. Оценивают динамику товарооборота предприятия в целом в действующих и в сопоставимых ценах за ряд лет по форме таблицы, представленной в Приложении 1.
В процессе анализа важно правильно определить среднегодовые темпы роста физического объема товарооборота (в сопоставимых ценах) и значение одного процента прироста. Наиболее точно среднегодовые темпы роста можно рассчитать путем использования средней геометрической по формуле:
, | (8) |
где – среднегодовой темп изменения товарооборота, %; Рn – товарооборот последнего периода по сопоставимых по сравнению с базисным периодом ценах, тыс.грн.; Р0 – товарооборот базисного периода, тыс.грн.; n – число в периоде.
Данные для расчета должны быть не менее, чем за 3 последних года.
Значение одного процента прироста по отношению к базисному периоду рассчитывается по формуле:
, | (9) |
где Тпр – значение 1 %, тыс.грн.; ∆Р – отклонение товарооборота отчетного периода по сравнению с базисным, тыс.грн.; Тр – прирост товарооборота за этот период, %.