Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 02:59, курсовая работа
Цель данной работы – изучить понятие товарооборота, методы его анализа и планирования в ресторанном хозяйстве, а также изучить понятие производственной программы, ее значение, показатели характеристики и методы расчета.
Задачи курсовой работы:
• изучить понятие, сущность, структуру и характеристику товарооборота на предприятии общественного питания;
• изучить значимость и методы анализа товарооборота предприятия ресторанного хозяйства;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….
1. ТОВАРООБОРОТ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ..………………………..
1.1. Продукция и товарооборот общественного питания, их со-став и характеристика …………....……………………..........………...
1.2. Производственная программа предприятия питания: понятие, значение, показатели характеристики и методы расчета……..
2. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ……………………….....
………………...
2.1. Анализ общего выполнения плана и динамики товарооборота в целом по предприятию …………………………………………
2.2. Анализ оборота по продукции собственного производства …..
2.3. Анализ оборота по покупным товарам …………………………
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИ¬ЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ………………………..
3.1. Планирование оптового оборота ………………...…………….
3.2. Планирование розничного товарооборота …………..………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
В заключении анализа должна осуществляться комплексная оценка выполнения плана и динамики товарооборота, объема выпуска и продажи собственной продукции и покупных товаров, так как результаты анализа каждого из этих показателей в отдельности являются односторонними [7].
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА И ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
План товарооборота и выпуска продукции является одним из основных экономических показателей работы предприятия общественного питания, так как характеризует объем производственно–торговой деятельности, а все остальные показатели находятся в прямой зависимости от него [8].
Возможны два подхода к планированию объемов производственно–торговой деятельности (рис. 6).
При планировании объемов производственно–торговой деятельности предприятия общественного питания необходимо учитывать экономические предпосылки:
данные о развитии района деятельности предприятия: численность населения и состав контингента потребителей; перспективы изменения тих показателей; обеспеченность населения сетью общественного питания; наличие других предприятий общественного питания, число мест в них, их тип и ассортимент предлагаемой продукции, т.е. конкурентное окружение и возможные перспективы его изменения;
результаты экономического анализа развития товарооборота и выпуска продукции в предприятии за ряд предшествующих лет;
Рис. 6. Этапы планирования товарооборота
перспективы изменения материально–технической базы самого предприятия: состав и структура сети (открытие новых мест реализации или их закрытие, изменение режима работы или числа мест); внедрение нового оборудования, форм организации производства и обслуживания; предлагаемая система снабжения (качество поступающего сырья, доля полуфабрикатов, быстрозамороженной продукции и т.д.);
результаты изучения микроспроса;
сезонные колебания спроса на продукцию и услуги общественного питания;
прогнозируемый индекс цен.
При планировании товарооборота используют данные статистической отчетности и данные первичного оперативного учета выпуска и реализации товаров на предприятии [9].
План валового товарооборота предприятия общественного питания складывается из плана оборота по оптовому отпуску продукции и плана розничного товарооборота [10].
3.1. Планирование оптового оборота
Оборот по оптовой реализации планируется в тех предприятиях, которые имеют в своем составе заготовочные, кондитерские или мучные цеха. При разработке плана оптового оборота цехов учитывают:
производственную мощность цехов;
данные о заключенных договорах на поставку полуфабрикатов, кондитерских или мучных изделий;
данные о возможных перспективах реализации изделий и заключение новых договоров.
При планировании необходимо обеспечить максимально возможный коэффициент использования производственных мощностей. Поэтому, если объем заключенных договоров на поставку не обеспечивает высокую (0,9 – 0,95 %) загрузку, в плане должны быть предусмотрены мероприятия по поиску резервов сбыта производимой продукции [11].
3.2. Планирование розничного товарооборота
В зависимости от поставленных целей, обслуживаемого контингента потребителей, необходимой степени детализации плановых показателей, наличия информационной базы могут применяться следующие методы планирования товарооборота:
на основе ожидаемого выполнения и сопоставимой базы товарооборота и экстраполяции этих данных на планируемый период с учетом тенденций его развития;
на основе оценки потребности в финансовых ресурсах (целевой прибыли);
на основе численности потребителей;
балансовый;
экономико-математического моделирования;
экспертный.
Рассмотрим методику расчет товарооборота этими методами.
Планирование на основе ожидаемого выполнения и
сопоставимой базы товарооборота.
Так как планирование осуществляется в текущем году за 2 – 3 месяца до его окончания и фактических данных о товарообороте нет, то рассчитывают ожидаемое выполнение плана товарооборота и выпуска продукции [12].
Ожидаемое выполнение плана за текущий год определяется на основе данных о его фактическом выполнении за 9 месяцев и планового задания на оставшейся период до конца года (IV квартал). Такой метод применятся в том случае, если в октябре план был не выполнен или перевыполнен незначительно.
ПРИМЕР: За 9 месяцев товарооборот столовой составил 900 тыс.грн., в октябре товарооборот составил 100,5 тыс.грн., при плане на IV квартал 300 тыс.грн., т.е. в месяц 100 тыс.грн., следовательно, ожидаемое выполнение за год составит 900 + 300 = 1 200 (тыс.грн.).
Если же план был перевыполнен, то предусматривают такое же перевыполнение в IV квартале в целом.
ПРИМЕР: В октябре товарооборот оставил 110 тыс.грн., темп роста составляет . Ожидаемое выполнение за IV квартал (тыс.грн.) и ожидаемое выполнение за год 900+300=1230 (тыс.грн.).
После расчета ожидаемого выполнения определяют сопоставимую базу на планируемый год, которая представляет собой форму ожидаемого выполнения плана, учитывающую все изменения условий работы предприятия, которые произойдут в планируемом периоде:
введение в строй новых мест реализации;
закрытие на ремонт или открытие после него;
увеличение числа мест;
изменение форм обслуживания;
изменение режима работы предприятия.
ПРИМЕР: В планируемом периоде будет осуществлен ремонт столовой в течение 0,5 месяца. Следовательно, корректировка на уменьшение товарооборота составит
(тыс.грн.)
Сопоставимая база товарооборота для расчета планового показателя равна 1 230 – 51,25 = 1 178,75 (тыс.грн.)
Следующим этапом плановой работы является определение и обоснование темпов изменения товарооборота на планируемый период – это наиболее сложный и ответственный момент. При расчете темпов изменения используют экономико-статистические методы планирования по среднегодовым темпам роста или метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней.
Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней применяется, если в течение анализируемых лет наблюдалась колеблемость товарооборота. Его суть состоит в том, что тенденции динамического ряда товарооборота определяются путем его плавного изменения во времени, для чего осуществляется выравнивание темпов изменения по скользящей средней через два или три шага в зависимости от размера динамического ряда. Рассмотрим использование данного метода на примере таблицы 2.
Таблица 2
Годы | Цепные темпы роста товарооборота общественного питания в сопоставимых к базисному периоду ценах | Условные обозначения | Выравнивание по скользящей средней |
А | 1 | 2 | 3 |
2000 | 105,2 | К1 | |
2001 | 102,8 | К2 | |
2002 | 103,1 | К3 | |
2003 | 106,4 | К4 | |
Темп роста товарооборота в 2004 году составит:
К5 = К3 + 2∆К = 103,1 + 2 0,4 = 103,9
Если в процессе расчета среднегодовой темп изменения ниже 100 %, т.е. наблюдается тенденция к снижению физического объема товарооборота, то прогнозировать эту же динамику на перспективу нецелесообразно. Необходимо продумать комплекс мероприятий, позволяющих по меньшей мере сохранить физический объем товарооборота на уровне отчетного периода.
К таким факторам относят:
проведение рекламных мероприятий;
изменение форм обслуживания;
расширение изменение ассортимента продукции на основе изучения спроса потребителей;
предоставление дополнительных услуг.
В основе этих мероприятий лежит изучение локального спроса, которое позволяет оценить уровень работы данного предприятия с точки зрения степени удовлетворения потребностей посетителей и разработать программу действий по устранению недостатков.
После обоснования среднегодовых темпов роста товарооборота определяют плановую сумму товарооборота по формуле:
(24) |
где Рпл – планируемый товарооборот, тыс.грн.; Рсоп – сопоставимая база товарооборота, тыс.грн.; – среднегодовой темп роста, %; Jцен – индекс цен.
Планирование на основе потребности в финансовых ресурсах (целевой прибыли). Использование этого метода диктуется условиями рыночной экономики необходимостью рентабельной работы каждого предприятия. Для этого план товарооборота должен обеспечивать покрытие издержек производства и обращения и получение прибыли, нужной предприятию для нормального развития.
При использовании этого метода используется информация:
об издержках производства и обращения на планируемый период;
о системе ценообразования на уровне наценки на собственную продукцию и покупные товары, которые предопределяют уровень валовой прибыли;
о планируемой потребности в прибыли.
Технология расчетов включает три этапа. На первом этапе определяется величина необходимой прибыли, в экономической литературе она называется целевой прибылью. В настоящее время с действующим порядком формирования финансовых результатов роль целевой прибыли играет прибыль от продаж. Определение ее плановой величины – наиболее сложный и ответственный момент, так как размер прибыли должен обеспечить:
финансирование прироста основного капитала;
финансирование прироста оборотного капитала;
создание финансового резерва;
погашение процентов за пользование кредитными средствами;
уплату налогов, возмещаемых за счет финансового результата, налога на прибыль или единого налога на вмененный доход;
приобретение ценных бумаг, если оно планируется;
выплату дивидендов или части чистой прибыли владельцам предприятия;
другие расходы, и потребности которые могут возникнуть у предприятия.
Величина целевой прибыли (Пцел) складывается из сумм всех потребностей предприятия. Если предусматривается получение доходов от других видов деятельности, то сумма целевой прибыли должна корректироваться на эту величину [6].
На втором этапе осуществляется увязка рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения. Для этого определяются такие показатели как уровень валовой прибыли, уровень и сумма издержек производства и обращения. При определении планируемого уровня валовой прибыли учитывают действующий порядок ценообразования. Если на предприятии не планируется менять уровень наценки, то можно уровень планируемой валовой прибыли оставить на уровне текущего (прошлого) периода. В случае изменений в системе ценообразования, планируемый уровень валовой (УВП) прибыли рассчитывается по формуле:
, | (25) |
где Ун – средний уровень наценки, %.
При определении плановой суммы издержек производства обращения необходимо учесть, что ряд статей (переменные) зависят от объема товарооборота и рассчитать их величину, не имея данных о нем, достаточно проблематично. Поэтому целесообразно определить величину постоянных расходов предприятия, откорректировав ее в соответствии с планируемыми индексами ставок, тарифов или на основе заключенных договоров, а уровень переменных издержек принять по уровню текущего (прошлого) периода.
Объем товарооборота, обеспечивающий покрытие издержек производства и обращения и получение целевой прибыли определяется по формуле:
, | (26) |