Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа
В условиях рыночных отношений в стране обязательной их составной частью становится рынок ценных бумаг. Ценная бумага – это денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ; источник формирования уставного капитала акционерных обществ и финансирования расходов государства, территориально-административных органов управления, муниципалитетов; форма вложений денежных средств физическими и юридическими лицами и способ получения ими доходов от этих вложений. Основные ценные бумаги – это документы, в основе которых лежат имущественные права на реальный актив.
Место государственных и муниципальных ценных бумаг в общей структуре ценных бумаг.
Потребности государства в финансовых ресурсах и их источники.
Цели выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг. Международная и Российская практика.
Список использованных источников.
(1) - Резервы (трлн. $) | ||||||||||
(2) - Доля золота (%) | ||||||||||
(3)
- Доля денежных средств (%) | ||||||||||
Япония | Россия | США | Германия | |||||||
|
||||||||||
Франция | Италия | Великобритания | Канада |
Из приведённых
данных видно, что резервы России высоки,
они в определённой мере гарантируют стабильность
развития экономики и обслуживания государственного
долга. Но есть одно «но»: наши резервы
на 97,3 % обеспечены денежными средствами
и лишь на 2,7% - золотом. Из приведённого
графика видно, что в ряде стран доля золота
значительно выше. Денежные средства нашей
страны состоят в большой мере из американских
долларов, а точнее, из американских ценных
бумаг, приобретённых на эти доллары. Следовательно,
в значительной мере устойчивость нашей
экономики зависит от устойчивости американского
доллара. И хотя, ВВП США велик – он составляет
примерно 20%, то есть 1/5 часть мирового
ВВП, безусловно, устойчивость доллара
это не гарантирует. Ибо структура его
весьма сомнительна, так как лишь 18% ВВП
США приходится на производство, а более
76% - это так называемые услуги, в том числе
около половины их них – финансовые, и
ещё примерно 10% - юридические, а остальные
– информационные. А это не гарантирует
стабильность экономики на все времена.
Это, как отмечено выше, вызывает критику
наших экономистов, политических деятелей
характера сохранения наших резервных
денежных средств.
3. Цели выпуска
государственных и
По существу, государственные ценные бумаги – это форма существования государственного долга. Таким образом, государственный долг – общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам. Правда, государственный долг образуют и кредиты, полученные Правительством РФ от Центрального Банка России.
С учётом сферы размещения займов, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают: государственный долг капитальный (задолженность, по которой срок платежа не наступил) и текущий (срок уплаты, по которому наступает в текущем или ближайшем бюджетном году).
Размещение ГЦБ осуществляется, прежде всего, через Центральный банк или министерство финансов. По форме выпуска они могут быть в бумажной (бланковой) или в безбумажной форме (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Тенденция в настоящее время очевидна – заметно растёт доля ГЦБ в безбумажной форме.
Методы размещения могут быть разнообразные – закрытое распространение среди определённого круга инвесторов, аукционные торги, открытая продажа желающим по установленным ценам.
Виды ГЦБ. В соответствии с взятым для классификации критерием все ГЦБ можно разделить на следующие группы:
- по виду эмитента:
ценные бумаги федерального
- по форме обращаемости:
рыночные ценные бумаги, свободно
продающиеся после первичного
размещения; нерыночные – они
не могут перепродаваться
- по срокам обращения:
краткосрочные, выпускаемые,
- по сроку получения
доходов: они могут быть
История зарождения и развития рынка ценных бумаг, валютных и товарных бирж была кратко изложена выше. Как зарождался и развивался рынок ценных бумаг в России? Россия, как государство с поздним развитием капиталистических производственных отношений, конечно, не могла иметь фондовый рынок относительно рано. Петровские преобразования подталкивали страну к его образованию. Первая в России Петербургская биржа была организована в 1703 году, но значительного развития тогда не получила. Поэтому точкой отсчёта возникновения Российского фондового рынка считается 1769 год – год размещения в Амстердаме первого выпуска Российского государственного займа. Потребность привлечения финансовых ресурсов для государства долгий период удовлетворялась в основном за счёт размещения крупных государственных займов на иностранных рынках. И лишь 40 лет спустя, в 1809 году государственные долговые бумаги появились на Российском рынке.
Высочайшим указом был установлен размер дохода по ценным бумагам в размере 6% годовых, и имелась премия в размере 1%. Уже тогда доход по государственным ценным бумагам был выше, чем доход, предоставляемый кредитными учреждениями. Кроме того, государственные ценные бумаги могли приниматься в залог по всем подрядам и откупам и частично приниматься в уплату казённых сборов и таможенных пошлин. В целом, за первые 7 лет было выпущено ценных бумаг на сумму 354 млн. рублей. Это тогда была значительная сумма. И, тем не менее, до середины 19 века государственные займы покрывали лишь около 10% государственного долга. Весь остальной долг государство получало за счёт размещения займов за рубежом.
В соответствии с законодательством, государственные акции были именными бумагами. Торговля ими проводилась на товарных биржах и через государственный банк России. Осуществляющей фондовые операции крупнейшей биржей страны была Санкт-Петербургская биржа. В 1883 году на этой бирже были приняты первые правила, определяющие операции с ценными бумагами. В дальнейшем на этой основе были приняты регулирующие правила на Московской бирже и на биржах других городов.
Начало Первой Мировой войны вызвало крупнейшую панику на Европейских и Российских биржах, они сразу же прекратили операции с ценными бумагами, хотя в дальнейшем, в 1916 году произошло некоторое оживление на фондовом рынке, но значительного оживления так и не произошло, хотя в 1917 году была вновь открыта столичная фондовая биржа, но с ограниченным проведением операций.
После октябрьской революции рынок ценных бумаг практически прекратил своё существование. Декретом Правительства от 23 декабря 1917 года все операции с ценными бумагами были запрещены, а в начале 1918 года были аннулированы государственные займы. Однако с провозглашением новой экономической политики (НЭПа) оживились товарно-денежные отношения и, в том числе, рынок ценных бумаг. В соответствии с постановлением ВЦИКа и СНК о валютных операциях с 1921 по 1930 год открылись товарные биржи и фондовые отделы при биржах. Стали выпускаться государственные ценные бумаги. С 1921 по 1957 год в СССР было выпущено 60 облигационных займов, с 1957 по 1990 год – 5 займов.
Практически по всем займам для населения, выпущенным с 1927 по 1945 год, была проведена конверсия в облигации с более длительным сроком погашения и меньшими процентным ставками (например, вместо 10 лет – 20, вместо 8% - 4 и т.п.). Подавляющее большинство займов, выпускаемых с 1947 по 1957 год, были в 1957 году пролонгированы на срок до 20 лет, а фактически, на больший срок, так как погашение по ним должно было происходить тиражами выигрышей ещё 20 лет (погашение началось только в 1947 году), и были окончательно погашены только через 35-40 лет с момента начала выпуска. Постоянно ухудшались условия облигационных займов для инвесторов. В 20-х годах преобладали займы долгосрочного и среднесрочного характера. С конца 20-х и до середины 30-х годов наиболее распространённым сроком займа стали 10 лет; с 1 июля 1936 и до конца 80-х годов облигации выпускались на срок 20 лет.
Нерыночная ставка по облигационным займам понизилась на основе административных решений от 8 – 12 % в 20-х годах – начале 30-х годов, до 3 – 4% с середины 30-х начале 50-х годов и 2-3% - до конца 80-х годов. В начале 90-х годов были заморожены выплаты по существовавшим облигационным займам для населения; убытки, которые оно понесло по займам в связи с инфляцией, компенсированы не полностью.
Переход нашей страны к рыночной экономике определил собой начало нового этапа в развитии рынка ценных бумаг. Условно, все реформы можно разделить на 3 этапа. На первом этапе, а он проходил в 1990-х – 1992-х годах, проходило создание предпосылок для фондового рынка: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг. В конце 1992 года в России был принят Закон «О Государственном внутреннем долге Российской Федерации», который можно считать отправной точкой на пути к цивилизованному регулированию доходов и расходов государства, денежного обращения, объёмов централизованных инвестиций и пр. Этот Закон является предпосылкой к созданию финансового рынка, своего рода правил участия государства в этом рынке. В то же время Банк России провёл экспериментальный аукцион по размещению первого внутреннего республиканского займа РСФСР 1991 года. Характеристиками этого займа явились: срок обращения – 3 года; купона ставка по нему составляла – 8,5%. В ходе аукциона было реализовано облигаций на сумму более 50 млн. рублей и, кроме того, были опробованы первые для России технологии выпуска и размещения облигаций – это: во-первых, аукционный сбор заявок; во-вторых, безбумажный выпуск (в виде записей на счетах владельцев); в-третьих, определение цены реализации на основе конкуренции ценовых предложений продавца и покупателей. Российское государство стало активнее использовать рынок ценных бумаг, хотя значение государственных внутренних выигрышных займов снизилось. Последний заём из этой серии был выпущен в 1992 году под 15% годовых, что, в связи с огромной инфляцией, его полностью обесценило.
На втором этапе, в 1993 – первой половине 1994 года, фондовый рынок существовал в форме приватизационных чеков. Это было начало, расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством в огромном количестве и выдавались гражданам Российской Федерации бесплатно. А люди обменивали приватизационные чеки на акции приватизируемых предприятий или продавали на биржевом и внебиржевом рынке. Надо отметить, что на этом этапе была слабо развита нормативная база по ценным бумагам, что привело к появлению финансовых пирамид.
Российские государственные ценные бумаги обращаются не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных. Так, с конца 80-х годов, на международном рынке обращается несколько облигационных займов бывшего СССР, выпущенных в разных европейских валютах. С 1996 года российское правительство размещает на внешнем рынке облигационные займы. С этого же года начинается практика допуска иностранных инвесторов на внутренний рынок российских и государственных облигаций, хотя в 1992-95 годах государство почти совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца 1995 года в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа, нацеленные на продажу населению.
Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путём дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в Российской экономике в первой половине 90-х годов. В этих целях государство предприняло несколько попыток: привлечение средств предприятий и организаций, наиболее удачными из которых оказались, в конечном счёте, выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейские обязательства. Хотя число видов государственных ценных бумаг, обращающихся на Российском рынке, достаточно велико, первенство прочно захватили ГКО и ОФЗ, объёмы выпуска которых до августа 1998 года были преобладающими.
Другой особенностью рынка государственных облигаций была их высокая доходность (до 100% годовых и более), в отдельные периоды, позволявшая привлекать средства инвесторов с других рынков капиталов, которые в Российских условиях 90-х годов были не в состоянии обеспечить подобную доходность. В дальнейшем же государство стало снижать столь высокую доходность, которая, в конечном счёте, разорительна и не может быть оправдана на длительный период.
В отличие от рынка корпоративных ценных бумаг, рынок государственных облигаций своей большей частью является централизованным биржевым рынком. Ядром этого рынка стало Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), на которой сосредоточена торговая, расчётная и депозитарная система, обеспечивающие на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ценных бумаг.