Цели выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг. Международная и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений в стране обязательной их составной частью становится рынок ценных бумаг. Ценная бумага – это денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ; источник формирования уставного капитала акционерных обществ и финансирования расходов государства, территориально-административных органов управления, муниципалитетов; форма вложений денежных средств физическими и юридическими лицами и способ получения ими доходов от этих вложений. Основные ценные бумаги – это документы, в основе которых лежат имущественные права на реальный актив.

Содержание

Место государственных и муниципальных ценных бумаг в общей структуре ценных бумаг.
Потребности государства в финансовых ресурсах и их источники.
Цели выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг. Международная и Российская практика.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

курсавая.docx

— 82.85 Кб (Скачать документ)

   Финансовые институты практически всех регионах РФ (и даже многие находящиеся в Москве), по существу, исключены из числа дилеров, допущенных к первичным аукционам. Это лишает их доступа к высоким прибылям от операций с государственными ценными бумагами. Выход из создавшейся ситуации заключается не только в увеличении числа участников аукционов, но и в расширении биржевого рынка ценных бумаг, как наиболее эффективного.

   Издержки проведения операций с государственными ценными бумагами, допущенными на вторичный рынок, слишком велики. Если сделки осуществляются через фондовую биржу, то согласно существующим правилам, они требуют заблаговременного резервирования средств участников на специальных счетах. В России пока ещё не существует ни развитой внебиржевой торговли ценными бумагами, ни их региональных рынков. Концентрация торговли долговыми обязательствами государства в Москве резко сужает возможности региональных инвесторов, и обходятся им дорого (средства для участия в аукционах необходимо резервировать на счетах, как минимум, за день до их начала). В итоге государство несёт потери из-за искусственного сужения рынка государственных ценных бумаг.

   По мнению специалиста банка России, наличие узкого круга первичных дилеров связано с необходимостью жёсткого контроля за участниками аукционов. В перспективе должны быть разработаны новые правила торговли, которые позволят региональным коммерческим банкам  и другим финансовым институтам принимать в ней участие.

   Противоречива роль, которую играет на рынке государственных ценных бумаг Банк России. Он, например, на рынке ГКО одновременно является агентом Министерства финансов, дилером и контрольным органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда же Банк России сам играет на рынке ГКО, он заинтересован в том, чтобы не разглашать информацию о структуре спроса и предложения. Когда Банк России единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своих целях. Здесь виден определённый конфликт интересов. В то же время государственные интересы однозначны: государство заинтересовано в широкой информации о положении дел на рынках ГКО для всех категорий инвесторов, а так же в том, чтобы этот рынок был более доступным.

   Большинство новых банков и небанковских институтов в РФ не имеют прямого доступа на вторичный рынок ГКО. Высокая стоимость доступа на вторичный рынок уменьшает ликвидность выпускаемых инструментов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы согласны платить за ГКО. Более высокая ликвидность приведёт к повышению цены на эти бумаги. Замкнутый вторичный рынок так же снижает спрос на ГКО. В конечном счёте надо стремиться к тому, чтобы число участников рынка ГКО возросло (а так же и число нерезидентов), что позволит положить конец тенденции к монополизации и развить конкуренцию. Для этого необходимо установить терминалы в отдалённых регионах, создать систему быстрых денежных расчетов, использовать существующие и создать новые коммуникационные системы.

   Важной проблемой является оценка инвестиционного спроса на ценные бумаги. Этот спрос находится в прямой связи с динамикой ежемесячного уровня инфляции. По расчетам экспертов ФКЦБ, если месячный уровень инфляции будет в пределах 1-3%, то спрос, например на ГКО, составит около 46 млрд. рублей, в пределах 4-10% - 41 млрд. рублей, свыше 11%  - 38 млрд. рублей. Таким образом, по мере снижения инфляции, инвестиции в ценные бумаги могут возрастать. Уровень инфляции – не единственный фактор, влияющий на динамику инвестиционного спроса. Для превращения потенциального спроса в реальный, важное значение имеют: уровень их доходности, сроки выпуска, а так же организация самой торговли этим фондовым инструментом.

   Значительная международная специфика наблюдается в работе фондовых бирж. Наиболее крупными являются те национальные фондовые биржи, которые находятся в главном финансовом центре страны. На них концентрируются акции компании с общенациональными масштабами операций. Провинциальные биржи постепенно теряют свои позиции. Так складывается моноцентрическая биржевая система. В наиболее законченном виде она представлена в Англии, где Лондонская биржа именуется «Международной фондовой биржей», поскольку она вобрала в себя все биржи не только Великобритании, но и Ирландии. На Лондонской бирже представлены акции примерно 2800 компаний. Моноцентрическими являются так же биржевые системы Японии и Франции, но там ещё сохранились провинциальные биржи, однако их роль весьма незначительна. Подобная система сложилась и в России, где главные фондовые биржи сосредоточены в Москве. В России включение региональных торгово-биржевых площадок в торговую систему московской межбанковской валютной биржи – первый шаг на пути образования единого общероссийского рынка ценных бумаг. В свою очередь, инфраструктурная база, создаваемая в регионах с помощью торговой сети по государственным ценным бумагам, открывает перспективу внедрения высокотехнологичной системы торгов и по негосударственным фондовым инструментам.

   В ряде стран действует полицентрическая биржевая система, при которой примерно равные позиции занимают несколько центров фондовой торговли. Так произошло в Канаде, где лидируют биржи Монреаля и Торонто, и в Австралии, где лидерство принадлежит биржам Сиднея и Мельбурна. Фондовый рынок США специфичен: он настолько обширен, что нашлось место и для общепризнанного лидера – Нью-Йоркской фондовой бирже, на которой представлены акции около 1700 компаний и ещё одной крупной биржи – Американской фондовой биржи. Кроме того в стране функционирует ряд крупных провинциальных бирж. Поэтому биржевую систему США надо классифицировать, как построенную по смешанному типу.

   Деятельность биржи строго регламентирована правительственными документами и уставом биржи. В Уставе прежде всего определяются возможные члены биржи, условия их приёма, порядок образования и управления биржей. В России членами фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Таким образом, на бирже царствуют посредники. Российская фондовая биржа организует торговлю только между членами бирж. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже, исключительно через посредничество членов бирж. Фондовые отделы товарных и валютных бирж в соответствии с Федеральным законом, так же признаются фондовыми биржами. Согласно Российскому законодательству не допускается:

- неравноправное  положение членов фондовой биржи

-временное членство

-сдача мест в  аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи. 

   В мире накоплен большой опыт выпуска и размещения муниципальных ценных бумаг. В США доля муниципальных облигаций, по их оценкам, занимает более половины рынка ценных бумаг, и превышает долю корпоративных акций и облигаций. Они считаются одними из самых надёжных: облигации городов и окружных органов самоуправления обеспечены налогами на недвижимость. Облигации штатов менее надёжны: они обеспечиваются налогами с оборота или иными налогами, размеры которых могут меняться. Важное значение имеет и то обстоятельство, что в случае возникновения неплатежей, на Город можно подать в суд, а на Штат –нет. Муниципалитетом в США запрещён выпуск акций, они могут выпускать только облигации.

   По типу муниципальные ценные бумаги в США не отличаются от федеральных займов: все они делятся  на кратко-, средне- и долгосрочные и продаются на аукционах на основе конкурентных торгов. По видам обеспечения они подразделяются на:

- облигации под  общее обязательство. По сути  это необеспеченные облигации,  никакого залога нет. Косвенным  обеспечением стоит считать налоговые  доходы эмитентов. Обычно подобные  бумаги выпускаются для финансирования  проектов, не приносящих дохода;

- облигации под  доход от проекта (например, промышленного  предприятия);

- облигации под  специальный налог (строительство дорог, например, покрывается налогами на бензин). 

   Муниципальные облигации могут быть именными и на предъявителя (преобладают именные, то есть зарегистрированные, ибо в этом случае они освобождаются от налогов). К облигациям обычно прилагается отзывной опцион. Они котируются на базе дохода от срока погашения (для определения котировочных данных используют специальные руководства). В США номинал муниципальных облигаций 1000 и 5000$. Большая часть операций с ними совершается через брокеров на внебиржевом рынке.

      

        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                      4. Список использованных источников:

Федеральные законы:

- «Бюджетный Кодекс  РФ»

-«О рынке ценных  бумаг»

- «Об особенностях  эмиссии и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг» 

Постановления Правительства  РФ:

- от 15 мая 1995 года  «О генеральных условиях эмиссии  и обращения облигаций федеральных  займов» (с изменениями от 30 июня 1998 г. и 27 февраля 1999).

- от 30 сентября 2000 года  «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ УСЛОВИЯ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, И ОБ ОТЧЕТАХ О ПРОВЕДЕННОЙ ЭМИССИИ"

- от 16 октября 2000 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГЕНЕРАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРАТКОСРОЧНЫХ БЕСКУПОННЫХ ОБЛИГАЦИЙ»

- от 25 марта 2003 года  "Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг"

- от 30 июня 2004 года  "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора" 

Литература:

1) Российский статистический ежегодник: стат. Сб / Госкомстат России. -  2001.

2) Россия в цифрах, 2002: краткий статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2002.

3) Рынок ценных  бумаг. Учебник 2-е издание РЭА  им. Г. В. Плеханова «Финансы и статистика». М. 2001 год.

4) «Национальная  экономика». Учебник РЭА им. Г.В.  Плеханова. М. 2003 г.

5) Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учеб. для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

6)

 

Баринов Э.А. Рынки: валютные и ценных бумаг: монография /З.А. Баринов, О.В. Хмыз. – М.: Экзамен. 2001.

7) Основные ориентиры денежно-кредитной политики на 2002 год // Деньги и кредит. – 2001.

8) Телятников А. Проблема и перспективы электронной торговли на российском рынке ценных бумаг // РЦБ. – 2000. 


Информация о работе Цели выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг. Международная и российская практика