Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:35, курсовая работа
Рассмотрение нетарифных методов регулирования ВТ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений во внешней торговле……………………………………………….5
1.Классификация нетарифных ограничений…………………………………6
1.2 Квотирование и лицензирование, как две наиболее распространенных формы количественного ограничения………………………………………….9
1.3 Лицензирование в РФ……………………………………………………….15
Глава 2. Применение квотирования и лицензирования в Российской Федерации……………………………………………………………………….21
2.1Квотирование в РФ…………………………………………………….……..21
2. Лицензирование экспорта и импорта в РФ………………………….……..27
2.2.1 Лицензирование экспортных товаров…………………………………….30
2.2.2 Лицензирование импортных товаров……………………………….…….32
2.3 Лицензирующие органы……………………………………………...….…..33
Глава 3 Проблемы и перспективы развития системы квотирования и лицензирования в РФ…………………………………………………...…….….37
Заключение………………………………………………………...…………..…43
Список используемых источников и литературы………………………...……45
1.2 Квотирование
и лицензирование, как две наиболее
распространенных формы
1.3 Лицензирование в РФ……………………………………………………….15
Глава 2. Применение
квотирования и лицензирования в
Российской Федерации………………………………………………………
2.1Квотирование
в РФ…………………………………………………….……..
2.2.1 Лицензирование
экспортных товаров………………………………
2.2.2 Лицензирование
импортных товаров……………………………….
2.3 Лицензирующие
органы……………………………………………...….….
Глава 3 Проблемы
и перспективы развития системы
квотирования и лицензирования в
РФ…………………………………………………...…….….
Исследование роли нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях стран, безусловно, актуальная на сегодняшний день тема. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.
Таможенно-тарифные ограничения остаются важнейшими инструментами внешнеторговой политики, но их роль постепенно слабеет. Тарифы снижаются в связи с регулированием внешней торговли соглашениями ВТО, ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. Но странам невыгодно терять свои выигрыши от снижения тарифов, и за последние годы возрастает влияние нетарифных ограничений на международную торговлю из-за их скрытого характера. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. По данной теме пока нет достаточного количества практического материала по причине «закрытости» нетарифных ограничений и, соответственно, слабого отражения в статистике.
В данной работе я ставила перед собой цель проанализировать такие виды нетарифных ограничений, как квотировании и лицензирование, и выявить перспективы их использования во внешней торговле РФ.
Исходя из указанной цели, мною были поставлены следующие задачи:
Объектом данной работы является внешнеторговая деятельность, а предметом – квотирование и лицензирование, как формы нетарифных ограничений.
В работе рассматривается целесообразность использования квотирования и лицензирования в РФ, их эффективность, экономическое влияние на производителей, потребителей и благосостояние страны в целом. Также в работе был обобщен материал по использованию нетарифных инструментов во внешнеторговой политике РФ, с учетом анализа нормативно-правовых актов, докладов чиновников, статей по данной тематике и найденных статистических данных.
Исходя из выше сказанного, можно определить структуру работы. Данная работа включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Многие
процессы, происходящие в мировой
экономике, такие как неравномерность
развития отдельных стран, экономические
и политические кризисы, расширение
внешнеэкономических связей, расширение
номенклатуры товаров, требуют жесткого
регулирования. В то же время «открытые»
меры таможенно-тарифного
Несомненно,
таможенные тарифы остаются важнейшим
инструментом внешнеторговой политики,
но их роль за последние десятилетия
постепенно ослабла. Следовательно, в
тех случаях, когда возможности
таможенно-тарифного
Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки [1].
Из-за
своего скрытого характера нетарифные
меры регулирования внешней торговли
часто дают правительствам возможность
действовать почти
Как
известно, в мире действуют официальные
классификационные схемы
Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:
1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);
2, 3, 4 и 5 группы относятся к административным мерам.
2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);
3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортереми-производителями;
4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);
5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов) [2].
Классификацию нетарифных
Таблица 1
Система нетарифных ограничений | ||||||||
I.Финансовые меры: | ||||||||
1.Сборы | дополнительные сборы | внутренние (уравнительные) налоги и сборы | пограничные налоги и сборы | скользящие сборы | импортные депозиты | |||
2.Налоги | ||||||||
3.Пошлины | ||||||||
II. Административные меры: | ||||||||
1.Количественные | 2.Скрытые методы | 3.Финансовые | ||||||
Квотирование (контингентирование) | экспортная квота | Технические барьеры | соблюдение нац. станд. качества | Субсидирование | прямая субсидия | |||
импортная квота | требования к упаковке | косвенная | ||||||
индивидуальная квота | Сан-гигиен. нормы | внутренняя | ||||||
глобальная квота | требования к рекламе | экспортная | ||||||
Лицензирование | разовая лицензия | Внутренние налоги | прямые | Демпинг | спорадический | |||
генеральная | косвенные | преднамерен | ||||||
глобальная | Политика в рамках государственных закупок | постоянный | ||||||
автоматическая лицензия | обратный | |||||||
взаимный | ||||||||
"Добровольное" ограничение экспорта | Требование о содержании местного компонента | Экспортное кредитование | субс.
кредиты экспор-м | |||||
гос.кредиты имп-м | ||||||||
Страх-ие эксп.рисков |
1.2
Квотирование и
лицензирование, как
две наиболее распространенных
формы количественного
ограничения
Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Они могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.
В своей работе я рассмотрю первые две формы: квотирование и лицензирование.
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.
Квотирование (контингентирование) - установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении.
Квотирование во внешней торговле - мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством, которая:
1)
накладывает количественные и
стоимостные ограничения на
2)
вводится на определенный срок
применительно к определенным
товарам, транспортным
3)выступает в качестве:
а) нетарифной меры внешнеэкономического регулирования;
б) регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке;
в) ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д [3].
Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. Квота это своего рода протекционистская мера, имеющая как плюсы, так и минусы. Экономический выигрыш для производителей и занятых в защищенных отраслях весьма существенен, что выражается в росте рентабельности. Предприятия, испытывающие потребность в ограничении конкуренции зарубежных производителей, могут оказывать весьма ощутимое политическое давление, требуя введение квоты. Вместе с тем издержки таких ограничений перекладываются на потребителя, т. к. отечественные товары оказываются дороже, чем в условиях свободной торговли, а диапазон потребительского выбора сокращается.