Квотирование и лицензирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание

Рассмотрение нетарифных методов регулирования ВТ

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты применения нетарифных ограничений во внешней торговле……………………………………………….5
1.Классификация нетарифных ограничений…………………………………6

1.2 Квотирование и лицензирование, как две наиболее распространенных формы количественного ограничения………………………………………….9

1.3 Лицензирование в РФ……………………………………………………….15

Глава 2. Применение квотирования и лицензирования в Российской Федерации……………………………………………………………………….21

2.1Квотирование в РФ…………………………………………………….……..21
2. Лицензирование экспорта и импорта в РФ………………………….……..27

2.2.1 Лицензирование экспортных товаров…………………………………….30

2.2.2 Лицензирование импортных товаров……………………………….…….32

2.3 Лицензирующие органы……………………………………………...….…..33

Глава 3 Проблемы и перспективы развития системы квотирования и лицензирования в РФ…………………………………………………...…….….37

Заключение………………………………………………………...…………..…43

Список используемых источников и литературы………………………...……45

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.docx

— 264.38 Кб (Скачать документ)

     Виды  квот можно рассмотреть на следующих  схемах:

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис

     Рис.1 Виды квот по охвату 

       
 
 
 
 
 

Рис. 2 Виды квот по направленности действия

     Существует  ряд других квот.

     Индивидуальная  квотаквота, ограничивающая размер поставки какого-либо товара из одной страны в другую.

     Тарифная  квота представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами по обычным ставкам. 

     Естественная  квота - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.

     Исключительная  квота - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.

     Миграционная  квота — это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти принимающей страны в виде абсолютной, либо относительной величины (процентной доли) по стране в целом, отдельным территориям, видам экономической деятельности (отраслям), странам происхождения, профессиональным группам.

     Квоты (контингенты) групповые  – это квоты, устанавливаемые по товару (товарам) с определением группы стран, куда товар (товары) экспортируется или из которых он (они) импортируется и т.д [4]. 

  • Лицензирование  – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

     Лицензирование  может являться составной частью процесса квотирования (документ, подтверждающий право ввоз или вывоз товар в рамках полученной квоты) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

      Во втором случае лицензирование приобретает ряд конкретных форм: разовой, генеральной, автоматической и глобальной лицензий. 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3 Виды лицензий 

     Лицензирование  используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для  целей государственного регулирования  импорта. Развитые страны чаще всего  используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты [3].

     Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

    1. Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее  высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;
    2. Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период  или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот.
    3. Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями [5].

     Страны  используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная  обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному  методу. 

1.3 Лицензирование в  РФ 

      Основным  нормативным актом, регулирующим деятельность по лицензированию и перечень видов  деятельности, подлежащих лицензированию, является Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".  Под лицензией понимается  разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

        Перечень видов  деятельность для осуществления  которых требуется лицензия определяется Федеральным законом. Для получения  лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо выполнить установленные нормативными правовыми актами требования и условия. В этом случае лицензирующие органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством РФ, проводят мероприятия по выдаче лицензии. Для учета выданных лицензий уполномоченными органами ведется реестр лицензий - совокупность содержащих сведения о выданных, приостановленных, возобновленных и об аннулированных лицензиях на осуществление лицензиатами конкретных видов деятельности баз данных лицензирующих органов [6].

      Основными принципами осуществления  лицензирования являются:

    1. защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
    2. обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
    3. утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
    4. гласность и открытость лицензирования;
    5. соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

    К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление  которых может повлечь за собой  нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование  которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

    Лицензия  выдается отдельно на каждый лицензируемый  вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом  или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой  федеральными органами государственной  власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

    Деятельность, на осуществление которой лицензирующим  органом субъекта Российской Федерации  выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов  Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии  уведомления лицензиатом лицензирующих  органов соответствующих субъектов  Российской Федерации, если иное не установлено  вступившими в силу до момента  вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами.

    За  осуществление деятельности на основании  лицензии, выданной лицензирующим органом  субъекта Российской Федерации, на территориях  иных субъектов Российской Федерации  без уведомления лицензирующих  органов данных субъектов Российской Федерации лицензиат несет ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

    Срок  действия лицензии устанавливается  положением о лицензировании конкретного  вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может  быть предусмотрено бессрочное действие лицензии [6].

    Лицензия  выдается на срок менее чем три  года только по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может  быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

    В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы  нарушения лицензионных требований и условий.

    Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении  лицензиатами лицензируемых видов  деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а  также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

    В отношении лицензируемых видов  деятельности, требующих специальных  условий для их осуществления, в  лицензионные требования и условия  могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным  специальным условиям объекта, в  котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении  лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного  вида деятельности.

    Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

    1. заявление о выдаче лицензии с указанием:
    2. наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя;
    3. лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
    4. копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;
    5. копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;
    6. справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
    7. документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии [6].

    В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может  быть предусмотрено представление  иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным  лицензионным требованиям и условиям.

    Требование  от соискателя лицензии представления  иных документов, не предусмотренных  Федеральным законом «О лицензировании…», иными федеральными законами и положениями  о лицензировании конкретных видов  деятельности, не допускается.

Информация о работе Квотирование и лицензирование