Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа
Рассмотрены основные понятия международного рынка услуг, характеристика и классификация услуг, изучается динамика услуг на международном рынке и тенденции их развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Институт мировой экономики и финансов
Кафедра
мировой и региональной экономики
Курсовая
работа
«МЕЖДУНАРОДНАЯ
ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ:
СОВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА,
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ»
Выполнил:
студент группы МЭ-081
Султангалиев
Салават Николаевич
Научный руководитель:
кандидат экономических наук, старший преподаватель
Батманова
Виктория Викторовна
Волгоград, 2011 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор недостаточно изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых, рекламных и других рынков услуг.
Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие рынка сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.
Степень разработанности проблемы. Изучением международного рынка услуг занимались многие отечественные и зарубежные ученые, среди которых можно выделить следующих: Г. А. Аванесова, Н. Г. Адамчук, Г. Армстронг, Г. Ассель, О. Н. Балаева, Ф. Бастиа, С. Л. Брю, Т. Д. Бурменко, Э. ВанДузер, В. Вонг, Н. А. Восколович, Ф. Гваттари, Э. С. Гребенщиков, К. Гренрос, В. Д. Грибов, Е. В. Данилова, Ж. Делез, Д. Джоббер, П. Дойль, И. И. Дюмулен, Дж. Зингельманн, Д. Йип, Т. Кларк, Ф. Котлер, К. Лавлок, Ж. Ф. Лиотар, К. Р. Макконел, Р. Малери, К. Маркс, Р. Г. Мердик, М. Б. Миляева, Н. Панкратьева, Е. В. Покровская, Д. Раджаратнам, А. В. Раков, Р. С. Рассел, Б. Рендер, В. В. Рудько-Силиванов, Ж. Б. Сэй, Б. М. Смитиенко, Дж. Сондерс, К. Хаксевер, С. Халлер, В. Д. Чухломин и др.
Цель курсовой работы – рассмотреть состав, структуру и особенности развития международной торговли услугами и его специфику.
Постановка
указанной цели обусловила следующие
задачи
работы:
– Определить тенденции и факторы развития международного рынка услуг в мировой экономике.
Объектом исследования являются международная торговля услуг.
Предметом исследования являются связи и отношения, складывающиеся в процессе международной торговли услугами.
Методологической
базой работы послужили в рамках
системного подхода структурно-
Информационной базой работы послужили публикации российских и зарубежных авторов в научных журналах, сборниках международных организаций, справочниках, руководствах, учебных пособиях, а также статьи на официальных сайтах. При написании курсовой работы использовалась учебная и периодическая литература зарубежных и отечественных авторов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определены актуальность темы исследования, степень разработанности проблемы, цель исследования, объект и предмет исследования, методологическая и информационная базы.
В первой главе рассмотрено понятие услуги на международном рынке, ее особенности, характерные черты и признаки. Приведена комплексная классификация услуг по различным аспектам. Описывается международное регулирование торговли услугами, либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами
Во второй главе дается комплексная отраслевая и географическая характеристика международным рынкам услуг и их динамике, а так же описываются тенденции и факторы развития международной торговли услугами.
В
заключении подведены итоги по теме курсового
исследования: выявлены теоретические
и практические проблемы, связанные с
формированием общей терминологической
базы и классифицированием услуг на международном
рынке, их высокой степенью обмена на рынке
и сложностью учета в статистической практике,
особенностями услуг как объекта международной
торговли и их высокой степенью подверженности
к качественным изменениям.
«Торговля объединяет человечество во всеобщее
братство взаимной зависимости и интересов»
Д. Гарфилд
«Благодаря торговле все народы узнали нравы
других народов и смогли сравнить их. Это
привело к благотворным последствиям»
Ш. Монтескье
«Каждый живет продажей чего-нибудь»
Р. С. Стивенсон
Термин «услуги» (services) охватывает разнородный круг нематериальных продуктов и видов деятельности, которые с трудом поддаются простому определению. Зачастую бывает также сложно отделить услуги от товаров, с которыми они могут быть в той или иной степени связаны.
Впервые данный термин ввел в научный оборот французский экономист Жан Батист Сэй (1767 – 1832) в 1803г. в своей работе «Трактат по политической экономии». Он считал, что услуги оказывают не только люди, но и вещи, силы природы1. Позднее другой французский экономист Фредерик Бастиа (1801 – 1850), опираясь на «теорию услуг» Сэя, понимал под последними не только реальную затрату труда в процессе производства, но и всякое усилие вообще, которое прилагается кем-либо или от которого освобождается тот, кто данной услугой пользуется (идея социальной услуги)2.
Проблемы
услуг и услуговой деятельности
затрагивал также и К. Маркс. Однако
научный интерес к этому
К. Маркс рассматривал понятие «услуга» в широком и узком смысле. В широком смысле оно «основывалось на том, что результаты труда, предназначенные не для собственного потребления, могут выступать в различных формах и удовлетворять разные потребности других людей, предприятий, государства, стран, оказывая тем самым им услугу»3. Как видно, данное истолкование понятия «услуга» не раскрывает в полной мере всей ее сущности.
В узком же смысле он выделял услугу как деятельность, не принимающую предметно-вещественную форму и соответственно не получающую в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя этой услуги. Следовательно, по Марксу, услуга представляет собой особую потребительскую стоимость, поскольку она полезна как деятельность4.
По словам Р. Малери, услуги представляют собой нематериальные активы, производимые для целей сбыта». По определению, нематериальные активы – это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие денежную, стоимостную оценку5.
По
мнению К. Гренроса: «Услуга — это
процесс, включающий серию (или несколько)
неосязаемых действий, которые по
необходимости происходят при взаимодействии
между покупателями и обслуживающим
персоналом, физическими ресурсами,
системами предприятия —
К. Р. Макконел и С. Л. Брю под услугой понимают то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы предоставить что-либо ценное7.
В
понимании С. Халлера, услуга трактуется
в смысле готовности поставщика к
деятельности, в том числе синхронизации
всех необходимых ресурсов, создании
материальных, правовых и других условий,
позволяющих удовлетворить
К. Лавлок также как и К. Маркс предлагает два подхода к определению услуги: