Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа
Рассмотрены основные понятия международного рынка услуг, характеристика и классификация услуг, изучается динамика услуг на международном рынке и тенденции их развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Источник: Киреев А. П. Международная экономика: в 2-х ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. М. : Международные отношения, 2000. С. 265.
Также правомерно будет упомянуть о статистике ТУЗФ («статистика торговли услугами через зарубежные филиалы»29), используемой на основе ОКЗФ («категории МСОК (международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности) для зарубежных филиалов»)30. В ее составе все услуги сгруппированы по 20 компонентам31:
На
основании теоретических
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что единое мнение о том, что из себя представляют услуги и какова их роль в процессе международного производства, распределения и потребления, отсутствует. Причин для этого несколько:
Рост международной торговли сдерживается множеством ограничений, а универсальные принципы и инструменты, подобные тем, которые признаны и используются в торговле товарами, в торговле услугами зачастую отсутствуют.
Существует много различных
Защита
импорта в сфере услуг обычно
осуществляется путем создания дискриминационных,
более жестких условий в
Секретариату ЮНКТАД в середине 90-х годов было предложено создать автоматизированную базу данных для сбора и распространения информации о мерах, включая законодательство и нормативные положения, затрагивающих доступ для услуг и поставщиков услуг, в особенности из развивающихся стран, к мировым рынкам. В настоящее время основная работа над МАСТ осуществляется в контексте регионального сотрудничества и интеграционных усилий. В будущем эта работа будет сосредоточена практически полностью на национальных источниках. Создавая базу данных, ЮНКТАД сделал основной упор на обеспечение доступности информации для широкого круга пользователей, в особенности в развивающихся странах, включая правительства, региональные организации, научные круги и экспортеров услуг. МАСТ предназначена для снабжения участников переговоров, лиц, определяющих политику, бизнесменов и научных работников удобной в использовании юридической информацией о мерах, применяемых в сфере услуг в соответствии с определением ГАТС. Эта информация систематизирована по следующим разделам: а) страна, применяющая меру; b) сектор или подсектор услуг, затрагиваемый такой мерой, как это определено в Классификации ГАТС или в Классификации основных продуктов; с) затрагиваемый способ поставки; и d) тип используемых мер, как это определено в ст. VI ГАТС (внутреннее регулирование), в ст. XVI ГАТС (доступ на рынки) и в ст. XVIII ГАТС (национальный режим). База данных МАСТ имеется на компакт-дисках с набором приложений Windows.
База данных МАСТ способствует повышению транспарентности режимов, регулирующих торговлю услугами. Страны могут использовать имеющуюся информацию для облегчения переговорного процесса на двустороннем, региональном или многостороннем уровне. Для развивающихся стран и России, осуществляющих в настоящее время разработку нормативных рамок в секторах услуг, эта база данных может стать источником информации о том, каким образом аналогичные сектора регулируются в других странах. База данных МАСТ может также служить действенным инструментом для сбора информации в связи с присоединением новых стран к ВТО и использоваться договаривающимися странами, предполагающими взять на себя дополнительные обязательства в секторе услуг, в ходе нового раунда переговоров о либерализации международной торговли услугами.
В Приложении 9, Таблица 1 приведена схема барьеров, действующих в торговле услугами. Эти барьеры привязаны к двум направлениям ограничения торговли услугами: ограничение доступа на рынок и ограничение предоставления национального режима.
Прямые дискриминационные внутренние барьеры в торговле услугами создаются обычно в форме четких внутренних административных или законодательных норм, определяющих долю иностранных услуг, которые могут быть использованы в отдельных отраслях производства услуг. Иногда эти барьеры выражаются в запрете и ограничении использовать иностранные услуги в отдельных областях. Например, запрет на работу иностранных граждан и на создание иностранных предприятий в области правовых услуг (юридическая и нотариальная службы), обязательная доля национальных программ на радио и телевидении, ограничение капиталовложений и найма иностранных граждан в определенных отраслях производства услуг. Многие из этих барьеров введены для защиты жизненно важных национальных, культурных, социальных и политических интересов и, как правило, не могут стать предметом переговоров. Однако во многих случаях метод преодоления подобных барьеров — использование национального режима применительно к регулированию импорта иностранных услуг или к их производству в стране потребления.
Косвенные
дискриминационные барьеры
Как правило, эти запреты и ограничения непосредственно не связаны с производством и сбытом услуг. Они носят общий характер, касаясь общих правил иммиграции, капиталовложений и др.
Поскольку
эти барьеры носят общий
Прямые недискриминационные барьеры в торговле услугами широко распространены. Они представляют собой сложные системы организации некоторых видов производства и поставок услуг. Например, государственная монополия на телевизионную систему или железные дороги. Другой вид таких барьеров — установление фиксированных тарифов на телевизионные передачи на таком уровне, при котором значительная часть потенциальных производителей услуг (как иностранных, так и национальных) окажется неконкурентоспособной. Эти меры не направлены против иностранных поставщиков услуг. В равной степени они ограничивают поставку услуг национальными производителями. Устранение этих видов барьеров требует кардинальных изменений внутренних правовых и административных основ организации производства услуг в отдельных странах, и поэтому эта группа барьеров особенно устойчива. В ходе переговоров о либерализации рынка услуг эта группа барьеров обычно не становится предметом переговоров.
Косвенные недискриминационные барьеры в торговле услугами охватывают большую группу внутренних регулирующих мер. Они заключаются в том, что действующие в различных странах технические нормы, стандарты, административные правила и предписания, прямо не направленные на ограничение иностранных поставок услуг, заставляют иностранных производителей услуг нести дополнительные расходы, связанные с сертификацией их услуг и приведением их в соответствие с национальными стандартами и требованиями различных стран.
Основной путь либерализации этой группы барьеров в торговле услугами – гармонизация и унификация национальных требований, стандартов и правил путем выработки соответствующих интернациональных правил и стандартов или взаимного признания норм, дипломов, свидетельств о квалификации физических лиц различных стран.
Также в исследованиях Секретариата ЮНКТАД был выявлен еще ряд барьеров, с которыми сталкиваются в первую очередь поставщики услуг из развивающихся стран. К их числу относятся следующие: