Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

Рассмотрены основные понятия международного рынка услуг, характеристика и классификация услуг, изучается динамика услуг на международном рынке и тенденции их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля услугами динамика, тенденции развития Gtxfnm.docx

— 285.59 Кб (Скачать документ)

     Источник: Киреев А. П. Международная экономика: в 2-х ч. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие для вузов. М. : Международные отношения, 2000. С. 265.

     Также правомерно будет упомянуть о  статистике ТУЗФ («статистика торговли услугами через зарубежные филиалы»29), используемой на основе ОКЗФ («категории МСОК (международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности) для зарубежных филиалов»)30. В ее составе все услуги сгруппированы по 20 компонентам31:

    1. Сельское хозяйство, охота, лесоводство и рыболовство;
    2. Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров – из которых: услуги, связанные с добычей нефти и газа, кроме изыскательных работ;
    3. Обрабатывающая промышленность;
    4. Электроэнергия , газ и водоснабжение;
    5. Строительство;
    6. Торговля и ремонт;
    7. Гостиницы и рестораны;
    8. Транспорт, складское хозяйство и связь;
    9. Финансовое посредничество;
    10. Операции с недвижимым имуществом;
    11. Аренда машин и оборудования без оператора и прокат бытовых товаров;
    12. Компьютеры и связанная с ними деятельность;
    13. Исследования и разработки;
    14. Прочая коммерческая деятельность;
    15. Образование ;
    16. Здравоохранение;
    17. Канализация и удаление отходов, санитарная обработка и аналогичные услуги;
    18. Деятельность членских организаций, не отнесенная к другим категориям;
    19. Деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта;
    20. Предоставление прочих видов услуг.

     На  основании теоретических исследований, мною были установлены статистические соответствия между категориями услуг РПБ5, ТУЗФ и четырьмя способами поставок (предоставления) услуг на международном рынке. (см. Приложение 5, Таблица 1; Приложении 6, Диаграмма 1; Приложение 7, Диаграмма 1 и Приложение 8, Таблица 1).

     Таким образом, можно прийти к выводу о том, что единое мнение о том, что из себя представляют услуги и какова их роль в процессе международного производства, распределения и потребления, отсутствует. Причин для этого несколько:

  1. Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
  2. Это торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
  3. Сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
  4. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
  5. Действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия. Часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.
  6. Официальная статистика объединяет эти действия в один класс услуг. Исследователи же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная статистика.
  7. Сложность поиска определения «услуги» заключается в том, что исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика или потребителя услуги. И любой материальный товар достаточно легко может стать услугой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

  1. Международное регулирование торговли услугами: либерализация  обмена на рынке услуг  и барьеры в  международной торговле услугами.
 

     Рост  международной торговли сдерживается множеством ограничений, а универсальные  принципы и инструменты, подобные тем, которые признаны и используются в торговле товарами, в торговле услугами зачастую отсутствуют.

       Существует много различных национальных  методов регулирования внешней  торговли услугами:

      • количественные ограничения импортируемых услуг, определяющие лимиты количества услуг, допустимые доли иностранных поставщиков на внутреннем рынке и т.п.;
      • обязательные расценки и тарифы;
      • дискриминационные налоги, дающие преимущества национальным поставщикам услуг;
      • специальные правила въезда в страну, учреждения и деятельности компании с иностранным капиталом и т.п.;
      • системы лицензирования для занятия определенной профессией

     Защита  импорта в сфере услуг обычно осуществляется путем создания дискриминационных, более жестких условий в использовании  иностранных услуг в пределах национального рынка. Поэтому барьеры  в торговле услугами часто принимают  форму национальных законов, административных распоряжений, ведомственных инструкций, непризнания иностранных квалификационных сертификатов, дипломов и т.п. Еще  более осложняет проблему либерализации ( и переговоров) то обстоятельство, что только часть услуг предоставляется  путем пересечения границы (подобно  тому, как это происходит с товарами). Значительная часть иностранных  и национальных (в случае продажи  иностранцу) услуг предоставляется  непосредственно на национальной территории. Наконец, в сфере услуг до последнего времени отсутствовало что-либо напоминающее универсальную и систематизированную базу данных, содержащую достаточно полную информацию о барьерах в торговле услугами. Сейчас такая база создается в рамках ВТО и ЮНКТАД. Это так называемая база данных по мерам, затрагивающим торговлю услугами (МАСТ).

     Секретариату  ЮНКТАД в середине 90-х годов было предложено создать автоматизированную базу данных для сбора и распространения информации о мерах, включая законодательство и нормативные положения, затрагивающих доступ для услуг и поставщиков услуг, в особенности из развивающихся стран, к мировым рынкам. В настоящее время основная работа над МАСТ осуществляется в контексте регионального сотрудничества и интеграционных усилий. В будущем эта работа будет сосредоточена практически полностью на национальных источниках. Создавая базу данных, ЮНКТАД сделал основной упор на обеспечение доступности информации для широкого круга пользователей, в особенности в развивающихся странах, включая правительства, региональные организации, научные круги и экспортеров услуг. МАСТ предназначена для снабжения участников переговоров, лиц, определяющих политику, бизнесменов и научных работников удобной в использовании юридической информацией о мерах, применяемых в сфере услуг в соответствии с определением ГАТС. Эта информация систематизирована по следующим разделам: а) страна, применяющая меру; b) сектор или подсектор услуг, затрагиваемый такой мерой, как это определено в Классификации ГАТС или в Классификации основных продуктов; с) затрагиваемый способ поставки; и d) тип используемых мер, как это определено в ст. VI ГАТС (внутреннее регулирование), в ст. XVI ГАТС (доступ на рынки) и в ст. XVIII ГАТС (национальный режим). База данных МАСТ имеется на компакт-дисках с набором приложений Windows.

     База  данных МАСТ способствует повышению  транспарентности режимов, регулирующих торговлю услугами. Страны могут использовать имеющуюся информацию для облегчения переговорного процесса на двустороннем, региональном или многостороннем уровне. Для развивающихся стран и России, осуществляющих в настоящее время разработку нормативных рамок в секторах услуг, эта база данных может стать источником информации о том, каким образом аналогичные сектора регулируются в других странах. База данных МАСТ может также служить действенным инструментом для сбора информации в связи с присоединением новых стран к ВТО и использоваться договаривающимися странами, предполагающими взять на себя дополнительные обязательства в секторе услуг, в ходе нового раунда переговоров о либерализации международной торговли услугами.

     В Приложении 9, Таблица 1 приведена схема барьеров, действующих в торговле услугами. Эти барьеры привязаны к двум направлениям ограничения торговли услугами: ограничение доступа на рынок и ограничение предоставления национального режима.

     Прямые  дискриминационные внутренние барьеры  в торговле услугами создаются обычно в форме четких внутренних административных или законодательных норм, определяющих долю иностранных услуг, которые могут быть использованы в отдельных отраслях производства услуг. Иногда эти барьеры выражаются в запрете и ограничении использовать иностранные услуги в отдельных областях. Например, запрет на работу иностранных граждан и на создание иностранных предприятий в области правовых услуг (юридическая и нотариальная службы), обязательная доля национальных программ на радио и телевидении, ограничение капиталовложений и найма иностранных граждан в определенных отраслях производства услуг. Многие из этих барьеров введены для защиты жизненно важных национальных, культурных, социальных и политических интересов и, как правило, не могут стать предметом переговоров. Однако во многих случаях метод преодоления подобных барьеров — использование национального режима применительно к регулированию импорта иностранных услуг или к их производству в стране потребления.

     Косвенные дискриминационные барьеры обычно выражены в форме ограничения  перемещения иностранных факторов производства услуг (физические лица, информационные потоки, капиталовложения).

     Как правило, эти запреты и ограничения  непосредственно не связаны с  производством и сбытом услуг. Они  носят общий характер, касаясь  общих правил иммиграции, капиталовложений и др.

     Поскольку эти барьеры носят общий характер, но серьезно влияют на международный  обмен услугами, либерализация этих барьеров, как правило, происходит путем  заключения широких соглашений, в которых обмен услугами составляет лишь часть соглашения. Например, Римский договор о создании ЕЭС, предусматривающий свободное движение товаров, рабочей силы и капиталов, или Кодекс ОЭСР в отношении так называемых невидимых статей торговли. Другой путь снятия барьеров — прямые переговоры по вопросам устранения препятствий в том или ином секторе услуг.

     Прямые  недискриминационные барьеры в торговле услугами широко распространены. Они представляют собой сложные системы организации некоторых видов производства и поставок услуг. Например, государственная монополия на телевизионную систему или железные дороги. Другой вид таких барьеров — установление фиксированных тарифов на телевизионные передачи на таком уровне, при котором значительная часть потенциальных производителей услуг (как иностранных, так и национальных) окажется неконкурентоспособной. Эти меры не направлены против иностранных поставщиков услуг. В равной степени они ограничивают поставку услуг национальными производителями. Устранение этих видов барьеров требует кардинальных изменений внутренних правовых и административных основ организации производства услуг в отдельных странах, и поэтому эта группа барьеров особенно устойчива. В ходе переговоров о либерализации рынка услуг эта группа барьеров обычно не становится предметом переговоров.

     Косвенные недискриминационные барьеры в торговле услугами охватывают большую группу внутренних регулирующих мер. Они заключаются в том, что действующие в различных странах технические нормы, стандарты, административные правила и предписания, прямо не направленные на ограничение иностранных поставок услуг, заставляют иностранных производителей услуг нести дополнительные расходы, связанные с сертификацией их услуг и приведением их в соответствие с национальными стандартами и требованиями различных стран.

     Основной  путь либерализации этой группы барьеров в торговле услугами – гармонизация и унификация национальных требований, стандартов и правил путем выработки соответствующих интернациональных правил и стандартов или взаимного признания норм, дипломов, свидетельств о квалификации физических лиц различных стран.

     Также в исследованиях Секретариата ЮНКТАД был выявлен еще ряд барьеров, с которыми сталкиваются в первую очередь поставщики услуг из развивающихся стран. К их числу относятся следующие:

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития