Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

Рассмотрены основные понятия международного рынка услуг, характеристика и классификация услуг, изучается динамика услуг на международном рынке и тенденции их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля услугами динамика, тенденции развития Gtxfnm.docx

— 285.59 Кб (Скачать документ)

     1) услуга – это действие или  процесс, предлагаемый одной стороной  другой, в ходе которого используются  физические объекты (товары), но  выполнение действий носит неосязаемый  характер и, как правило, не  приводит к получению права  собственности на что-либо;

     2) услуга – это вид экономической  деятельности, создающий ценность  и обеспечивающий определенные  преимущества для потребителей  в конкретном месте и в конкретное  время, в результате осязаемых  или неосязаемых действий, направленных  на получателя услуги или его  имущество10.

     К настоящему времени сложилась целая  плеяда определений услуги. Некоторые из них представлены в нижеследующей таблице.

Сводная таблица определений  понятия «услуги»

Определение услуги Источник
«Сервис, или услуги, - любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Предоставление услуг может быть связано или  не связано с материальными продуктами» Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. /пер. с англ.; под ред. С. Г. Божук. СПб. : Питер, 2005. С. 301
«Услуги – это неосязаемые блага, которые  приобретаются потребителями, но не связаны с собственностью»  Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. М. : ИНФРА-М, 2001. С. 337
«Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности  на какой-либо материальный объект» Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб. : Питер, 1999. С. 448
«Услуги могут быть определены как экономический  вид деятельности. Услуги – это  действия, дела или выполнение работ; они неосязаемы»  Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. М., 2002.  С. 25
«Услуга – это то, что может быть продано  или куплено, но не может упасть на ногу» Economist. Service market. 1994. № 3. С. 14
«Service (услуги): экономические блага, не имеющие материальной или накопляемой формы» Экономика: Толковый словарь: англо-русский. М. : ИНФРА-М, Весь мир, 2000. С. 661
«Услуги – работа, выполняемая на заказ  и не приводящая к созданию самостоятельного продукта, товара» Новый экономический  и юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М. : Институт новой экономики, 2003. С. 995
«Услуги – это один из весьма распространенных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение  качества уже существующих, произведенных  вещей» Курс экономики: учебник. 3-е издание, доп. / под ред. Б. А. Райзберга. М. : ИНФРА-М, 2001. С. 33
«Services (услуги), действия, направленные непосредственно на потребителя» Экономикс: англо-русский  словарь-справочник / Э. Дж. Долан, Б. И. Домненко. М. : Лазурь, 1994. С. 400
«Услуга – это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в  полезном эффекте, удовлетворяющем  какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом» Ширай В. И. Мировая  экономика и международные отношения: учебное пособие. М. : Дашков и К, 2003. С. 226
«Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека» Добрынин А. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая  теория. СПб. : Питер, 2000. С. 52
«Услуги – экономическая деятельность, непосредственно  удовлетворяющая личные потребности  членов общества, домашних хозяйств, потребности  разного рода предприятий, объединений, организаций и общественные потребности  или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме» Панкратьева Н. Система статистических показателей  сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики, 1999. № 4. С. 17
«Услуги представляют собой результат разнородной  деятельности, осуществляемой производителями  по заказу потребителей и обычно ведущей  к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги» Курс социально-экономической  статистики: учебник для вузов / под  ред. Проф. М. Г. Назарова. М. : Финстатинформ, 2002. С. 655
«Услуги представляют собой такие виды продукции, которые не могут быть складированы и потребляются в месте и во время их приобретения» Экономика США: учебник для вузов // под ред. В. Б. Супяна СПб. : Питер, 2005. С. 125

     Источник: Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. М. : Изд. дом «Вильямс», 2005. С. 34.

     Согласно  Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) понятие «услуги» трактуется как «услуги», которые включают любой вид услуг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти («услуга, поставляемая при исполнении функций правительственной власти» означает любую услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг)11. Но в отношении финансовых услуг понятие «услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти, несколько шире (см. Приложение 1, Комментарий 1).

     В разработанном ЮНТАД и Мировым  банком справочнике «Либерализация международных трансакций с услугами»  услуги представляют изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей12.

     В соответствии  с СНС 1993 года дается следующее определение данного термина: «Услуги не могут принимать форму материальных объектов, на которые могли бы распространяться права собственности. Реализация услуг и их производство неотделимы друг от друга. Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям»13.

     Вместе  с тем далее в СНС 1993 года это  относительно простое определение  формулируется следующим образом: «Целая группа отраслей, обычно классифицируемая как сфера услуг, занимается производством продукции, которой свойственны многие из характеристик товаров. В эту группу входят отрасли, имеющие отношение к предоставлению, хранению, передаче и распространению информации, оказанию консультационных услуг и организации досуга в самом широком смысле этих понятий, то есть речь идет о создании информационных программ на общие или специальные темы, подготовке выпусков новостей, материалов консультационного характера, разработке программного обеспечения, создании кинофильмов, музыкальных программ и т. д. Продукция этих отраслей, в отношении которой могут устанавливаться права собственности, часто хранится на материальных носителях (бумага, магнитные ленты, диски и т. д.); она может продаваться и покупаться так же, как обычные товары. Независимо от того, как характеризуются эти продукты — как товары или как услуги, — они обладают очень важной общей характеристикой: они могут производиться одной единицей и поставляться другой единице, делая, таким образом, возможными разделение труда и создание рынков»14.

     Все услуги обладают рядом отличительных  характеристик, что позволяет рассматривать их в качестве самостоятельного объекта международных экономических отношений между различными хозяйствующими субъектами.

     Такие авторы фундаментальных работ, как  Г. Ассель «Маркетинг: принципы и стратегии» (2001), Д. Джоббер «Принципы и практика маркетинга» (2000), П. Дойль «Менеджмент: стратегия и тактика» (1999), Ф. Котлер «Маркетинг, менеджмент» (1998), Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг «Основы  маркетинга» (1999), К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. С. Рассел, Р. Г. Мердик «Управление  и организация в сфере услуг» (2002), выделяют следующие характеристики услуги (ее отличительные свойства, особенности)15:

  1. Неосязаемость (service intangibility). Если материально-вещественное благо (физический товар) можно взвесить, потрогать, измерить, узнать химический состав и т.п., то услуга как деятельность не может быть заранее, до ее осуществления реально представлена, «прочувствована» потребителем. Все это проявляется на примерах простейших услуг (например, химчистка одежды, ремонт обуви), и сложнейших (космический туризм, консалтинг) и послужило основанием для очень образного определения услуги, которое появилось в лондонском журнале «Экономист»: «Услуга – это то, что может быть продано или куплено, но не может упасть на ногу»16. Десятью годами ранее Д. Коуэлл подчеркивал: «Важнейшей отличительной чертой услуг является то, что в структуре товара – услуги превалируют неосязаемые свойства».
  2. Неотделимость услуг от их источника. Это свойство объективно вытекает из трактовки услуги как деятельности, что обычно при заказе и осуществлении услуги предполагает взаимодействие производителя и потребителя услуги, даже если в роли первого выступает машина, например, получение денег посредством банкомата, получение справки через автоматизированную справочную службу.
    1. Интерактивный характер процесса оказания услуги. Выражается в том, что при оказании большинства услуг потребитель принимает в этом процессе либо непосредственное участие (например, услуги медицинские, парикмахерские, косметологические, туристские), без чего осуществление подобных услуг вообще невозможно, либо участвует «дискретно» - во время заказа (оговаривая  свои пожелания, требования) и приемки (например, услуги автосервиса);
    2. Как правило, наблюдается совпадение производства и потребления услуги во времени и пространстве. Если товар, имеющий материально-вещественную форму, будь то автомобиль или компьютеры, может быть произведен в одной стране, а приобретен в другой и в другое время, то неосязаемость (более или менее выраженная нематериальность) услуги делает это невозможным. Даже если вы купили турпутевку в другую страну на следующий месяц, год, то реально процесс оказания услуги начинается только приезда в данную страну.
  3. Непостоянство качества, или качественная неопределенность (service variability). Это свойство услуги обусловлено спецификой процесса ее оказания и прямо зависит от того, кто, когда, где и как ее предоставляет. Имеют значение как объективные факторы: профессионализм производителя услуги, совершенство технологии и т.д., так и субъективные: настроение работника , оказывающего услугу, его умение понять потребности (и даже прихоти) клиента, наладить с ним взаимоотношения.
  4. Недолговечность услуги (service perishability) связана с ее основным свойством – неосязаемостью и означает невозможность хранения услуги. Вследствие данной особенности  очень жесткие требования предъявляются к знанию спроса и его колебания на конкретные виды услуг, ведь услуги нельзя выполнить «про запас» и где-то складировать. Следовательно, проблема согласования спроса и предложения на рынке услуг стоит весьма остро. Более того, практические все услуги, так сказать, персонифицированы и индивидуализированы, если даже их заказчиком выступает юридическое лицо, государство, поэтому производство услуги начинается с поступления «заказа» от потребителя.
  5. Отсутствие передачи прав собственности при оказании услуги. Если, купив товар в материально-вещественной форме (компьютер, коробку конфет, яхту и т.д.), покупатель автоматически приобретает и право собственности на него, позволяющее использовать этот физический товар по своему усмотрению, в том числе перепродать его, то сама услуга как таковая не становится собственностью покупателя, а право на ее оказание остается у производителя.

     Наряду  с этими наиболее часто перечисляемыми в литературе характеристиками услуг  можно отметить еще и такие17:

    • полное отсутствие или гораздо меньшая взаимозаменяемость услуг даже на одном виде услуг (так, если сахар можно заменить конфетами, то медицинскую услугу по удалению аппендицита нельзя заменить операцией по удалению почки; взаимозаменяемость, но только в определенной степени, может быть в транспортных услугах, средствах связи и некоторых других).
    • услуги как таковые обычно нельзя транспортировать (перевозить), как физические товары. Хотя с развитием информационных технологий эта характерная черта становится не столь определенной. Вместе с тем нельзя считать транспортировкой услуги перемещение материального носителя, на котором, например, записана лекция, музыкальное произведение, фильм.

Сравнительная характеристика товаров (материально-вещественных) и услуг («чистых»)

Признак Товары Услуги («чистые»)
Сущность Вещь, предмет Деятельность, процесс
Осязаемость Да Нет
Видимость Да Нет
Хранение Да Нет
Связь торговли с производством Нет Да
Экспорт Вывоз товара с  таможенной территории за границу без  обязательств об обратном ввозе Оказание услуги иностранцу, т.е. нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны
Качественное  составляющее Определено Неопределенно
Сроки потребления После покупки  потребление может быть отсрочено Потребление не может быть отложено на будущее (при  условии уже начавшегося производства услуги)
Возможность перепродажи Возможно Невозможно
Передача  права собственности Может передаваться в соответствии с законодательством Нет
Накопление  блага  Возможно Нет
Участие потребителя в процессе производства Нет Как в производственном, так и в сервисном процессе
Производство  и распределение блага Отделено от потребления Осуществляются  одновременно, т.е. совпадают во времени  и в пространстве
Наличие товаров-субститутов Широкий спектр Ограничено 
Степень транспортируемости блага  Почти абсолютная В зависимости  от вида услуг может быть абсолютной, так же как и крайне относительной или минимальной
Возможность стандартизации Высокая Низкая
Степень регулируемости, государственной защиты и  контроля экспорта и импорта  Сравнительно  низкая Очень высокая

     Источник: Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н.,  Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007. С. 75-76.; Смитиенко Б. М. Международные экономические отношения: учебник. М. : ИНФРА-М, 2007. С. 188. ; Восколович Н. А. Экономика платных услуг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению «Экономика», специальности «Государственное и муниципальное управление» . М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 9.; Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н.,  Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007.  С. 86-87.

     Перечисленные свойства услуги в полной мере присущи  только так называемым чистым услугам, в которых материальность, осязаемость в традиционно понимаемом смысле минимальна. В реальной жизни существует множество услуг, содержащих материальную составляющую в большей или меньшей степени, поэтому четко провести границу между товарами в материально-вещественной форме (физическими товарами) и услугами (особенно так называемыми материальными) весьма сложно. В западной литературе часто приводятся графические примеры физических товаров и услуг как континуума.

 
 
 

     Источник: Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н.,  Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007. С. 70.

     Континуум (от лат. continuum – непрерывное, сплошное): 

  1. Непрерывность, неразрывность явлений, процессов;
  2. Непрерывное (связное) множество;
  3. Сплошная материальная среда, свойства которой изменяются в пространстве непрерывно18.

     Некоторые экономисты, учитывая наличие различий между материальными товарами и  услугами, предлагают свое понимание  природы услуг. Так, известный экономист  Т. Хилл свой работе «О товарах и  услугах» писал, что в отличие  от товаров, обладающих материализованными свойствами, услугами присуща способность воздействовать на состояние их потребителя (медицинское обслуживание или образование) или на состояние других предметов материального мира (страхование, реклама), или же одновременно и на то, и на другое (банковские, финансовые услуги)19.

     Как уже было отмечено, ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должна произойти фактическая встреча продавца и покупателя услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов сделок по международной торговле услугами20:

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития