Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа
Рассмотрены основные понятия международного рынка услуг, характеристика и классификация услуг, изучается динамика услуг на международном рынке и тенденции их развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
1)
услуга – это действие или
процесс, предлагаемый одной
2)
услуга – это вид
К настоящему времени сложилась целая плеяда определений услуги. Некоторые из них представлены в нижеследующей таблице.
Сводная таблица определений понятия «услуги»
Определение услуги | Источник |
«Сервис,
или услуги, - любая деятельность,
которую одна сторона может предложить
другой; неосязаемое действие, не приводящее
к владению чем-либо. Предоставление
услуг может быть связано или
не связано с материальными |
Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. /пер. с англ.; под ред. С. Г. Божук. СПб. : Питер, 2005. С. 301 |
«Услуги – это неосязаемые блага, которые приобретаются потребителями, но не связаны с собственностью» | Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. М. : ИНФРА-М, 2001. С. 337 |
«Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности на какой-либо материальный объект» | Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб. : Питер, 1999. С. 448 |
«Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности. Услуги – это действия, дела или выполнение работ; они неосязаемы» | Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. М., 2002. С. 25 |
«Услуга – это то, что может быть продано или куплено, но не может упасть на ногу» | Economist. Service market. 1994. № 3. С. 14 |
«Service (услуги): экономические блага, не имеющие материальной или накопляемой формы» | Экономика: Толковый словарь: англо-русский. М. : ИНФРА-М, Весь мир, 2000. С. 661 |
«Услуги – работа, выполняемая на заказ и не приводящая к созданию самостоятельного продукта, товара» | Новый экономический и юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М. : Институт новой экономики, 2003. С. 995 |
«Услуги – это один из весьма распространенных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение качества уже существующих, произведенных вещей» | Курс экономики: учебник. 3-е издание, доп. / под ред. Б. А. Райзберга. М. : ИНФРА-М, 2001. С. 33 |
«Services (услуги), действия, направленные непосредственно на потребителя» | Экономикс: англо-русский словарь-справочник / Э. Дж. Долан, Б. И. Домненко. М. : Лазурь, 1994. С. 400 |
«Услуга – это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом» | Ширай В. И. Мировая
экономика и международные |
«Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека» | Добрынин А. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. СПб. : Питер, 2000. С. 52 |
«Услуги
– экономическая деятельность, непосредственно
удовлетворяющая личные потребности
членов общества, домашних хозяйств, потребности
разного рода предприятий, объединений,
организаций и общественные потребности
или потребности общества в целом,
не воплощенные в материально- |
Панкратьева Н.
Система статистических показателей
сферы услуг как сектора |
«Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги» | Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов / под ред. Проф. М. Г. Назарова. М. : Финстатинформ, 2002. С. 655 |
«Услуги представляют собой такие виды продукции, которые не могут быть складированы и потребляются в месте и во время их приобретения» | Экономика США: учебник для вузов // под ред. В. Б. Супяна СПб. : Питер, 2005. С. 125 |
Источник: Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. М. : Изд. дом «Вильямс», 2005. С. 34.
Согласно Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) понятие «услуги» трактуется как «услуги», которые включают любой вид услуг в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти («услуга, поставляемая при исполнении функций правительственной власти» означает любую услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг)11. Но в отношении финансовых услуг понятие «услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти, несколько шире (см. Приложение 1, Комментарий 1).
В разработанном ЮНТАД и Мировым банком справочнике «Либерализация международных трансакций с услугами» услуги представляют изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей12.
В соответствии с СНС 1993 года дается следующее определение данного термина: «Услуги не могут принимать форму материальных объектов, на которые могли бы распространяться права собственности. Реализация услуг и их производство неотделимы друг от друга. Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям»13.
Вместе с тем далее в СНС 1993 года это относительно простое определение формулируется следующим образом: «Целая группа отраслей, обычно классифицируемая как сфера услуг, занимается производством продукции, которой свойственны многие из характеристик товаров. В эту группу входят отрасли, имеющие отношение к предоставлению, хранению, передаче и распространению информации, оказанию консультационных услуг и организации досуга в самом широком смысле этих понятий, то есть речь идет о создании информационных программ на общие или специальные темы, подготовке выпусков новостей, материалов консультационного характера, разработке программного обеспечения, создании кинофильмов, музыкальных программ и т. д. Продукция этих отраслей, в отношении которой могут устанавливаться права собственности, часто хранится на материальных носителях (бумага, магнитные ленты, диски и т. д.); она может продаваться и покупаться так же, как обычные товары. Независимо от того, как характеризуются эти продукты — как товары или как услуги, — они обладают очень важной общей характеристикой: они могут производиться одной единицей и поставляться другой единице, делая, таким образом, возможными разделение труда и создание рынков»14.
Все услуги обладают рядом отличительных характеристик, что позволяет рассматривать их в качестве самостоятельного объекта международных экономических отношений между различными хозяйствующими субъектами.
Такие авторы фундаментальных работ, как Г. Ассель «Маркетинг: принципы и стратегии» (2001), Д. Джоббер «Принципы и практика маркетинга» (2000), П. Дойль «Менеджмент: стратегия и тактика» (1999), Ф. Котлер «Маркетинг, менеджмент» (1998), Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг «Основы маркетинга» (1999), К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. С. Рассел, Р. Г. Мердик «Управление и организация в сфере услуг» (2002), выделяют следующие характеристики услуги (ее отличительные свойства, особенности)15:
Наряду с этими наиболее часто перечисляемыми в литературе характеристиками услуг можно отметить еще и такие17:
Сравнительная характеристика товаров (материально-вещественных) и услуг («чистых»)
Признак | Товары | Услуги («чистые») |
Сущность | Вещь, предмет | Деятельность, процесс |
Осязаемость | Да | Нет |
Видимость | Да | Нет |
Хранение | Да | Нет |
Связь торговли с производством | Нет | Да |
Экспорт | Вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательств об обратном ввозе | Оказание услуги иностранцу, т.е. нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны |
Качественное составляющее | Определено | Неопределенно |
Сроки потребления | После покупки потребление может быть отсрочено | Потребление не
может быть отложено на будущее (при
условии уже начавшегося |
Возможность перепродажи | Возможно | Невозможно |
Передача права собственности | Может передаваться в соответствии с законодательством | Нет |
Накопление блага | Возможно | Нет |
Участие потребителя в процессе производства | Нет | Как в производственном, так и в сервисном процессе |
Производство и распределение блага | Отделено от потребления | Осуществляются одновременно, т.е. совпадают во времени и в пространстве |
Наличие товаров-субститутов | Широкий спектр | Ограничено |
Степень транспортируемости блага | Почти абсолютная | В зависимости от вида услуг может быть абсолютной, так же как и крайне относительной или минимальной |
Возможность стандартизации | Высокая | Низкая |
Степень регулируемости, государственной защиты и контроля экспорта и импорта | Сравнительно низкая | Очень высокая |
Источник: Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н., Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007. С. 75-76.; Смитиенко Б. М. Международные экономические отношения: учебник. М. : ИНФРА-М, 2007. С. 188. ; Восколович Н. А. Экономика платных услуг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению «Экономика», специальности «Государственное и муниципальное управление» . М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 9.; Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н., Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007. С. 86-87.
Перечисленные свойства услуги в полной мере присущи только так называемым чистым услугам, в которых материальность, осязаемость в традиционно понимаемом смысле минимальна. В реальной жизни существует множество услуг, содержащих материальную составляющую в большей или меньшей степени, поэтому четко провести границу между товарами в материально-вещественной форме (физическими товарами) и услугами (особенно так называемыми материальными) весьма сложно. В западной литературе часто приводятся графические примеры физических товаров и услуг как континуума.
Источник: Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н., Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007. С. 70.
Континуум (от лат. continuum – непрерывное, сплошное):
Некоторые экономисты, учитывая наличие различий между материальными товарами и услугами, предлагают свое понимание природы услуг. Так, известный экономист Т. Хилл свой работе «О товарах и услугах» писал, что в отличие от товаров, обладающих материализованными свойствами, услугами присуща способность воздействовать на состояние их потребителя (медицинское обслуживание или образование) или на состояние других предметов материального мира (страхование, реклама), или же одновременно и на то, и на другое (банковские, финансовые услуги)19.
Как уже было отмечено, ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должна произойти фактическая встреча продавца и покупателя услуги. Только в этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов сделок по международной торговле услугами20: