Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

Рассмотрены основные понятия международного рынка услуг, характеристика и классификация услуг, изучается динамика услуг на международном рынке и тенденции их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля услугами динамика, тенденции развития Gtxfnm.docx

— 285.59 Кб (Скачать документ)

     Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2005-2009 гг. Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.html

     Из  таблицы видно, что в 2008 году произошел  спад роста по всем направлениям мирового рынка услуг, этот факт можно связать  с мировым экономическим кризисом 2008 года. Но к 2009 году показатели роста  стали опять увеличиваться. Если анализировать весь исследуемый  период, то можно сказать, что ситуация на 2009 год прослеживается негативная по сравнению с 2005 годом. Только статья «Другие коммерческие услуги» имеют  положительную тенденцию как  по импорту (+6,8%), так и по экспорту (+8,6%).

     Следующие по количеству и росту транспортные услуги, а затем поездки.

     Проанализируем  региональную структуру мирового экспорта импорта услуг 2005-2009 гг. (таблица 6)

 

      Таблица 6.

     Региональная  структура мирового экспорта импорта  услуг 2005-2009 гг. (среднегодовой рост, %) 

       Год Экспорт Импорт
     Южная Америка
       2005 10,0 8,9
       2006 10,8 11,7
       2007 15,2 8,6
       2008 9,2 7,6
       2009 -9,3 -10,1
     Северная и Центральная Америка
       2005 22,0 21,6
       2006 13,8 14,0
       2007 18,0 22,6
       2008 15,8 20,8
       2009 -8,0 -8,2
     Европа
       2005 10,5 9,5
       2006 12,5 9,5
       2007 20,9 19,0
       2008 12,3 11,7
       2009 -14,2 -12,9
     Африка
       2005 7,4 19,6
       2006 11,7 18,0
       2007 18,3 27,3
       2008 15,8 26,7
       2009 -8,8 -16,5
     Азия
       2005 14,4 11,5
       2006 16,3 13,2
       2007 22,0 18,0
       2008 15,6 15,3
       2009 -11,9 -9,1
     Весь мир
       2005 12,0 11,3
       2006 13,5 11,9
       2007 20,0 18,4
       2008 12,9 13,5
       2009 -12,4 -11,6

     Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2005-2009 гг. Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.html

     Итак, можно сделать вывод, что в 2009 году произошел значительный спад в росте мировых услуг. Менее всего пострадал рынок Южной и Центральной Америки, более всего пострадал рынок Европы и это связано скорей всего с мировым экономическим кризисом. Данный спад можно оправдать последствиями мирового экономического кризиса 2008 года.

     Рассматривая  подробно таблицу 6, можно сказать, что  в Северной Америке, Европе и Азии среднегодовой рост экспорта превышает  рост импорта, а в Африке и Северной и Центральной Америке наоборот среднегодовой рост импорта превышает  рост экспорта. Если сравнивать по всему  миру, то рост импорта и экспорта практически равен друг другу.

     Рассмотрим  объем мирового экспорта и импорта  услуг на современном этапе (таблица 4).

     Из  таблицы 4 видно, что по всем странам  импорт услуг превышает экспорт, а также нельзя скрыть тот факт, что по всем странам в 2009 году произошел спад, как импорта, так и экспорта. Очевидно, что на это повлиял мировой экономический кризис.

     Подводя итоги можно сделать вывод, что в структуре мирового рынка услуг происходят значительные изменения, также прямо пропорционально изменяется и динамика данной сферы. Все это связано с глобализационными процессами в экономике, проводимой торговой политикой зарубежных стран и международных экономических организаций, а также с инвестиционной активностью мировых хозяйствующих субъектов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     Таблица 4.

     Объем мирового экспорта и импорта услуг 2005 – 2009 гг. (млн. долл. США) 

            Экспорт      Импорт
     Весь  мир 2005 2006 2007 2008 2009 2005 2006 2007 2008 2009
Северная  Америка 132500 144567 165764 185676 173545 247500 260931 283916 299005 278023
США 102393 132986 141786 150865 145324 205580 231069 255455 286700 268092
Латинская Америка 42500 57094 63980 77923 64788 64900 71234 77881 80923 79084
Западная  Европа 449900 675654 709809 907532 798543 716000 921100 1097754 1209906 1176003
Австрия 17844 25065 26454 30090 26787 34441 51098 62655 66567 64095
Франция 54572 75231 101450 109865 86989 68171 73774 80954 81560 78650
Германия 97864 106653 112097 124687 116098 149107 176209 201980 231657 222099
Италия 57962 74797 96432 107287 105687 61485 82098 85822 87988 86000
Нидерланды 37799 46765 60241 81097 64064 55745 75651 77433 90653 84900
Испания 20249 28342 29097 34987 32194 37620 45980 52357 60732 55690
Великобритания 50879 73922 84021 97653 89432 101408 133009 154783 160900 157983
Россия 24970 31102 39256 51131 41656 38745 44715 58145 75467 61746
Aфрика 29400 34987 35420 42672 33665 40300 47676 61003 67456 63001
Азия 215100 276097 290433 301865 276082 366800 444000 512073 609239 576777
Китай 9207 15087 30532 46976 37978 46080 49898 54070 57091 53099
Индия 6615 10936 13328 16089 15986 21786 25451 26038 30134 29013
Япония 92323 99671 104531 110980 106799 106612 109990 131723 130980 117856
Сингапур 9430 9346 10666 11091 9767 20551 22206 21245 24090 22432
 
 
 
 
 
 
 

     Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2005-2009 гг. Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.html  

 

     

  1. Тенденции и факторы развития международного рынка услуг
 

     За  прошедшие сто лет сама сфера  услуг кардинально преобразилась. В начале XX века круг предоставляемых  услуг был ограничен, а в общей  структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный  массив домашней прислуги. Ныне насчитывается  более 160 видов услуг (по классификации  ВТО) - от научных исследований до ремонтных  услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального  труда.

     Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг  заключается в том, что она  развивается не в изоляции от материального  производства в интеграции этих видов  деятельности, и от глубины интеграции многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения  вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудо-функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается  численность инженерно-технического, административного и другого  персонала и степень его участия  в производстве вещного продукта. мере роста производства товаров  и услуг многократно разветвляются  усложняются межотраслевые связи  этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального  оснащения и обеспечения, вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупой статьей общих  производственных издержек. В последние  десятилетия XX в. взаимосвязь двух типов  хозяйственной деятельности поднимается  на новую ступень: в новых технологиях  универсального применения услуги и  вещный продукт практически неразделимы, сливаются воедино. Наиболее рельефно это взаимопроникновение выражено в отраслях услуг информационно-коммуникационного  комплекса, медиабизнесе, издательском деле.

     Трансформацию производства и общества в направлении  услуг исследователи часто определяют как «тихую революцию», подчеркивая  тем самым не только фундаментальный  характер и общественную значимость этого сдвига, но и постепенный  ход изменений, а также отсутствие каких-либо катаклизмов, разрушительных форм и последствий «врастания»  нематериальных видов деятельности в общую хозяйственную систему.

     Главные факторы развития сферы услуг:

    • Динамику сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги и особенно быстро на услуги высокого класса.
    • Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рода стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат на сырье, материалы, транспорт и связь всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационно-компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, услуги по связям с общественностью и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных промышленных отраслях и в самих отраслях этой сферы.
    • Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных, структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации. В результате систематического перемещения населения в города подрывался принцип самообеспечения, самодостаточности, свойственный сельскому образу жизни, а функции, ранее выполнявшиеся в рамках домашнего хозяйства, передавались специализированным структурам общественного производства.
    • Сильно подтолкнуло динамику услуг и массовое вовлечение женщин в производство. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг. Крупный по размерам и разнообразный по назначению комплекс услуг вызвала к жизни массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов (кафетерии, кинотеатры и т. д.).
    • Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказала крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах. Также Мировой экономический кризис 2008-2010 гг., с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой переход от индустриальной модели к постиндустриальной, во главе которой стоят высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре «продвинутые», наукоинтенсивные виды услуг.
    • В кризисной ситуации к тому же резко возросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, способствующих решению многочисленных проблем реструктуризации, сбытовых, организационно-управленческих, структурных, внедрения технологических инноваций и повышения эффективности.

     Расширение  позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в  результате возникновения новых  производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так  и путем «экстернализации» услуг  – выделения в самостоятельные  звенья хозяйственной структуры  операций, которые ранее были составной  частью производства или домашнего  хозяйства. «Экстернализация» услуг  – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому  перемещению операций из одной сферы  в другую.

     Углубление  специализации расширяет набор  услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет  к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями  высокой степени зрелости будет  проявляться в более сложном  взаимодействии факторов роста и  его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой  сферы услуг.

     В последние два десятилетия на мировом рынке услуг четко  проявились следующие тенденции  в развитии его отдельных сегментов:

     - Снизилась доля фрахта и других транспортных услуг (с 21,9% в 1990-хг одах до 18,7% в 2009 г.), что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле.

     - Увеличилась доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма (с 43,2% до 65% в 2000-2010 гг.).

     - По темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным (44,7%) и наиболее динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги, куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и прочие услуги».

     Подводя итоги второй главы, хотелось бы отметить, что с каждым годом значимость международного рынка услуг растет. Особое место и значительную долю в этой сфере занимают транспортные и деловые услуги, но наблюдается такая особенность, что место деловых услуг в общей доли мировых услуг займут туристические услуги и поездки.

     Этот  факт подтверждается фактическим материалом, рассмотренным в данной главе.

     Также вкратце были рассмотрены факторы, влияющие на развитие международного рынка услуг и нормативно-правовые документы регулирующие данное развитие. Международный рынок услуг значительно  влияет на рынок товаров и на международные  экономические отношения, что подтверждается внешнеторговым оборотом стран. 
 

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития