Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

Рассмотрены основные понятия международного рынка услуг, характеристика и классификация услуг, изучается динамика услуг на международном рынке и тенденции их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты и основы функционирования международной торговли услугами 6
1. 1 Сущность, характеристика, классификация и особенности услуг на международном рынке как объекта международной торговли 6
1.2 Международное регулирование торговли услугами: либерализация обмена на рынке услуг и барьеры в международной торговле услугами. 30
Глава 2. Современное состояние международной торговли услугами 44
2.1 Отраслевая и географическая структура международного рынка услуг и ее динамика 44
2.2 Тенденции и факторы развития международного рынка услуг 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Работа состоит из  1 файл

Международная торговля услугами динамика, тенденции развития Gtxfnm.docx

— 285.59 Кб (Скачать документ)

     Способ 4 распространяется на 2 сферы: торговля услугами в смысле РПБ5 (руководство  по платежному балансу, пятое издание  МФВ) (например, услуги аудитора по проверке финансовой деятельности, направленного иностранной фирмой, или предоставление услуг развлекательного характера самостоятельно занятым профессиональным иностранным артистом, который временно приехал на гастроли в принимающую страну) и занятость, то есть вложение труда в процесс производства. Присутствие физических лиц включает только непостоянную занятость в стране потребителя. Вместе с тем ГАТС не содержит определения понятия «непостоянная» занятость. Согласно обязательствам стран, временный статус обычно охватывает период от двух до пяти лет и может варьироваться в зависимости от категории физических лиц.

     Краткосрочная занятость иностранных врачей или  учителей относится к способу 4. Внутрикорпоративное  перемещение персонала, и в более  общем смысле, краткосрочная занятость  иностранного персонала в зарубежных филиалах в особой степени относятся  к контексту ГАТС, поскольку многие страны указывают эту подкатегорию физических лиц о своих программах принятых обязательств. Другими примерами  могут служить краткосрочная  занятость строительных рабочих  или наемных домашних работников.

     Источник: Руководство по статистике международной торговле услугами / Департамент по экономическим и социальным вопросам, Статистический отдел, ООН. Нью-Йорк: Издательская секция ООН, 2004. С. 13-14; Волков Г.Ю., Солодков Г.П. Международная торговля. М.: Высшее образование, 2008. С. 217.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  4

Схема классификации  услуг

  1. По способу координации хозяйственной деятельности: рыночные услуги и нерыночные услуги;
  2. По форме собственности на используемые услуги: услуги общественного сектора, услуги частного сектора, услуги хозяйствующих субъектов со смешанной формой собственности;
  3. По отраслевому (производственно-техническому) признаку: образование, здравоохранение, культура, транспорт, торговля и т.д.;
  4. По степени осязаемости процесса обслуживания: услуги с низкой долей материальных элементов и услуги с высокой долей материальных элементов;
  5. По месту предоставления услуги: по месту нахождения потребителя, по месту нахождения поставщика услуги, дистанционное обслуживание;
  6. По периоду потребления (времени предоставления): услуги постоянного спроса, услуги эпизодического спроса, услуги периодического спроса, услуги сезонного спроса;
  7. По типу контактов потребителя и поставщика услуг: услуги с высокой степенью взаимодействия (госпиталь), услуги со средней степенью взаимодействия (финансовый консалтинг), услуги с низкой степенью взаимодействия (электронная торговля);
  8. По характеру взаимоотношений с потребителем услуг: услуги формальных отношений (информационные услуги), услуги стабильно персонифицированные (услуги личного телохранителя, стоматолога), услуги клубного характера (спортивные, торговые);
  9. По характеру взаимоотношений с потребителем услуг: основные услуги (транспортные, пассажирские), дополнительные услуги (бронирование, продажа билетов), сопутствующие услуги (обеспечение постпродажного обслуживания);
  10. По степени легитимности и учета в статистической практике: официальные услуги и неофициальные услуги. В свою очередь, официальные услуги делятся на учитываемые и скрытые, а неофициальные на легальные и нелегальные. Скрытые, легальные и нелегальные услуги составляют основу теневой экономики;
  11. По видам хозяйствующих субъектов, занимающихся производством услуг: юридические лица и некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам. Юридические лица подразделяются на национальные и иностранные корпорации, а некорпоративные предприятия на домашние хозяйства, производящие услуги для собственного потребления; домашние хозяйства, производящие услуги на рынок без регистрации операций; домашние хозяйства, производящие услуги на рынок с регистрацией операций; зарегистрированные индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
  12. По типу назначения предоставляемых услуг: общие услуги и специфичные услуги. Специфичные услуги классифируются на услуги, оказанные населению; производственным потребителем; управленческим потребителям и  потребителям других сфер обслуживания;
  13. По характеру конечного результата основной услуги: материальные и социально-культурные (нематериальные) услуги;
  14. По характеру оплаты за предоставляемые услуги: платные (коммерческие) и «бесплатные» (некоммерческие);
  15. По степени значимости услуги для потребителя: основные и дополнительные услуги;
  16. По функциональному подходу: производственные (producer, business)  и потребительские (consumer);
  17. По критерию Дж. Зингельманна (70-е гг. XX в.), применившего расширительный функциональный подход к классификации услуг: производственные (producer, business, production services) (инжиниринг, консалтинг, финансовые, банковское, страховые услуги и др.), потребительские (личные) (consumer, personal) (ресторанные, гостиничные, бытовые, домашние услуги и др.), социальные (social) (образовательные, медицинские, благотворительные услуги и др.) и распределительные (distributive) (торговые и транспортные услуги, связь, фрахт и т.д.);
  18. По характеру функциональной направленности: услуги, ориентированные на производство; услуги, ориентированные на общество; услуги, ориентированные на домашнее хозяйство; услуги личностного характера;
  19. По характеру конечного предназначения своего использования: конечные и промежуточные услуги;
  20. По специфике содержания услуги: создающие новые потребительские стоимости (новые изделия), восстанавливающие потребительские свойства товаров и обслуживающие услуги.
  21. По характеру потребления: массовые, коллективные и индивидуальные услуги;
  22. По критерию Г. Асселя: услуги, ориентированные на товары (гарантии, ремонт, профилактика); услуги, основанные на использовании оборудования ( автоматизированный труд, неквалифицированный труд и квалифицированный труд) и услуги, основанные на труде человека (неквалифицированный труд , квалифицированный труд и специалисты);
  23. По способам доставки услуги потребителю: услуги, связанные с инвестициями (investment-related services) (банковские, гостиничные и профессиональные услуги); услуги, связанные с торговлей (trade-related services) (транспорт, страхование) и услуги, одновременно связанные с инвестициями и торговлей (trade-and-investment services) (связь, строительство, информационные и компьютерные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги);
  24. По признаку возможного участия в международном обмене: услуги, которые могут быть объектом внешней торговли (воздушные и морские перевозки пассажиров и грузов,  международные кредитные страховые сделки и т.д.); услуги, которые по своей природе вообще не могут быть предметом экспорта (государственные и инфраструктурные услуги); услуги, которые могут производиться как для внутренних нужд, так и на экспорт;
  25. По принципу выделения четырех идеальных видов услуг в составе экспорта (Т. Кларк и Д. Раджаратнам): услуги, основанные на непосредственном контакте покупателя и продавца, требующие от продавца непосредственного пересечения границ (консультационные услуги, временная работа за границей); услуги, основанные на использовании телекоммуникаций (с помощью радио, спутников, телевидения и других технических средств без непосредственного контакта); услуги, «привязанные» к зарубежным прямым инвестициям, образующим как бы форпост, платформу для сервисных операций (банковское дело); услуги, «материализованные» в экспортируемых товарах (программное обеспечение для проданного компьютера);
  26. По критерию К. Лавлока и Д. Йипа: услуги, требующие присутствия клиента (рестораны, здравоохранение), следовательно, вызывающие необходимость присутствия персонала за рубежом в случае экспорта услуги; услуги, направленные на собственность и не требующие обязательного присутствия владельца (коммерческая перевозка грузов, ремонтные работы); услуги, связанные с обработкой информации и требующие минимального участия клиента (страхование, бухгалтерский учет);
  27. По степени неосязаемости и по степени непосредственного (face-to-face) взаимодействия персонала с клиентом (Patterson  and Cicik (1995)): «чистая услуга» - низкая степень контакта (профессиональные услуги, маркетинговые исследования, финансы и страхование, информационные технологии, дизайн); «овеществленная услуга» - низкая степень контакта (проверка оборудования, разработка специального программного обеспечения, аудио- и видеопродукция); «чистая услуга» - высокая степень контакта (инжиниринг, управленческое консультирование, правовые услуги); «овеществленная услуга» - высокая степень контакта (обучение на территории клиента, консультирование по применению сложного оборудования, гостиничное дело).

     Источник: Восколович Н. А. Экономика платных услуг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению «Экономика», специальности «Государственное и муниципальное управление» . М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 33; Чухломин В. Д. Актуальные вопросы международного маркетинга в сфере услуг // Маркетинг: методы, формы, исследования. – 2003. - № 5. – С. 49-55; Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегии: учебник для вузов. М. : ИНФРА-М, 2001. С. 409; Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н.,  Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007. С. 82-96; Erramilli M. K. Entry mode choice in service industries // International Marketing Review. Volume; Николаева М. А. Маркетинг товаров и услуг: учебник. М. : Деловая литература, 2001. С. 153; Singelmann J. From Agriculture to Service: The transformation of Industrial Employment. Beverly Hills, 1978; Суринов А. Е. Официальная статистика в России: проблема реформирования. М. : ИИЦ «Статистика России», 2002. С. 104. 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  5

Таблица 1.

Четыре  способа предоставления услуг: статистические критерии охвата 

Территориальное нахождение участников операции Способ  предоставления Критерии  охвата (области охватываемых услуг)
Потребитель за переделами территории резидентской принадлежности Способ 2. Потребление  за границей РПБ5: поездки (исключая товары, приобретаемые приезжими); ремонт транспортных средств в иностранных портах (товары); частично транспортные услуги (сопутствующие и вспомогательные услуги, оказанные транспортным организациям в иностранных портах).
Потребитель на территории своей резидентской принадлежности:    
Поставщик за пределами территории потребителя Способ 1. Трансграничное предоставление РПБ5: транспортные услуги (большинство), услуги связи, страховые услуги, финансовые услуги, роялти и лицензионные платежи.

Частично: компьютерные и информационные услуги, прочие деловые услуги, а также услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха.

Поставщик на территории потребителя:    
а) через коммерческое присутствие Способ 3. Коммерческое присутствие ТУЗФ: статистика ТУЗФ, по всем категориям ОКЗФ

РПБ5: частично строительные услуги

б) через присутствие  физических лиц Способ 4. Присутствие  физических лиц РПБ5: частично компьютерные и информационные услуги; прочие деловые услуги; услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха; и строительные услуги

ТУЗФ  (дополнительная информация): занятость иностранного персонала в зарубежных филиалах

РПБ5 (дополнительная информация): потоки, связанные с оплатой труда

     Источник: Руководство по статистике международной торговли услугами / Департамент по экономическим и социальным вопросам, Статистический отдел, ООН. Нью-Йорк: Издательская секция ООН, 2004. С. 22, 24. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Диаграмма 1

Четыре  способа предоставления услуг

     Источник: Руководство по статистике международной торговли услугами / Департамент по экономическим и социальным вопросам, Статистический отдел, ООН. Нью-Йорк: Издательская секция ООН, 2004. С. 22, 24. 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Диаграмма 1

Совмещенное изображение способов поставки (предоставления)

     Источник: Руководство по статистике международной торговли услугами / Департамент по экономическим и социальным вопросам, Статистический отдел, ООН. Нью-Йорк: Издательская секция ООН, 2004. С. 23, 25. 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  8

Таблица 1

Статистический охват способов предоставления услуг 

Способ Статистический охват услуг
Способ 1

Трансграничное  предоставление

РПБ5: транспортные услуги (большинство), услуги связи, страховые услуги, финансовые услуги, роялти и лицензионные платежи.

Частично: компьютерные и информационные услуги, прочие деловые услуги, а также услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха.

Способ 2

Потребление за границей

РПБ5: поездки (исключая товары, приобретаемые приезжими); ремонт транспортных средств в иностранных портах (товары); частично транспортные услуги (сопутствующие и вспомогательные услуги, оказанные транспортным организациям в иностранных портах).
Способ 3

Коммерческое  присутствие

ТУЗФ: статистика ТУЗФ, по всем категориям ОКЗФ

РПБ5: частично строительные услуги

Способ 4

Присутствие физических лиц

РПБ5: частично компьютерные и информационные услуги; прочие деловые услуги; услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха; и строительные услуги

ТУЗФ  (дополнительная информация): занятость иностранного персонала в зарубежных филиалах

РПБ5 (дополнительная информация): потоки, связанные с оплатой труда

     Источник: Руководство по статистике международной торговли услугами / Департамент по экономическим и социальным вопросам, Статистический отдел, ООН. Нью-Йорк: Издательская секция ООН, 2004. С. 29. 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  9

Таблица 1

Примерный перечень барьеров в торговле услугами

Коммерческое  присутствие иностранных фирм, производящих услуги Движение физических лиц – производителей услуг в  страну потребителя услуг Перемещение потребителей услуг в страну производства услуг Трансграничная  торговля услугами Способ  поставки (предоставления) услуг
Полное  запрещение иностранных капиталовложений, частичное их запрещение или запрещение в отдельных отраслях, ограничения  в отношении географического  размещения иностранных предприятий, ограничение числа иностранных  фирм в сфере услуг Въездные и  выездные визы, разрешение работать по найму, лицензирование и квотирование въезда с целью работы по найму, критерии экономической необходимости Требования  в отношении документов, необходимых  для перемещения. Въездные и выездные визы, вид на жительство, медицинские  сертификаты о прививках и  другие меры Количественные  ограничения доступа на рынок  услуг путем установления квот для  иностранных услуг и поставщиков  услуг Ограничение доступа на рынок Виды  барьеров и их направленность
Ограничения видов деловых операций и доступа  к местному финансированию, налоговый  климат, правила в отношении перевода средств за границу, нормативы, регулирующие деловую активность Ограничение гражданских  и имущественных прав въезжающих лиц, ограничения на въезд членов семьи, ограничение перевода зарплаты в другую страну, налогообложение  иностранцев, работающих по найму, ограничения  в отношении работающих иностранцев  в получении кредитов, субсидий Лимиты на валюту, могущую быть вывезенной, налоги и  сборы, связанные с выездом и  въездом, медицинское страхование (требование к документам), правила признания  документов об образовании, ограничения  работы по найму, ограничения свободы  передвижения, ограничения на владение замлей Ограничения, использующие механизм ценообразования: различного рода налоги, сборы, субсидии внутренним поставщикам услуг и др. Ограничение национального режима
Протекционистские меры в отношении капиталовложений в сферу услуг, законодательство, регулирующее сферу услуг или  отдельные ее отрасли. Права в  области интеллектуальной собственности Правила, определяющие условия выезда и высылки иностранцев, работающих по найму, культурные барьеры, система признания (приравнивания) квалификации Меры, регулирующие потребительский спрос со стороны  иностранцев Правительственные закупки. Неравный доступ к распределительным  сетям. Права интеллектуальной собственности Другие  виды ограничений
 

     Источник: Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. М. : Экономика, 2003. С.96-97.

ПРИЛОЖЕНИЕ  10

Таблица 1

Обязательства, взятые на себя странами – членами  ГАТС, в распределении по видам  поставок услуг (в % к итогу по каждому  виду поставок)

Вид услуги Вид поставки (предоставления) услуги
Трансграничная  торговля Потребление за границей Коммерческое  присутствие Перемещение физических лиц
Доступ  на рынок 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Деловые услуги 46 32 22 54 34 12 24 73 3 1 93 6
Телекоммуникационные  услуги 19 72 9 36 55 9 6 91 3 0 94 6
Строительство 26 12 62 53 32 15 29 64 7 0 97 3
Распределение 31 53 16 34 56 10 17 80 3 0 96 4
Образование 48 39 13 54 40 6 25 66 9 1 92 7
Охрана  окружающей среды 17 21 62 51 35 14 26 74 0 1 97 2
Финансовые  услуги 21 33 46 34 42 24 14 84 2 2 90 8
Здравоохранение 44 4 52 71 21 8 19 77 4 0 94 6
Туризм  и путешествия 42 19 39 62 27 11 30 66 4 2 89 9
Развлечения, отдых, культура 48 29 23 56 40 4 20 71 9 1 91 8
Транспортные  услуги 29 31 40 47 47 6 16 76 8 1 94 5
Другие  виды услуг 11 44 45 11 78 11 0 78 22 0 100 0
Национальный  режим 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Деловые услуги 50 27 22 60 27 13 57 38 5 10 82 8
Услуги  связи 39 51 10 40 48 12 32 62 6 7 84 9
Строительство 25 13 62 51 32 17 7 83 10 0 92 8
Распределение 30 55 15 35 56 9 14 83 3 0 96 4
Образование 42 48 10 49 45 6 8 73 19 1 92 7

Информация о работе Международная торговля услугами: современная динамика, проблемы и тенденции развития