Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:45, реферат
Целью данной работы является:
Во-первых, самой разобраться в данной теме.
Во-вторых, донести до слушателя всю суть моей работы и попытаться наиболее полно раскрыть поставленный передо мною вопрос.
Поставленная цель предопределила решение следующих научных задач:
-исследовать функции и место международного туризма в международных экономических отношениях;
- выявить современные тенденции развития международного туризма;
-исследовать динамику и тенденции развития международного (въездного и выездного) туризма как формы международных экономических отношений;
Объектом исследования является международный туризм, как форма международных экономических отношений.
Предмет исследования - состояние, тенденции, проблемы и направления развития международного туризма, как формы международных экономических отношений.
Курсовая работа выполнена с помощью эмпирических методов: анализа, синтеза, сравнения. Использованы статистические данные за 2005-2009 гг.
1. Введение………………………………………………………………….....3
2. Международный туризм…………………………………………………...5
2.1. Понятие международного туризма…………………………………5
2.2. Особенности международного туризма………………………..…..8
2.3. Всемирная туристическая организация (ВТО)…………………...14
3. Международный туризм в странах ЕС…………………………………..16
3.1. Роль международного туризма в Италии…………………………16
3.2. Международный туризм в Чехии…………………………………19
3.3. Международный туризм в Германии……………………..………22
- международная миграция рабочей силы.
Не вызывает сомнений, что на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. На протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства.
Вследствие этого, с одной стороны, внешняя торговля стала ныне мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.
Сам термин «внешняя торговля» подразумевает обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг.
При этом «международная торговля» представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет торговый баланс.
Совершенно
естественно, что развитие мировой
торговли опирается на выгоду, приносимую
ею участвующим в ней странам. Теория
международной торговли дает представление
о том, что находится в основе этого выигрыша
от внешней торговли или, чем определяются
направления внешнеторговых потоков.
Международная торговля служит инструментом,
посредством которого страны, развивая
свою специализацию, могут повышать производительность
имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать
объем производимых ими товаров и услуг,
повышать уровень благосостояния населения.
2.2.Особенности международного туризма.
Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного места жительства. Этот туризм имеет несколько особенностей:
-
оформление выездных
- ограничение на обмен валюты;
- обложение туристов налогами, сборами, пошлинами при выезде и въезде;
-
медицинский осмотр, оказание медицинской
помощи туристам.
Эти формальности, связанные
с пересечением государственных границ,
являются неотъемлемой частью международного
туризма. Чем глубже различия денежных
систем, чем больше препятствий на пути
свободного передвижения людей, чем значительнее
языковые барьеры, которые и не относятся
к туристским формальностям, но разделяя
народы, оказывают заметное влияние на
развитие туристских контактов, тем существеннее
отличие международного туризма от внутреннего.
Другая особенность международного туризма носит экономический характер и раскрывается через влияние, какое международный туризм оказывает на платежные балансы страны. Иностранные туристы, оплачивая товары, услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет страны и тем самым активизируют её платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной валюты из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассив платежного баланса страны - поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.
Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму.
В международном туризме выделяют две
формы: въездной и выездной.
Различают страну происхождения туриста
и страну назначения, куда он прибывает.
В первом случае речь идет о выездном туризме,
во втором – о въездном туризме. Эти термины
используются применительно к зарубежному
путешествию в начале поездки.
Внутренний и въездной туризм соотносится с категорией национального производства. Он соответствует совокупному внутреннему туристскому потреблению, т. е. суммарным расходам внутренних и иностранных туристов.
Концепция международного, национального туризма в пределах страны может быть использована на 4-х уровнях:
Другая классификация туризма основывается
на целях путешествия. Она носит дискуссионный
характер. Исследователи расходятся во
мнении.
Большинство считает путешествия развлечением
и отдыхом с одной стороны и деловой туризм
– с другой.
Многие единодушны во мнении, что путешествия
составляют основу международного туризма.
Они объединяют оздоровительные, познавательные,
любительские, спортивные поездки и т.
д. По наблюдениям можно сделать вывод,
что повышенным спросом у населения пользуются
поездки к морю и солнцу. Неотъемлемой
частью любого отдыха является ознакомление
с исторически - культурными достопримечательностями,
расширение общественного кругозора.
Более полное представление о культуре,
о сторонах человеческой жизни формируется
в результате непосредственных контактов
с населением страны, которые становятся
возможными благодаря туризму. Принимая
во внимание масштабы и значение познавательного
туризма, большинство исследователей
относят его к числу ведущих суботраслей,
наряду с оздоровительными и спортивными.
Он охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. К деловому туризму относят поездки для участия в съездах, общих собраниях, конференциях, научных конгрессах, производственных семинарах, ярмарках, выставках. В число деловых туристов включают водителей, коммерческих агентов, стюардесс, туристических гидов, которые постоянно находятся в разъездах и выполняют свои профессиональные обязанности за пределами обычной страны.
Как и любой вид рынка, рынок туристических услуг имеет свои отличительные черты, свою историю, свои тенденции в развитии, предопределяемые развитием спроса и предложения на туристические товары и услуги. Туристический рынок можно определить как экономическую систему взаимодействия ряда основных элементов: туристического продукта, цены и конкуренции, туристического спроса и предложения.
Туристический спрос характеризуется целым комплексом особенностей и специфических черт, отличающих его от спроса на рынках других товаров и услуг: разнообразие участников туров, различных по своим материальным возможностям, духовным потребностям, социальной и профессиональной принадлежности, возрастным категориям и т.д. Причем эластичность в данной отрасли определяется не только по цене или доходу, но и «по времени».
Спрос в туризме практически не поддается организации: значительная территориальная разобщенность и подвижность, свойственные туризму. В туризме спрос индивидуален, дифференцирован, характеризуется также и большой замещаемостью. Туристы могут замещать одни виды туризма на другие, менять направление поездок и т.д. Значительная зависимость туристического спроса от некоторых иррациональных факторов (воздействие моды, стремление к подражательству или социальному равенству, снобизм и т.д.), ему присущ динамизм - туристические потребности меняются вместе с развитием общества; некоторые из них видоизменяются, отмирают старые, возникают новые. Высока зависимость географии путешествия от дохода. Оценивая контингент туристов в различных регионах, необходимо учитывать расстояние между районом временного и оседлого проживания. Туристический спрос имеет выраженный сезонный характер.
Предложение в туризме также
характеризуется рядом
- природные ресурсы (воздух, вода, солнце,
ландшафт, природные красоты и пр.);
- созданные
ресурсы (материальные блага,
являющиеся продуктом прошлого
труда: памятники архитектуры,
исторические и культурные
- туристические
услуги (полезный труд, направленный
на удовлетворение
Выделяется несколько функций международного туризма: экономическая, рекреационная и гуманитарная, в процессе осуществления которых и происходит воздействие туризма на экономику страны. Причем, это воздействие проявляется в двух видах - прямом и косвенном.
Прямое влияние туризма на экономику страны - это количественный показатель, характеризующий объем расходов туристов на покупку услуг и товаров в ходе поездки, за вычетом объема импортируемых товаров и услуг, необходимых для полного обеспечения потребностей туристов.
Косвенное влияние туризма или «эффект мультипликатора» проявляется, как вклад туристской отрасли в другие отрасли экономики по мере циркуляции туристских расходов в стране.
Как отрасль мирового хозяйства международный
туризм отличается крайне неравномерным
уровнем развития в регионах мира, что
объясняется как разными уровнями социально-экономического
развития, особенностями структуры потребительского
спроса и жизненными установками различных
социальных и демографических групп населения,
так и неравномерностью распределения
рекреационно-туристских ресурсов, многоаспектной
туристской политикой отдельных государств
и международных организаций.
Таким образом, с одной стороны,
туризм способен оказать активное влияние
на экономику регионов, стран, в которых
он развивается, на их хозяйственную, социальную
и гуманитарную сферу, с другой стороны,
сама территория оказывает воздействие
на туристические потоки за счет своих
природно-географических, культурно-исторических,
этнографических, научных и других ресурсов,
привлекающих посетителей. То есть, туризм
и территория, на которой он развивается,
взаимно влияют друг на друга, взаимозависимы
и взаимно дополняемы.
Каждый регион, как потенциальная зона развития туризма, имеет реальные особенности и отличия в туристских ресурсах и инфраструктуре, в развитии экономики и внешнеэкономической деятельности, менталитете и уровне потребностей населения, в демографических и миграционных процессах и прочее. Поэтому в основе региональной политики туризма должен лежать учет специфики регионов, уровень развития местного самоуправления, проблем охраны и восстановления природных и историко-культурных туристских ресурсов.
Неравномерность распределения туристических потоков объясняется наличием различий туристско-рекреационного потенциала отдельных регионов (климат, животный и растительный мир, пляжи, минеральные источники, горнолыжные трассы и т.п.); особенностями историко-культурного и этнографического наследия (музеи, театры, фольклорные коллективы, традиции быта, архитектура и зодчество и т.п.); сложившимися традициями и технологиями обслуживания туристов, а также наличием необходимой инфраструктуры (гостиницы, конгрессно - выставочные центры, развлекательные объекты, парки отдыха, спортивные сооружения). На территориальную структуру международного туризма также оказывает влияние способность принимающего государства обеспечить безопасность туристов, сезонные колебания, стоимость и качество предоставляемых услуг, известность дестинации на международном рынке.
Международный туризм, как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Для международного туризма характерны, быстрый рост числа туристов и резкое увеличение денежных поступлений от туризма.
Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка, и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% падает на Америку, менее 10 % - на Африку и Австралию, вместе взятые.
Факторы роста привлекательности для туристов отдельных регионов мира
|
Информация о работе Международный туризм, как форма международных экономических отношений