Международный туризм, как форма международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:45, реферат

Описание

Целью данной работы является:
Во-первых, самой разобраться в данной теме.
Во-вторых, донести до слушателя всю суть моей работы и попытаться наиболее полно раскрыть поставленный передо мною вопрос.
Поставленная цель предопределила решение следующих научных задач:
-исследовать функции и место международного туризма в международных экономических отношениях;
- выявить современные тенденции развития международного туризма;
-исследовать динамику и тенденции развития международного (въездного и выездного) туризма как формы международных экономических отношений;
Объектом исследования является международный туризм, как форма международных экономических отношений.
Предмет исследования - состояние, тенденции, проблемы и направления развития международного туризма, как формы международных экономических отношений.
Курсовая работа выполнена с помощью эмпирических методов: анализа, синтеза, сравнения. Использованы статистические данные за 2005-2009 гг.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….....3
2. Международный туризм…………………………………………………...5
2.1. Понятие международного туризма…………………………………5
2.2. Особенности международного туризма………………………..…..8
2.3. Всемирная туристическая организация (ВТО)…………………...14
3. Международный туризм в странах ЕС…………………………………..16
3.1. Роль международного туризма в Италии…………………………16
3.2. Международный туризм в Чехии…………………………………19
3.3. Международный туризм в Германии……………………..………22

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.doc

— 164.00 Кб (Скачать документ)

   - международная миграция рабочей силы.

     Не вызывает сомнений, что на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества. На протяжении послевоенного периода стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства.

     Вследствие этого, с одной стороны, внешняя торговля стала ныне мощным фактором экономического роста, а с другой стороны, произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена.

     Сам термин «внешняя торговля» подразумевает обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг.

   При этом «международная торговля» представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет торговый баланс.

   Совершенно  естественно, что развитие мировой  торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли или, чем определяются направления внешнеторговых потоков. Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения. 
 
 

           
 
 

                    2.2.Особенности международного туризма. 

     Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного места жительства. Этот туризм имеет несколько особенностей:

   - оформление выездных документов;

   - ограничение на обмен валюты;

   - обложение туристов налогами, сборами,  пошлинами при выезде и въезде;

   - медицинский осмотр, оказание медицинской  помощи туристам. 
     Эти формальности, связанные с пересечением государственных границ, являются неотъемлемой частью международного туризма. Чем глубже различия денежных систем, чем больше препятствий на пути свободного передвижения людей, чем значительнее языковые барьеры, которые и не относятся к туристским формальностям, но разделяя народы, оказывают заметное влияние на развитие туристских контактов, тем существеннее отличие международного туризма от внутреннего.

   Другая  особенность международного туризма  носит экономический характер и  раскрывается через влияние, какое  международный туризм оказывает  на платежные балансы страны. Иностранные  туристы, оплачивая товары, услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет страны и тем самым активизируют её платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной валюты из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассив платежного баланса страны - поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.

   Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму.

     В международном туризме выделяют две формы: въездной и выездной. 
Различают страну происхождения туриста и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном туризме, во втором – о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки.

     Внутренний и въездной туризм соотносится с категорией национального производства. Он соответствует совокупному внутреннему туристскому потреблению, т. е. суммарным расходам внутренних и иностранных туристов.

     Концепция международного, национального туризма в пределах страны может быть использована на 4-х уровнях:

  1. глобальном (в масштабах планеты);
  2. региональном (применительно к группе стран);
  3. страновом и местном (в границах отдельно взятого района какой-либо страны).

     Другая классификация туризма основывается на целях путешествия. Она носит дискуссионный характер. Исследователи расходятся во мнении. 
Большинство считает путешествия развлечением и отдыхом с одной стороны и деловой туризм – с другой.

    • Путешествия с целью развлечения и отдыха.

     Многие единодушны во мнении, что путешествия составляют основу международного туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские, спортивные поездки и т. д. По наблюдениям можно сделать вывод, что повышенным спросом у населения пользуются поездки к морю и солнцу. Неотъемлемой частью любого отдыха является ознакомление с исторически - культурными достопримечательностями, расширение общественного кругозора. 
Более полное представление о культуре, о сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с населением страны, которые становятся возможными благодаря туризму. Принимая во внимание масштабы и значение познавательного туризма, большинство исследователей относят его к числу ведущих суботраслей, наряду с оздоровительными и спортивными.

    • Деловой туризм.

     Он охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. К деловому туризму относят поездки для участия в съездах, общих собраниях, конференциях, научных конгрессах, производственных семинарах, ярмарках, выставках. В число деловых туристов включают водителей, коммерческих агентов, стюардесс, туристических гидов, которые постоянно находятся в разъездах и выполняют свои профессиональные обязанности за пределами обычной страны.

     Как и любой вид рынка, рынок туристических услуг имеет свои отличительные черты, свою историю, свои тенденции в развитии, предопределяемые развитием спроса и предложения на туристические товары и услуги. Туристический рынок можно определить как экономическую систему взаимодействия ряда основных элементов: туристического продукта, цены и конкуренции, туристического спроса и предложения.

     Туристический спрос характеризуется целым комплексом особенностей и специфических черт, отличающих его от спроса на рынках других товаров и услуг: разнообразие участников туров, различных по своим материальным возможностям, духовным потребностям, социальной и профессиональной принадлежности, возрастным категориям и т.д. Причем эластичность в данной отрасли определяется не только по цене или доходу, но и «по времени».

     Спрос в туризме практически не поддается организации: значительная территориальная разобщенность и подвижность, свойственные туризму. В туризме спрос индивидуален, дифференцирован, характеризуется также и большой замещаемостью. Туристы могут замещать одни виды туризма на другие, менять направление поездок и т.д. Значительная зависимость туристического спроса от некоторых иррациональных факторов (воздействие моды, стремление к подражательству или социальному равенству, снобизм и т.д.), ему присущ динамизм - туристические потребности меняются вместе с развитием общества; некоторые из них видоизменяются, отмирают старые, возникают новые. Высока зависимость географии путешествия от дохода. Оценивая контингент туристов в различных регионах, необходимо учитывать расстояние между районом временного и оседлого проживания. Туристический спрос имеет выраженный сезонный характер.

     Предложение в туризме также  характеризуется рядом отличительных  особенностей. Так, в отличие от  большинства других товаров и  услуг, товары и услуги туристической отрасли имеют тройственный источник: 
- природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт, природные красоты и пр.);

- созданные  ресурсы (материальные блага,  являющиеся продуктом прошлого  труда: памятники архитектуры,  исторические и культурные ценности, часть товарных фондов и т.д.);

- туристические  услуги (полезный труд, направленный  на удовлетворение потребностей  людей в туризме).

     Выделяется несколько функций международного туризма: экономическая, рекреационная и гуманитарная, в процессе осуществления которых и происходит воздействие туризма на экономику страны. Причем, это воздействие проявляется в двух видах - прямом и косвенном.

     Прямое влияние туризма на экономику страны - это количественный показатель, характеризующий объем расходов туристов на покупку услуг и товаров в ходе поездки, за вычетом объема импортируемых товаров и услуг, необходимых для полного обеспечения потребностей туристов.

     Косвенное влияние туризма или «эффект мультипликатора» проявляется, как вклад туристской отрасли в другие отрасли экономики по мере циркуляции туристских расходов в стране.

     Как отрасль мирового хозяйства международный туризм отличается крайне неравномерным уровнем развития в регионах мира, что объясняется как разными уровнями социально-экономического развития, особенностями структуры потребительского спроса и жизненными установками различных социальных и демографических групп населения, так и неравномерностью распределения рекреационно-туристских ресурсов, многоаспектной туристской политикой отдельных государств и международных организаций.  
     Таким образом, с одной стороны, туризм способен оказать активное влияние на экономику регионов, стран, в которых он развивается, на их хозяйственную, социальную и гуманитарную сферу, с другой стороны, сама территория оказывает воздействие на туристические потоки за счет своих природно-географических, культурно-исторических, этнографических, научных и других ресурсов, привлекающих посетителей. То есть, туризм и территория, на которой он развивается, взаимно влияют друг на друга, взаимозависимы и взаимно дополняемы.

     Каждый регион, как потенциальная зона развития туризма, имеет реальные особенности и отличия в туристских ресурсах и инфраструктуре, в развитии экономики и внешнеэкономической деятельности, менталитете и уровне потребностей населения, в демографических и миграционных процессах и прочее. Поэтому в основе региональной политики туризма должен лежать учет специфики регионов, уровень развития местного самоуправления, проблем охраны и восстановления природных и историко-культурных туристских ресурсов.

     Неравномерность распределения туристических потоков объясняется наличием различий туристско-рекреационного потенциала отдельных регионов (климат, животный и растительный мир, пляжи, минеральные источники, горнолыжные трассы и т.п.); особенностями историко-культурного и этнографического наследия (музеи, театры, фольклорные коллективы, традиции быта, архитектура и зодчество и т.п.); сложившимися традициями и технологиями обслуживания туристов, а также наличием необходимой инфраструктуры (гостиницы, конгрессно - выставочные центры, развлекательные объекты, парки отдыха, спортивные сооружения).        На территориальную структуру международного туризма также оказывает влияние способность принимающего государства обеспечить безопасность туристов, сезонные колебания, стоимость и качество предоставляемых услуг, известность дестинации на международном рынке.

   Международный туризм, как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Для международного туризма характерны, быстрый рост числа туристов и резкое увеличение денежных поступлений от туризма.

   Наибольшее  развитие международный туризм получил  в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка, и  около 60% валютных поступлений. Примерно 20% падает на Америку, менее 10 % - на Африку и Австралию, вместе взятые.

   Факторы роста привлекательности  для туристов отдельных  регионов      мира

   Наиболее  популярные страны региона    Факторы роста привлекательности .:п
   Южно-американский регион  
    
   Бразилия          1. Широкое развитие экологических туров по Амазонии

   2. Экзотическая природа

   3. Современная архитектура и дизайн  столицы страны 

 
    
   Европейский регион  
    
   Франция

   Англия

   Германия

   Финляндия

   Швеция

   1. Высокая  концентрация исторических и  культурных
   достопримечательностей
   2. Упрошенный режим вывоза (возможность широкого спектра
   комплексных туров)
   3. Высокий уровень сервиса 
   Средиземноморский регион  
    
   Кипр     
 
   
   1. Выгодная система налогообложения 

   2. Современная банковская сеть 

   3. Хорошо налаженная структура  телекоммуникаций 

   4. Упрощенная процедура создания оффшорных компаний (10 дней)

   5. Обеспечиваемая государством полная  конфиденциальность во всех вопросах, касающихся учредителей компании  и ее банковских счетов

 
 
 
   Израиль      
 
 
   
   1. Рост  паломнического туризма

   2. Наличие широкого спектра оздоровительных центров

   3. Туры по четырем морям

   4. Наличие молодежных лагерей

   5. Рост деловых связей 

   Регион в целом    
   
   1. Развитая инфраструктура туризма

   2. Высокий уровень обслуживания

   3. Комфортный климат

   4. Большая продолжительность туристского сезона.

   5. Сочетание отдыха у моря с  осмотром достопримечательнестей

 
    
 
    
   Азиатский регион  
    
   Обьединенные  Арабские Эмираты    1. Низкие цены на электронику  и бытовую технику хорошего  качества

   2. Высокий уровень сервиса

   3. Минимальные налоги Практика системы «Tax free»

   4. Большой опыт каргоперевозок 

   5. Упрощенная система визового  режима

 
    
   Регион  в целом    1. Экзотическая природа и культура

   2. Политическая стабильность

   3. Удобный транзитный путь для  туристов, летящих в Австралию Океанию

   4. Главное направление «пляжного» отдыха зимой

Информация о работе Международный туризм, как форма международных экономических отношений