Шпаргалка по "МЭО"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 01:51, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "МЭО".

Работа состоит из  1 файл

МЭО модуль 1.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

15.Спрос и   его основные  характеристики  в тоерии Маршала 
Рыночное равновесие — равенство спроса и предложения на определенный товар в определенное время на определенном рынке. 
Спрос — экономическая категория,характеризующая объем товаров,который потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене в течение определенного периода времени на определенном рынке. 
Предложение — количество товаров,представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене. 
Равновесная цена — такая цена,при которой величина спроса соответствует величине предложения. 
Равновесное количество товара — количество товара,который представлен на рынке по равновесной цене. 
Следовательно,рыночное равновесие зависит от соответствия спроса и предложения.

     Спрос,равновесная  цена и равновесное количество  находятся в прямой зависимости,т.е.увеличение спроса при прочих равных условиях порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продуктов; уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены,так и эффект уменьшения количества продукта. 
В соответствии с подходом Маршалла равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения,т.е.в результате ценовой подстройки,что соответствует более долгосрочному периоду.

   Маршалл полагал, что спрос и предложение равнозначны в определении цены. При анализе цены он рассматривал представительную фирму, т.е. фирму со средними отраслевыми характеристиками. По мнению Маршалла, существует совершенная конкуренция, т.е. конкуренция, "не испорченная" ни вмешательством государства, ни монополией. Он утверждал, что в этих условиях с ростом цены предложение товаров растет, а платежеспособный спрос падает. Это положение он проиллюстрировал графически, изобразив так называемый "маршаллианский крест" (рис. 5). На вертикальной оси показано количество товара в натуральных единицах, Р — цена, Р— равновесная цена. Этот график — пример типичного устойчивого равновесия для товара, подчиняющегося закону убывающей отдачи. При постоянной отдаче цена предложения одинакова для всех количеств товара. "Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, — пишет Маршалл, — количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, — равновесной ценой" 15.

   

   Рис5. "Маршаллианский крест"  

   В основе спроса, по Маршаллу, лежит полезность (график кривой спроса совпадает с графиком убывающей предельной полезности — общая полезность запаса возрастает, но не в той пропорции, в какой возрастает количество единиц в запасе). Значит, полезность в этом случае практически отождествляется с ценами. Предельная полезность, отмечает ученый, — это максимальная цена, которую готовы уплатить за товар. Следовательно, это совершенно объективная реальная предпосылка цены. Причем Маршалл считает, что убывающую полезность можно измерить с помощью денег. Он использует понятие "выгода потребителя", характеризующее выраженный в денежной форме "излишек удовлетворения", который возникает как разница между полной и предельной полезностями вещи. Маршалл пишет: "Разница между ценой, которую покупатель готов был уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит, представляет собою экономическое мерило его добавочного удовлетворения. Можно назвать это потребительским избытком"16. Иногда Маршалл называет это рентой потребителя.

   Предложение товаров, по Маршаллу, определяется издержками производства, при этом он различает реальные и денежные издержки. Реальные издержки производства — это жертвы труда (трудовые усилия) и жертвы капитала (воздержание от личного потребления капитала). Реальные издержки (иначе говоря, стоимость) определяют цены в так называемый нормальный период —период равновесия во всех частях экономики. Не давая детального анализа этого периода, Маршалл обращает внимание на фактор времени. Он выделяет мгновенное равновесие при неизменном предложении, краткосрочное равновесие при изменении размеров производства и при неизменном числе предприятий и фирм и длительное равновесие нормальной цены, когда число фирм и предприятий соответствует новому уровню спроса. В долгосрочном аспекте особая роль в определении цены принадлежит предложению, в краткосрочном — спросу.

   Итак, сформулировано два тезиса. Первый: цена определяется соотношением спроса и предложения. Второй: за ценой скрывается стоимость, цена — исключительно рыночная категория. В основе спроса лежит предельная полезность, в основе предложения — издержки производства.

   Заслугой  Маршалла является введение в научный  оборот понятия эластичности спроса, под которой он понимал величину приращения спроса (положительную или отрицательную) при изменении цены. Если изменяется цена на товар на 1%, то изменяется и спрос на определенную величину, которую ученый назвал коэффициентом эластичности спроса по цене. Существует особая группа товаров, неэластичных по цене, т.е. спрос на них остается постоянным, независимо от цены. Это товары первой необходимости, прежде всего продукты питания (товары Гиффина). Коэффициенты эластичности спроса по ценам различны для разных групп общества, так как спрос зависит не только от полезности товаров, но и от дохода. Эластичность спроса зависит от того, как изменяется общая выручка при снижении цены. Эластичность предложения показывает, как изменяется предлагаемое количество товаров, если рыночная цена возрастает на определенную величину. 
 
 
 

16. Предложение и  его основные характеристики  в теории Маршала.

Предложение - это совокупность товаров, предложенных продавцами (производителями).

Закон предложения  говорит о том, что с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.

Кривая предложения  S показывает, какое количество товара и по какой цене производителя могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени – за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Так же, как и спрос, предложение может меняться под  воздействием различных неценовых  факторов: цены на ресурсы, технологии, налоги и дотации, цены на другие товары, число продавцов и др.

17.Общая  характеристика моделей  неотехнологического направления.

Существенное влияние на развитие международной торговли оказывает НТР. Возникла необходимость учесть это влияние в моделях развития международного разделения труда и международной торговли.Модели неотехнологического направления более адекватно отражают реальные процессы современного развития международного разделения труда, в частности, всё более интенсивно расширяющийся в 70-90-е гг. внутриотраслевой обмен между отдельными государствами.Сторонники неотехнологического направления структуру международного разделения труда, его характер пытаются объяснить технологическими факторами.

Если основными  переменными современных неоклассических  моделей являются, как у Хекшера -- Олина, наделённость факторами и  интенсивность затрат факторов, то основные переменные при неотехнологическом подходе -- это затраты на исследования и разработки (в процентах от стоимости продаж), заработная плата на одного занятого и процент квалифицированной рабочей силы.

По теории Хекшера -- Олина, сравнительные преимущества возникают вследствие минимизации издержек при преимущественных затратах изобильного фактора. Неотехнологическая школа связывает преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны)-новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие -- производить что-то новое, и опять же не освоенное другими.

Принципиально изменилось и отношение к государству. Динамические сравнительные преимущества, анализируемые теоретиками неотехнологического направления, создаются, возникают и исчезают с течением времени. В соответствии с моделью Хекшера -- Олина структура внешней торговли как бы предопределена соотношением изобильных и недостаточных факторов в данной стране, а задача государства -- лишь не мешать тому, что заставляет делать рынок рынком совершенной конкуренции: максимально использовать в производстве изобильный фактор.

Напротив, многие экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свёртыванию производства других, устаревших.

Неотехнологические теории наиболее приемлемы для анализа международной торговли наукоёмкими товарами, в том числе внутриотраслевой торговли различными товарами.

18.Модель  технологического  разрыва.

В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно.

В результате появления  технических новшеств образуется "технологический  разрыв" между странами, обладающими  и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

19.Модель  экономии издержек  пр-ва за счёт  роста его масштабов.

Из общей экономической теории известно, что по мере возрастания масштабов производства себестоимость единицы товара снижается. Это происходит в силу нескольких причин:

  • роста специализации — каждый работник может сосредоточиться на одной производственной функции, довести ее выполнение до совершенства, использовать при этом более совершенные машины и оборудование;
  • неделимости производства — при увеличении масштабов выпуска размеры обслуживающих подразделений, не вовлеченных напрямую в производство (управленческого аппарата, бухгалтерии и пр.), растут относительно медленнее, чем масштабы самого производства;
  • технологической экономии — издержки на создание нового качества товара обычно меньше происходящей в результате его роста стоимости. Например, издержки на создание более мощной машины составляют только 2 / 3 от каждой единицы прироста ее мощности.

Эффектом  масштаба объясняется торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства, во всяком случае до такой степени, что незначительные различия в обеспеченности ими не могут считаться объяснением взаимной торговли. Модель экономики масштаба объясняет также и торговлю между странами технологически близкой или даже однородной продукцией.

20.Модель  внутриотраслевой торговли 

Содержание модели - внешняя торговля определяется специализацией на одной и той же группе дифференцированных продуктов. Такая специализация позволяет использовать эффект объёмов производства - его масштаб. Внутриотраслевая торговля - торговля на базе двух составляющих. Первая -дифференцированный продукт. Вторая – эффект масштаба. 

Дифференцированный  продукт – продукт, наделенный специфическими характеристиками, выделяющими его  из ряда абсолютно аналогичных продуктов. Основа выделения - реклама, оформление, потребительские характеристики. Пример, правый руль – левый руль. 

Внутриотраслевая  характерна для подобных стран, то есть стран, равно наделенных ресурсами. Такая торговля на основе эффекта масштаба делает возможным рост доходности всех ресурсов. Внешняя торговля смещается к торговле подобными товарами между подобными странами. 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "МЭО"