Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:59, курсовая работа
Термин "стратегическое управление" был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. В современных условиях можно говорить только об увеличении актуальности стратегического управления, и, соответственно, актуальности темы данной работы.
Таблица 1
Типология конфликтов с точки зрения готовности коллектива к изменениям
Условия возникновения конфликтов | Кадры умеют работать в новых условиях | Кадры не умеют работать в новых условиях |
Кадры желают работать в новых условиях | Ситуация 1. Конфликты носят ценностный характер | Ситуация 2. Конфликты
носят функционально-ролевый |
Кадры не желают работать в новых условиях | Ситуация 3. Конфликты носят ориентационный характер | Ситуация 4. Конфликты носят коммуникативный характер |
В первой ситуации работники хотят работать в новых условиях, и они хорошо к этому подготовлены. Здесь в наибольшей степени характерны ценностные конфликты. Наблюдается обостренное отношение к профессионализму антикризисного управляющего. Управляющий должен сформировать целостную программу развития и приемлемые для коллектива ценностные ориентации. Он может включаться в возможные конфликты, в том числе и как инициатор.
Во
второй ситуации работники предприятия
желают изменений, но недостаточно подготовлены
к ним. Для нее характерны функционально-ролевые
конфликты. Одним из источников конфликта
могут быть недостаточные качества
антикризисного управляющего как руководителя,
другой источник – трудности с
освоением новых ролей как
управляющим, так и коллективом.
Главной задачей для
В
третьей ситуации работники не хотят
работать в новых условиях, хотя
профессионально подготовлены хорошо.
Здесь на первый план выходят ориентационные
конфликты. Управляющий, оказавшийся
в подобной ситуации, должен стремиться
повысить уровень мотивации работников.
Для этого с помощью конфликтов
можно провоцировать смену
В
четвертой ситуации работники предприятия
не хотят и не могут работать в
новых условиях. Поэтому на первый
план выступают коммуникативные
конфликты. Коллектив, как правило,
пытается всю вину взвалить на управляющего.
Целесообразно применять
С точки зрения взаимного восприятия трудового коллектива и антикризисного управляющего, ситуации, в которых приходится действовать последнему, различаются. Во-первых, ориентируется ли в своих действиях руководитель на интеграцию с коллективом или стремится отделиться от него. Во-вторых, принимает коллектив нового руководителя, как своего или рассматривает его, как чужого. В зависимости от этого и должны строиться отношения руководителя с коллективом.
Организационная
культура предприятия слагается
из совокупности ценностей, разделяемых
работниками, и системы норм и
правил, принимаемых ими. С этой точки
зрения является важным, насколько
работники интегрированы в
Таблица 2
Соотношение ценностного и нормативного в организационной культуре предприятия
Характеристика системы ценностей | Характеристика нормативной системы | ||
Адаптивность | Консерватизм | Нормы одни для всех | много норм для различных групп |
Сильная, сильный | Политический конфликт | Политический конфликт | Сильная адаптивная организационная культура |
Умеренная | Умеренный | Организационная культура, пригодная для одной стратегии | Стратегический конфликт |
Слабая | Слабый | Предприятие на грани распада | Предприятие существует как набор автономных групп |
Сильная | Слабый | Организационный конфликт | Адаптивная организационная культура |
Слабая | Сильный | Сильная рганизационная культура | Конфликт вакуума власти |
3.2.
Кадровая политика
Суть
кадровой политики состоит в работе
с персоналом в соответствии с
концепцией развития предприятия. Целью
кадровой политики является обеспечение
оптимального баланса обновления и
сохранения кадров в соответствии с
потребностями предприятия
В кадровой политике предприятия должны быть реализованы следующие этапы:
– разработка принципов, определение приоритетов и целей;
– планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, создание резерва, перемещения;
– создание и поддержание системы движения кадровой информации;
– создание эффективной системы мотивации и стимулирования труда;
– реализация программы развития, профориентации и адаптации сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров;
– анализ соответствия кадровой политики стратегии развития предприятия.
Различают пассивный, реактивный, превентивный и активный типы кадровой политики. При пассивном типе у руководства предприятия отсутствует выраженная программа действий в отношении персонала, в условиях кризиса работа сводится, в лучшем случае, к ликвидации негативных последствий. Кадровая служба не имеет прогноза и не располагает средствами оценки персонала. В отношении финансового оздоровления кадровый вопрос, по сути, не рассматривается. Реактивный тип предполагает осуществление руководством предприятия контроля за развитием ситуации. Кадровые службы владеют средствами диагностики персонала. С целью финансового оздоровления, кадровые вопросы выделяются и рассматриваются отдельно. При превентивном типе руководство имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, но не имеет средств для управления ею. Кадровая служба располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозированием кадровой ситуации на среднесрочный период. Для финансового оздоровления имеются краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах. При активном типе руководство предприятия располагает обоснованным прогнозом развития ситуации. Кадровая служба располагает средствами диагностики персонала, прогнозирования ситуации в среднесрочном и долгосрочном периоде. В плане финансового оздоровления имеется краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный прогнозы потребности в кадрах, программа кадровой работы с вариантами ее реализации. Кадровая политика зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся: особенности законодательного регулирования трудовых отношений, ситуация на рынке труда, профессиональные и общественные объединения. К внутренним факторам относятся: цели предприятия, стиль управления, условия труда, качественные характеристики трудового коллектива.
3.3. Управление персоналом кризисного предприятия для достижения поставленных целей
Мобилизация коллектива кризисного предприятия включает следующие этапы:
– агитация, в ходе которой работникам показывается зависимость их личных судеб от выживания фирмы, формируется имидж надежного руководителя, устанавливаются каналы взаимодействия между руководителем, коллективом и работниками;
–
профессиональный рост (создаются условия
для повышения работниками
– интеграция (создаются новые модели поведения, закрепляющие новые отношения, выбираются проекты, в которых реализуются перспективные идеи, позволяющие объединить усилия всех работников кризисного предприятия).
В работе с персоналом кризисного предприятия существует два подхода по повышению конкурентоспособности:
–
ликвидация имеющихся недостатков
в организации путем
– поиск уникальных черт предприятия, которые создают положительный образ у потребителей.
Реорганизация,
связанная с сокращением
Неэффективная
реорганизация может привести к
следующим негативным результатам
(табл. 5).
Таблица 5
Последствия неэффективной кадровой политики на кризисном предприятии
Мероприятия | Результат |
Выполнение программ добровольного увольнения персонала, в том числе уход на пенсию по возрасту | Риск потери квалифицированных кадров, из-за чего у предприятия могут быть значительные трудности |
Сокращение или временное освобождение от работы некоторой доли работников во всех структурных подразделениях | Неравномерное распределение рабочей силы в структурных подразделениях предприятия |
Сокращение программ финансирования обучения и повышения квалификации работников предприятия | Неподготовленность работников к работе на новых рабочих местах в условиях ограниченности ресурсов |
Чрезмерно резкое и значительное сокращение персонала | Нарушение ритмичного технологического процесса, необходимость возвращения уволенных на рабочие места или найм других работников, что может создать конфликтные ситуации |
Расстановка на место уволенных оставшихся работников | Кратковременный успех до тех пор, пока у оставшихся работников будет побудительный стимул к труду |
Введение жесткой регламентации труда и строгой отчетности взамен широкого вовлечения персонала в разработку и реализацию мер по выводу предприятия из кризиса | Отчуждение коллектива от руководителя и, как результат, снижение стимулов к высокопроизводительному труду |
Поэтапное отправление работников в неоплачиваемый отпуск | Ухудшение в коллективе морально-психологического климата и отношения к труду |
Внедрение системы стимулирования, которая не учитывает перспективы роста карьеры работников на предприятии | Негативное
отношение к предприятию |
К положительному эффекту при реорганизации кризисного предприятия, как правило, приводят следующие мероприятия.
– сокращение уровней в структуре управления с сохранением рабочих мест при одновременном укреплении резерва для высшего звена управления предприятием;
– сокращение структуры управления с учетом взаимозависимости ее элементов и разработка мер по стабилизации новой структуры;
– периодическая переоценка кадровой политики с целью наибольшего соответствия сложившейся ситуации;
– выявление, поддержание и обучение работников, проявивших лидерские качества и склонность к управленческой деятельности;
– реализация образовательных программ, поддержание профессионального роста работников, особенно в приоритетных для предприятия областях;
– заблаговременная подготовка перспективных кандидатов на ключевые должности с учетом их умения выполнять свои функции в условиях кризиса;
–
децентрализация структуры
– создание команд единомышленников на уровне руководства и структурных подразделениях;
– отслеживание и сохранение кадрового потенциала.
Повышение
уровня конкурентоспособности
– важность для краткосрочного выживания в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
– недоступность для конкурентов из-за трудности их заимствования;
– сочетание знаний и умений персонала, а не их воплощение в продукции и функциональных обязанностях;
–
соединение в концентрированном
виде научно-технического, производственного,
организационно-
– принадлежность организационной системе предприятия в целом, а не отдельным работникам;
– долговременная основа для принятия стратегических решений;
Информация о работе Стратегическое управление предприятием в кризисных условиях