Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:59, курсовая работа
Термин "стратегическое управление" был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. В современных условиях можно говорить только об увеличении актуальности стратегического управления, и, соответственно, актуальности темы данной работы.
–
поддерживаются и воспринимаются предприятием
в течение определенного
– обеспечивают доминирующее положение на рынке.
Во
взаимоотношениях с коллективом
зачастую приходится преодолевать сопротивление
со стороны персонала. Основным методом
здесь является принудительный, который
предусматривает использование
силы для преодоления сопротивления.
Принудительный метод в социальном
плане нежелателен, но в условиях
дефицита времени он дает преимущества.
Однако, когда причина сопротивления
работников ясна, открытого проявления
силы не требуется. При применении силового
метода встречаются следующие
– отсутствие, как правило, до начала перемен основы, которая обеспечила бы осуществление силового метода, и как следствие, высокий риск неудачи;
–
трудность прогнозирования силы
сопротивления персонала и
– преждевременность вызова перемен в конечном итоге замедляет сроки выхода предприятия из кризиса;
– игнорирование силовых указаний по внедрению изменений;
– преобладание силовых методов в ущерб другим.
Для уменьшения трудностей целесообразно провести анализ настроений работников и выявить хотя бы потенциальный источник сопротивления или поддержки. Если сопротивление или благоприятные возможности можно предвидеть, и нет особой срочности в реализации мер, то изменения можно проводить постепенно в течение длительного периода времени. Процесс изменений в этом случае в основном должен идти не от руководства, а от сторонников руководства на разных уровнях. Конфликты разрешаются компромиссами, перемещениями руководящих кадров. Если внешние изменения угрожают самому существованию руководства, как правило, сопротивление персонала начинает ослабевать и уступать место поддержке. В этом случае главной задачей является не борьба с сопротивлением, а предупреждение паники. Если кризис неизбежен, руководитель может принять следующие меры:
–
убедить коллектив в
– готовить себя в глазах коллектива на роль «спасателя», когда кризис наступит;
– до настоящего кризиса организовать искусственный кризис, создав образ внешнего «врага», который угрожает руководству.
Последняя
мера значительно снижает
– сформировать аналитическую группу, способную давать обоснованные прогнозы развития ситуации на предприятии и за его пределами, разрабатывать схемы преодоления возможного сопротивления, создавать атмосферу поддержки инноваций;
– координировать управленческие усилия на решение приоритетных проблем;
– отделять стратегические изменения от текущих конфликтов;
– организовать обучение персонала;
– привлекать к принятию решений экспертов;
– обеспечить для руководителей реальную возможность влиять на принятие решений по вопросам, относящимся к их компетенции.
Указанные элементы системы управления должны быть направлены на решение проблем организации. Так, управление, как функция, должно больше реализовываться через выполнение антикризисных управленческих работ, процедур финансового оздоровления деятельности организации во взаимосвязи с другими обычными управленческими работами. Управление, как процесс, требует взаимоувязки между собою управленческих действий, направляемых на подготовку и принятие решений для реализации программы повышения финансовой устойчивости организации. Следует отличать вертикальные связи – связи подчинения, при наличии нескольких уровней управления и горизонтальные связи – связи согласования и координации управленческих действий между службами одного уровня и работниками.
Таким образом, структура управления, ее эффективность существенно влияют на все стороны жизнеобеспечения организации. Выбор вида структуры управления, ее построение и совершенствование – это процесс адаптации структуры управления к внешним условиям деятельности организации (требованиям рынка, государственных органов, внешней экономической среды и внутренним факторам экономического положения организации (технологии, трудовым, материальным, техническим и финансовым ресурсам, масштабу производства, доле продукции на рынке и т.д.)). Распространенными видами структуры управления организации являются линейно-функциональная, линейно-функционально-штабная и линейно-дивизиональная. Указанные виды структуры управления характерны для различных производственно-хозяйственных и торговых организаций. Более редко применяются проектная структура управления (для научно-исследовательских организаций), программно-условная и матричная структуры управления, как правило, охватывающие только часть организации.
В основу линейно-функциональной, линейно-функционально-штабной и линейно-дивизиональной структур положены линейная вертикаль управления между уровнями и специализация звеньев, отделов, служб и отдельных управленческих работников по функциям.
Линейно-функциональная структура. Подразделения в рамках структуры этого типа специализируются на выполнении основных функций управления (производство, исследования и разработки, снабжение, сбыт, бухучет, экономика и финансы, кадровая политика). Эта структура лежит в основе высокоцентрализованной системы управления предприятием.
Основными достоинствами такой структуры являются незначительное дублирование функций и высокий уровень специализации. При этом недостатками выступают сложность решения «сквозных» задач, трудность движения информации между подразделениями как по горизонтали, так и по вертикали и нечеткая ответственность за хозяйственные результаты деятельности организации. В экономически развитых странах линейно-функциональные структуры свойственны лишь мелким и небольшой части средних фирм.
Линейно-дивизиональная
структура. При этой структуре управления
все подразделения организации
специализированы по продуктам, видам
деятельности или конкретным рынкам
и на них возлагается вся
Достоинством
этой структуры управления является
полнота ответственности за результаты
деятельности. Недостатки структуры
связаны с дублированием
Организация
структуры управления по дивизиональному
типу обычно дополняется приданием
дивизионам статуса центра финансовой
ответственности и
В 1980-х годах около 96% американских успешных компаний имели дивизиональные структуры управления.
Программно-целевая
структура. Программно-целевой подход
представляет собой функциональный
и продуктовый принципы. Для решения
конкретных задач формируются программы
или проекты. В распоряжение руководителей
проектов выделяются мощности и фонды,
а также специалисты
Достоинства
этого типа структур обусловлены
их гибкостью и мобильностью в
сочетании с персональной ответственностью.
Программно-целевые структуры
Матричная структура. При такой структуре управления производственные единицы находятся под контролем как функциональных, так и продуктовых служб. Очевидные достоинства этого типа структур в виде улучшения информационного обеспечения и использования опыта специалистов сочетаются с недостатками в виде нарушения иерархии управления и двойственности полномочий и подчинения, возможности роста конфликтности.
В практической деятельности в основном используются 2–4-уровневые структуры, где число уровней и звеньев управления на каждом из них зависит от масштаба производства организации, разнохарактерности ассортимента продукции, территориальной рассредоточенности производственных, подсобных и вспомогательных подразделений, наличия дочерних и зависимых предприятий, особенностей работы на рынке, квалификационного состава управленческих кадров и других факторов.
За
конечный результат в целом на
каждом уровне управления отвечает руководитель,
задача которого состоит в координации
работы всех подчиняющихся ему
Достоинства
и недостатки организационных структур
управления оцениваются тем, насколько
конкретный вид структуры эффективно
реагирует на изменения во внешней
среде и внутри организации, обеспечивает
сплоченность управленческого персонала
и межфункциональную
При оценке эффективности действующей структуры управления в условиях появления признаков кризисного состояния организации следует обращать внимание на следующие факторы, способные влиять на ее построение:
– размер и степень разнообразия деятельности организации;
– территориальное размещение подразделений организации;
– динамизм внешней среды, рынка сбыта продукции;
– стратегию, реализуемую организацией;
–эффективность
принимаемых и реализуемых
– объем дублирования функций управления;
– несоответствие обязанностей объему прав и полномочий;
–
трудности в прохождении
– противоречивость принимаемых и реализуемых решений;
– практику делегирования полномочий и ответственности.
Основной
целью организации, находящейся
в кризисной экономической
В
кризисный период изменения в
структурах управления должны быть направлены,
прежде всего, на создание условий для
выживания организации за счет рационального
использования ресурсов, снижения затрат
и более четкой работы управленческого
аппарата. В этот период могут быть
предусмотрены следующие
–
сокращение числа уровней управления,
переход к более
– установление, из-за каких функций и нерешаемых задач организация попала в кризисную ситуацию;
– сокращение числа заместителей руководителей и смена отдельных руководящих кадров;
– сокращение управленческого персонала в соответствии с уменьшением объема реализации продукции;
–
делегирование большего объема полномочий
и ответственности
– усиление работы, связанной с организацией и контролем за финансовыми потоками предприятия;
Информация о работе Стратегическое управление предприятием в кризисных условиях