Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 07:07, лекция
Валютные операции - это операции с котирующимися на денежных рынках иностранными валютами и платежными до¬кументами, выписанными в иностранной валюте.
На территории РК валютные операции могут осуществляться как резидентами, так и нерезидентами через уполномоченные банки и небанков¬ские финансовые организации, а также их обменные пункты. Покупка, продажа и обмен иностранной валюты минуя выше¬указанные учреждения в РК запрещаются.
Б. паспорт сделки по импорту - документ валютного контроля в форме, установленной настоящей Инструкцией, заполняемый импортером и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке;
В. электронная
копия паспорта сделки по импорту (далее
- электронная копия ПС) - электронная копия
паспорта сделки, сформированная согласно
форматам, утвержденным соответствующим
приказом уполномоченного органа по вопросам
таможенного дела;
Г. дата импорта - дата приема грузовой
таможенной декларации к таможенному
оформлению, указанная в графе "7"
грузовой таможенной декларации;
Д. досье по импорту - специальная подборка документов валютного контроля, формируемая таможенным органом в пределах своей компетенции по каждому паспорту сделки по импорту, оформленному таможенным органом;
Е. дело по импорту - специальная подборка документов валютного контроля, формируемая уполномоченным банком в пределах своей компетенции по каждому паспорту сделки по импорту, оформленному уполномоченным банком;
Ж. журнал по импорту - журнал, который ведется как банком, так и таможенным органом для учета входящих и исходящих документов валютного контроля по импорту;
З. журналы регистрации паспортов сделок по импорту - журналы, которые ведутся таможенными органами для присвоения номера паспорту сделки по импорту.
Лекция № 13
Тема: Контроль над поступлением
экспортной выручки и
использованием средств в иностранной
валюте и тенге на цели импорта
1) Зачисление экспортной выручки на банковский счет экспортера и проведение платежей на цели импорта производится уполномоченным банком только после оформления паспорта сделки в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
2) В целях
облегчения идентификации поступающих
сумм экспортер/импортер уведомляет иностранного
плательщика о необходимости указания
в платежных документах на перечисление
денег в пользу экспортера/импортера реквизитов
контракта и номера паспорта сделки.
В случае отсутствия в межбанковском
документе необходимых данных для отнесения
уполномоченным банком поступивших денег
к конкретному паспорту сделки, уполномоченный
банк зачисляет их на внутрибанковский
счет, предварительно письменно уведомив
экспортера/импортера о таких поступлениях,
которые не поддаются идентификации.
Экспортер/импортер, получив письменное
уведомление уполномоченного
Деньги,
поступившие на внутрибанковский счет
и идентифицированные по конкретному
паспорту сделки, по которому требуется
получение лицензии/регистрационного
свидетельства Национального Банка Республики
Казахстан или выполнение бенефициаром-экспортером/
Если в течение 180 календарных дней поступившие
деньги не будут идентифицированы по конкретному
паспорту сделки или экспортером/импортером
не будут выполнены иные действия по предоставлению
необходимых документов и сведений, предусмотренных
валютным законодательством, уполномоченный
банк обязан вернуть такое указание отправителю
без исполнения.
3) При несовпадении валюты контракта и валюты платежа по паспорту сделки, пересчет осуществляется через рыночные курсы обмена валют, определенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на день платежа, либо кросс-курсы, рассчитанные на основании указанных курсов на день платежа.
Допускается расхождение с рыночными
курсами обмена валют, определенными
в соответствии с законодательством
Республики Казахстан, или с кросс-курсами,
рассчитанными на основании указанных курсов,
в пределах не более 5 процентов, либо с
курсами, сообщенными Национальным Банком
Республики Казахстан таможенному органу
в соответствии с настоящим пунктом.
В случае заключения контракта в валюте,
по которой в соответствии с законодательством
Республики Казахстан не определяется
рыночный курс обмена валют, пересчет
осуществляется по текущему рыночному
курсу этой валюты к доллару США (котировкам
спроса) на день платежа, полученному по
каналам информационного агентства "REUTERS",
сообщаемому экспортеру/импортеру уполномоченным
банком. После чего пересчет в тенге осуществляется
по рыночному курсу тенге к доллару США,
определенному в соответствии с законодательством
Республики Казахстан.
В спорных
случаях, при признании таможенным
органом представленного расчета необоснованным,
таможенный орган направляет письменное
обращение в Национальный Банк Республики
Казахстан с просьбой предоставить информацию
о фактическом рыночном курсе этой валюты
на день платежа к курсу любой из валют,
по которой в соответствии с законодательством
Республики Казахстан определяется рыночный
курс обмена валют. На основании полученной
информации таможенный орган пересчитывает
фактически поступившую сумму в валюте
платежа по экспорту или фактически поступивший
товар по импорту через кросс-курс иностранных
валют к тенге, о чем письменно уведомляет
экспортера/импортера и делает соответствующую
отметку в досье по экспорту/импорту. <*>
4) Если валюта платежа по паспорту сделки
не совпадает с фактической валютой платежа,
уполномоченный банк вправе до зачисления
на банковский счет экспортера/импортера
с его согласия провести конвертацию поступивших
денег в валюту, предусмотренную условиями
контракта, по согласованному с экспортером/импортером
курсу.
В случае отказа экспортера/импортера провести указанную конвертацию, экспортер/импортер обязан оформить дополнительный лист к паспорту сделки по экспорту/импорту и представить в таможенный орган расчет курса валюты контракта к новой валюте платежа с необходимыми пояснениями. Таможенный орган проверяет указанный расчет с точки зрения соответствия условиям контракта и обоснованности курса, используемого в расчете с учетом требований пункта 31 настоящей Инструкции, и в случае признания расчета обоснованным, учитывает поступление/возврат денег/товара в валюте контракта.
5) В случаях, когда экспортная выручка не поступает в уполномоченный банк в сроки, указанные в паспорте сделки по экспорту (графа "Последняя дата" Приложения N 1 к настоящей Инструкции), экспортер обязан в течение десяти рабочих дней с даты окончания сроков поступления экспортной выручки представить в таможенный орган письменное объяснение о причинах непоступления экспортной выручки с приложением копий подтверждающих документов, на основании которых (при отсутствии изменений и/или дополнений в контракт или иных контрактов) оформляется дополнительный лист к данному паспорту сделки в установленном Инструкцией порядке.
6) В случаях, когда товар по импорту не поступает в сроки, указанные в паспорте сделки по импорту (графа "Последняя дата" Приложения N 2 к настоящей Инструкции), импортер обязан в течение десяти рабочих дней с даты окончания срока поступления товаров по импорту представить в таможенный орган письменное объяснение с приложением копий документов, подтверждающих обоснованность не поступления товаров по импорту, на основании которых (при отсутствии изменений и/или дополнений в контракт или иных контрактов) оформляется дополнительный лист к данному паспорту сделки в установленном Инструкцией порядке.
7) Для целей облегчения идентификации
поступающих товаров импортер уведомляет
поставщика о необходимости указания
в сопроводительных документах, направляемых
в адрес импортера и подтверждающих отгрузку
товаров в его пользу, реквизитов контракта
и номера паспорта сделки, оформленного
по данному контракту.
8) В случае
неполного или несвоевременного поступления
экспортной выручки таможенный орган,
при наличии документов, подтверждающих
факт правонарушения, направляет соответствующую
информацию в правоохранительные органы
и Национальный Банк Республики Казахстан.
9) Таможенный орган осуществляет контроль над своевременным поступлением товара в соответствии с условиями контракта и паспорта сделки по импорту. В случае нарушения сроков поступления товара таможенный орган, при наличии документов, подтверждающих факт правонарушения, направляет соответствующую информацию в правоохранительные органы и Национальный Банк Республики Казахстан.
10) В случае установления фактов нарушения уполномоченным банком обязанностей агента валютного контроля, предусмотренных настоящей Инструкцией, таможенный орган обязан направить в адрес уполномоченного органа по вопросам таможенного дела и Национального Банка Республики Казахстан соответствующую информацию для применения санкций в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
11) В случае установления нарушений требований валютного и таможенного законодательства, в части экспортно-импортного валютного контроля, допущенных таможенным органом и экспортером/импортером, уполномоченный банк обязан направить соответствующую информацию в адрес Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по вопросам таможенного дела для применения санкций в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
12) В случае, если экспортер/импортер отправляет/получает товар не по месту своей государственной регистрации, оформление паспорта сделки осуществляется в таможенном органе, в зоне деятельности которого он зарегистрирован. При этом, в графе паспорта сделки "особые отметки" указывается место таможенного оформления товара по контракту. Таможенное оформление товара осуществляется в соответствии с процедурами, установленными таможенным законодательством.
Копия паспорта сделки, заверенная печатью
таможенного органа по месту регистрации экспортера/импортера,
направляется в таможенный орган по месту
оформления товара. В целях валютного
контроля таможенный орган по месту оформления
товара обязан направлять информацию
о движении товаров по экспорту/импорту
в таможенный орган, оформивший паспорт
сделки.
Лекция №14
Тема: Техническое обеспечение процедуры контроля за экспортно-импортными операциями в Республике Казахстан
1) Сведения, содержащиеся в документах, оформляемых в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, являются для банков банковской тайной, а для таможенного органа - информацией для служебного пользования. Банки и таможенные органы обеспечивают конфиденциальность этой информации.
2) С письменного
согласия таможенного органа и при условии
выработки уполномоченными банками совместно
с таможенным органом процедуры, обеспечивающей
сохранность и бесперебойную доставку
документов, уполномоченные банки и таможенные
органы могут перейти на электронный обмен
документами.
3) Уполномоченные
банки, изменившие наименование или почтовый
адрес, обязаны:
1) не позднее 10 календарных дней
с даты регистрации в органах
юстиции таких изменений,
2) не позднее 10 календарных дней с даты
регистрации в органах юстиции таких изменений,
информировать экспортеров/импортеров, паспорта сделок которых приняты
к валютному контролю данным банком, о
необходимости предъявления первого экземпляра
паспорта сделки в банк для отражения
в разделе "Особые отметки банка, таможенного
органа" паспортов-сделок новых реквизитов
уполномоченного банка;
3) обеспечить прием поступающей
на их прежний адрес или
прежнее наименование
На основании вышеуказанной
4) В случае изменения обслуживающего уполномоченного банка и/или таможенного органа, в зоне деятельности которого экспортер/импортер зарегистрирован, экспортер/импортер обязан закрыть паспорт сделки по экспорту/импорту и в течение трех рабочих дней представить на оформление в таможенный орган новый паспорт сделки по экспорту/импорту, который оформляет его и направляет в новый уполномоченный банк экспортера/импортера в порядке, установленном разделом 3 настоящей Инструкции.
Новый уполномоченный банк и/или таможенный орган обязаны в течение трех рабочих дней с даты оформления нового паспорта сделки по экспорту/импорту направить письменное обращение в уполномоченный банк и/или таможенный орган, оформлявшие предыдущий паспорт сделки по экспорту/импорту, о поступившей по нему экспортной выручке/проведенных платежах по импорту либо их возврату и об отправленных/полученных ранее товарах либо их возврату.
Предыдущий уполномоченный банк и/или таможенный орган обязаны в течение семи календарных дней предоставить новому уполномоченному банку и/или таможенному органу запрашиваемую информацию.