Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:47, дипломная работа

Описание

Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено, прежде всего, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей
1.1 Сущностно- содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………6
1.2 Анализ предметно-пространственной среды игровой комнаты детского сада………………………………………………………………………………..15
Выводы по I главе………………………………………………………………23

Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды
2.1 Возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24
2.2 Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..41
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом общей комнаты группы детского сада, направленного на гармоничное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………..48
Выводы по II главе………………………………………………………………55

Заключение……………………………………………………………………57
Литература..……………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_gotovyy.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ (ПОВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ  И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА

 

 

 

 

 

 

 

 

Камратова Анастасия Андреевна

 

 

 

 

 

 

«Дизайн-проект интерьера

игровой комнаты в детском саду»

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Направление 050501.65  Профессиональное обучение

Профиль: дизайн интерьера

Квалификация: специалист

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

доцент Салахов Р.Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2013 г.

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей

1.1 Сущностно- содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………6

1.2 Анализ предметно-пространственной среды игровой комнаты детского сада………………………………………………………………………………..15

Выводы по I главе………………………………………………………………23

 

Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды

2.1 Возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24

2.2 Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..41

2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом общей комнаты группы детского сада, направленного на гармоничное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………..48

Выводы по II главе………………………………………………………………55

 

Заключение……………………………………………………………………57

Литература..……………………………………………………………………61

Приложения…………………………………………………………………...64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено, прежде всего, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения

В задачи дошкольного воспитания в детском саду входит обучение основным законам общения: ребенок учится искать компромисс между своими желаниями и интересами других, отстаивать свою точку зрения и одновременно уметь сдерживать себя при разрешении споров. Особенно ценно, что в детском коллективе все эти навыки формируются самым естественным образом — во время игры и в процессе общения с другими детьми.

Безусловно, воспитание в детском саду нисколько не заменяет домашнего образования. Отметим, что в современных семьях редко рождается больше одного ребенка, и потому самым доступным источником общения и развития в коллективе остается именно детский сад.

Помимо привития навыков  общения в социуме, целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Все это — необходимые компоненты для формирования полноценной гармоничной личности. В задачи воспитателя входит предложение самых разнообразных занятий, которые позволят реализоваться каждому воспитаннику в группе. Это может быть рисование, лепка и создание аппликаций, занятия пением, физкультура или гимнастика, а также, дополнительно, изучение иностранного языка, хореография и многое другое. При таком подходе к воспитания создаются условия для развития пяти основных личностных потенциалов — познавательного, коммуникативного, ценностного, художественного и физического.

«Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывая огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Собственно, здесь имеет место сложнейшее взаимопроникновение влияний всех развивающихся сторон личности. «Человек не воспитывается по частям.— писал А. С. Макаренко, — он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»[17].

Наиболее актуальным аспектом нравственного воспитания в наши дни является экологическое  воспитание.

«В.А.Сухомлинский писал: «Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус»[27].

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.  

Общество осознает остроту  современных экологических проблем, поэтому перед педагогической теорией  и практикой выдвинута задача воспитания детей в духе бережного, сознательного отношения к природной среде. Молодое поколение должно справляться с вопросами рационального природопользования, защиты природных богатств и их возобновления. Необходимо, чтобы чувство ответственности за состояние окружающей среды превратилось в норму поведения, поэтому его целенаправленно воспитывают с детских лет.  

 Цель экологического воспитания - формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на осознании проблем экологии и стремлении решить их. «Она достигается по мере решения следующих задач:

-образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

-воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности)»[25].

Наиболее целостно развитие ребенка проходит в уютной, комфортной обстановке, которая способствует эффективному обучению, физическому, духовному и  нравственному росту. Безусловно, логически  составленный интерьер, в котором учтены возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, и грамотный декор создают благоприятную среду для гармоничного развития ребенка и раскрытия его творческих способностей. Правильно подобранный цвет стен и принты, хорошее освещение, экологичная удобная мебель, являются важными элементами предметно-пространственной среды, поэтому нужно, чтобы каждый из них был тщательно продуман, тем более, если речь идет об интерьере для детей. Именно на него необходимо обратить особое внимание, как на платформу для развития будущего поколения. К детским интерьерам предъявляются повышенные требования – он должен быть функциональным, безопасным, экологичным, отвечать эстетическим требованиям; мебель и все покрытия должны быть легко моющимися, состоять из нетоксичных материалов. Преимущество при разработке  интерьера для детей – это практически неограниченная свобода фантазии дизайнера вкупе со сложными проектными задачами. Художники и дизайнеры любят проекты, для создания которых нужны неординарные, нестандартные решения, ведь в этом случае интерьер также получается нетривиальным и оригинальным.

Исходя из вышеизложенного, нами была сформулирована гипотеза исследования, что интерьер и оформление групповой комнаты современного детского сада недостаточно соответствует принципам функциональности и экологичности, не отвечает целям общего гармоничного развития и, как его части - экологического воспитания. Если организовать функционально правильную предметно-пространственную среду, то это будет являться эффективным средством умственного, духовного, физического и нравственного развития дошкольников.

Объектом исследования явилось интерьерное пространство групповой комнаты детского сада.

Предмет исследования – интерьер групповой комнаты, отвечающий принципам функционализма и экологичности, как инструмент гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Целью исследования стала эргономичная и функциональная предметно-пространственная среда, основанная на природоохранных концепциях, как фактор гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть содержание  и формы гармоничного воспитания  детей в современном детском  саду

- провести анализ особенностей  экологического воспитания детей дошкольного возраста

- рассмотреть эргономику  формирования пространства в  современном детском саду

- проанализировать особенности  оформления интерьера дошкольного  образовательного учреждения

- разработать дизайн-проект  предметно-пространственной среды групповой комнаты детского сада на основе экостиля и стиля «функционализм»

В соответствии с целью  и гипотезой были определены методы: изучение литературы, анализ существующих интерьерных решений и метод  проектов.

Теоретическая значимость нам видится в том, чтобы систематизировать материал о гармоничном развитии детей и об одной из наиболее актуальных его составляющих – экологическом образовании. Кроме теоретической значимости работа имеет большое практическое значение, мы разработали дизайн-проект интерьера групповой комнаты детского сада.

Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографию. К работе прилагается графический проект «Дизайн проект интерьера групповой комнаты детского сада»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей

1.1Сущностно-содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды

Окpужающая пpедметно-пpостpанственная  сpеда должна обеспечивать pебенку полноценное физическое, умственное, эстетическое, нpавственное, т. е. pазностороннее pазвитие и воспитание.

Понятие «окружающая  среда» выступает в широком и  узком смысле. В широком смысле - это тот социальный мир, в который  приходит малыш, рождаясь на свет, т. е. социальная культура общества. Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка - «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества» (А. Н. Леонтьев)»[26].

Процесс овладения различными видами человеческой деятельности открывает ребенку мир предметов. На познавательное развитие и умственную активность воспитанника (например, в конце первого года жизни малыш уже хорошо знает назначение чашки: он пьет из нее; кроватки - он спит в ней; стульчик - сидит на нем и т. п.) определенное воздействие оказывают окружающие его предметы.

По мере того, как малыш  начинает активно двигаться, у него появляется возможность перемещаться в пространстве, и окружающий мир  постепенно расширяет свои границы. Мозговая активность, мыслительные операции анализа и сравнения связаны с освоением предметной действительности на практике. В этом случае термин «окружающая среда» понимается в узком смысле своего значения, как предметно-пространственная среда, заполненная мебелью, игрушками, где ребенок с помощью взрослого познает окружающий его мир.

Эта среда оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому как ребенок не только изучает предметы и усваивает их названия, - ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослых, через призму которых малыш учится отношению к окружающей его действительности.

Можно утверждать, что  мир, окружающий малыша воздействует на него эмоционально, и, следовательно, развивает эстетически и этически.

Физическое состояние  детей во многом определяется их эмоциональным  комфортом.

Предметы мебели, пособия, игрушки должны быть удобными и соответствовать  возрасту ребенка, они обеспечивают эффективное освоение окружающего пространства, постепенное овладение различными видами движений и развитие мелкой моторики рук, ведь это составляет первоначальную основу здоровья и физического развития.

Костно-мышечная система  формируется длительнее в сравнении  с другими системами организма, потому для ее созревания важно, чтобы ребенок активно двигался. Со стороны взрослого оказывается воздействие на мышечную систему ребенка, и без этого воздействия она не реализуется. Потребность в движении необходимо удовлетворять, поэтому важна организация двигательной среды на протяжении  дошкольного детства.

Информация о работе Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду