Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:47, дипломная работа
Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено, прежде всего, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей
1.1 Сущностно- содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………6
1.2 Анализ предметно-пространственной среды игровой комнаты детского сада………………………………………………………………………………..15
Выводы по I главе………………………………………………………………23
Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды
2.1 Возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24
2.2 Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..41
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом общей комнаты группы детского сада, направленного на гармоничное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………..48
Выводы по II главе………………………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………57
Литература..……………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………
Использовать в групповых
комнатах росписи, мозаику и другие
монументальные настенные композиции
нецелесообразно, лучше иметь качественный
сменяемый материал, оригинально
оформленные работы детей и взрослых.
Содержательность игровой деятельности
детей во многом зависит от подбора игрушек, их качества
и размещения. Подчас во всех группах бытует
одна и та же организация игровых уголков
с одним и тем же составом игрушек и их
расстановкой, а это неправильно. Ведь
в младших группах используются в основном
игрушки из мягких, безопасных, легких
материалов (пластик, ткань, дерево, картон),
простых форм и расцветок.
В старших появляются игрушки более сложных
форм и конструкций из металла (транспортные,
заводные, электрифицированные). В детских
садах всегда уместна крупная, так называемая
«интерьерная», игрушка (набивная, надувная
и т. п.). Игровая зона для малышей устраивается
в хорошо освещенных, теплых участках
комнаты; она может быть приподнята на
подиуме. В игровых уголках на уровне стоящего
ребенка стены можно оклеить цветным линкрустом,
пластиковой пленкой или влагостойкими
обоями с нарядным рисунком. Для игр хорошо
использовать невысокие, легкие, но устойчивые
ширмы-экраны. Они могут быть плотными
и полупрозрачными, с прорезями («окна»,
«двери») и другими элементами. Вообще
оформление игрового уголка допускает
большое разнообразие, но оно должно способствовать
бережному отношению детей к игрушкам,
побуждать их после завершения игры убирать
все на место.
Организация любого занятия предполагает
удобное место для его проведения, современное
комплексное материальное оснащение,
красивое оформление. Для малышей и детей
средней группы столы можно ставить лентой,
кругом, полукругом, а для старших дошкольников
необходимо выделить учебную зону с левосторонним
освещением. При оборудовании зоны занятий
в старших группах детского сада используются
настольные и настенные доски для начальной
школы (их всегда можно приспособить к
условиям детского сада).
Типовой стол для воспитателя экранирован, имеет откидную полку для образцов, выдвижной блок с аппаратурой и аудиовизуальными пособиями. Учебную зону можно выделить цветом, но так, чтобы не было большого контраста между цветом доски и цветом стены, на которой она размещена (цвет стены всегда подчинен цвету доски, сливаться по тону они не должны — что-то всегда должно быть насыщеннее).
Успешность художественной деятельности детей зависит не только от получаемых детьми знаний, впечатлений, от умений взрослого организовать занятия по интересам, но и от оборудования и привлекательности оформления зон для таких занятий: они должны быть самыми нарядными, самыми занятными. Их зонирование предполагает хорошее материальное оснащение, естественное освещение, при необходимости — подсветку. Каждая зона имеет как бы два уровня оформления — вертикальный (окраска простенка, занавеси, шкаф-полка, доска для рисунков) и горизонтальный (рабочая мебель, инструменты, материалы, книги)»[4].
Выводы по главе
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что разработка дизайн-проекта общей комнаты группы детского сада требует соблюдения многих условий. Это касается и санитарно-эпидемиологических норм, и физиологических особенностей дошкольников. Следует учитывать особенности детского цветовидения и цветовосприятия, их влияние на психоэмоциональное состояние воспитанников.
Окружающая предметно-
Оборудование детского
сада позволяет реализовать
Интерьер должен вызывать у ребенка чувство комфорта, уюта, защищенности с одной стороны, и с другой – вызывать стремление к творчеству, познанию, исследованиям. Мебель и предметы интерьера предпочтительны лаконичные, с закругленными формами, что в первую очередь отвечает требованиям безопасности. Но не стоит излишне упрощать предметно-пространственную среду это отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, ограничивает его воображение.
Цвет занимает одну из
ключевых позиций в дизайне интерьера.
Он способен преобразить как само
помещение, так и настроение людей,
находящихся в нем. Предметная среда
для детских помещений
Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды
2.1 Возрастные
психолого-физиологические
«Социальная ситуация развития дошкольника. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения — личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но для бесед на эти темы требуется более высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения он отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель. Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом.
На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка»[7].
«Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит. В игровом коллективе у них появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование его личности. Сознание Я, Я сам, появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития и свидетельствуют о начале переходного периода, именуемого кризисом трех лет. Это один из наиболее трудных моментов в его жизни: разрушается прежняя система отношений, складывается новая система социальных отношений, с учетом отделения ребенка от взрослых. Изменение позиции ребенка, возросшая самостоятельность и активность требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе ребенок—взрослый (со сверстниками этого не происходит). Наиболее типичными характеристиками кризиса трех лет являются следующие: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, своеволие, ревность (в случаях, когда в семье несколько детей). Интересной характеристикой кризиса трех лет является обесценивание (эта особенность присуща всем последующим переходным периодам). Что же обесценивается у трехлетнего малыша? То, что было привычно, интересно, дорого прежде. Ребенок может даже ругаться (обесценивание правил поведения), отшвырнуть или сломать любимую ранее игрушку, если она предложена не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и т.п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, происходящее отделение от близких взрослых (Я сам!) свидетельствует о своего рода эмансипации малыша.
В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень важно, чтобы он испытывал положительные чувства, которые стимулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное участие в нем и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки. Вместе с тем у него развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируются любознательность, наблюдательность. Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого — непременное условие всестороннего развития психики ребенка. Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Важным моментом, определяющим характер учения дошкольника, является его отношение к требованиям взрослого. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится усваивать эти требования и превращать их в свои цели и задачи. Успех учения дошкольника в значительной мере зависит от распределения функций между участниками этого процесса и наличия конкретных условий. Специальные исследования дали возможность определить эти функции. Функция взрослого заключается в том, что он ставит перед ребенком познавательные задачи и предлагает для их решения определенные средства и способы. Функция ребенка состоит в принятии этих задач, средств, способов и активном их использовании в своей деятельности. При этом, как правило, к концу дошкольного возраста ребенок осознает учебную задачу, овладевает некоторыми средствами и способами выполнения деятельности и может осуществлять самоконтроль.
В исследовании Е.Е. Кравцовой показано, что новообразованием дошкольного периода развития является воображение. Автор считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция. Основное свойство воображения — способность видеть целое раньше частей — обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления. Оказалось, что применяемая на практике система ознакомления детей с различными эталонами, происходящая на ранних возрастных этапах и предшествующая развитию воображения, противоречит логике развития центрального новообразования дошкольного возраста. Она построена в расчете на усвоение ребенком системы значений, в то время как актуальным на этом возрастном этапе является смыслообразование, которое обеспечивается развитием воображения.
Информация о работе Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду