Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:47, дипломная работа

Описание

Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено, прежде всего, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей
1.1 Сущностно- содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………6
1.2 Анализ предметно-пространственной среды игровой комнаты детского сада………………………………………………………………………………..15
Выводы по I главе………………………………………………………………23

Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды
2.1 Возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24
2.2 Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..41
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом общей комнаты группы детского сада, направленного на гармоничное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………..48
Выводы по II главе………………………………………………………………55

Заключение……………………………………………………………………57
Литература..……………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_gotovyy.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Так, игрушки для сюжетных игр должны побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов и в то же время дополняться новыми игрушками, регулярно обновляться, чтобы игра не превращалась в штамп.

Внесение элементов  новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей  свободы, инициативности, творческого воображения»[21].

«Следует так располагать мебель и оборудование, чтобы дети и взрослые могли свободно передвигаться по комнате. Мебель, перегородки должны быть устойчивыми, полки надежно укреплены на стенах, столы и стулья – не иметь слишком острых углов, цветы в горшках – стоять подальше от края подоконника. Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и пр.) должны быть недоступны для малышей.

В свободном доступе  не должны находиться слишком мелкие предметы, которыми малыш может причинить  вред своему здоровью (подавиться, засунуть в нос или в ухо). Игрушки должны быть чистыми, исправными, не иметь деталей, которые могут поранить ребенка. В игровой комнате, в спальне и в приемной не должно быть пластиковых пакетов, веревок, которые могут вызвать удушение. Со всеми этими предметами дети могут играть только под присмотром взрослых.

Все игрушки (резиновые, пластиковые), материалы для ручного  труда (пластические материалы, клей, краски, ткани, бумага и пр.) должны быть нетоксичны».

Эстетика детского сада создается комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства.

Типы дошкольных учреждений, различающиеся по назначению, характеру  и времени эксплуатации, вместимости  и условиям строительства, определяют архитектурно-планировочную структуру зданий, помещений и участков. В южных районах страны, например, строят детские сады, архитектура которых «защищает» от солнца, способствует проветриванию помещений и площадок; на севере строят здания с закрытыми прогулочными верандами, зимними садами-оранжереями и плескательными бассейнами, где поддерживается постоянный микроклимат. Ориентировка по солнцу, рисунок и размещение окон, дверей, архитектурных деталей — все это влияет на зонирование помещений. Зонирование производится разными способами. Это может быть изменение уровней в помещении или ландшафте на участке; применение разного типа перегородок; характер и направленность освещения, цветовой, графической, фактурной отделки; использование декоративных композиций и озеленения на границах зон. 
Эстетические качества оформления детского сада особенно отчетливо проявляются во взаимосвязи цветового решения и освещения.

Цветовое оформление подбирается в соответствии с особенностями цветовидения и цветовосприятия детей, назначением помещения и условиями его эксплуатации. Известно, что цветовое воздействие интерьера тем естественнее, чем более цветовые тона стен, пола и потолка соответствуют впечатлениям, получаемым человеком в природе: тональность пола по ассоциации с землей должна иметь более темную, насыщенную окраску; стены — по аналогии с пейзажем — будут светлее, а потолок совсем светлый, как небосвод.

Известно также, что  теплые и насыщенные цвета как  бы приближают, сдвигают границы пространства, в котором мы находимся, в то время как холодные и осветленные тона удаляют их и раздвигают, увеличивают объем того же интерьера. В практике используются приемы контрастных цветовых сочетаний и сближенных тонов. Первый применяется в случаях, когда внимание должно акцентироваться на каком-то объекте, фрагменте, детали интерьера; этим приемом художники-оформители пользуются при окраске вестибюлей, коридоров и других переходных помещений. 
Сближенные цветосочетания применяются в отделке помещений для постоянного пребывания детей. Всегда красивы соотношения цветных тонов с ахроматическими (белый, черный, оттенки серого).

Режим освещения детского сада, его характер (солнечное или искусственное: люминесцентные лампы или лампы накаливания), интенсивность и направленность светового потока, внешний вид окон, светильников и занавесей — все это определяет условия эстетического оформления помещений. По мнению специалистов, сочетание естественного и искусственного освещения в одном помещении практически безвредно для детей. Однако надо помнить, что искусственное освещение изменяет правильную цветопередачу окраски интерьера, произведений живописи и оборудования: при использовании ламп накаливания красные, оранжевые и желтые тона высветляются, а синие и фиолетовые темнеют; при люминесцентном дневном освещении все цвета приобретают голубоватый оттенок, а лампы смягчают тона и дают более приятный бело-розовый оттенок. Форма и внешний вид светильника, высота и характер подвеса определяются целесообразностью освещения. Чистота стекол, единый подбор ламп по мощности и цветовому свечению - это тоже эстетика освещения.

Освещение функционально  связано с цветом. Известно, что  и тем и другим в интерьере  можно создать атмосферу хмурого  или солнечного дня. Неравномерность  освещения создает иллюзию рельефности, «волнистости» стены. Небольшое, но хорошо освещенное помещение кажется просторнее, наряднее. Монотонность протяженности коридора нарушают поперечным расположением ленточных светильников. Свето- и цветозонирование помогает выявить красоту архитектурных объемов помещений.

В детском саду применяется  фронтальное равномерное освещение. Однако такое инертное, бестеневое освещение, очень важное для здоровья малышей, не вызывает у детей эстетического  чувства. Наблюдения показывают, что  направленное освещение создает зону эмоционального притяжения, привлекает интерес ребенка к освещенному объекту. Дополнительное освещение учебной доски, уголка природы, зон самостоятельной художественной деятельности и т. д., их высветление в ненастье и зимнее время способствует оптимизации педагогического процесса, благотворно влияет на детей. В декоративных целях проводится подсвечивание выставок детского творчества, озеленения в интерьере. Хорошо использовать вид из окна: в этом случае занавеси подбираются так, чтобы картина природы предстала перед детьми во всей своей красе. 
Большое значение для оформления детского сада имеет подбор мебели. По конструктивным признакам различают мебель сборно-разборную: корпусную, трансформируемую и складируемую. По композиционным особенностям мебельное оборудование может быть напольное и настенное, автономного и встроенного типа. Мебель для детского сада выполняется из древесины (столярная, гнутая, прессованная) с деталями из металла и пластика. Она должна быть прочна, легка, красива, иметь четкие формы с закругленными углами и отделана пластиком или нитроэмалями. Нужно стремиться к тому, чтобы оборудовать детский сад комплектной мебелью. 
Встроенное оборудование увеличивает полезные емкости и площадь для подвижных игр детей, улучшает санитарно-гигиенические условия, придает помещению опрятный и привлекательный вид, создает условия для системного использования дидактического материала и игрушек. Встроенное шкафное оборудование может иметь дополнительные конструкции полок, столов, скамеек, мольбертов, кроватей и т. п. (откидные, выдвижные, раскладные).

Значительную роль в  развитии ребенка-дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству (картины, эстампы, скульптура, мелкая пластика, художественные фотографии). 
Особенно привлекательны для детей произведения декоративного искусства, Монументально-декоративное искусство и изделия мастеров народного промысла нашей многонациональной страны придают необычность, своеобразие дошкольным учреждениям. Использовать можно многое, но в каждом случае следует находить то, что наиболее приемлемо для данного края, области, для данного детского сада — и по содержанию, и по технике, и по; материалу (роспись, мозаика, витраж, чеканка и литье, композиции из дерева и керамики, металла и текстиля). Например, декоративная кладка кирпича, оштукатуривание с вкраплением каменной крошки, литье, ковка, просечка по металлу применяются при отделке здания, входа, лоджий и частично в интерьерах вестибюля, лестницы.

Расширяется «география»  монументально-декоративного искусства  в детском саду — от крупных  городов до небольших поселков. Произведения монументально-декоративного искусства  должны использоваться в оформлении ограниченно, в соответствии с особенностями помещений. Наиболее приемлемы небольшие композиции, выполненные из свето- и водостойких, прочных и совершенно безопасных для детей материалов — майолики, камня, металла, дерева, цветных пластиков. Это могут быть хорошо обработанные вставки, рельефы, панно, объемная скульптура (напольная, настенная), решетки, кашпо, вазы и т. д.

Много знаний, таланта, умения отдают взрослые детям, приобщая их к  ручному художественному труду. Изделия детей и воспитателей, со вкусом выполненные, аккуратно оформленные, имеют большую воспитательную ценность»[3].

«Важный участок эстетики быта — наглядная информация. Для экспозиций следует предусмотреть карнизы и закладные детали в стенах; линии подвеса должны быть прямыми. Текстовой материал целесообразно давать небольшим по объему. Его компонуют с красочными композициями, фотомонтажами. Композиция стенда может быть линейной или ярусной, симметричной или асимметричной, плоскостной или рельефной. Рубрики выделяются готовым шрифтом (картон, дерево, пластик, металл), цветом и размером. Используются и трафареты.

Ни с чем не сравнимая  роль в развитии у детей эстетических чувств, представлений принадлежит  природе. И хорошо, если «зеленый экстерьер» входит в детский сад, а интерьер выходит на природу. Однако использовать в целях эстетического воспитания ландшафтный интерьер может далеко не каждое детское учреждение, чаще встречается искусственное озеленение: аранжировки цветов, листьев, природного материала (спилы, кора, камень, ветки и т. д.) сочетают с мозаикой, витражами, металлом, текстилем, что очень красиво.

Программа предусматривает  организацию уголков природы  в групповых комнатах. Уголок природы  должен быть доступен детям, чтобы они  могли наблюдать жизнь растений и животных, ухаживать за ними. Важно  изящно и грамотно оформить эти уголки. Напольные композиции озеленения можно приподнять на подиуме в виде микроландшафта с перепадами уровней (обрыв, полянка, ручеек, холм и т. п.). Используются центральная (концентрированная), линейная (вертикальная, горизонтальная) и ярусная, смешанная композиции озеленения помещений. Часто зеленые уголки выделяются цветозонированием, фактурной отделкой стены, декоративной подсветкой. Нередко озеленение имеет «конструктивную основу»: это может быть небольшой спил дерева или декоративная ветка, изгибы которой дают опору вьющимся растениям. К стволу-спилу не следует прибавлять полки из чужеродного материала (пенопласт, пластик, металл), лучше если это будут деревянные решетки, плетеные корзиночки (лукошки) для вазочки с растением. Не нужно в уголке природы разрисовывать стены «под пейзаж», в «цветочный орнамент» и т. п. Лучше использовать приемы профессиональной обработки стен (набрызг штукатурки, вкрапление в стену объемной керамики) или украсить их крупноформатной, художественно выполненной фотографией пейзажа. Цветы и растения можно сгруппировать в живописные композиции на специальных подставках; не следует монотонно расставлять их по подоконникам. Интерьер всегда украсят работы детей из природного материала, со вкусом оформленные.

Радость познания и творчества слиты воедино. Приобщение детей к созданию полезного и красивого имеет большую воспитательную ценность. Важно научить детей не только выполнять, но и грамотно размещать в интерьере свои поделки и предметы искусства. Организует эту работу и руководит ею воспитатель. Задания по оформлению должны быть конкретными, мотивированными, должны давать простор творческой фантазии (например, «Дорисуй и раскрась... для украшения игрового уголка»; «Вырежи и пришей... к праздничному костюму»; «Закончи орнамент для украшения зала»; «Составь красивый букет для гостей»; «Вылепи из снега для малышей...» и т. д.).

Руководствуясь общими принципами оформления детского сада, заведующий учитывает особенности  отдельных помещений (их назначение, размер, расположение в здании и т. д.). 
Прежде всего, необходимо позаботиться о правильном оформлении групповой ячейки (раздевальная, групповая, спальная, умывальная). 
Интерьер раздевальной функционален, так как площадь ее сравнительно мала, а пропускная способность велика. Внешний вид ее прост, декоративен. Окраска стен насыщеннее окраски стен групповой, но в каждом случае она выбирается особо, с учетом смены цветоощущений при переходе из смежных помещений (лестница, групповая). Интерьер можно украсить произведениями искусства, фотографиями детей, растениями. Цветовой ритм раздевальной во многом зависит от окраски дверок, шкафов, скамеек, занавесей»[20].

«Групповая комната является основным помещением детского сада, так как в ней проходит почти вся жизнь детей. Правильному размещению оборудования, особенно в групповой универсального назначения, помогает зонирование в соответствии с процессами еды, сна, игр, занятий и т. д. Цветовое решение стен групповой может быть одно- и двухцветным. В целом колорит помещений групповых для малышей выдерживается в спокойных, теплых цветосочетаниях стен и пола. Для детей среднего и старшего возраста приняты более сдержанные, «серебристые», но радующие глаз, свежие оттенки. Стена, на которой размещается дидактическое оборудование, может быть окрашена в более насыщенный тон, нейтральный по отношению к экспозиционному материалу. При организации зон-уголков художественной деятельности и уголков природы целесообразно применять более насыщенные окраски ниш, алькова, лоджий и других архитектурных особенностей помещения.

Есть самые общие  рекомендации по размещению оборудования и оформлению групповой. Место для  сна детей определяется вблизи места  хранения раскладушек и постельных принадлежностей. Зону занятий совмещают  с местом для еды, а уголки игр, деятельности по интересам и уголок природы размещают в простенках окон, в нишах, по углам. Широкое распространение в групповых универсального назначения получили встроенные шкафы, ленточные подоконные столы, откидные кровати и складируемая облегченная мебель — столы, стулья, раскладушки. Обычные шкафы для игрушек компонуют секционно, так как это позволяет устраивать между ними дополнительные полки и ниши и улучшает внешний вид помещения. С помощью шкафов можно создать зоны для разных видов детской деятельности. С этой целью шкафы ставят торцами к стене или спинками друг к другу. В первом случае обратную сторону шкафа лучше оклеить линолеумом или пластиком, чтобы дети могли рисовать на ней.

Информация о работе Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду