Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:47, дипломная работа
Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено, прежде всего, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей
1.1 Сущностно- содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………6
1.2 Анализ предметно-пространственной среды игровой комнаты детского сада………………………………………………………………………………..15
Выводы по I главе………………………………………………………………23
Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды
2.1 Возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24
2.2 Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..41
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом общей комнаты группы детского сада, направленного на гармоничное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………..48
Выводы по II главе………………………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………57
Литература..……………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………
3. Соблюдение условий
психологических, суть которых
в том, что малыш или
Обеспечив эти основные условия, взрослый должен принимать активное участие в развитии творческих способностей ребенка.
Психолог Дж. Гауен дает немало полезных рекомендаций о правильном развитии способностей у детей, с тем, чтобы не помешать свободному самовыражению и способствовать максимально сильному стремлению творить. Итак,
1. По возможности, поддерживайте
у ребенка стремление к
2. Относитесь с терпением
к необычным идеям детей,
3. Предоставляйте ребенку возможность побыть одному, позволяйте ему одному заниматься своими делами. Излишняя опека может быть тормозом для творческого развития ребенка. Помните, что нежелательная родительская помощь может иногда восприниматься негативно, как вмешательство во внутренний мир.
4. Ребенок должен учиться
выстраивать свою систему
5. Постарайтесь обеспечить детям удовлетворение основных социальных потребностей: ощущения безопасности, любви, уважения к себе, ведь скованный человек меньше склонен к самовыражению и творческим проявлениям.
6. Непременно поддерживайте все новые идеи ребенка, ни в коем случае не критикуйте даже самые неудачные творения малыша. Находите в них то, что получилось хорошо, в крайнем случае, мягко обращайте внимание на недостатки и подсказывайте пути их исправления. Ваше одобрение очень важно для вашего ребенка, ведь он творит еще и для того, чтобы вы могли им гордиться.
7. Помните, чем больше вы даете возможностей ребенку для созидательного творчества, тем сильнее вы уменьшаете вероятность его нежелательного поведения. Дети, лишенные возможности творческого выражения, могут устремить свою энергию в совсем нежелательном направлении.
Творческие способности человека достигают максимума в возрасте от трех-четырех и до пятого года жизни. Затем они возрастают в течение первых лет обучения в школе, затем снижаются на несколько лет, и снова возрастают в период полового созревания.
Творческие способности не зависят от образованности. Многие дети утрачивают свою спонтанную смелость творить, приобретая определенный багаж знаний»[34].
«Значение искусства в формировании творческих способностей.
Проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме формирования творческих способностей я пришла к таким выводам:
Проблема творчества и развития творческих способностей детей является сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ней чрезвычайно актуально в настоящее время. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Первая группа включает
природные задатки и
Огромную роль в формировании творческих способностей ребенка играет искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, так как именно искусство пробуждает у детей дошкольного возраста творческое начало, формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир.
Исходя из этого, я в своей работе по формированию творческих способностей детей на занятиях ставлю интеграцию разных видов искусств.
Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).
Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности:
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.
Знакомство детей с картинами Айвозовского, музыкой Римского-Корсакого из оперы "Сказка о царе Салтане" позволяет им воспринимать образ моря в живописи и музыке, созданный художниками и композиторами средствами изобразительного искусства, музыки и музыкальной выразительности.
Интеграция разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств.
На комплексном занятии дети поочередно занимаются пением, рисованием, чтением стихов, танцами. При этом выполнение декоративных работ или сюжетных композиций под звуки мажорной лиричной музыки создает эмоциональное настроение, и дети успешнее выполняют задание.
На комплексном занятии дети ведут себя непринужденно, раскованно. Например, выполняя коллективный рисунок, они советуются, кто и как будет рисовать. Если они хотят инсценировать песню, то предварительно сами договариваются о своих действиях, сами распределяют роли. Во время декоративно-прикладной деятельности (плетение ковриков, роспись глиняной посуды и т. д.) можно использовать в грамзаписи русские народные мелодии, что создает у детей хорошее настроение, вызывает желание напевать знакомые мелодии.
Классификация комплексных занятий.
1). По содержанию комплексные
занятия могут быть достаточно
разнообразными и осуществлятьс
2). Структура комплексных
занятий зависит от возраста
ребенка, от накопления
3-4 года - живое наблюдение предмета или явления плюс яркая иллюстрация его.
4-5 дет - яркая иллюстрация
или картина, небольшое
5-6 лет - литературное
произведение плюс несколько
репродукций, позволяющих
6-7 лет - художественное
произведение плюс 2-3 репродукции
(изображающие либо сходный
3). Комплексные занятия делятся на два типа по значению видов искусства:
4). Комплексные занятия
могут варьироваться по
«Развивающий интерьер соответствует индивидуальности ребенка
Все мы, и взрослые, и дети – очень разные: и по темпераменту, и по тому как воспринимаем окружающий нас мир.
Развивающий интерьер должен быть безопасным
Здесь, как говорится, комментарии излишни. Это должно быть учтено в первую очередь. Безопасность заключается и в использовании экологически чистых материалов, и в покупке эргономичной мебели, которая не наносит вреда здоровью, и в правильном освещении, которое сохраняет детям зрение, и в применении безопасных аксессуаров, которые не разобьются и не сломаются.
Избегайте, по возможности, большого количества искусственных материалов (пвх, например), а также вещей, происхождение которых вызывает у вас хотя бы малейшее сомнение.
В то же время, если ребенок склонен к аллергии – не следует использовать шерстяные изделия. Следите, чтобы на мебели ничего не отслаивалось, не откалывалось, чтобы ребенок не мог посадить себе занозу, облизать ручку, с которой сходит краска, удариться об острый угол, прищимить палец тяжелым ящиком, или не дай бог что-то на себя уронить.
Конечно же, выбирайте качественную мебель, аксессуары, светильники.
Интерьеру детских помещений
следует уделять большее
Развивающий интерьер грамотно спланирован
Детский интерьер должен быть не только красивым, он обязательно должен быть грамотно спланирован. В комнате должна ясно читаться структура, т.е должно быть понятно, где чем детям заниматься. Конечно, в условиях маленького помещения это сделать сложнее, посколько все превращается фактически в одну зону, а внося какие-то разделители, можно сделать комнату еще меньше. Но в просторных комнатах, конечно, есть смысл разделить на зоны.
Например, помимо основных зон: спальной зоны, зоны хранения, игровой зоны желательно предусмотреть место и для занятий физкультурой, и для занятий творчеством, и место для чтения.
Игровая зона – понятие весьма растяжимое, особенно это касается малышей, которые все помещение превращают в игровую зону. Обычно у всех детей есть и настольные игры, и конструкторы, и различные предметы для ролевых игр (магазин, гараж, кукольный дом).
В целях безопасности не ставьте открытые полки или какие-то другие предметы мебели, по которым ребенок может забраться на окно. Устройство у окна мест для чтения очень хорошо в западных интерьерах, но там другая система открывания окон, поэтому у них это безопасно.
Развивающий интерьер воспитывает эстетический вкус у детей
Наличие хаоса и безвкусицы
воспитывают в детях
Цвет в интерьере детской играет одну из решающих ролей. Он оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние. Сочетания цветов и оттенков должны быть гармоничными, с детства воспитывать у ребенка вкус и цветовое восприятие.
Выбирая цвета отделочных материалов, следует ориентироваться на пастельную гамму: светло-зеленые, нежно-розовые, бледно-голубые, приглушенно-желтые оттенки. Чем меньше ребенок, тем быстрее он устает от ярких красок. Разумеется, допустимы яркие цветовые пятна (это могут быть и элементы мебели, и аксессуары), но только не в зоне сна. Также следует учесть, что большое количество темных поверхностей действует на ребенка угнетающе. Если в декоре комнаты использовать цвета, традиционно являющиеся хорошими компаньонами (розовый с зеленым, синий-желтый-красный, желтый-сиреневый, синий-оранжевый, песочный-цвет морской волны и т.д) , у ребенка с детства будет развиваться чувство цвета.
Информация о работе Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду