Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:47, дипломная работа

Описание

Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено, прежде всего, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Проблема формирования развивающей предметно-пространственной среды для детей
1.1 Сущностно- содержательная характеристика развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………………………6
1.2 Анализ предметно-пространственной среды игровой комнаты детского сада………………………………………………………………………………..15
Выводы по I главе………………………………………………………………23

Глава II. Основы гармоничного развития детей в условиях предметно-пространственной среды
2.1 Возрастные психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..24
2.2 Педагогические возможности развивающей предметно-пространственной среды в формировании творческой активности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..41
2.3 Организация и этапы работы над дизайн-проектом общей комнаты группы детского сада, направленного на гармоничное развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………..48
Выводы по II главе………………………………………………………………55

Заключение……………………………………………………………………57
Литература..……………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_gotovyy.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

На время детских  игр столы должны отодвигаться к  стене или убираться, освобождая всю площадь групповой.

– Настенные кашпо с растениями располагаются над головами играющих детей.

Растения в качестве украшения группы должны располагаться  в той ее части, где отсутствуют, так называемые, игровые «зоны». При этом кашпо укрепляются с  двойной страховкой в целях профилактики травматизма»[24].

Современный дизайн в интерьере детских помещений.

Грамотное цветовое решение стен и предметов мебели повышает освещенность помещения. Поэтому существенным требованием является окраска стен в пастельные, светлые тона (светло-желтый, салатовый, бледно-розовый, светло-сиреневый, нежно-голубой и т. п.). Обязательна окраска оконных рам и подоконников в белый цвет, так как они максимально отражают свет. Специалисты по гигиене  установили, что белые поверхности отражают до 80-90 % света, цветные - до 46 %, темные - еще менее.

Выбор основной цветовой гаммы помещения зависит от того, на какую сторону (южную, северную или западную, восточную) выходят окна. Если это северная сторона, то окраска стен должна быть в теплых тонах: розовый, оранжевый, бежевый, желтый, чтобы создавать ощущение тепла, уюта и комфорта. В этом случае цвет помещений будет «согревающим», что особенно важно в зимний период, когда на улице холодно и бело от снега. В летний период в этих помещениях не бывает слишком жарко. Цвет стен не создает впечатление излишней солнечной освещенности.

Для помещений, выходящими на юг или юго-восток, подойдут тона холодной части спектра: голубой, фиолетовый, сине-зеленый, светло-бирюзовый. Эффект их воздействий будет обратно противоположным тому, что было описано выше. Зимой в этих комнатах чаще бывает солнце, а летом, «холодные» тона стен создают впечатление прохлады, свежести, прекрасно ассоциируются с голубым небом и искрящимся водоемом, потому что солнечной «рябью» бегут по стенам светлые блики.

Влияние цвета на психику.

Безусловно цвет оказывает влияние на психическое состояние человека. Исследования показали, что цвет воздействует на ритм сердца, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах.

Красный - символ активности и энергии, силы, крепости, решимости, гнева. Красный цвет особенно заметный, действует возбуждающе. Он может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Если он связан с восприятием радостных событий, таких как праздник, салют, красочное оформление улиц и т. п., - у человека возникают радостные эмоции. Считается, что этот цвет оказывает положительное влияние на пищеварение.

Розовый - цвет оптимизма, но он обладает расслабляющими свойствами. Может снимать излишнее возбуждение, агрессию. Успокаивает, улучшает настроение, создает спокойное, но бодрое состояние.

Желтый - связан с наукой, анализом, наблюдениями. Он поднимает тонус.

Оранжевый - символ зноя, энергии, радости.

Зеленый цвет способствует здоровью и упорству. Зеленый успокаивает, поэтому так приятно отдыхать в лесу.

Голубой цвет символизирует космический дух, истину, одухотворенность. Экспериментально установлено, что «голубизна» не только усыпляет, но и создает ощущение свежести, что тоже немаловажно для быстрого спокойного засыпания.

Синий означает мудрость, верность, холодность, бесстрастность, спокойствие.

Фиолетовый - цвет скромности, печали. Вместе с тем этот цвет успокаивает, вызывает чувство умиротворения, душевное равновесие.

Черный цвет символизирует мрак. Он усиливает влияние рядом стоящего цвета.

Белый - вызывает самогипноз. Он заставляет зрачки глаз расширяться  и поэтому быстро утомляет. Слишком  эмоциональным людям следует  концентрироваться на чисто белом  цвете как можно чаще.

Ученые считают, что  желтый, зеленый и голубой - цвета, которые генетически более «близки» восприятию человека, потому что они соответствуют природной цветовой «памяти»: голубое небе и синие воды океана, зеленые листья растений, желтые лучи солнца и песчаная почва, покрывающая прибрежное пространство. Предполагается, что дети более эмоционально реагируют именно на эти цветовые сочетания, предпочитают их всем другим. Впрочем, доказано, что у ребенка можно условно-рефлекторно сформировать определенное отношение к любому цвету. Вспомним, например, как рано малыши начинают реагировать на белый халат врача, с которым у него состоялось не очень приятное знакомство.

При оформлении внутреннего  убранства группы необходимо соблюдение некоторых правил.

Первое: цвет стен, цветовой подбор занавесей и штор на окнах, а также напольного покрытия - линолеума, ламината - должны быть подобраны гармонично, так как их цветовая гамма превалирует в окружающем пространстве. Например, если цвет стен комнаты светло-желтый, или слоновой кости («какао с молоком», «чайная роза»), то голубые шторы и голубой ламинат на полу будут диссонировать с цветом стен. В данном примере цвет штор и покрытие пола должно соответствовать золотистой, «теплой» части цветового спектра. Ковер должен быть светло-бежевого цвета, в крайнем случае - цвета спелой вишни. Шторы могут быть золотисто-желтыми или светло-бежевые.

Конечно, современный дизайн предполагает и контрастные цветовые сочетания в зависимости от предназначения помещений и их принадлежности (дом, театр, поликлиника и т. п.). Если же иметь в виду группы детского сада, то описанные выше подходы к цветовому оформлению группы диктуются особенностями нервной системы маленьких детей. Они могут уставать от ярких и контрастных больших поверхностей. Это проявляется в нервозности, плаксивости или возбудимости детей. Кроме того, присутствие большого количества игрушек и ярких пособий уже активизирует ребенка, поэтому первое правило гармонии больших поверхностей (стены, пол, шторы) крайне необходимо в помещениях для маленьких детей.

Оберегать нервную систему  от «агрессии» цветом необходимо особенно в условиях детского сообщества, когда много детей присутствует в едином средовом пространстве.

Это же правило действенно и для оформления спален, где цвет стен, штор на окнах, напольного покрытия и цвет одеял или покрывал на детских кроватках подобраны по принципу цветовой гармонии. Например, цвет стен светло-зеленый («молодой травы»), дорожки между кроваток кофейного, золотистого цвета, шторы - зеленые, однотонные, с атласным тональным рисунком того же цвета (полосы, гирлянды, цветы и пр.); покрывала на кроватках желательно выполнить из той же ткани. В этом цветовом решении сочетаются цвета: зеленый, золотистый, светло-кофейный, т. е. естественный «природный» колорит - зелени, солнца и земли. В такой спальне дети засыпают спокойно и быстро, зеленый цвет дает отдых глазам, способствует выработке гормонов, поддерживающих вегетативную нервную систему: успокаивает сердечный ритм, делает более глубоким и продуктивным дыхание.

Однако не слишком  уж монотонно будет в группе, если мы не дополним ее убранство еще чем-то?

Второе правило оформления внутренних помещений: некоторые предметы должны контрастировать с основным цветовым решением группы, как бы расцвечивать окружающий малыша предметный мир, делать его эмоционально близким и интересным. Если учесть, что игрушки постоянно меняются через определенное время, можно с уверенностью сказать, что у детей в такой группе не возникнет «сенсорного голода» из-за отсутствия визуальных (зрительных) впечатлений.

Итак, повторим: цветовое решение группового помещения связано с превалированием какого-либо цвета, относящегося к одному спектру гаммы, гармонированием с ней одних составляющих и контрастированием других.

Оборудование и мебель для детей выполнены из экологически чистых материалов, не подвергающихся деформации при гигиенической обработке. Внешнее оформление этих изделий современно, но эргонометрически выдержанно соответственно государственным стандартам, принятым гигиенистами для детей раннего возраста.

Эти изделия не могут  иметь острых углов, их форма приятна для глаз и удобна в повседневном использовании. Цвет мебели имеет значение, так как должен соответствовать основной цветовой гамме данной группы. Например, в помещении, где преобладает «золотистая» гамма, желательно использовать гарнитур, имеющий пластиковое покрытие светло-желтого или светло-зеленого цветов. А в группе, где присутствуют в основном светло-сиреневые или голубые тона, подойдет гарнитур с синим или сиреневым покрытием.

Законы цветового оформления групповых помещений помогают детям легче адаптироваться и создают состояние успокоенности и достаточности, способствуют охране нервной системы малышей и взрослых.

Последнее имеет отношение  и к оформлению всего блока: групповой  комнаты, спальни, туалета, прихожей (холла). Цветовое решение будет до конца выдержанным, если при переходе из помещения в помещение возникает «преемственность» - один цвет как бы «перетекает» в другой, цвет одного помещения гармонирует с другим. Например, из светло-кофейной прихожей дети попадают в групповую комнату цвета «чайной розы» или «персика», а спальная при этом выполнена в светло-лимонном цвете. Очень тяжело, находясь в прихожей синего цвета, сразу «переключить» глаз на ярко-розовое групповое помещение, а войдя в спальную, обнаружить яркую «зелень». Это дисгармонично и вредно для людей, длительное время пребывающих в таких цветовых контрастах»[11].

 

1.2 Анализ предметно-пространственной  среды групповой комнаты детского  сада

«Мебель классифицируют по назначению, виду исходного материала, эксплуатационным, функциональным признакам, комплектности, характеру и способу производства, величине деформации мягкого элемента, а также по конструктивно-технологическим признакам и видам изделий.

По назначению мебель делят на бытовую (для жилых помещений), для общественных зданий (форма и конструкция определяются спецификой функциональных процессов и характером деятельности учреждений) и детскую (форма, размеры и конструкция определяются с учетом возрастных и ростовых характеристик детей).

Мебель для детских  образовательных учреждений. В настоящее время оптимальным типом детского образовательного учреждения являются сады. В будущем получат развитие универсальные детские образовательные учреждения, рассчитанные на дневное или круглосуточное пребывание в них детей. Детские образовательные учреждения включают в себя три основные группы помещений для детей, подсобные и хозяйственные.

Интерьер в детских  образовательных учреждениях имеет  ряд специфических особенностей в отделке, цвете, освещении  и т. д., связанных с гигиеническими и педагогическими требованиями. Благоприятным гигиеническим условиям в помещениях для детей способствуют гладкость поверхности стен, полов  и потолков, отсутствие в них углублений и выступов, в которых  может собираться пыль.

Для отделки помещений, оборудования и мебели в детских учреждениях применяют светлые спокойные тона, что значительно улучшает освещенность помещений, а также благоприятно действует на детей. Поэтому яркие цвета используются в интерьере лишь в виде отдельных вкраплений, например, яркие цветные игрушки, детские рисунки и т. д.

Мебель для детских  образовательных учреждений должна отвечать ряду требований. Прежде всего, изделия детской мебели должны по своим размерам соответствовать  возрастно-ростовым особенностям детей, так как соответствие мебели размерам и пропорциям тела ребенка вырабатывает у него правильную посадку и способствует физическому развитию.

Отделка или облицовка  детской мебели должна позволять  производить уборку влажным способом, а в случае необходимости применять дезинфицирующие средства. При необходимой прочности масса изделий детской мебели должна соответствовать силе ребенка. Конструкция изделий должна отличаться простотой и предотвращать детский травматизм. По внешнему виду детская мебель должна быть более обобщенной и лаконичной, чем мебель для взрослых»[24].

«Размер и планировка групповых помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог  найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное  состояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для них, так и для взрослых. В ней должна быть предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми.

Мебель и оборудование располагаются так, чтобы было достаточное  пространство для двигательной активности детей. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на велосипедах, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.

Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей. Жизненное пространство в группе должно давать им возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами (например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу). При этом каждая должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер, т.е. она позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся знания и умения, но и побуждает их к преобразованию, исследованию нового, объективно служит целям физического и психического развития детей. С одной стороны, такая среда обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, с другой – позволяет взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей, постановки новых педагогических задач.

Информация о работе Дизайн-проект интерьера игровой комнаты в детском саду